Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Житникова Надежда Викторовна

Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произведений А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Писатели разных веков и поколений показали Пугачёва неодинаково, учитывая политические сложившиеся взгляды, мировоззрения 19-х и 20-х веков, оценку событий современниками, но единодушны в величии и силе характера крестьянского вождя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Оргмомент. ( 1 мин.)

- Добрый день! Поприветствуем гостей на нашем уроке. Займем свои места, согласно выбранной вами ранее группе.

Сегодня на уроке вы работаете по группам: литературоведы, историки, библиографы, языковеды. Вам предлагалось опережающее задание по вопросам.  Подготовку к нему вы и продемонстрируете на уроке.

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Стадия вызова. (3-4 мин.)

Прослушивание стихотворения В.С. Высоцкого (Приглашаются заранее подготовленные ученики)

Слайд 1 (изображение Пугачёва перед казнью)

Учитель литературы:

- Кто является действующим лицом в данной сцене? (Емельян Пугачев).

- Почему он здесь Емелька?

 - Образу какого исторического лица будет посвящен наш сегодняшний урок?

(Емельяну Пугачёву)

Слайд 2 ( изображение Пугачёва)

 - Предлагаю посетить  портретную галерею писателей.

 Слайд 3 (портреты писателей)

- Назовите их. Кто из них писал о Емельяне Ивановиче Пугачёве?  (Пушкин и Есенин)

- А что  объединяет названных писателей с Лермонтовым, Гоголем?

(историзм)

Учитель литературы

  В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил.  На нашем уроке мы постараемся найти эти точки пересечения, и в этом поможет  ваш учитель истории.

- К вопросам личности в истории писатели и учёные подходили по-разному:  историки константировали факты, не затрагивая глубоко саму личность, её характер, чувства, эмоции, мотивы поступков, а писателей интересовал вместе с тем и внутренний мир, характер, окружение, личные переживания и оценка событий.

 Поэтому, ребята, как вы думаете: «Как  мы можем рассматривать Пугачёва?»

 (как историческое реалистическое лицо и как образ художественного произведения в поэме Есенина «Пугачёв»)

- Что хотим на уроке узнать сегодня о Пугачёве?

Каждая группа может высказать свои предположения:

(а) историки -  вспомнить исторические факты восстания Пугачёва

б) литературоведы – сопоставить соответствие образа в поэме и истории

в) языковеды – исследовать, при помощи каких изобразительных средств создавался образ Пугачёва, Хлопуши…

г) библиографы –  познакомиться с интересными фактами из жизни писателей и Пугачёва

Учитель литературы:

- Таким образом, давайте уточним тему нашего урока:

 Тема: «Личность Пугачёва в истории и его образ  в произведении  А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».

Слайд 4 (тема урока)

Итак, нас будет волновать проблема: Кто же Пугачёв? .. Бунтовщик, разбойник или народный освободитель и герой?

  1. Актуализация знаний.

Учитель истории:     Сегодня мы попытаемся разграничить историческую действительность и художественный вымысел.

 Каким представляют Пугачева ученые – историки?

Помогут ответить на этот вопрос ученики – историки.

Учитель литературы:

 - Личность Пугачёва привлекала многих писателей, а кого именно, вспомним. (Пушкина, Есенина, в начале урока вы услышали отрывок из стихотворения В. Высоцкого, написанный им к спектаклю «Пугачёв», создано немало портретов Пугачёва художниками, музыканты создали свои произведения – оперы)

Чем же вызван  интерес к событиям истории, к личности Пугачёва? 

Учитель истории:

С какими жанрами работают учёные -  историки для того, чтобы дать объективный ответ на вопрос? (научная статья, документы, изучают уставы, законы, т.е. их привлекают точные даты, факты, цифры…)

Учитель литературы:

А писатели работают в каких жанрах, создавая свои произведения?

(А.С. Пушкин – роман «Капитанская дочка», С.А. Есенин – драматическая поэма «Пугачёв»)

Вывод: Следовательно, можно наблюдать разные подходы в освещении  одного  и того же события.

Учитель литературы:

Почему Пугачёв  в своё время  привлек внимание А.С. Пушкина?

 А спустя почти 150 лет и Есенина?

Обратимся к датам.

В этом нам помогут разобраться библиографы и историки.

Учитель истории:

А.С. Пушкин                             1825 год               восстание декабристов

С.А. Есенин                              1917 год              Октябрьская революция

 Е.И. Пугачёв                         1773–1774 гг.         Крестьянская война,  мятеж

Учащиеся  на доске соединяют дату и событие.

 Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты?

Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему?

Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины?

Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.

Учитель литературы:

Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности.

Что же пытается осмыслить поэт Есенин в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?

Библиографы:

Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.

Учитель литературы:

Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.

Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.

Обратимся к тексту поэмы «Пугачёв». Выразительное чтение диалога:

Сторож «Кто ты странник?..»

до монолога Хлопуши.

 С какими историческими лицами вы встретились в тексте?

Учитель истории:

Что мы знаем о них в истории ? (время Пугачёва – это такие исторические лица:

Петр 3, эпоха Екатерины 2)

Учитель литературы:

Сам Есенин писал: «Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком».

Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.

Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву.

Вспомните: «Чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой крови».  

( кровь – это бунт, восстание…)

В чём же предназначение Пугачёва?

Кто такой Пугачев? Баловень судьбы, народный герой или бунтовщик, императорский самозванец? 

Возьмите листок и напишите свой ответ-предположение.

В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше мнение.


Словарная работа: (помогают языковеды)

Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.

Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.

Бунтовщик – участник бунта.

Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.

Разбойник – человек, занимающийся разбоем. [6]

  1. Сопоставительная работа.

