ктп по русскому языку 7 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Теплова Светлана Алексеевна

планирование уроков по русскому языку в 7 классе под редакцией Е.А. Быстровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_russk._yaz._7_klass.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержания Примерной основной образовательной программы основного общего образования1 и программы курса «Русский язык» для 5—9 классов2 к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных организаций (М.: ООО «Русское слово — учебник»). В рабочей программе конкретизируются требования ФГОС ООО, учитываются возможности методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса в образовательных организациях Российской Федерации, а также уровень подготовленности обучающихся (успеваемость по предмету, уровень развития речи и владения русским языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке; состояние здоровья обучающихся и др.). В рабочей программе определена  последовательность изучения разделов и тем (с указанием количества учебных часов), разработана типология уроков в соотнесении с целевой установкой каждого из них и видами учебной деятельности, осваиваемыми учащимися. Основные понятия курса «Русский язык» в 7 классе вводятся поэтапно, что позволяет учителю при использовании разнообразных видов контроля эффективно осуществлять мониторинг их усвоения учащимися. Личностные,  метапредметные (универсальные учебные действия — УУД) и предметные результаты конкретизируются с учётом предшествующих этапов обучения. Цели рабочей программы в области формирования системы знаний, умений соотнесены с целями и задачами учебного предмета «Русский язык» на ступени основного общего образования3, что позволяет обеспечить средствами учебного предмета возможности для — воспитания гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитания интереса и любви к русскому языку; — совершенствования речемыслительной деятельности, комму никативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развития готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; — освоения знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в разных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русского языка; нормах русского литературного языка, русском речевом этикете. Цель рабочей программы конкретизируется задачами, которые решаются при изучении курса «Русский язык». они соотнесены с главными задачами реализации примерной основной образовательной программы основного общего образования: — осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства; — формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности в речевом самосовершенствовании; — усвоение системы знаний о русском языке; — формирование метапредметных умений и способов деятельности (определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; уметь извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её). В представленной рабочей программе раскрываются возможности обучения русскому языку при работе по учебно-методическому комплекту под редакцией Е.А. Быстровой, в состав которого для 7 класса входят учебник под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций (авт. Е.А. Быстрова, Ю.Н. Гостева, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева. М.: ООО «Русское слово — учебник»), методическое пособие, содержащее материалы по тематическому и поурочному планированию курса в 7 классе (авт. М.В. Бабкина. М.: ООО «Русское слово — учебник»), и настоящая рабочая программа. Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, соотнесено с объёмом курса. Содержание курса русского языка в 7 классе (4 ч в неделю, 35 учебных недель) представлено в двух разделах: «Система языка» (100 ч) и «Речь» (40 ч). Учебное время, отведённое на изучение раздела «Речь», распределяется следующим образом: система понятий и теоретические сведения, подлежащие усвоению, — 15 ч, развитие связной речи — 25 ч (подготовка к составлению устных и письменных высказываний, устное сочинение, дискуссия, написание изложений и сочинений и их последующий анализ). В течение учебного года планируется проведение следующих видов контрольных работ: диктанты (6 ч), изложения (2 ч), сочинения (2 ч). В начале учебного года осуществляется входной контроль подготовленности обучающихся («Входная диагностика», урок 5). Уроки, оставленные в качестве резервных, позволяют оптимально планировать учебное время в зависимости от конкретных условий и задач обучения. Вместе с тем предлагаемое распределение учебного времени при изучении курса имеет ориентировочный характер и может варьироваться в зависимости от типа образовательной организации, уровня подготовленности обучающихся и др.

Место курса «Русский язык» в примерном учебном плане основного общего образования

Примерный учебный план основного общего образования (вариант 1) образовательных организаций Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на уровне основного общего образования в объёме 735 ч (5 класс — 175 ч, 6 класс — 210 ч, 7 класс — 140 ч, 8 класс — 105 ч, 9 класс — 105 ч). В соответствии с Примерным учебным планом основного общего образования (вариант 1) образовательных организаций Российской Федерации на изучение русского (родного) языка в 7 классе отводится 140 ч (4 ч в неделю, 35 учебных недель).

Планируемые результаты освоения программы курса

Планируемые результаты освоения программы курса «Русский (родной) язык» в 7 классе ориентированы на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса «Русский язык» в 5—9 классах. личностные результаты — Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; — осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

— достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты 1) Владение всеми видами речевой деятельности: — аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщений (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); •способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; — говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); •  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; •  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, при участии в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. предметные результаты 1) Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц (адекватно ситуации речевого общения); 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспект ного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса «Русский язык» в 5—9 классах конкретизируются с учётом целей и задач обучения в 7 классе (см.: Календарно-тематическое планирование).

