Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по учебнику Шмелева
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) на тему

Шведова Екатерина Сергеевна

В данной разработке представлена пояснительная записка и КТП по русскому языку 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx115.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Русский язык: 5 класс под ред. А.Д.Шмелёва. М.: Вентана-Граф, 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы[1] и «Программы по русскому языку 5-9 классы» для общеобразовательных учреждений под ред. Е.Я. Шмелевой, М «Вентана-граф», 2013.

      Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и  опорной системы знаний, специфических для данной предметной области. Рабочая программа обеспечивает возможность продолжения образования на 2 ступени обучения, а также выдерживает преемственность начального и основного общего образования.

       В программе реализованы коммуникативно-деятельностный, личностно ориентированный подходы к организации материала  и построению курса. Выстроена система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных представлений о языке и речи.

        В учебниках, на основе которых составлена данная рабочая программа,  четко выражены  системный подход к изложению теоретических сведений о языке и речи, направленность содержания и выстроены специальные задания на смысловое чтение текстов лингвистического содержания. Предусмотрено освоение учащимися знаний о системе языка, его функциях и роли в успешной организации речевого общения.  Программа включает формирование метапредметных умений и способов деятельности.

 Программой учитывается направленность Стандарта  на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. В УМК «Русский язык» под ред. А.Д.Шмелёва отведена значительная роль исследовательской и проектной деятельности обучающихся нацеленной на овладение учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач.

Вклад предмета «Русский (родной) язык»

в достижение целей основного общего образования

 Русский язык является родным языком для русского народа и одновременно средством межнационального общения для народов многонациональной Российской Федерации. Являясь государственным языком в нашей стране, русский язык становится главным фактором консолидации государства, основой формирования гражданской идентичности и толерантности в условиях поликультурного общества.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.[2]

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: 

  • коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
  •  познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
  •  регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи»,  «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.

Место учебного предмета  «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования                                  в объёме 735 ч.

Данная рабочая программа для 5 класса рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю)

Всего

170 ч.

Резервные уроки

5 ч.

Язык и речь

12ч.

Текст

17 ч.

Орфография и пунктуация

38 ч.

Культура речи  

8 ч.  

Система языка

78 ч.

Фонетика и графика

10 ч.

Морфемика и словообразование

12 ч.

Лексика

10 ч.

Синтаксис

12 ч.

Морфология

34 ч.

Повторение

17 ч.

Контрольные работы

9 ч.

Контрольные сочинения и изложения

4 ч.

Распределение часов в модулях (главах) по рубрикам

Рубрики

1 модуль

2 модуль

3 модуль

4 модуль

5 модуль

6 модуль

7

модуль

8 модуль

О языке и речи

12 ч.

3

2

1

2

1

1

1

1

Система языка

78 ч.

8

7

11

10

11

10

7

14

Правописание

38 ч.

5

4

6

2

5

8

4

4

Текст

17 ч.

1

3

2

3

1

3

3

1

Язык и культура. Культура речи

8 ч.

1

1

1

1

1

1

1

1

Повторение

17 ч.

3

1

3

1

3

1

1

4

21 ч.

18 ч.

24 ч.

19 ч.

22 ч.

24 ч.

17 ч.

25 ч.

Перечень обязательных практических работ по развитию речи и контрольных работ

№ п.п.

Глава. Тема

Кодификатор

Форма контроля

Глава 1. Наш родной язык

Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах». (Входной контроль)

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Диктант

Контрольная работа  по теме: «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи.

Тест

Глава 2. На каком языке мы говорим

Контрольная работа  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Знать особенности образования гласных и согласных  звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми  и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными.

Знать алгоритм выполнения фонетического разбора.

Диктант с грамматическим заданием

Р.р. Контрольное изложение-повествование

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Изложение

Глава 3. Как язык служит для общения

Контрольная работа по теме: «Чередование гласных в корне»

Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в

корнях   -гар- /-гор-, -зар- /-зор-; -лаг- /-лож; -рос- / -раст- / -ращ-; -скак-/-скоч-

Диктант/ тест

Глава 4. В чём заключается богатство языка

Р.р. Обучение сочинению

Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом.

Сочинение

Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

Диктант

Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь

Контрольная работа по теме: «Правописание существительных»

Знать морфологические признаки имен существительных, опознавать существительные в тексте. Безошибочно писать имена существительные, правильно употреблять их в речи

Диктант

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение

Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем  тезис, доказательство, уметь делать вывод.

