Рабочая программа элективного курса "Уроки словесности".
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Сухова Анна Викторовна

Рабочая программа элективного курса "Уроки словесности", 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr.elektivnyy_kurs_rya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

«Согласовано»

Руководитель МО

Чернышова Т.П..

Протокол № ___ от «__»

__________________2017___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МОУ СОШ №2

Глебова Г.В..

 «__»________________2017___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ№2                Ерохина А.С.

Приказ № ___ от «__»_________________2017___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Основы русской словесности»

  в 5  классе

                 учителя русского языка и литературы          

                       Шельски Анны Викторовны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________20_ г.

2017-2018 учебный год


  1. Пояснительная записка

Программа элективного курса «Основы русской словесности» строится в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. Так, в программе по словесности в 5 классе рассматриваются со своей специфической стороны главным образом те явления языка, которые изучаются в 5 классе на уроках русского языка. Для анализа включаются те роды и виды произведений, которые рассматриваются в 5 классе в большинстве программ по литературе.

Программа называется «Основы русской словесности». Это значит, что здесь даны главные исходные положения теории словесности, ее основы. Некоторые понятия, которые изучаются в школе на уроках русского языка и литературе, включены и в программу по словесности. Но это не механическое их соединение и не повторение уже известного; подход к этим явлениям на уроках словесности особый.

Программа построена на принципе доступности и отвечает возрастным возможностям школьников.

В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и умений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.

Так, в 5 классе большое место занимает работа со словарями, выразительное чтение текстов, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

Уроки словесности обогатят знания учащихся о возможностях русского языка, позволят познать законы употребления различных стилей литературного языка. Они помогут осознать красоту русского языка, его неисчерпаемые возможности в выражении любой мысли, любого чувства, а также активно использовать богатство языка в собственных высказываниях.

Программа составлена на основе учебного пособия для учащихся 5 класса, утвержденного Министерством образования и науки РФ «Русская словесность. От слова к словесности» Р.И. Альбетковой рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Задачи курса:

  1. Изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства формы словесного содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов – все, что выработано народом – творцом словесности – на протяжении веков его развития.
  2. Помочь овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации – к образу, сюжету, композиции, идее.
  3. Научить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
  4. Научить использование опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, творческому употреблению русского языка.


  1. Описание разделов

  1. Что такое слово (3)

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

  1. Что такое словесность (3)

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

  1. Богатство лексики русского языка (6)

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Неологизмы. Устаревшие слова. Фразеологизмы.

  1. Прямое и переносное значение слова (2)

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория.

  1. Текст (3)

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассу4ждение, диалог, монолог.

  1. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3)

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

  1. Устная народная словесность (6)

Понятия: произведение, устная народная словесность. Сказки и другие виды народной словесности. Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.

  1. Литературное эпическое произведение (4)

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Литературная сказка. Басня. Рассказ. Повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.

  1. Литературное лирическое произведение(4)

Лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произведении.

  1. Литературное драматическое произведение(2)

Драматическое произведение: произведение, произведение, предназначенное для постановки на сцене театра, Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.


Тематическое планирование (34 ч.)

Кол-во часов

Т Е М А

Дата проведения

Примечания

3 ч

Что такое слово

1

1

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов

2

1

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему либо.

3

1

Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске

3 ч

Что такое словесность

4

1

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

5

1

Язык художественной словесности. Отличие языка в жизни от значения языка в произведении.

6

1

Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях.

6 ч

Богатство лексики русского языка

7

1

Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.

8

1

Слова-термины, способы определения понятия.

9

1

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

10

1

Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова.

11

1

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

12

1

Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью.

Прямое и переносное значение слова.

13

1

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.

14

1

Сравнение. Эпитет. Аллегория.

3 ч

Текст

15

1

Что такое текст. Тема текста. Основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

16

1

Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение. Диалог и монолог.

17

1

Устное и письменное изложение повествовательного текста.

3 ч

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

18

1

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

19

1

Интонация.  Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте. Восклицательные предложения и их интонация.

20

1

Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Рифма и ритм в стихах. Строфа.

4 ч

Устная народная словесность

21

1

Понятия: произведение, устная народная словесность

22

1

Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

23

1

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, поговорки, пословицы, считалки скороговорки.

24

1

Различие видов устной народной словесности.

4 ч

Литературное эпическое произведение.

23

1

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

25

1

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Бсенная «мораль».

26

1

Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

27

1

Понимание того, что эпическое произведение- результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала.

3 ч

Литературное лирическое произведение

28

1

Что такое лирическое произведение.

29

1

Стихи о родине и природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

30

1

Понимание главного свойства лирических произведений- выражения мыслей и чувств автора.

4 ч

Литературное драматическое произведение

31

1

Что такое драматическое произведение.

32

1

Пьеса-сказка

33

1

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Авторские ремарки.

34

1

Умение отличать драматическое произведение от произведений других родов словесности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»

Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровн...

Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)

9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающих...

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 8 класса

Рабочая программаэлективного курса «Русская словесность»для 8 класса...

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 9 класса

Программа  предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет...

Рабочая программа элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»

В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа данного элективного курса рассчитана на  овладение содержанием предмета в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю...