Открытый урок по русскому языку в 6 классе "Путешествие в страну Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Климова Марина Степановна

Технологическая карта урок русского языка в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Климова М.С.

Предмет: Русский язык  Класс: 6

Тема урока: Обобщение изученного  по теме «Имя прилагательное».

Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном.

Задачи урока:

Образовательная: Организовать деятельность учащихся для обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном.

 Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой работе, умение слушать других.

Развивающая: Развивать наблюдательность, внимание, речь, мыслительные операции  у учащихся.

Метапредметная:

Личностные УУД: помочь  осознать ценность совместной деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: уметь самостоятельно ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию  учебной деятельности.

 Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применение анализа, сравнения, обобщения для упорядочения, установления закономерностей на основе фактов.

Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в парной и групповой работе, договариваться о распределении функций в совместной работе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки

Тип урока: Тип урока по основной дидактической цели – урок повторение (повторение изученного по теме «Имя прилагательное», тип урока по основному способу проведения-  урок игра (путешествие)

Дидактическое обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Карточки-задания для работы.

План урока.

Этапы урока

Цель этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.  Организационный момент.

Создание доброжелатель ной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации успеха);

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении. 
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку  готовы!  Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!

Надеюсь, что урок получится плодотворным и интересным

II. Актуализация знаний.

Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

личностные: мотивация к учебной

деятельности,

- регулятивные: самостоятельное формулирование темы урока планирование, прогнозирование;

- познавательные: осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

- Сегодня у нас необычный урок- п утешествие в страну  Имя  Прилагательное. Слайд 1

Отправляясь в путешествие, мы с вами должны поставить цель: как вы думаете какую?  Попробуйте её сформулировать. Ответы детей.

 Увидеть все особенности имени прилагательного, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках,

выяснить,  какую  роль  играет прилагательное в нашей речи, в произведениях УНТ, художественном тексте. Откроем тетради, запишем число, (седьмое февраля) классная работа.

Отправляясь в путешествие, приобретем билеты   на поезд.  Назначены проводники, они  раздают билеты после ответа на вопрос.

 Станция «Теоретическая»  Слайд.   2 Но билеты вы получите   тогда, когда   ответите на вопрос:

1.Имя прилагательное - это ( часть речи)

2.Имя прилагательное обозначает - признак предмета

  1. Отвечает на вопросы: какой? чей?
  2. Изменяется по: родам, числам, падежам.

5.В предложении бывает: сказуемым и определением

6.Какаие разряды есть у имен прилагательных?

7.Что обозначают качественные имена прилагательные?
 8.Что обозначают относительные имена прилагательные

9.Что обозначают притяжательные имена прилагательные?

III.Целеполагание

повторить знания об имени прилагательном, как о части речи.

личностные: мотивация к учебной

деятельности,

- регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование, прогнозирование;

-познавательные (осознают познавательную задачу)

коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Что мы должны знать и уметь по данной теме?

Ответы детей.

IV. Мотивация учебной деятельности.

Эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся к повторению  изученного материала

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия,  операции.

Сегодня на уроке вы покажете, насколько правильно можете употреблять прилагательные, а если возникнут затруднения, подкорректируете свои умения. Чтобы повторить, закрепить и обобщить знания по теме, мы с вами продолжаем путешествие.

    Станция «Синтаксическая»

Слайд   3 Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. Узнали автора этих поэтических строк?  С.А.Есенин. Какие средства выразительности вам встретились в стихотворении?  Выполним синтаксический разбор предложения, вспомним орфограммы.

 (ученица работает у доски)

 

V. Повторение изученного

 на основе изученного сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.

 создать условия для устранения перегрузки учащихся непосредственно на уроке.

Коммуникативная: осуществляют совместную деятельность  в группах, парах  с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Едем дальше. Станция  «Выразительная».  

 Слайд 4

Ребята, перед вами текст.(текст распечатан)   Задание  выразительно прочитать и озаглавить текст.

   Хорош зимой русский лес! Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

 И.С. Соколов – Микитов

Слайд 5 (зимняя зарисовка)

Ученик читает текст выразительно.

Учитель: Ребята,  какую картину вы увидели? Что представили?

- Определите тип текста. (Описание).

- Озаглавьте текст.

- Каковы  тема и основная мысль текста?

- Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

- А для чего автор использует столько много имен прилагательных?

- Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке? И можно ли их назвать удивительными?

Ученица: В стране грамматической,

В стране замечательной

Живут удивительные прилагательные.

