Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 кл, учебник В. В. Бабайцева
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа расчитана на 238 часов, 7 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_kl_238_chasov.docx | 99.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 5-А классе
2013-2014 учебный год
Учитель: Каштанова Наталья Александровна
Всего – 238 часов (из расчёта 7 часов в неделю)
Программа для общеобразовательных учреждений автора В. В. Бабайцевой (М.: Дрофа)
Учебник: Русский язык. Углубленное изучение. Сборник заданий. 5 класс. К учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. Углубленное изучение. 5-9 классы» / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд (М.: Дрофа, 2013 год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 5 класса составлена на основе авторской программы В. В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.
Цель программы: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
Задачи:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями, совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой, языковой и культуроведческой.
Учебно-методический комплект:
1. В. В. Бабайцева «Русский язык. Теория. Углубленное изучение. 5-9 классы». - М.: Дрофа, 2013
2. В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд «Русский язык. Углубленное изучение. Сборник заданий. 5 класс. К учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. Углубленное изучение. 5-9 классы» - М.: Дрофа, 2013
3. А. В. Глазков, В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская «Русский язык. Углубленное изучение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику "Русский язык. Теория. Углубленное изучение. 5-9 классы» - М.: Дрофа, 2013
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место предмета в системе образования
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Настоящая рабочая программа предусматривает обязательное изучение русского языка в объеме: в 5 классе — 278 часов (7 часов в неделю).
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Понятие о русском литературном языке и его нормах.
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление.
Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса должны уметь:
Речевая деятельность:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурировать части исходного текста.
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы.
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинений и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты;
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- правильно произносить гласные и согласные звуки и их сочетания в слове;
- работать с орфоэпическим словарем.
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарем;
- производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексика и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользование толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарем антонимов, фразеологизмов;
- распределение слов на тематические группы;
- употребление слова в соответствии с его лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слова;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
- уметь склонять;
- правильно и уместно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения, а также в роли обращения;
- отличать имена существительные от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков.
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальных графических обозначений;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний по заданной схеме;
- выделять основы предложений;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различать по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением и вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложении;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Календарно – тематическое планирование (278 часов)
N п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Наглядность | Формы контроля | Домашнее задание | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения программы |
Общие сведения о русском языке | ||||||||
1 | Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку | 1 | Понимать структуру построения комплекса, условные значки, таблицы, схемы | Беседа по вопросам | С – з. 3 | |||
2 | Роль языка в жизни общества | 1 | Знать некоторые особенности развития русского языка, знать разные типы словарей, уметь оперировать терминами при анализе языкового явления | Беседа по вопросам, словообразовательный диктант | С – з. 7, РТ – з. 1 | |||
3 | Словарное богатство русского языка | 1 | Знать о богатстве русского языка, о его лексическом запасе, синонимических и фразеологических средства | Беседа по вопросам | С – з. 13 | |||
4-5 | Понятия о стилях | 2 | Знать элементарные теоретические сведения о стилях речи, главные признаки текста, основные понятия: текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста, стиль текста | Беседа по вопросам, сопоставление текстов, | С – з. 19, 21, РТ – з. 63 | |||
Грамматика. Морфология | ||||||||
6-7 | Понятия о морфологии и орфографии | 2 | Знать части слова, понятие «морфема», морфемное написание, знать правила правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, правописание оглушенных согласных и т.д., уметь подбирать проверочное слово несколькими способами | Беседа по вопросам, письменная работа, подготовленный диктант | С – з. 27, РТ - 11 | |||
8 | Понятия о частях речи | 1 | Знать слова разных частей речи, их лексическом значении, уметь строить лингвистическое рассуждение по предложенной модели, подбирать к слову омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, анализировать слово как часть речи | Беседа по вопросам, письменные ответы на вопросы, работа со словарем | РТ – з. 53 | |||
