РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Куракина Елена Ильинична

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамматической основы предложения) с учётом анализа строения и смысловой и грамматической связей слов в словосочетании 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Предмет

Русский язык

Класс

5

Учебник

С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык 5 класс», Москва, Мнемозина, 2012

Тип урока

Объяснения нового материала

Тема

Словосочетание

Цель

Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамматической основы предложения) с учётом анализа строения и смысловой и грамматической связей слов в словосочетании

Основные термины, понятия

Словосочетание, подчинительная связь, главное слово, зависимое слово, схема словосочетания

Планируемый результат

Предметные умения

 соблюдать орфографические нормы в процессе письма

 анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации

 применять синтаксические знания и умения в практике правописания

Личностные УУД:

 самоопределение

Регулятивные УУД:

 умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им

 умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные УУД:

 давать определение понятия словосочетание, подчинительная связь

 строить логическое рассуждение

 создавать схемы

 устанавливать причинно-следственные связи

 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

 планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 аргументировать свою точку зрения

 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию,

 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий

       

Организация пространства

Формы работы (пример: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная)

Ресурсы   (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор)

фронтальная, индивидуальная, в парах

учебник, раздаточный материал

                                                                                                            Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный момент

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Изучение нового материала.

 -уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

 -давать определение понятия словосочетание;

 -строить логическое рассуждение

 -аргументировать свою точку зрения

 -анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения     структурной и смысловой организации,

Отработка умений и навыков.

 -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

 -создавать схемы

-устанавливать причинно-следственные связи

 -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию,

-самоопределение

- анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации

Проверочная работа

 -уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

 - применять синтаксические знания и умения на практике

 -анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации

Подведение итогов урока

 -осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

 -осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий

-опознавать словосочетание в ряду других сочетаний слов

анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

Домашнее задание

применять синтаксические знания и умения в

                                                                                                                практике правописания

                                                                                                                             


Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

Предметные результаты:

Визуально проверяет подготовку к уроку – наличие учебника, тетради, дневника, канцелярских принадлежностей

Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

Метапредметные  результаты:

Познавательные УУД:

давать определение понятия

словосочетание;

строить логическое рассуждение

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку

зрения

Личностные УУД:

Предметные результаты:

анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой

организации

Выявление темы урока через выполнение заданий:

Ребята, я обращусь к вам с просьбой: принесите мне тетрадь, подайте мне карандаш. Кто готов выполнить мою просьбу? Кто не готов и почему?

А если я попрошу принести синий карандаш и Васину тетрадь, то сможете ли вы выполнить мою просьбу?

Синий карандаш и рабочая тетрадь – это какие синтаксические единицы?

Объявляет тему урока : Словосочетание.

Поработайте в парах: что вы знаете о словосочетании? (повторение изученного в начальной школе)

Организует обсуждение в парах

(обратитесь  к памятке «Как

работать в парах?»

Организует проверку выполнения задания

Уточняет ответы учащихся

Как связаны слова в словосочетании?

Даёт определение «подчинительная связь»

Подводит итог обсуждения ответов: так что такое словосочетание?

записывая признаки словосочетания

Предлагает ознакомиться с содержанием параграфа и ответить на вопрос: «Что нового о словосочетании я узнал из учебника?»

Организует проверку, слушает ответы учащихся

Предлагает выполнить задание: поработайте в парах: прочитайте сочетания слов и определите, все ли из них являются словосочетаниями, словосочетания запишите, обозначив главное и зависимое слово. При выполнении задания вы можете опираться на материал параграфа.

Дети играли, громко и чётко, данная схема, катаешься с гор, на ветке дерева, рябина и ольха, моя картина, девочка умна, из-за болезни.

Организует проверку: какие сочетания слов не являются

словосочетаниями?

Сообщает о видах словосочетания по главному слову, демонстрируя схемы

Стремятся выполнить просьбу учителя.

Отвечают, почему не смогут вы-полнить просьбу ( нет конкретности: какая именно тетрадь и какой именно карандаш)

Дают ответы на вопрос ( эту просьбу можно выполнить, так как указано, какой карандаш и какая тетрадь нужны)

Это словосочетания

Записывают тему урока

Выполняют задание

Называют известные сведения о словосочетании:

Два самостоятельных слова, одно главное, другое – зависимое, от главного к зависимому задаётся вопрос

Отвечают на вопрос, указывая, что связь грамматическая и по смыслу

Дают определение, записывают признаки в тетрадь

Читают текст параграфа, отмечают новую информацию (что не является словосочетанием, схемы словосочетаний)

Читают сочетания слов и определяют, какие из них являются словосочетаниями.

Называют словосочетания, аргументируя свой выбор

Записывают информацию в тетрадь, приводят свои примеры

Отработка умений и навыков.

Метапредметные   результаты:

Регулятивные УУД:

адекватно самостоятельно

оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Познавательные УУД:

создавать по схемам текстовую

Предлагает записать словосочетания, обозначив главное и зависимое слова, составив схему. ( упр. 227)

Предлагает, используя схемы, расставить

словосочетания и записать их в тетрадь:

Сущ. +в + сущ., о + прилаг. + сущ., гл. + под + сущ., нареч. + глаг., прил. + от + сущ.

Организует проверку

Осуществляет обратную связь через опрос о правильности

выполнения работы учащимися

Записывают словосочетания, составляют схему

Записывают словосочетания ( два ученика у доски)

Сравнивают работу

одноклассников со своей работой. Оценивают свою работу по ранее отработанным критериям информацию

Подведение итогов урока

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

самоопределение

Предметные результаты

опознавать словосочетания и их виды в ряду других единиц языка.

Проверьте себя: проверка уровня понимания и применения теории

Заполните пробелы в тексте (задания на парте у каждого учащегося)

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________________.

В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.

От ______________________________ слова к _________________________ ставится вопрос.

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают________________________ и __________________________.

Не являются словосочетаниями грамматическая основа предложения, ________________, сочетания «предлог + слово» организует проверку

Подводит итог урока: о какой синтаксической единице мы говорили сегодня на уроке? Что нового для себя вы узнали?

Помогает сделать выводы

Заполняют пропуски

Читают ответы

Делают выводы по теме урока

Домашнее задание

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для визуализации информации

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

Предметные результаты

применять синтаксические знания и умения в практике правописания

Формулирует и комментирует домашнее задание: Составить ОК по тексту параграфа, выполнить упр. 230

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9 классе .Подготовка к ГИА по русскому языку по теме «Словосочетание»

Презентация к уроку Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс

Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс...

Урок русского языка по теме : "Словосочетание" в 5 классе

Урок первичного усвоения нового материала...

Разноуровневые задания по русскому языку по теме «Словосочетание» 5 класс.

Разноуровневые задания по русскому языку по теме«Словосочетание» 5 класс....

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»

Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды  связи слов в словосочетании»...