Сочинение

Глава 7. Что такое современный язык

Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными»

 Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

Диктант

Р.р. Сочинение по картине

Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием  по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Сочинение

Глава 8. Как язык объединяет людей

Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов»

Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

Диктант

Итоговая контрольная работа

Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Диктант / тест

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные творческие работы, диктанты, словарные диктанты, тесты, изложения, сочинения.

Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются  дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.

Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой  подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.

При отборе текстов диктантов, изложений и сочинений использовались произведения русских классиков.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речеведение

Обучающийся научится:

проводить анализ текстов с указанием темы,  основной мысли, принадлежности к стилю, функционально-смысловому   типу речи, средств выразительности и др.;

применять коммуникативные навыки в речевой деятельности с учётом ситуации и сферы общения.

Обучающийся  получит возможность научиться:

•        анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.

Виды речевой деятельности

Чтение

 Обучающийся научится:

•        адекватно   понимать   и   интерпретировать   прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой функциональной разновидности языка;

владеть навыками различных видов чтения;

владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;

владеть  навыками  работы  с  книгой  и  периодическими изданиями.

 Обучающийся получит возможность научиться:

•        извлекать  информацию по заданной проблеме ( включая   противоположные   точки   зрения   на   её решение)   из различных источников  (учебно-научных текстов,   текстов

СМИ , в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов),  высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Письмо

Обучающийся научится:

создавать собственные тексты различных функционально - меловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой стилевой разновидности языка;

совершенствовать и редактировать тексты;

соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        аргументировать   собственную   позицию,   доказывать её, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта;

понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;

писать аннотации,   тезисы  выступления,   конспекты, рефераты;

понимать основные причины коммуникативных неудач к  письменном общении и уметь их объяснять.

Слушание

Обучающийся научится:

•        адекватно понимать и интерпретировать текст различных функционально-смысловых типов речи  (повествование, описание,  рассуждение)  и  функциональных  разновидностей языка ;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей языка;

владеть навыками информационной переработки прослушанного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        понимать   скрытую   информацию   публицистического характера (в том числе текстов  СМИ),  анализировать и комментировать её в устной форме.

Говорение

Обучающийся научится:

•   создавать  тексты  различных  функционально-смысловых типов  речи   и  определённой  функциональной  разновидности языка;

•   создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного опыта (на основе жизненных наблюдений, чтения учебной, научной и художественной литературы);

•   соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

•   участвовать   в   коллективном   обсуждении   морально-этических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать, соблюдая нормы учебно-научного общения;

•   понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их объяснять.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•   проводить фонетический, орфоэпический, звуко-буквенный анализ слова;

•   применять знания по фонетике и орфоэпии при выполнении различных видов языкового анализа, соблюдать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

•   опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

•   извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

•   выделять в словах морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слов;

•   проводить  морфемный  и  словообразовательный  анализ слов;

•   применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

•   характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

•   опознавать  основные  выразительные  средства  словообразования в художественной и публицистической речи;

•   извлекать   необходимую   информацию   из   морфемных, словообразовательных и этимологических словарей  и  справочников, в том числе и мультимедийных;

•   использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

•   проводить лексический анализ слов;

•   соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

•   применять знания по лексике и фразеологии в практике правописания, в различных видах анализа, в том числе опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение).

Обучающийся получит возможность научиться:

•   объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

•   опознавать омонимы разных видов;

•   оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

•   опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

•   извлекать   необходимую   информацию   из   лексических словарей разного  типа  (толкового  словаря,   словарей  синонимов, антонимов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Обучающийся научится:

•   опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

•   анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

•   применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающийся получит возможность научиться:

•   анализировать синонимические средства и средства морфологии;

•   различать грамматические омонимы;

•   опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;

•   извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей,  в том  числе и мультимедийных; I использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•   опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);

•   анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

•   применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающийся  получит возможность научиться:

•   опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;

•   использовать в речи грамматическую синонимию;

•   анализировать особенности употребления синтаксических конструкций в публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся  научится:

•   опознавать орфограммы и пунктограммы;

•   проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме (с помощью графических символов);

•   соблюдать нормы правописания в письменной речи (в объёме содержания курса).

Обучающийся  получит возможность научиться:

•   иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

•   извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

учащихся 5 класса по русскому языку

Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

Оценка устных ответов учащихся

    Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

     Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

    Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

    При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

    К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Оценка «5» выставляется за

 - безошибочную работу;

 - при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте

 - 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;

 - 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;

 - 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;

 - 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены

 - 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;

 - 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;

 - 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено

 - до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;

 - 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;

 - 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;

 - 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка дополнительных заданий при диктанте

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка контрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание темы полностью соответ-ствует теме.