9 | Самостоятельные (знаменательные) части речи | 1 | Знать слова разных частей речи, значения фразеологизмов, уметь определять части речи, их морфологические признаки, анализировать слово как часть речи | Беседа по вопросам, письменные ответы на вопросы, работа с фразеологизмами | ||||
10-11 | Имя существительное | 2 | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных, уметь находить существительные в тексте, отличать имена существительные от других частей речи | Беседа по вопросам, словообразовательный диктант, словообразовательный анализ слова | С – з. 34, РТ – з. 4, 9, 10 | |||
12 | Сочинение–описание предмета | 1 | Знать особенностями описания предмета в научном и художественном стилях, особенности описания с выражением отношения к изображаемому, уметь различать типы речи, рецензировать написанное, строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений | Написание плана, сочинение | ||||
13-14 | Имя прилагательное | 2 | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных, уметь находить прилагательные в тексте, задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных | Беседа по вопросам, письменная работа | РТ – з. 15, 18 | |||
15 | Сочинение-рассуждение | 1 | Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа | ||||
16 | Контрольный диктант | 1 | Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | ||||
17 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Умение корректировать свои работы | Работа над ошибками | ||||
18-19 | Глагол | 2 | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль глагола в речи, синтаксическую роль, уметь находить глаголы в тексте, определять время, вид и спряжение глаголов, выбирать правильный вариант окончания глагола; различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола | Беседа по вопросам, письменная работа | С – з. 54, 60, РТ – 16, 17, 19, 133 | |||
20 | Сочинение-повествование | 1 | Уметь выстраивать схему текста-повествования, определять основную мысль рассказа, составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев | Составление плана, устные рассказы, написание сочинения | Сочинение-рассказ | |||
21-22 | Наречие | 2 | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, правописание суффиксов –щ и –а, уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Беседа по вопросам, письменная работа | С – 64, 68, РТ - 21 | |||
23-24 | Местоимение | 2 | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении | Конструирование высказываний, составление цепных текстов, беседа по вопросам, выполнение упражнений. | С – з. 74, РТ - 23 | |||
25 | Служебные части речи | 1 | Знать отличие самостоятельных частей речи от служебных, уметь их отличать | Анализ текста, беседа по вопросам, письменная работа | РТ - 26 | |||
26 | Сочинение-описание помещения | 1 | Уметь правильно строить предложения, используя нужную лексику, правильного употреблять глаголы, наречия в описании помещения, строить высказывание в определенной композиционной форме | Составление плана, сочинение | ||||
27-28 | Предлог | 2 | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль предлогов, синонимичные и анатонимичные предлоги, уметь находить предлоги в тексте, различать предлог и приставку, омонимичные пары | Беседа по вопросам, письменная работа | С – з. 79, 87, РТ – 28-30 | |||
29-30 | Союз | 2 | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль союза, уметь находить союзы в тексте | Беседа по вопросам, выполнение упражнений | С – з. 93, РТ – 32, 33 | |||
31-32 | Частица | 2 | Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частиц, уметь находить частицы в тексте, определять их роль в предложении, правильно писать частицы бы и не | Списывание, словарный диктант рассуждения, беседа по вопросам, письменная работа | С – 98, 103, РТ - 35 | |||
33 | Повторение | 1 | Знать изученное по разделу «Морфология и орфография» | Беседа по вопросам, письменная работа | С – з. 104, РТ - 36 | |||
34 | Контрольный диктант | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка, уметь при менять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Диктант с грамматическим заданием | ||||
35 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы | Работа над ошибками | ||||
Синтаксис | ||||||||
36 | Понятие о синтаксисе | 1 | Знать синтаксические единицы «словосочетание», «предложение», «текст», различия между словом, словосочетанием и предложением, уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения | Конструирование предложений, редактирование предложений, беседа по вопросам | С – з. 108, РТ – з. 37 | |||
37 | Предложение | 1 | Знать виды предложения, уметь определять грамматическую основу предложения | Беседа по вопросам, письменная работа | Выписать из сказок А. С. Пушкина предложения | |||
38 | Сочинение-описание животного | 1 | Знать особенности сочинения–описания с элементами повествования, уметь строить предложения, составлять рассказ-описание | Составление плана, сочинение | ||||
39 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | Знать характеристику предложения по целям высказывания, зависимость от речевой ситуации, уметь определять вид предложения по цели высказывания | Конструирование предложений, выполнение заданий | Выписать предложения из сказок А. С. Пушкина | |||
40 | Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | Знать характеристику предложения по интонации, зависимость от речевой ситуации, правильно интонировать вопросительные, побудительные, восклицательные предложения | Выразительное чтение, списывание, анализ, диктант | С - з. 117, РТ – 40, 41, 43 | |||