Содержание  курса

Русский язык в современном мире Речь Текст. Тема широкая и узкая. Простой и сложный план. Чтение — основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы правильно читать? Типы и стили речи. Научный стиль речи. Разновидности научного стиля речи (научно-учебный и научно-популярный). Публицистический стиль речи. повторение изученного в 5—6 классах Фонетика. орфоэпия Морфемика. словообразование лексика и фразеология Морфология Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Имя числительное. Наречие. синтаксис и пунктуация Морфология. орфография

Причастие. Что такое причастие. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Образование причастий настоящего времени. Образование причастий прошедшего времени. Полные и краткие причастия. Морфологический разбор причастия. План морфологического разбора причастия. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Употребление причастий в речи. Деепричастие Что такое деепричастие. Деепричастный оборот. Деепричастия несовершенного и совершенного видов. Образование деепричастий. План морфологического разбора деепричастия. Употребление деепричастий в речи. служебные части речи. Междометия предлог Предлог как служебная часть речи. Разряды предлогов. План морфологического разбора предлога. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи. Союз как служебная часть речи. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. План морфологического разбора союза. Правописание союзов. Употребление союзов в речи. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы не и ни. План морфологического разбора частицы. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Повторение изученного в 7 классе

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

1

Русский язык в современном мире

1

Речь 15 часов. Развитие речи 4 часа

2

Тема. Тема широкая и узкая

1

3

Р.Р. Обучающее сочинение «Улица моего детства» (упр. 8)

1

4

Тема широкая и узкая

1

5

Входная диагностика

1

6

Анализ результатов входной диагностики

1

7

Простой и сложный план

1

8

Р.Р. Сочинение по сложному плану «Народные умельцы моего края»

1

9

Чтение — основной вид речевой деятельности

1

10

Виды чтения

1

11

Р.Р. Написание сочинения- рассуждения «Как надо читать художественную литературу

1

12

Типы и стили речи

1

13

Продолжение темы. Типы и стили речи

1

14

Разновидности научного стиля речи (научно- учебный и научно- популярный)

1

15

Научно- учебный и научно- популярный стили речи

1

16

Публицистический стиль речи

1

17

Особенности публицистического стиля речи

1

18

Проверяем себя

1

19

Р.Р. Написание сочинения «С чего начинается Родина?»

1

20

Повторение темы «Речь»

1

Повторение изученного в 5-6 классах 8 часов. Развитие речи 3 часа

21

Фонетика. Орфоэпия

1

22

Морфемика. Словообразование

1

23

Р.Р. Написание сочинения от 1-го или 3-го лица «Какие они — современные подростки?»

1

24

Лексика и фразеология

1

25

Морфология. Части речи. Имя существительное

1

26

Р.Р. Изложение с продолжением

1

27

Имя прилагательное. Имя числительное

1

28

Глагол

1

29

Местоимение. Наречие

1

30

Синтаксис. Пунктуация.

1

31

Р.Р. Написание изложения по тексту на с. 101— 102

1

Морфология. Орфография 85 часов. Причастие 28 часов. Развитие речи 5 часов

32

Что такое причастие.

1

33

Особенности причастий

1

34

Распознавание причастий

1

35

Причастный оборот

1

36

Выделение причастного оборота запятыми

1

37

Р.Р. Сочинение «Мой родной город (посёлок, село)»

1

38

Действительные и страдательные причастия

1

39

Отличие действительных причастий от страдательных

1

40

Образование действительных причастий настоящего времени

1

41

Р.Р. Подготовка к написанию контрольного сочинения (по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1

42

Р.Р. Написание контрольного сочинения (по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

1

43

Образование страдательных причастий настоящего времени

1

44

Проверяем себя

1

45

Р.Р. Написание сочинения-рассуждения «По одёжке встречают…»

1

46

Образование действительных причастий прошедшего времени

1

47

Образование страдательных причастий прошедшего времени

1

48

Образование действительных и страдательных причастий прошедшего времени

1

49

Полные и краткие причастия

1

50

Использование в речи полных и кратких причастий

1

51

Морфологический разбор причастия

1

52

Контрольная работа

1

53

Анализ результатов выполнения контрольной работы

1

54

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

1

55

Продолжение темы. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

1

56

Р.Р. Написание сочинения- описания на тему «За городом» (на основе личного опыта или воображения)

