Конспект открытого  урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Постановка вопроса от существительного к прилагательному по падежам».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Марина Владимировна Козловс

Закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных;
обобщить знания обучающихся о склонени имён прилагательных мужского и среднего рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_fevralya.docx428.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему:

«Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Постановка вопроса от существительного к прилагательному по падежам».

Тип урока: формирование и закрепление знаний.

Цель: закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных;
обобщить знания обучающихся о склонени имён прилагательных мужского и среднего рода.
Задачи:

  1. закреплять умения проверять родовые и падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. коррекция и развитие познавательных процессов;
  4. выработка у обучающихся потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности;
  5. расширять и обогащать словарный запас.
  6. Воспитывать любовь и интерес к языку.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки, задания для работы в группах

Методы, применяемые на уроке:

  1. словесные;
  2. наглядные;
  3. практические;
  4. поисковые;
  5. метод самостоятельной работы

Этапы урока

Действия учителя

Действия обучающихся

1

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас! Сегодня у нас урок особенный. У нас сегодня гости. Посторайтесь быть внимательными, активными и дружелюбными!

Сегодня на уроке мы будем работать по определенному маршруту!

2

Актуализация знаний

Итак 1задание

Что напоминает вам маршрут,

какие слова по изученной теме на букву П подойдут к нашему уроку?

- Давайте вспомним, что такое прилагательное?

-назовите падежи в правильном порядке.

И.п.,П.п.,Д.п.,В.п.,Р.п.,Т.п.,

Молодцы!

А что вам помогло так хорошо запомнить падежи? Может быть какое то смешное стихотворение?

Иван родил девчонку велел тащить пеленку!


Букву П

Прилагательное

Падежи

Это часть речи обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы..... связано с существительным

3

Сообщение темы урока.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока-

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правописанием падежных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода.

- Сегодня мы поговорим об им прил, закрепим навыки склонения им прил м.р. и ср. р, и о правильной постановке вопросов от сущ. к прил .в разных падежах.

4

Обобщение материала.

2 задание

-Отгадайте загадку:
Кто, угадай - ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром –пушинки?

-Какая часть речи поможет точнее и красочнее описать красоту зимнего леса?
зима какая?

-Посмотрите, как много слов вы сказали, и все они похожи.

Минутка чистописания:

Снеговик (снег), зима (зимы), ледяной (лед)

Перед вами словосочетания, нужно подобрать к им прил синонимы (близкие по значению) и антонимы (противоположные по значению), определить род им прил

Мудрый человек-умный-глупый-м.р

Свежий хлеб-мягкий-черствый-м.р

Большое озеро-огромное-маленькое-ср.р

Знойное утро-жаркое-холодное-ср.р

Зима

(имена прилагательные)

Холодная, морозная, теплая, снежная, лютая, белоснежная

5

Динамическая

пауза.


3 задание

Просклонять прилагательные

падеж

М.р.

Ср.р.

хлеб

озеро

И.п.

Какой?

Какое?

(есть)

черствый

Свежий

большое

дальнее

Р.П.

Какого?

Какого?

(нет)

черствого

свежего

большого

дальнего

Д.п.

Какому?

Какому?

(дать)

черствому

свежему

большому

дальнему

В.п.

Какой?

Какое?

(винить)

черствый

свежий

Большое

дальнее

Т.п.

Каким?

Каким?

(гордиться)

черствым

свежим

большим

дальним

П.п.

О каком?

О Каком?

(думать)

черством

свежем

большом

дальнем

Сделаем вывод:

Имена прил м.р. и ср.р. отвечают на одини и те же вопросы, имеют одинаковые падежные окончания в Р.п., Д.п., Т.п., П. падежах. (перечислить на доске показать)

Вы немного устали нужно размяться!!!!

4задание

Называю словосочетание - дети определяют род:

м.р. - хлопают мальчики,
ср. р –хлопают девочки
лыжный поход - м.р. –ый-

зимнее утро - ср.р. -ее-

морозный воздух- м.р. –ый-

крепкий лед – м.р. –ий-

небо голубое – ср.р. –ое-

новый год – м.р. –ый-

застывшее озеро – ср.р. –ее-

красивый снеговик – м.р. –ый-

Игра «Доскажи словечко»

Мы с тобою посидим

И вопросы повторим.

К прилагательным вдвоем

Все вопросы подберем

Я отвечу – золотого, если спросишь ты -__________ (какого?)

Я отвечу заводским, если спросишь ты — __________ (каким?)

Я отвечу удалому, если спросишь ты — ___________ (какому?)

Я отвечу неплохой, если спросишь ты — __________ (какой?)

Расскажу я о смешном, если спросишь — о ________ (каком?)

Пишем на доске вместе


6

Работа в группах.

Поставьте словосочетания в форму Р.П. используя предлоги.