41-42 | Главные члены предложения | 2 | Знать главные н второстепенные члены предложения, уметь определять грамматическую основу предложения | Выполнение заданий, беседа по вопросам | С – 120 (3-8), 123, РТ – 44, 56, 57, 58 | |||
43 | Второстепенные члены предложения | 1 | Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов предложения | Работа с предложениями, беседа по вопросам | С – з. 126, РТ – 58 (2), 59 | |||
44 | Определение | 1 | Знать основные единицы языка, их признаки, уметь находить в тексте определения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении | Работа с словосочетаниями и предложениями, беседа по вопросам | С – з. 130, РТ – з. 38 | |||
45 | Сочинение-описание с элементами рассуждения | 1 | Знать роль определений-прилагательных в описании, уметь создавать текст в определенной логической последовательности, отбирать нужные языковые средства для описания | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа | ||||
46 | Дополнение | 1 | Уметь находить в тексте дополнение, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении | Конструирование предложений, беседа по вопросам, письменная работа | С- 125, РТ – 87, 115 | |||
47-48 | Обстоятельство | 1 | Уметь находить в тексте обстоятельства, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении | Конструирование предложений, беседа по вопросам, письменная работа | С – 132, РТ - 49 | |||
49 | Сочинение-повествование | 1 | Уметь выстраивать схему текста-повествования, определять основную мысль рассказа, составлять текст-повествование | Составление плана, написание сочинения | ||||
50-51 | Словосочетание | 2 | Уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения | Конструирование словосочетаний, беседа по вопросам, письменная работа | С – 139, 140, РТ – 45, 46 | |||
52 | Словосочетание в предложении | 1 | Знать различия между словосочетанием и предложением, уметь выделять словосочетания из предложения | Беседа по вопросам, письменная работа | С – 144, РТ - 48 | |||
53 | Повторение | 1 | Знать виды предложений, главные и второстепенные члены предложения, уметь отличать словосочетания от предложений, определять грамматическую основу, находить второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении | Беседа по вопросам, письменная работа | ||||
54 | Контрольный диктант | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Диктант с грамматическим заданием | ||||
55 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
56 | Сочинение-рассуждение | 1 | Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа | ||||
57-59 | Предложения с однородными членами | 3 | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Беседа по вопросам, письменная работа | С – 147, 150, РТ – 117 | |||
60-61 | Предложения с однородными членами | 2 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы, находить в тексте, составлять самостоятельно предложения с однородными членами | Беседа по вопросам, письменная работа | С – 151, РТ - 61 | |||
62-65 | Предложения с обращением | 4 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обращением, уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы, находить в тексте, составлять самостоятельно предложения с обращениями | Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений | С – 155, 156, 158, РТ – 46, 47 | |||
66-69 | Предложения с вводными словами | 4 | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы, находить в тексте, составлять самостоятельно предложения с вводными словами | Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений | С – 162, 165, РТ – 50, 51, 52 | |||
70-71 | Изложение с элементами сочинения | 2 | Уметь правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом и полно и последовательно излагать свои мысли, определять тему, идею, стиль и тип текста, составлять простой план | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа | ||||
72 | Анализ изложения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
73-76 | Сложное предложение | 4 | Знать признаки сложных предложений, уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них | Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений | С – з. 170, РТ - 198 | |||
77-79 | Сложносочиненные предложения | 3 | Уметь выделять (находить) средства связи в сложном предложении, анализировать языковые явления | Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений | С – 174, 176 (5-8), | |||
80-81 | Сложноподчиненные предложения | Уметь выделять (находить) средства связи в сложном предложении, анализировать языковые явления, определять тип связи между предикативными частями предложения | Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений | С – з. 179 | ||||
82-83 | Сложное предложение. Повторение, обобщение | 2 | Знать виды пунктуации в простых предложениях (ПП) и сложных предложениях (СП), уметь выделять (находить) средства связи в СП, анализировать языковые явления, определять тип связи между предикативными частями предложения, пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений | Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений | С – з. 189 | |||
84-85 | Предложения с прямой речи | 2 | Знать глаголы, вводящие прямую речь, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, уметь определять границы прямой речи и слов автора, ставить знаки препинания в предложение с прямой речью, знаки препинания в диалоге | Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений | С – 191 (2) | |||
86 | Контрольный диктант | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Диктант с грамматическим заданием | ||||