1

57

Правописание краткой формы страдательного причастия и краткой формы однокоренного прилагательного

1

58

Слитное и раздельное написание не с причастиями

1

59

Упражнение в написании слитного и раздельного написания не с причастиями

1

60

Употребление причастий в речи

1

61

Проверяем себя

1

62

Контрольная работа

1

63

Анализ результатов выполнения контрольной работы

1

64

Повторение темы «Причастие»

1

Деепричастие 12 часов. Развитие речи 2 часа

65

Что такое деепричастие

1

66

Деепричастный оборот

1

67

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

68

Образование деепричастий

1

69

Упражнение в образовании деепричастий

1

70

Морфологический разбор деепричастия

1

71

Р.Р. Сжатое изложение

1

72

Употребление деепричастий в речи

1

73

Употребление деепричастий в речи

1

74

Р.Р. Устное сочинение по картине О.В. Белоковской «Портрет сына»

1

75

Проверяем себя

1

76

Контрольная работа

1

77

Анализ результатов выполнения контрольной работы

1

78

Повторение темы «Деепричастие»

1

Служебные части речи. Междометия 45 часов

79

Служебные части речи. Междометия

1

Предлог 10 часов. Развитие речи 3 часа

80

Предлог как служебная часть речи

1

81

Разряды предлогов

1

82

Различение разрядов предлогов

1

83

Р.Р. Сочинение по пословице (упр. 281)

1

84

Морфологический разбор предлога

1

85

Правописание предлогов

1

86

Упражнение в правописании предлогов

1

87

Р.Р. Сочинение-рассуждение (упр. 284)

1

88

Употребление предлогов в речи

1

89

Продолжение темы. Употребление предлогов в речи

1

90

Проверяем себя

1

91

Р.Р. Устное рассуждение (дискуссия) «Нужны ли будут книги на печатной основе?»

1

92

Контрольная работа

1

СОЮЗ 14 часов. Развитие речи 3 часа

93

Союз как служебная часть речи

1

94

Продолжение темы. Союз как служебная часть речи

1

95

Сочинительные союзы

1

96

Классификация сочинительных союзов

1

97

Нахождение сочинительных союзов в тексте

1

98

Р.Р. Сочинение- описание «Музей, о котором хочу рассказать (по упр. 305)

1

99

Подчинительные союзы

1

100

Распознавание подчинительных союзов в тексте

1

101

Морфологический разбор союза

1

102

Правописание союзов

1

103

Продолжение темы. Правописание союзов

1

104

Р.Р. Сжатое изложение (по тексту упр. 326)

1

105

Употребление союзов в речи

1

106

Продолжение темы. Употребление союзов в речи

1

107

Проверяем себя

1

108

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Что такое память?»

1

109

Контрольная работа

1

Частица 17 часов. Развитие речи 3 часа

110

Частица как служебная часть речи

1

111

Продолжение темы. Частица как служебная часть речи

1

112

Нахождение частиц в тексте

1

113

Правописание частиц

1

114

Упражнение в написании частиц

1

115

Р.Р. Сочинение-рассуждение «Стиль жизни… Какой мне ближе?» (по упр. 344)

1

116

Частицы не и ни

1

117

Распознавание частиц не и ни

1

118

Упражнение в написании частиц не и ни

1

119

Морфологический разбор частицы

1

120

Р.Р. Сочинение по картине с грамматическим заданием

1

121

Употребление частиц в речи

1

122

Частицы. Их значение в речи

1

123

Проверяем себя

1

124

Р.Р. Устное сочинение «Один день из моей школьной жизни»

1

125

Контрольная работа

1

126

Анализ результатов выполнения контрольной работы

1

127

Повторение. Частицы

1

128

Повторение. Правописание частиц

1

129

Повторение. Употребление частиц

1

Междометия и звукоподражательные слова 3 часа. Развитие речи 1 час

130

Междометия

1

131

Междометия. Отличие от других частей речи

1

132

Р.Р. Написание сочинения — лингвистической сказки

1

133

Звукоподражательные слова

1

Повторение изученного в 7 классе 6 часов. Развитие речи 1 час

134

Повторение по теме «Речь»

1

135

Повторение по теме «Причастие»

1

136

Р.Р. Обучающее изложение (упр.377)

1

137

Повторение по теме «Деепричастие»

1

138

Повторение по теме «Наречие»

1

139

Итоговый тест

1

140

Повторение по теме «Служебные части речи». Подведение итогов года

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...