 - Фактические ошибки отсутствуют.

 - Содержание излагается последовательно.

 - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

 - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

- 1 орфографическая ошибка

 - 1 пунктуационная ошибка

 - 1 грамматическая ошибка

«4»

- Содержание соответствует теме.

- Имеются единичные фактические неточности.

 - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

 - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки

 - 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

 - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок

 - 2 грамматические ошибки

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы.

 - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

 - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата план

Дата факт

кол-во часов

Модуль=глава

Разделы главы

Тема урока

Элементы содержания

Планируемые виды деятельности

Виды контроля

Глава 1

Наш родной язык

1

1

О языке и речи

Вводный урок

Общение - важная часть культуры человека.

Речь и речевое общение

Различать язык и  речь, понимать речь как  деятельность, основанную на реализации языковой системы. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Личностные УУД. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Познавательные. Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы  современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.

Коммуникативные. Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию 

Пр.: Расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы

2

1

Родной язык

3

1

Язык и речь

4

1

Система языка (повторение изученного в начальной школе)

Звуки и буквы

Вычленять звуки, выявлять их смыслоразличительную функцию Характеризовать звуки, делить слова на слоги, устанавливать соотношения между буквами и звуками, производить фонетический разбор, овладевать основными правилами произношения, находить орфограммы в словах, правильно писать слова с названными в теме орфограммами

Личностные результаты: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; 

Познавательные. Вычитывать разные виды текстов  информации, преобразовывать её (в таблицу, схему, план), делать выводы, обобщения, осуществлять самоконтроль и самооценку

Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

5

1

Состав слова

6

1

Имя существительное

7

1

Имя прилагательное

8

1

Местоимение

9

1

Глагол

10

1

Предложение

11

1

Входной контроль (Диктант)

Диктант

12

1

Правописание.

Орфограммы и орфографические правила

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило.

Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов.

13

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова

14

1

Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова

15

1

Двойные согласные в корне слова

16

1

Непроизносимые согласные

17

1

Текст

Признаки текста

Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста.

Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

18

1

Язык и культура. Культура речи.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики.

Лексическое богатство русского языка и культура речи

Личностные. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. Познавательные. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

19

1

Повторение

Комплексное повторение материала главы 1

Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи.

Словарный диктант

20-21

2

Контрольная работа и её анализ

Диктант

Глава 2. На каком языке мы говорим

22

1

О языке и речи

Общенародный русский язык. Русский литературный язык

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Система русского литературного языка

Личностные. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Пр.: Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы  современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Коммуникативные. Работать в группах, парах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга; строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

23

1

Система русского литературного языка

24

1

Система языка

Фонетика 

Звуковой состав слов и транскрипция

Система гласных звуков русского языка. Система согласных звуков русского языка.  Устройство речевого аппарата.

Элементы фонетической транскрипции.

Слог и ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения.

Трудные случаи ударения в словах и в формах слов.

Допустимые варианты произношения и ударения

Л.: выразительно читать прозаически и поэтические тексты

М/п.: вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать её (в таблицу, схему)

М/к.: работать в парах, группах

Пр.: Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.

Распознавать гласные и согласные; Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции; отдельные звуки речи. Производить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога,.

25

1

Слог и ударение

26

1

Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные

27

1

Согласные звуки: твёрдые и мягкие

28

1

Гласные звуки: ударные и безударные

29

1

Графика

Буквы русского алфавита.

Обозначение звука  [й’]

Тест

30

1

Фонетический разбор слова

31

1

Правописание

Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц

Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь. Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных, прилагательных, глаголах

.

Пр.: Освоить содержание изученных орфографических.  Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;

Самостоятельная работа

32

1

Правописание букв ь и ъ

33

1

Употребление прописных и строчных букв

Словарный диктант

34

1

Текст

Тема и основная мысль текста

Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

Структура текста

Пр.: Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

Пр.: Определять последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Пр.: Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

М/р.: осуществлять самопроверку

35-36

2

Р.р. Обучение изложению

(контрольное)

Изложение

37

1

Язык и культура речи. Культура речи

Нормы русского литературного языка

38

1

Повторение

Комплексное повторение материала главы 2.

39

1

Контрольная работа за 1 четверть

Диктант.

Глава 3.

