Рабочая программа элективного курса "Уроки словесности".
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Уроки словесности", 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr.elektivnyy_kurs_rya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Руководитель МО Чернышова Т.П.. Протокол № ___ от «__» __________________2017___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МОУ СОШ №2 Глебова Г.В.. «__»________________2017___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ№2 Ерохина А.С. Приказ № ___ от «__»_________________2017___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Основы русской словесности»
в 5 классе
учителя русского языка и литературы
Шельски Анны Викторовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»______________20_ г.
2017-2018 учебный год
- Пояснительная записка
Программа элективного курса «Основы русской словесности» строится в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. Так, в программе по словесности в 5 классе рассматриваются со своей специфической стороны главным образом те явления языка, которые изучаются в 5 классе на уроках русского языка. Для анализа включаются те роды и виды произведений, которые рассматриваются в 5 классе в большинстве программ по литературе.
Программа называется «Основы русской словесности». Это значит, что здесь даны главные исходные положения теории словесности, ее основы. Некоторые понятия, которые изучаются в школе на уроках русского языка и литературе, включены и в программу по словесности. Но это не механическое их соединение и не повторение уже известного; подход к этим явлениям на уроках словесности особый.
Программа построена на принципе доступности и отвечает возрастным возможностям школьников.
В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и умений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Так, в 5 классе большое место занимает работа со словарями, выразительное чтение текстов, в которых употребляются изучаемые явления словесности.
Уроки словесности обогатят знания учащихся о возможностях русского языка, позволят познать законы употребления различных стилей литературного языка. Они помогут осознать красоту русского языка, его неисчерпаемые возможности в выражении любой мысли, любого чувства, а также активно использовать богатство языка в собственных высказываниях.
Программа составлена на основе учебного пособия для учащихся 5 класса, утвержденного Министерством образования и науки РФ «Русская словесность. От слова к словесности» Р.И. Альбетковой рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Задачи курса:
- Изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства формы словесного содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов – все, что выработано народом – творцом словесности – на протяжении веков его развития.
- Помочь овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации – к образу, сюжету, композиции, идее.
- Научить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
- Научить использование опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, творческому употреблению русского языка.
- Описание разделов
- Что такое слово (3)
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
- Что такое словесность (3)
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
- Богатство лексики русского языка (6)
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Неологизмы. Устаревшие слова. Фразеологизмы.
- Прямое и переносное значение слова (2)
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
- Текст (3)
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассу4ждение, диалог, монолог.
- Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3)
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
- Устная народная словесность (6)
Понятия: произведение, устная народная словесность. Сказки и другие виды народной словесности. Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
- Литературное эпическое произведение (4)
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Литературная сказка. Басня. Рассказ. Повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
- Литературное лирическое произведение(4)
Лирическое произведение: произведение, в котором главное – выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
- Литературное драматическое произведение(2)
Драматическое произведение: произведение, произведение, предназначенное для постановки на сцене театра, Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Тематическое планирование (34 ч.)
№ | Кол-во часов | Т Е М А | Дата проведения | Примечания |
3 ч | Что такое слово | |||
1 | 1 | Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов | ||
2 | 1 | Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему либо. | ||
3 | 1 | Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске | ||
3 ч | Что такое словесность | |||
4 | 1 | Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. | ||
5 | 1 | Язык художественной словесности. Отличие языка в жизни от значения языка в произведении. | ||
6 | 1 | Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. | ||
6 ч | Богатство лексики русского языка | |||
7 | 1 | Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. | ||
8 | 1 | Слова-термины, способы определения понятия. | ||
9 | 1 | Омонимы. Синонимы. Антонимы. | ||
10 | 1 | Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова. | ||
11 | 1 | Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. | ||
12 | 1 | Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. | ||
Прямое и переносное значение слова. | ||||
13 | 1 | Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. | ||
14 | 1 | Сравнение. Эпитет. Аллегория. | ||
3 ч | Текст | |||
15 | 1 | Что такое текст. Тема текста. Основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте. | ||
16 | 1 | Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение. Диалог и монолог. | ||
17 | 1 | Устное и письменное изложение повествовательного текста. | ||
3 ч | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | |||
18 | 1 | Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. | ||
19 | 1 | Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте. Восклицательные предложения и их интонация. | ||
20 | 1 | Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Рифма и ритм в стихах. Строфа. | ||
4 ч | Устная народная словесность | |||
21 | 1 | Понятия: произведение, устная народная словесность | ||
22 | 1 | Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. | ||
23 | 1 | Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, поговорки, пословицы, считалки скороговорки. | ||
24 | 1 | Различие видов устной народной словесности. | ||
4 ч | Литературное эпическое произведение. | |||
23 | 1 | Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. | ||
25 | 1 | Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Бсенная «мораль». | ||
26 | 1 | Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. | ||
27 | 1 | Понимание того, что эпическое произведение- результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. | ||
3 ч | Литературное лирическое произведение | |||
28 | 1 | Что такое лирическое произведение. | ||
29 | 1 | Стихи о родине и природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. | ||
30 | 1 | Понимание главного свойства лирических произведений- выражения мыслей и чувств автора. | ||
4 ч | Литературное драматическое произведение | |||
31 | 1 | Что такое драматическое произведение. | ||
32 | 1 | Пьеса-сказка | ||
33 | 1 | Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Авторские ремарки. | ||
34 | 1 | Умение отличать драматическое произведение от произведений других родов словесности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ»
Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровн...
Рабочая программа. Элективный курс "Уроки словесности" (9 класс)
9 класс. Элективный курс "Уроки словесности"...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающих...
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 8 класса
Рабочая программаэлективного курса «Русская словесность»для 8 класса...
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 9 класса
Программа предназначена для обучения учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов ОГЭ предыдущих лет...
Рабочая программа элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»
В соответствии с образовательной программой и учебным планом школы, рабочая программа данного элективного курса рассчитана на овладение содержанием предмета в объеме 34 часов, по 1 часу в неделю...