Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произведений А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Писатели разных веков и поколений показали Пугачёва неодинаково, учитывая политические сложившиеся взгляды, мировоззрения 19-х и 20-х веков, оценку событий современниками, но единодушны в величии и силе характера крестьянского вождя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ход бинарного урока | 27.02 КБ |
Презентация к бинарному уроку | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Оргмомент. ( 1 мин.)
- Добрый день! Поприветствуем гостей на нашем уроке. Займем свои места, согласно выбранной вами ранее группе.
Сегодня на уроке вы работаете по группам: литературоведы, историки, библиографы, языковеды. Вам предлагалось опережающее задание по вопросам. Подготовку к нему вы и продемонстрируете на уроке.
- Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала. Стадия вызова. (3-4 мин.)
Прослушивание стихотворения В.С. Высоцкого (Приглашаются заранее подготовленные ученики)
Слайд 1 (изображение Пугачёва перед казнью)
Учитель литературы:
- Кто является действующим лицом в данной сцене? (Емельян Пугачев).
- Почему он здесь Емелька?
- Образу какого исторического лица будет посвящен наш сегодняшний урок?
(Емельяну Пугачёву)
Слайд 2 ( изображение Пугачёва)
- Предлагаю посетить портретную галерею писателей.
Слайд 3 (портреты писателей)
- Назовите их. Кто из них писал о Емельяне Ивановиче Пугачёве? (Пушкин и Есенин)
- А что объединяет названных писателей с Лермонтовым, Гоголем?
(историзм)
Учитель литературы
В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. На нашем уроке мы постараемся найти эти точки пересечения, и в этом поможет ваш учитель истории.
- К вопросам личности в истории писатели и учёные подходили по-разному: историки константировали факты, не затрагивая глубоко саму личность, её характер, чувства, эмоции, мотивы поступков, а писателей интересовал вместе с тем и внутренний мир, характер, окружение, личные переживания и оценка событий.
Поэтому, ребята, как вы думаете: «Как мы можем рассматривать Пугачёва?»
(как историческое реалистическое лицо и как образ художественного произведения в поэме Есенина «Пугачёв»)
- Что хотим на уроке узнать сегодня о Пугачёве?
Каждая группа может высказать свои предположения:
(а) историки - вспомнить исторические факты восстания Пугачёва
б) литературоведы – сопоставить соответствие образа в поэме и истории
в) языковеды – исследовать, при помощи каких изобразительных средств создавался образ Пугачёва, Хлопуши…
г) библиографы – познакомиться с интересными фактами из жизни писателей и Пугачёва
Учитель литературы:
- Таким образом, давайте уточним тему нашего урока:
Тема: «Личность Пугачёва в истории и его образ в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв».
Слайд 4 (тема урока)
Итак, нас будет волновать проблема: Кто же Пугачёв? .. Бунтовщик, разбойник или народный освободитель и герой?
- Актуализация знаний.
Учитель истории: Сегодня мы попытаемся разграничить историческую действительность и художественный вымысел.
Каким представляют Пугачева ученые – историки?
Помогут ответить на этот вопрос ученики – историки.
Учитель литературы:
- Личность Пугачёва привлекала многих писателей, а кого именно, вспомним. (Пушкина, Есенина, в начале урока вы услышали отрывок из стихотворения В. Высоцкого, написанный им к спектаклю «Пугачёв», создано немало портретов Пугачёва художниками, музыканты создали свои произведения – оперы)
Чем же вызван интерес к событиям истории, к личности Пугачёва?
Учитель истории:
С какими жанрами работают учёные - историки для того, чтобы дать объективный ответ на вопрос? (научная статья, документы, изучают уставы, законы, т.е. их привлекают точные даты, факты, цифры…)
Учитель литературы:
А писатели работают в каких жанрах, создавая свои произведения?
(А.С. Пушкин – роман «Капитанская дочка», С.А. Есенин – драматическая поэма «Пугачёв»)
Вывод: Следовательно, можно наблюдать разные подходы в освещении одного и того же события.
Учитель литературы:
Почему Пугачёв в своё время привлек внимание А.С. Пушкина?
А спустя почти 150 лет и Есенина?
Обратимся к датам.
В этом нам помогут разобраться библиографы и историки.