Как язык служит для общения

40

1

О языке и речи

Разговорная и книжная речь

41

1

Система языка

Морфемика

Морфемы – значимые части слова

Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов.

Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Формообразующие суффиксы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах.

Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара.

Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы), сложение.

Л.: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

М/п.: осуществлять информационную переработку текста (схема, таблица)

М/к.: Формулировать собственное мнение

Пр.: Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка;

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе словообразовательного разбора

Анализировать словообразовательную структуру слова, различать изученные способы словообразования

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов

42

1

Образование форм слов

43

1

Основа слова

44

1

Корень слова и однокоренные слова

45

1

Суффиксы

46

1

Приставки

47

1

Варианты морфем

48

1

Словообразование

Образование слов с помощью приставок

49

1

Образование слов с

помощью суффиксов

50

1

Образование слов способом сложения

Самостоятельная работа

51

1

Морфемный разбор слова

52-53

2

Правописание

Корни с чередованием букв а и о

Корни   -гар- /-гор-, -зар- /-зор-

Корень -лаг- /-лож

Корень -рос- / -раст- / -ращ-

Корень -скак-/-скоч

Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках.

Пр.: Освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

М/к.: Опираться на фонетический,  морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходить к общему решении в совместной деятельности

М/п.: Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

54

1

Беглые гласные

55

1

Гласные и согласные в приставках

56

1

Безударные гласные в приставках

Словарный диктант

57

1

Буквы а и о в приставках раз- (рас-), раз- (рос-). Правописание приставок на з-с

58

1

Текст

Строение текста

Пр.: Делить текст  на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст.

М/к.: анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения, точно и ясно выражать свою мысль и оценивать чужую.

М/п.: Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана

59

1

План текста

60

1

Язык и культура. Культура речи. 

Речевой этикет

Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию.

Пр.: Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;

М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

Словарный диктант

61

1

Повторение

Комплексное повторение материала главы 3

62-63

2

Контрольная работа по теме «Чередование гласных в корне» и её анализ

Пр.: Объяснять орфограммы с чередованием букв а и о в

корнях   -гар- /-гор-, -зар- /-зор-; -лаг- /-лож; -рос- / -раст- / -ращ-; -скак-/-скоч-

Диктант

Глава 4. В чём заключается богатство языка

64

1

О языке и речи

Разновидности русского языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили;  язык художественной литературы.

Пр. Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы.

Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.

М/к.: строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражать мысли точно и ясно и оценивать чужие

65

1

Стили литературного языка (общее понятие)

66

1

Система языка

Лексикология 

Слово – основная единица лексикологии

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка.

Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Толковые словари русского языка.

Лексические омонимы, Синонимы. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Понятие о фразеологизмах.

Пословицы, поговорки.

Л.: Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций

М/п.: Пользоваться разными видами словарей, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

М/к.: Строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать свои мысли и оценивать чужие.

Пр./я: овладеть основными понятиями лексикологии, различать лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова,  опознавать омонимы, синонимы, антонимы.

Пр./к: Наблюдать за ролью  разных групп лексики в художественной речи, использовать их в собственной речи.

67

1

Способы толкования слова

68

1

Однозначные и многозначные слова

69

1

Прямое и переносное значения слова

70

1

Тематические группы слов

71

1

Омонимы

72

1

Синонимы

73

1

Антонимы

74

1

Фразеологизмы

75

1

Словари русского языка

Самостоятельная работа

76

1

Правописание

Буквы о и ё после шипящих в корне

Правописание о-ё после шипящих в корне . правописание и-ы после приставки

Пр.: Освоить содержание изученных орфографических.  Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Опираться на фонетический, морфемнословообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;

77

1

Буквы  и и ы в корне после приставок

78

1

Текст

Типы речи

Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета, состояния), рассуждение, их основные особенности

Пр.: Уметь выстраивать композиционную схему, определять смысловые части, работать с планом

79-80

2

Контрольная работа за 2 четверть и ее анализ

Диктант

81

1

Язык и культура. Культура речи

Лексическое богатство русского языка и культура речи

Лексическое богатство русского языка и культура речи

Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический, толковый, орфографический), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка

Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

М/п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

82

1

Повторение

Комплексное повторение материала главы 4.

Словарный диетант

Глава 5.

Как в языке выражаются отношения людей

83

1

О языке и речи.

Диалогическая и монологическая речь

Речь диалогическая и монологическая.

Виды монолога (повествование, описание, рассуждение).

Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос).