ОТ

ДО

ИЗ

БЕЗ

С

ДЛЯ

ИЗ-ЗА

ОКОЛО

ВОЗЛЕ

У

МЕСТНЫЙ ЖИТЕЛЬ У МЕСТНОГО ЖИТЕЛЯ

ВКУСНЫЙ УЖИН ДЛЯ ВКУСНОГО УЖИНА

КОЛЮЧИЙ ЁЖИК С КОЛЮЧЕГО ЁЖИКА

ВЕЧЕРНЕЕ ЧАЕПИТИЕ ДО ВЕЧЕРНЕГО ЧАЕПИТИЯ

ЧУДЕСНОЕ МЕСТО ВОЗЛЕ ЧУДЕСНОГО МЕСТА

ПУШИСТОЕ ОДЕЯЛО БЕЗ ПУШИСТОГО ОДЕЯЛА

ВЧЕРАШНЕЕ ОБЕЩАНИЕ ИЗ-ЗА ВЧЕРАШНЕГО ОБЕЩАНИЯ

Сделать вывод, что в Р.п. окончания прил -ого, -его.

Например: ласкового дня, хорошего дня,

Доброго утра, раннего утра

Раздаем листочки

7

Работа с деформированным текстом.

5задание

- Напиши прилагательные, согласованные с данными существительными. Укажи род, падеж

С белого неба слетают снежинки.

Белым платочком накрылись осинки.

В инее белом у солнца ресницы.

Белый сад, как в сказке, искрится.

Белому лесу приснилась весна.

Белый ковер расстелила зима.

Раздаем карточки

С неба (какого?) белого (Р.п., ср.р.)

Платочком (каким?) белым (Т.п., м.р.)

В инее (каком?) белом (П.п., м.р.)

Сад (какой?) белый (И.п., ср.р.)

Лесу (какому?) белому (Д.п., м.р.)

Ковер (какой?) белый (В.п., м.р.)

8

Подведение итогов.

6задание

Игра «Или нет, или да, а не знаешь – не беда». Имя прилагательное –часть речи?
Имена прилагательные склоняются?
В русском языке есть 7 падежей?
У прилагательных м.р. и ср.р. в родительном падеже окончание -ого, -его?
Определить род прилагательного можно по вопросу?

1. От чего зависят окончания имён прилагательных?
2. Как правильно написать окончание имён прилагательных? -
3. Изменение окончаний по падежам как называется?
4. Можно ли определить падеж по окончанию?

5. А как можно определить падеж у прилагательного?

Да

Да

Нет 6

Да

Нет

  1. от вопроса
  2. что в вопросе, то в ответе Только нужно помнить, что после твёрдых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы, а после мягких- И или Е.
  3. Склонением
  4. Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.
  5. Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.

9

Домашнее задание.

10

Выставление оценок

Проверяем раб листы и выставляем оценки

11

Рефлексия

Высказывают своё мнение об уроке ,о своей деятельности

Спасибо за урок!


Резерв

  1. Напиши прилагательные, согласованные с данными существительными. Укажи род.

С белого неба слетают снежинки.

Белым платочком накрылись осинки.

В инее белом у солнца ресницы.

Белый сад, как в сказке, искрится.

Белому лесу приснилась весна.

Белый ковер расстелила зима.

С неба (какого?) белого (Р.п., ср.р.)

Платочком (каким?) белым (Т.п., м.р.)

В инее (каком?) белом (П.п., м.р.)

Сад (какой?) белый (И.п., ср.р.)

Лесу (какому?) белому (Д.п., м.р.)

Ковер (какой?) белый (В.п., м.р.)

Самостоятельная работа.

(Задания дифференцированы)

Карточка для обучающихся высокого уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

Ёлка.

… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.

Карточка для обучающихся среднего уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

Ёлка.

… ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками.

Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной.

Карточка для обучающихся низкого уровня:

1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания.

Ёлка.

Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками.

И.п. Д.п.

Р.п. В.п.

Т.п. П.п.

Лист самооценки

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно

было трудно ...

могу похвалить себя за то, что ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

мне показалось важным ...

для меня было открытием то, что ...

1гр Густой лес 2гр Чистое поле 1гр Густой лес 2гр Чистое поле

Падеж

вопрос

М.р.

Ср.р.

И.п. (есть)

Какой?

Какое?

Р.п. (нет)

Какого?

Д.п.(дать)

Какому?

В.п. (вижу)

Какой?

Какое?

Т.п. (горжусь)

Каким?

П.п. (думаю)

(о,в,на)

Каком?

Падеж

вопрос

М.р.

Ср.р.

И.п. (есть)

Какой?

Какое?

Р.п. (нет)

Какого?

Д.п.(дать)

Какому?

В.п. (вижу)

Какой?

Какое?

Т.п. (горжусь)

Каким?

П.п. (думаю)

(о,в,на)

Каком?



3гр Чистое поле 3гр Густой лес 3гр Густой лес

Падеж

Вопрос

Ср.р.

И.п. (есть)

Какой?

Какое?

Р.п. (нет)

Какого?

Д.п.(дать)

Какому?

В.п. (вижу)

Какой?

Какое?

Т.п. (горжусь)

Каким?

П.п. (думаю)

(о,в,на)

Каком?

Падеж

вопрос

М.р.

Падеж

вопрос

М.р.

И.п. (есть)

Какой?

И.п. (есть)

Какой?

Р.п. (нет)

Какого?

Р.п. (нет)

Какого?

Д.п.(дать)

Какому?

Д.п.(дать)

Какому?

В.п. (вижу)

Какой?

В.п. (вижу)

Какой?

Т.п. (горжусь)

Каким?

Т.п. (горжусь)

Каким?

П.п. (думаю)

(о,в,на)

Каком?

П.п. (думаю)

(о,в,на)

Каком?


;n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....