Учитель истории:
А.С. Пушкин 1825 год восстание декабристов
С.А. Есенин 1917 год Октябрьская революция
Е.И. Пугачёв 1773–1774 гг. Крестьянская война, мятеж
Учащиеся на доске соединяют дату и событие.
Почему потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты?
Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему?
Можно ли найти иные, более верные пути к благоденствию Родины?
Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься и Есенину.
Учитель литературы:
Как видим, обращение к исторической теме в обоих случаях связано с событиями современности.
Что же пытается осмыслить поэт Есенин в своей трагедии? Почему пишет не о современнике, а о Пугачёве?
Библиографы:
Возможно, что в данном случае немалую роль сыграло влияние А.С. Пушкина. В апреле – июне 1921 г. на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург – места восстания. В своё время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске.
Учитель литературы:
Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, но в пространстве.
Безусловно, огромную роль сыграла и сама личность Пугачёва.
Обратимся к тексту поэмы «Пугачёв». Выразительное чтение диалога:
Сторож «Кто ты странник?..»
до монолога Хлопуши.
С какими историческими лицами вы встретились в тексте?
Учитель истории:
Что мы знаем о них в истории ? (время Пугачёва – это такие исторические лица:
Петр 3, эпоха Екатерины 2)
Учитель литературы:
Сам Есенин писал: «Я очень, очень много прочёл для своей трагедии и нахожу, что много Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего, сам Пугачёв. Ведь он был почти гениальным человеком».
Выходит, трагедия своего рода ответ Есенина Пушкину.
Стихия, которая возникает перед нами в калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым Гринёву.
Вспомните: «Чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой крови».
( кровь – это бунт, восстание…)
В чём же предназначение Пугачёва?
Кто такой Пугачев? Баловень судьбы, народный герой или бунтовщик, императорский самозванец?
Возьмите листок и напишите свой ответ-предположение.
В конце урока мы посмотрим, изменится ли ваше мнение.
Словарная работа: (помогают языковеды)
Чтобы точнее понять, лучше разобраться, уясним для себя значения понятий.
Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти.
Бунтовщик – участник бунта.
Разбой – нападение с целью ограбления, убийства.
Разбойник – человек, занимающийся разбоем. [6]
- Сопоставительная работа.
- Каким увидели вы Пугачева у Пушкина в «Капитанской дочке»?
Что еще нам рассказывает о нем Пушкин?
(проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным по отношению к Гриневу, которого он мог запросто казнить. Во 2-й главе мы видим его добрым мужичком, вожатым, который выводит заблудившихся путников к ночлегу)
Учитель литературы:
А каким предстаёт он в поэме «Пугачёв» Есенина?
Как объясняет Пугачев (в поэме Есенина) причину своего появления в этих местах?
В чем он видит свое предназначение?
Чтение монолога Хлопуши – запись в исполнении Высоцкого
Чтение монолога Пугачева – подготовленный ученик
Обратимся к последним строкам поэмы Есенина.
Что явилось причиной этих невидимых слез, этого крика души?
Погибшая надежда. Обреченность.
Есть ли жалость к себе?
Есенин верно передал настроение Пугачева перед казнью, как вы считаете?
Учитель литературы: Зачем пришел Пугачев к Яику? Как относится народ к Пугачеву?
Ответ на проблемный вопрос. ( 2 мин.)
В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?
В “Капитанской дочке” Пушкин вынес приговор: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Поэт отверг кровавый путь преобразований.
Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, но именно как вопрос:
(Включить чтение этих строк в исполнении Есенина)
Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!
Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
Учитель литературы:
Какое слово повторяется и у Есенина? (кровавая муть)
Каково же отношение к бунту Есенина?
Кто в его изображении Пугачёв: бунтовщик или разбойник?
(На доске плакат)
Как видим, стихия разрушительна уже по определению.
Есенинский Пугачёв видит высокую цель этого разрушения – он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ.
Ответьте теперь еще раз, кто и для вас Пугачев – герой или бунтовщик?
Учитель истории:
Соответствует ли реальная историческая личность художественному воплощению в произведениях?
Учитель литературы: чем отличаются исторические произведения от художественных?
Литературоведы: Почему это драматическая поэма (стихотворная лирическая форма)
Учитель литературы: Какой инструментарий помог Есенину создать эту образность?
Увлечение Есенина имажинизмом в это время, поэтому произведение пестрит метафорами, эпитетами, сравнительными оборотами. Что же поразило языковедов?