М/п:  извлекать информацию из разных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Иметь представление о ситуациях и условиях общения,  коммуникативных целях говорящего.

Пр.: Иметь представление о  различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Пр.: Различать образцы диалогической и монологической речи.

М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

84

1

Система языка

Синтаксис 

Словосочетание и предложение

Синтаксис как раздел грамматики.

Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания.

Предложение как минимальное речевое высказывание.

Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске:.

Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Предложения с однородными членами.

Обращение, его функции. Вводные конструкции (слова, словосочетания)

Л.: Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли,

 М/п.: Вычитывать все виды информации, преобразовывать  информацию в таблицу. схему, алгоритм.

М/к.: работать в группе, паре, договариваться о совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Пр.: Отличать словосочетание от предложения, подчинительную связь от сочинительной, находить грамматическую основу, распознавать главные и вторстепенные члены предложения, определять виды второстепенных членов и способы выражения, распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены, обращения, вводные слова, отличать простое предложение от сложного, разграничивать разные виды сложных предложений (ССП,СПП, БСП), составлять схемы и моделировать их предложения по схемам, производить синтаксический разбор простого и сложного предложения, выявлять функции знаков препинания и их роль в письменной речи, пунктуационно правильно оформлять предложения в соответствии с нормами и правилами письма.

Пр./к.: создавать монологические высказывания на лингвистическую тему, создавать вторичный текст (писать подробное изложение текста – повествования)

М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов

85

1

Синтаксический разбор словосочетания

86

1

Виды предложений

87

1

Распространённые и нераспространённые предложения

Графический диктант

88

1

Главные члены предложения

89

1

Второстепенные члены предложения

90

1

Предложения с однородными членами

91

1

Предложения с вводными словами и обращениями

92

1

Синтаксический разбор простого предложения

93

1

Сложное предложение

94

1

Способы передачи чужой речи

95

1

Правописание

Тире между подлежащим и сказуемым

Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении.

Правила пунктуации в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым), в предложениях с однородными членами, обращением, вводными словами, знаки препинания в сложном предложении.

в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме

Пр.: Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать  пунктуационную зоркость.

М/п.: Использовать о словари и справочники по правописанию для решения  пунктуационных проблем

96

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

97

1

Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами

98

1

Знаки препинания в сложном предложении

99

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

100

1

Текст

Повествование: рассказ

Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), его основные особенности.

Пр.: Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;

 М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.

М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

101

1

Язык и культура. Культура речи

Формы обращения и речевой этикет

Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах - побуждениях к действию.

Пр. Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;

М/к.: уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике.

102

1

Повторение

Комплексное повторение материала главы 5.

Самостоятельная работа

М./п.: Использовать и перерабатывать информацию в схемы. Таблицы, составлять алгоритмы пунктуационных правил.

Пр.: Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения

Самостоятельная работа

103-104

2

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация.» и её анализ

Диктант

Глава 6.

Чем различаются устная и письменная речь

105

1

О языке и речи

Речь устная и письменная

Речь устная и письменная.

Пр. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи,

различать образцы устной и письменной речи.

М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации

М./к.: Работать в группах, задавать вопросы, оформлять свои мысли в устной и письменной форме

106

1

Система языка

Морфология

Части речи

Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики.

Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имен существительных.  Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило об одушевлённости/неодушевленности А.А. Зализняка. Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к несклоняемым.

М/п.: пользоваться разными видами чтения и аудирования, вычитывать все виды информации из разных источников (текста, схем, таблиц. рисунков) преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые слова, разграничивать основную и дополнительную информацию, анализировать, делать выводы, сравнивать, строить рассуждения.

М/к.: формирование навыков работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль) оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других, выступать с сообщениями перед коллективом сверстников

Пр. анализировать значение имён существительных, выявлять способы образования имён существительных, распознавать собственными имена  и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры; имена существительные разных типов склонения.

Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста

Производить морфологический разбор

Пр./к.: создавать устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществлять информационную переработку текста, редактировать собственный текст

М/р.: осуществлять самопроверку письменных текстов

107

1

Имя существительное 

Имя существительное как часть речи

108

1

Разряды имён существительных

109

1

Одушевлённые и неодушевлённые существительные

110

1

Род имён существительных

111

1

Род несклоняемых существительных

112

1

Склонение имён существительных

113

1

Число – непостоянный признак имён существительных

114

1

Падеж – непостоянный признак имён существительных

115

1

Морфологический разбор имени существительного

116

1

Правописание

Прописная буква в именах собственных

Употребление строчной и прописной букв

Пр.: правильно писать безударные падежные окончания имён существительных. Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

М/п.: разрабатывать алгоритмы учебных действий.

