Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Синонимы". (с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_szhataya_zip-papka.zip | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 5
Учитель: Шельски Анна Викторовна
Тема: Синонимы.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с многозначными словами; функции синонимов в речи; уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия слов-синонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.
Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы работы: создание проблемных ситуаций, деятельно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: -Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день, ребята! - Вы готовы к нашему уроку? (проверка готовности учащегося к уроку, организация внимания учащегося). | Приветствует учителя | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 | Актуализация знаний | Лексический диктант (по лексическому значению учащийся должен определить слова и записать их. Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). (Слайд 1) | Самостоятельно записывает слова. | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. (Слайд 2) 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись). 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. | Ученик находит синонимы в тексте, определяет их значение. |
УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4. | Определение темы и целей урока. | - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… (Слайд 3). | Формулирует тему и цель урока. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5. | Открытие нового знания. | 1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. - Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, хижина, курень, изба, коттедж, вилла). Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей. Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка. - Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. (Слайд 4,5) ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения. | Ученик определяет значение каждого слова, находит различия в значении слов, делает вывод. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации).
|
2. Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 68, с. 161-165). | Читает теоретический материал в учебнике, делает выводы. | Познавательные (наблюдение, поиск информации). | ||
6. | Закрепление знания | Предлагает выполнить упр. 359(уст.), 361 (по заданию). | Выполняет задание | Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
7. |
|
-Перепишите синонимы в порядке усиления действия:
(Слайд 8). Группа синонимов - это синонимический ряд. Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного. (Слайд 9). | Выполняет задание, предложенное учителем. | Познавательные: (использование знако-символических средств) Регулятивные (контроль) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) |
8 | Закрепление знаний (продолжение) | Определение роли синонимов в речи.
Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Слайд 10). (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: Для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок | Работают с текстом, делают выводы | Коммуникативные (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
1) Партизаны отразили все ... противника. Вся природа ждала ... весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил ... с родителями. Он оплатил на почте ... по телефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый ... на море. ... в рассказах Тургенева играет важную роль. (вид, пейзаж). (Слайд 11). | Записывает предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) | ||
9 | Контроль усвоения материала | 3. Подберите к словам синонимы и запишите два любых предложения с этими словами. 1. бежать 2. автор 3. отметка 4. око 5. чародей. (Слайд 12). | Подбирают синонимы, составляют предложения с данными словами. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
10. | Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащегося на уроке. | Воспринимает информацию. | Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание) |
11 | Рефлексия |
(Слайд 13). | Оценивает свою работу на уроке. | |
12 | Домашнее задание | §68, упр. 364. | Записывает домашнее задание | Личностные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....