- Каким увидели вы  Пугачева у Пушкина в «Капитанской дочке»?
Что еще нам рассказывает о нем Пушкин?
(проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным по отношению к Гриневу, которого он мог запросто казнить. Во 2-й главе мы видим его добрым мужичком, вожатым, который выводит заблудившихся путников к ночлегу)

Учитель литературы:

А каким предстаёт он в поэме «Пугачёв» Есенина?

Как объясняет Пугачев (в поэме Есенина) причину своего появления в этих местах?

В чем он видит свое предназначение?

Чтение монолога Хлопуши  – запись в исполнении Высоцкого

Чтение монолога Пугачева – подготовленный ученик

Обратимся к последним строкам поэмы Есенина.

Что явилось причиной этих невидимых слез, этого крика души?

 Погибшая надежда. Обреченность.

Есть ли жалость к себе?

Есенин верно передал настроение Пугачева перед казнью, как вы считаете?

Учитель литературы: Зачем пришел Пугачев к Яику? Как относится народ к Пугачеву?

Ответ на проблемный вопрос. ( 2 мин.)

В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?

В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Поэт отверг кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:

(Включить чтение этих строк в исполнении Есенина)

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?

Учитель литературы:

Какое слово повторяется и у Есенина? (кровавая муть)

Каково же отношение к бунту Есенина?

Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник?

(На доске плакат)

Как видим, стихия разрушительна уже по определению.

Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.

Ответьте теперь еще раз, кто и для вас Пугачев – герой или бунтовщик?

Учитель истории:

Соответствует ли реальная историческая личность художественному воплощению в произведениях?

Учитель литературы: чем отличаются исторические произведения от художественных?

Литературоведы: Почему это драматическая поэма (стихотворная  лирическая форма)

Учитель литературы: Какой инструментарий помог Есенину создать эту образность?

Увлечение Есенина имажинизмом в это время, поэтому произведение пестрит метафорами, эпитетами, сравнительными оборотами. Что же поразило языковедов?

Языковеды:

Учитель литературы: это и создало лиричность поэмы, драматической поэмой свой творческий труд Есенин назвал  сам, критики не хотели называть её драматургическим произведением (не было афиши, действия)

Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу: «Кто же Пугачёв?

Учитель истории с историками, а литературы с литераторами работает.

Творческое задание:

- Историки и литераторы получают листы с эпитетами, каждый выбирает свою характеристику. Зачитывают.

Вывод: личность противоречивая, волнующая творческих людей и по сей день.

Учитель истории к библиографам с вопросами:

- Где и кем были бы вы: в лагере Пугачева или его противником?

- Одним из возглавляющих восстание или рядовым казаком в стане Пугачева, если вы выбрали бы примкнуть к нему?

-  Или рядом с Суворовым, подавляющим восстание Пугачёва?

Языковеды:

- составляют 2 синквейна о Пугачёве

  1. Рефлексия. ( 2 мин.) раздать начало фраз и попросить продолжить
  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…
  • не понравилось…
  • меня удивило…

Оценка учащимися своей работы. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание:

Прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писателем».

Образность языка поэмы С.А.Есенина «Пугачёв»









Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Емельян Пугачев

Слайд 4

Писатели Произведение Историческое событие Век, время А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Бунт Пугачёва 18 век (1773 – 1775 г.) М.Ю. Лермонтов «Бородино» Отечественная война 1812г. Бородинская битва Начало 19в. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба » Жизнь украинского казачества Конец XV века А.А. Блок «На поле Куликовом» Мамаево побоище XIV век (1380 г.) С.А. Есенин Поэма «Пугачёв» Крестьянская война 18 век (1773 – 1775 г.)

Слайд 5

Тема: «Личность Пугачёва в истории и его образ в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв». Проблема : «Кто же Пугачёв: бунтовщик, разбойник, злодей или благородный защитник обездоленных и угнетённых ?»

Слайд 6

Причины • Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян • Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах • Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья • Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике Цели • Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов • Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия • Объявление всех участников восстания свободными казаками • Равенство народов и вер • Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III » ( Е. Пугачева) Состав участников восстания • Казаки • Крестьяне • Работные люди

Слайд 7

Манифест Емельяна Пугачева 1774 г., июля 31.— Манифест Е. И. Пугачева для объявления по всенародное известие Божиею милостию мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский, и протчая , и протчая , и протчая . Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями, и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех от прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцев-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев . И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалыя бедствии. А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах , — оных противников нашей власти и возмути­телей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить, и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет. Дан июля 31 дня 1774 году. Петр.

Слайд 8

Сергей Есенин Поэма «Пугачев» - C таким, как Пугачев, на любую битву не страшно идти! – восклицал Есенин, знавший наизусть многие эпизоды “ Капитанской дочки ”

Слайд 9

Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти. Бунтовщик – участник бунта. Разбой – нападение с целью ограбления, убийства. Разбойник – человек, занимающийся разбоем.

Слайд 11

Сумасшедшая, бешеная кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику  "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...

Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...

Презентаця. Личность Пугачёва в произведении А.С.Пушкина ”Капитанская дочка” и в истории о пугачёвском бунте.

Кто такой Пугачёв?Но не смотря на все эти егонедостатки  в повести А.С.Пушкина он помогает Гринёву и Маше обрести своё счастье,  отпустил Гринёва из Белагорской крепости и дал ему  коня...

Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8 класс.

Урок-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Литературная игра состоит из 7 туров....

Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.

Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёр...

Урок - мастерская по литературе в 8 классе по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка" "Береги честь смолоду"

На данном уроке рассматриваются основные нравственные проблемы произведения: проблема чести и достоинства как центральная проблема произведения. Заканчивается урок-мастерская написанием миниэссе....

открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она   воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...