М/к.: слушать и слышать других, приходить к общему решению. Формировать  орфографическую зоркость.

М/п.: Использовать о словари и справочники по правописанию для решения  орфографических  проблем.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;.

117

1

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных

Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных, глаголах. Правописание окончаний в именах существительных, прилагательных; н и нн в отыменных прилагательных.

118

1

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Гласные в суффиксах -ек- и -ик-

Словарный диктант.

119-120

2

Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных

Правописание гласных после шипящих и ц в именах существительных,. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

121

1

Правописание существительных с суффиксами                -чик- и -щик-

122

1

Слитное и раздельное написание не с существительными

123

1

Контрольная работа. Правописание существительных

Диктант

124

1

Текст

Тип речи: рассуждение

Функционально-смысловые типы речи: рассуждение, и  его  основные особенности

Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста

125-126

2

Р.р. Контрольное сочинение - рассуждение

Знать композиционную схему рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем  тезис, доказательство, уметь делать вывод.

сочинение

127

1

Язык и культура. Культура речи

Что такое грамматические нормы?

Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки

Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного

128

1

повторение

Комплексное повторение материала главы 6.

Самостоятельная работа

самостоятельная работа

Глава 7.

Что такое современный язык

129

1

О языке и речи

Современный русский литературный язык

Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык;  диалекты,  жаргон.

Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка

130

1

Система языка

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах.

131

1

Разряды прилагательных по значению.

132

1

Полная и краткая форма качественных прилагательных

133

1

Формы степеней сравнения качественных прилагательных

134

1

Склонение качественных и относительных прилагательных

135

1

Склонение притяжательных имён прилагательных

136

1

Морфологический разбор имени прилагательного

137

1

Правописание

Слитное и раздельное написание не с прилагательными

Правописание гласных после шипящих и ц в именах  прилагательных. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Освоить содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

138

1

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных

Графический диктант.

139

1

Правописание н и нн в прилагательных

Правописание суффикса -ск- в именах прилагательных

140

1

Контрольная работа по теме: «Правописание прилагательных»

Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях

Диктант

141

1

Текст

Типы речи: описание предмета

Функционально-смысловые типы речи: описание (предмета, состояния), их основные особенности

Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием  по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

142-143

2

 Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине

сочинение

144

1

Язык и культура. Культура речи

Употребление имени прилагательного в речи

Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки.

Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Употреблять имена  прилагательные, в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

145

1

Повторение

Комплексное повторение материала главы 7.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Глава 8.

Как язык объединяет людей

146

1

О языке и речи

Русский язык – государственный язык Российской Федерации

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения

Л.: Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка

147

1

Система языка

Глагол

Глагол как часть речи  

Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы.  Безличные глаголы

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.

Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола.

148

1

Инфинитив

149

1

Виды глагола  

150

1

Переходные и непереходные глаголы

151

1

Возвратные и невозвратные глаголы

152

1

Определение типов спряжения глаголов  

153

1

Изменение глаголов по наклонениям

154

1

Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении

155

1

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени

156

1

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени

157

1

Условное наклонение

158

1

Повелительное наклонение

159

1

Безличные глаголы

160

1

Морфологический разбор глагола

161

1

Правописание

Не с глаголами

Правописание гласных после шипящих и ц в глаголах. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Формировать орфографическую. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические  нормы в письменной речи.

Опираться на фонетический, морфемно-словооб- разовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

162

1

Гласные е и и в корнях с чередованием

163

1

Буква ь после шипящих в глаголах

164

1

Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-)

165

1

Текст

Типы речи: описание состояния

Функционально-смысловые типы речи: описание (предмета, состояния), их основные особенности

Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;

166

1

Язык и культура. Культура речи

Употребление глаголов в речи

Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки.

Пр.: Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.

Употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.

Л.: Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.

М./п.: Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

167-168

2

Повторение

Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» и её анализ

Знать общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Диктант

169

1

Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе

170

1

Контрольная итоговая работа (тестирование)

Тест


[1] Примерные программы по учебным предметам. Русский язык: 5-9 классы.  М., Просвещение, 2010 – Стандарты второго поколения

[2] А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое плланирование по литературе для 5 класса по учебнику Коровиной

календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс рассчитано на 3 часа в неделю...

Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 кл, учебник М. Т. Баранов

1. Пояснительная записка.Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, у...

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...