87 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
88-89 | Диалог и монолог | 2 | Знать понятия монолог и диалог, способы развития темы в тексте, его структуру, уметь использовать диалог в сочинении в соответствии с речевой ситуацией, различать монолог и диалог, применять на практике правила поведения во время разговора | Беседа по вопросам, письменная работа | С – з. 196, РТ – з. 62 | |||
90 | Текст. Понятие о тексте | 1 | Знать о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, знать понятия идея текст, основная мысль, уметь редактировать текст, устранять повторы, адекватно воспринимать чужую речь н передавать содержание текста в развернутом виде | Беседа по вопросам, создание письменных высказываний | С – з. 205 | |||
91 | Повествование | 1 | Знать языковые средства, формирующие повествование, уметь отличать повествование среди других типов речи | Беседа по вопросам, создание письменных высказываний | С - 208 | |||
92 | Сочинение-повествование "Как я однажды заблудился" | 1 | Уметь выстраивать схему текста-повествования, определять основную мысль рассказа, составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев | Составление плана, устные рассказы, написание сочинения | ||||
93 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
94 | Описание | 1 | Знать приемы описания портрета, пейзажа, композиционные правила построения описания | Беседа по вопросам, создание письменных высказываний | С – 212 | |||
95-96 | Написание сочинения-описания по картине А. А. Пластова «Первый снег» | 2 | Уметь создавать письменные высказывания, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, создавать текст заданного стиля, редактировать текст | Сочинение-описание | ||||
97 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
98 | Рассуждение | 1 | Знать структуру текста-рассуждения, где чаще встречается этот тип речи, языковые особенности текста-рассуждения | Беседа по вопросам, создание письменных высказываний | С – 224, РТ – 53, 60 | |||
99 | Написание сочинения-рассуждения "Кто для меня самый родной человек?" | 1 | Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа | ||||
100 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
101 | Русский язык – один из богатейших языков мира | 1 | Знать о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии, богатстве и общепризнанности русского языка, краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет, необходимость бережного, сознательного отношения к русскому языку как национальной ценности | Беседа по вопросам, письменная работа | § 1 | |||
102 | Понятие о литературном языке | 1 | Знать понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка, уметь оперировать терминами при анализе языкового явления | Беседа по вопросам, письменная работа | §2, з. 230 | |||
103 | Устная и письменная формы речи | 1 | Знать формы речи (устная и письменная), понятия фонетика, звуки речи, уметь различать гласные и согласные звуки | Беседа по вопросам, письменная работа | §3 | |||
104 | Стили литературного языка | 1 | Знать понятие «стили речи», уметь различать стили речи, находить характерные для каждого стиля признаки | Беседа по вопросам, письменная работа | §4 | |||
105 | Основные разделы науки о русском языке | 1 | Знать основные разделы науки о русском языке, лингвистические термины | Беседа по вопросам, письменная работа | §5 | |||
Фонетика. Графика. Орфоэпия | ||||||||
106-107 | Звуки речи и буквы | 2 | Знать, чего больше в русском языке – звуков или букв, орфограммы «Безударная гласна я в корне, проверяемая ударением», «Непроизносимая согласная в корне слова», «Оглушение звонких согласных на конце слова», уметь отличать звуковую запись письменной речи от графической, транскрибировать слова, восстанавливать облик слова по его согласным звукам | Беседа по вопросам, письменная работа, транскрибиро-вание, обучающий диктант | §6, С – з. 239, 244, 245,246 | |||
108 | Алфавит | 1 | Понимать важность знания алфавита, знать орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова», уметь пользоваться обратным словарем | Беседа по вопросам, письменная работа | §7, С – з. 254, РТ – 70, 75 | |||
109 | Контрольное сочинение на лингвистическую тему | 1 | Уметь писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа | ||||
110 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
111-112 | Гласные и согласные звуки | 2 | Уметь различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, составлять транскрипцию | Беседа по вопросам, письменная работа | §8, С – 264, 267, РТ – 77, 78, 80 | |||
113 | Слог. Правила переноса слов | 1 | Знать, что такое слог, основные правила переноса слов, морфемный состав слова, уметь делить слово по слогам, переносить слова | Беседа по вопросам, письменная работа | §9, С – 272, 273, 274 | |||
114 | Ударение | 1 | Знать понятие ударение, омограф, особенности русского ударения, функцию ударения, орфограмму «Безударная гласна я в корне, проверяемая ударением», уметь ставить ударение | Беседа по вопросам, письменная работа | §10, С – 281, 288, 289 | |||
115-116 | Редукция гласных | 2 | Знать понятие редукция гласных, изменение звучания гласного звука в безударном положении, типы редукций (количественная и качественная), уметь различать предударную, заударную позиции гласных звуков. | Беседа по вопросам, письменная работа | Фонетичес-кий разбор слов | |||