Почему удивительные? Дайте ответ. Потому что они помогают увидеть мир. Без них небо – просто небо, а с ними – прозрачное, чистое, голубое, беспредельное. Удивительно?! Прилагательное делает мир удивительно ярким. Оно раскрашивает мир!

Едем дальше. Следующая станция «Разрядная»  Слайд 6 Из предложенного текста выписать все  имена прилагательные и определить их разряд. Обосновать свой ответ.

Ответы учеников.

Едем дальше. Следующая станция «Энная»  Слайд 7 Вы работаете с перфокартами. Какое правило будем вспоминать?   К нам в поезд зашел контролер. Обменяйтесь перфокартами.  Проверьте работу своего товарища. Оцените.

Н или НН

каме

лимо

пчели

утре

песча

земля

деревя

ый

ый

ый

ий

ый

ой

ый

VI.Музыкальная

 физминутка.

Работа   по релаксации, снятие  напряжение на уроке.

Коммуникативная: осуществляют совместную деятельность  в группах, парах  с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения  о ЗОЖ

Следующая станция «Спортивная» . Слайд 8  Физминутка

 

 

 

 

VII. Обобщение изученного.

Развитие творческого мышления учащихся.

Искусство выразительного чтения художественной прозы.

Следующая станция «Загадочная»  Слайд  9

Часто прилагательные встречаются в загадках. Ведь они не называют предмет, а указывают только его свойства.

Загадки вы должны были записать дома. Ответы детей.

Назовите прилагательные в ваших загадках. Какова их роль?

Я тоже загадаю вам  загадки.

 - Доброе, хорошее, светлое, теплое,

на весь мир глядит, на себя не велит.   (солнце)

-Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка)


-Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка
Где носом поведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)


-Тонкий, высокий
Упал в осоку, 
Сам не вышел,
А детей вывел. (Дождь и грибы)


-Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зелёный
Бархатный. (Арбуз)


-Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие. (Книга)

Следующая станция «Третий лищний»  Слайд  10

1.Невеселый, небольшой, нелепый;

2.Ежовый, свинцовый, вещевой;

3.Желто-синий, юго-западный, древнерусский;

4.Зеленый, синий, карманный.

Обосновать свой выбор.

Следующая станция «Творческая»  Слайд  11

Вам нужно  восстановить текст, используя имена прилагательные.

В…..день выйдешь, бывало, в лес на лыжах. Над … тропинками …… арками

согнулись под тяжестью инея стволы  … берёз.   ……шапками  …. снега  покрыты   …. ветви сосен и елей.  …  зимний лес!

Значение какого слова вам не ясно?

Словарь.  Арка.  Слайд 12  

Слайд 13. Зимний лес

Чтение текстов учащимися. Отзывы учеников.

Сравним ваш текст с авторским. Слайд 14

В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах. Над лесными  тропинками  кружевными арками согнулись под тяжестью

инея стволы высоких берёз. Тяжёлыми шапками  белого снега  покрыты тёмно-зелёные ветви сосен и елей. Красив  зимний лес!

                                    (Г.Скребицкий)

Вы все старались, молодцы! Вы были близки к авторскому тексту.

Похвальное слово имени прилагательному.

- Послушайте стихотворение. Читает Люда Юракова.

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

VIII. Итог урока

 Рефлексия.

Осознать учебную деятельность, дать самооценку

- личностные: критическая оценка своих знаний;

- личностные: приобретение мотивации к учебному процессу,

- познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

- коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга,

умение посмотреть на ситуацию с иной позиции

Урок подошёл к концу.  Мы путешествовали по стране:  Имя прилагательное.

 Выполнили мы задачу урока?

 Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?

Я рада, что вы показали себя умными, заботливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу.

 Давайте попробуем оценить наш урок, используя имена прилагательные.   
 Оценки за урок.

Слайд Д.З   15

Д.З. Написать сочинение-миниатюру

 «Зимний день».

 Слайд 16  Спасибо за урок!

     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку для 7-го класса по теме "Разряды прилагательных"

Цель: Повторить и обобщить новый изученный материал по теме: "Имя прилагательное"....

Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"

Урок-объяснение нового материала с презентацией...

Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"

Урок-объяснение нового материала с презентацией...

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Образовательный проект открытого урока по русскому языку в 5 классе Тема: Путешествие в страну Имя Прилагательное.

Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы, выработка пр...

Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.

Поурочный план открытого урока по русскому языку.  Учитель Халиуллина Р.Х. Класс:  6-а   Тема урока: Имена прилагательные женского рода....

Конспект открытого  урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Постановка вопроса от существительного к прилагательному по падежам».

Закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных;обобщить знания обучающихся о склонени имён прилагательных мужского и среднего рода....