Языковеды:
Учитель литературы: это и создало лиричность поэмы, драматической поэмой свой творческий труд Есенин назвал сам, критики не хотели называть её драматургическим произведением (не было афиши, действия)
Итак, вернемся к нашему проблемному вопросу: «Кто же Пугачёв?
Учитель истории с историками, а литературы с литераторами работает.
Творческое задание:
- Историки и литераторы получают листы с эпитетами, каждый выбирает свою характеристику. Зачитывают.
Вывод: личность противоречивая, волнующая творческих людей и по сей день.
Учитель истории к библиографам с вопросами:
- Где и кем были бы вы: в лагере Пугачева или его противником?
- Одним из возглавляющих восстание или рядовым казаком в стане Пугачева, если вы выбрали бы примкнуть к нему?
- Или рядом с Суворовым, подавляющим восстание Пугачёва?
Языковеды:
- составляют 2 синквейна о Пугачёве
- Рефлексия. ( 2 мин.) раздать начало фраз и попросить продолжить
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- я понял, что…
- не понравилось…
- меня удивило…
Оценка учащимися своей работы. Выставление оценок.
- Домашнее задание:
Прочитать рассказ И.С.Шмелева «Как я стал писателем».
Образность языка поэмы С.А.Есенина «Пугачёв»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Емельян Пугачев
Писатели Произведение Историческое событие Век, время А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Бунт Пугачёва 18 век (1773 – 1775 г.) М.Ю. Лермонтов «Бородино» Отечественная война 1812г. Бородинская битва Начало 19в. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба » Жизнь украинского казачества Конец XV века А.А. Блок «На поле Куликовом» Мамаево побоище XIV век (1380 г.) С.А. Есенин Поэма «Пугачёв» Крестьянская война 18 век (1773 – 1775 г.)
Тема: «Личность Пугачёва в истории и его образ в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и поэме С.Есенина «Пугачёв». Проблема : «Кто же Пугачёв: бунтовщик, разбойник, злодей или благородный защитник обездоленных и угнетённых ?»
Причины • Усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян • Тяжелое положение работных людей и приписных крестьян на мануфактурах • Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья • Ликвидация властями казацкого самоуправления на Дону и Яике Цели • Уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов • Ликвидация помещичьего землевладения и дворянского сословия • Объявление всех участников восстания свободными казаками • Равенство народов и вер • Утверждение в стране власти «мужицкого царя Петра III » ( Е. Пугачева) Состав участников восстания • Казаки • Крестьяне • Работные люди
Манифест Емельяна Пугачева 1774 г., июля 31.— Манифест Е. И. Пугачева для объявления по всенародное известие Божиею милостию мы, Петр Третий, император и самодержец Всероссийский, и протчая , и протчая , и протчая . Объявляется во всенародное известие. Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями, и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех от прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцев-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев . И желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалыя бедствии. А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах , — оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить, и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет. Дан июля 31 дня 1774 году. Петр.
Сергей Есенин Поэма «Пугачев» - C таким, как Пугачев, на любую битву не страшно идти! – восклицал Есенин, знавший наизусть многие эпизоды “ Капитанской дочки ”
Бунт – стихийно возникшее восстание, вооруженное выступление против власти. Бунтовщик – участник бунта. Разбой – нападение с целью ограбления, убийства. Разбойник – человек, занимающийся разбоем.
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть! Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...
Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...
Презентаця. Личность Пугачёва в произведении А.С.Пушкина”Капитанская дочка” и в истории о пугачёвском бунте.
Кто такой Пугачёв?Но не смотря на все эти егонедостатки в повести А.С.Пушкина он помогает Гринёву и Маше обрести своё счастье, отпустил Гринёва из Белагорской крепости и дал ему коня...
Литературная игра по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8 класс.
Урок-игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Литературная игра состоит из 7 туров....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.
Разработку урока подготовили учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Береговой Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна - призёр...
Урок - мастерская по литературе в 8 классе по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка" "Береги честь смолоду"
На данном уроке рассматриваются основные нравственные проблемы произведения: проблема чести и достоинства как центральная проблема произведения. Заканчивается урок-мастерская написанием миниэссе....
открытый урок по литературе "Душевная щедрость и нравственная красота Маши Мироновой" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/458408/ Маша Миронова - дочь Ивана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Она воспитывалась в патриархальных традициях и очень простая, ми...