РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамматической основы предложения) с учётом анализа строения и смысловой и грамматической связей слов в словосочетании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока. Словосочетание. 5 класс. | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Предмет | Русский язык | ||
Класс | 5 | ||
Учебник | С.И. Львова, В.В. Львов «Русский язык 5 класс», Москва, Мнемозина, 2012 | ||
Тип урока | Объяснения нового материала | ||
Тема | Словосочетание | ||
Цель | Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамматической основы предложения) с учётом анализа строения и смысловой и грамматической связей слов в словосочетании | ||
Основные термины, понятия | Словосочетание, подчинительная связь, главное слово, зависимое слово, схема словосочетания | ||
Планируемый результат | |||
Предметные умения соблюдать орфографические нормы в процессе письма анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации применять синтаксические знания и умения в практике правописания | Личностные УУД: самоопределение Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные УУД: давать определение понятия словосочетание, подчинительная связь строить логическое рассуждение создавать схемы устанавливать причинно-следственные связи осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками аргументировать свою точку зрения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий |
Организация пространства
Формы работы (пример: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная) | Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) |
фронтальная, индивидуальная, в парах | учебник, раздаточный материал |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи | |
Организационный момент | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Изучение нового материала. | -уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им -давать определение понятия словосочетание; -строить логическое рассуждение -аргументировать свою точку зрения -анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации, | |
Отработка умений и навыков. | -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как в конце действия, так и по ходу его реализации; -создавать схемы -устанавливать причинно-следственные связи -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, -самоопределение - анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации | |
Проверочная работа | -уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им - применять синтаксические знания и умения на практике -анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации | |
Подведение итогов урока | -осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач -осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий -опознавать словосочетание в ряду других сочетаний слов − анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; | |
Домашнее задание | применять синтаксические знания и умения в практике правописания |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Личностные УУД: Предметные результаты: | Визуально проверяет подготовку к уроку – наличие учебника, тетради, дневника, канцелярских принадлежностей | Проверяют готовность к уроку |
Актуализация знаний | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: давать определение понятия словосочетание; строить логическое рассуждение Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения Личностные УУД: Предметные результаты: анализировать различные виды словосочетаний с точки зрения структурной и смысловой организации | Выявление темы урока через выполнение заданий: Ребята, я обращусь к вам с просьбой: принесите мне тетрадь, подайте мне карандаш. Кто готов выполнить мою просьбу? Кто не готов и почему? А если я попрошу принести синий карандаш и Васину тетрадь, то сможете ли вы выполнить мою просьбу? Синий карандаш и рабочая тетрадь – это какие синтаксические единицы? Объявляет тему урока : Словосочетание. Поработайте в парах: что вы знаете о словосочетании? (повторение изученного в начальной школе) Организует обсуждение в парах (обратитесь к памятке «Как работать в парах?» Организует проверку выполнения задания Уточняет ответы учащихся Как связаны слова в словосочетании? Даёт определение «подчинительная связь» Подводит итог обсуждения ответов: так что такое словосочетание? записывая признаки словосочетания Предлагает ознакомиться с содержанием параграфа и ответить на вопрос: «Что нового о словосочетании я узнал из учебника?» Организует проверку, слушает ответы учащихся Предлагает выполнить задание: поработайте в парах: прочитайте сочетания слов и определите, все ли из них являются словосочетаниями, словосочетания запишите, обозначив главное и зависимое слово. При выполнении задания вы можете опираться на материал параграфа. Дети играли, громко и чётко, данная схема, катаешься с гор, на ветке дерева, рябина и ольха, моя картина, девочка умна, из-за болезни. Организует проверку: какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Сообщает о видах словосочетания по главному слову, демонстрируя схемы | Стремятся выполнить просьбу учителя. Отвечают, почему не смогут вы-полнить просьбу ( нет конкретности: какая именно тетрадь и какой именно карандаш) Дают ответы на вопрос ( эту просьбу можно выполнить, так как указано, какой карандаш и какая тетрадь нужны) Это словосочетания Записывают тему урока Выполняют задание Называют известные сведения о словосочетании: Два самостоятельных слова, одно главное, другое – зависимое, от главного к зависимому задаётся вопрос Отвечают на вопрос, указывая, что связь грамматическая и по смыслу Дают определение, записывают признаки в тетрадь Читают текст параграфа, отмечают новую информацию (что не является словосочетанием, схемы словосочетаний) Читают сочетания слов и определяют, какие из них являются словосочетаниями. Называют словосочетания, аргументируя свой выбор Записывают информацию в тетрадь, приводят свои примеры |
Отработка умений и навыков. | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные УУД: создавать по схемам текстовую | Предлагает записать словосочетания, обозначив главное и зависимое слова, составив схему. ( упр. 227) Предлагает, используя схемы, расставить словосочетания и записать их в тетрадь: Сущ. +в + сущ., о + прилаг. + сущ., гл. + под + сущ., нареч. + глаг., прил. + от + сущ. Организует проверку Осуществляет обратную связь через опрос о правильности выполнения работы учащимися | Записывают словосочетания, составляют схему Записывают словосочетания ( два ученика у доски) Сравнивают работу одноклассников со своей работой. Оценивают свою работу по ранее отработанным критериям информацию |
Подведение итогов урока | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Познавательные УУД: осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Коммуникативные УУД: Личностные УУД: самоопределение Предметные результаты опознавать словосочетания и их виды в ряду других единиц языка. | Проверьте себя: проверка уровня понимания и применения теории Заполните пробелы в тексте (задания на парте у каждого учащегося) Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________________. В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая. От ______________________________ слова к _________________________ ставится вопрос. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают________________________ и __________________________. Не являются словосочетаниями грамматическая основа предложения, ________________, сочетания «предлог + слово» организует проверку Подводит итог урока: о какой синтаксической единице мы говорили сегодня на уроке? Что нового для себя вы узнали? Помогает сделать выводы | Заполняют пропуски Читают ответы Делают выводы по теме урока |
Домашнее задание | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для визуализации информации Коммуникативные УУД: Личностные УУД: Предметные результаты применять синтаксические знания и умения в практике правописания | Формулирует и комментирует домашнее задание: Составить ОК по тексту параграфа, выполнить упр. 230 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 5 класса по русскому языку по теме "Словосочетание"
Тест составлен в 4 вариантах...
Презентация к уроку в 9 классе .Подготовка к ГИА по русскому языку по теме «Словосочетание»
Презентация к уроку Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание»...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...
Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс
Урок русского языка по теме "Словосочетание", 5 класс...
Урок русского языка по теме : "Словосочетание" в 5 классе
Урок первичного усвоения нового материала...
Разноуровневые задания по русскому языку по теме «Словосочетание» 5 класс.
Разноуровневые задания по русскому языку по теме«Словосочетание» 5 класс....
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»
Урок русского языка по теме «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи слов в словосочетании»...