117-118 | Звонкие и глухие согласные | 2 | Знать смыслоразличительную функцию звонких и глухих согласных, элементарные процессы ассимиляции, орфограмму «Правописание оглушающих звонких и озвончающих глухих согласных», о парных и непарных по глухости-звонкости согласных, уметь анализировать процессы ассимиляции по звонкости-глухости, соотносить их с соответствующими орфограммами | Словарная работа, беседа по вопросам, письменная работа | §11, С – 296, 297, 300, РТ – 80-84, 85 | |||
119 | Проверочная работа по изученному материалу в разделе «Фонетика» | 1 | Знать теоретические сведения раздела «Фонетика» | Тест | ||||
120 | Анализ проверочной работы | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
121-122 | Твердые и мягкие согласные | 2 | Знать о парных и непарных по твердости-мягкости согласных, о различных способах обозначения мягкости, уметь выполнять полный фонетический разбор слова, распознавать мягкие и твёрдые согласные в | Словарная работа, беседа по вопросам, письменная работа | §12, С – 302, 307, РТ – 88, 81 | |||
123 | Повторение, обобщение изученного материала | 1 | Уметь выполнять полный фонетический разбор слова, ставить ударение, различать гласные и согласные звуки, мягкие-твердые, глухие-звонкие согласные | Написание сочинения-сказки на лингвистическую тему «В поющей стране Фонетике» | ||||
124-125 | Значение букв е, ё, ю, я | 2 | Знать в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука | Транскребирова-ние слов, беседа по вопросам, письменная работа | §13, С – 313, 315 | |||
126-127 | Значения букв ь и ъ в русской графике | 2 | Знать разделительную функцию ь и ъ, функцию смягчения ь согласных, уметь безошибочно писать слова с ь и ъ | Беседа по вопросам, письменная работа | §14, С – 320, 327, РТ – 98, 99, 100 | |||
128-129 | Мягкий знак после шипящих | 1 | Знать условия написания ь после шипящих в разных частях речи | Беседа по вопросам, письменная работа | §15, С – 343, 340, РТ – 90,91 | |||
130-131 | Гласные после шипящих | 2 | Знать орфограмму «О/Ё после шипящих в корне», правописание и после шипящих, правописание гласных после шипящих в окончаниях и суффиксах, правописание ё в суффиксах и личных окончаниях глаголов, уметь применять на практике данные орфограммы | Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений, фонетический разбор | §16, С – 347, 355, 361, РТ – 92, 93 | |||
132 | Сочинение-описание пейзажа по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» | 1 | Знать особенности пейзажа как жанра живописи, роль деталей в художественном описании, уметь оставлять текст-описание с использованием различных средств выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения), показать значение композиции и цвета в пейзаже | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа | ||||
133 | Анализ сочинений | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
134-135 | Гласные после ц | 2 | Знать и уметь применять правило правописания ы/u после Ц , уметь применять алгоритм действий при применении правила правописания ы-и после Ц | Беседа по вопросам, письменная работа, словарная работа | §17, С – 368, 373, РТ – 96, 97 | |||
136 | Контрольный диктант | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Диктант с грамматическим заданием | ||||
137 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
Морфемика. Словообразование. Орфография | ||||||||
138 | Понятие о морфеме | 1 | Знать термины морфемики, порядок морфемного разбора, алгоритм обозначения морфем, о морфемном принципе написания, уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова | Беседа по вопросам, письменная работа, словарная работа | §18, С – 382, РТ – 112, 123, 127 | |||
139 | Основа слова и окончание | 1 | Знать понятие основа слова, алгоритм действий при выделении окончания и основы изменяемых слов, способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различать нулевое окончание, уметь выделять основу слова и окончание, различать лингвистические понятия «слово с нулевым окончанием» и «слово без окончания». | Орфоэпическая работа, словарная работа, анализ текста, беседа по вопросам, тренировочные упражнения | §19, С – 386, 391, 394, РТ – 119, 120, 103, 104 | |||
140-141 | Корень слова | 2 | Знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне, способы словоизменения, уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный, проверять безударную гласную в корне | Конструирование словосочетаний, беседа по вопросам, тренировочные упражнения, составление словообразова-тельных цепочек | §20, С – 400, 406, РТ – 107, 108 | |||
142-144 | Приставка и суффикс | 3 | Знать словообразовательную роль суффикса и приставки, приставки и суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, уметь выделять приставки и суффиксы, различать приставки и предлоги, подбирать однокоренные слова и слова с разными корнями, выделять суффиксы в слове | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, словообразова-тельная работа, конструирование словосочетаний | §21, С – 411, 416, 422, 427, РТ – 162 (1-10), 176, 177 | |||
145 | Сочинение-описание по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Уметь создавать письменные высказывания, выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, создавать текст заданного стиля, редактировать текст | Сочинение-описание | ||||
146 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
147 | Морфемный разбор слова | 1 | Знать последовательность морфемного разбора, характерные морфемы, уметь производить морфемный анализ слов | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения | С – 431, РТ – 118, 182 | |||
148-149 | Словообразование | 2 | Знать основные способы словообразования, уметь производить словообразовательный разбор и анализ слов, находить производящую основу | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения | §22, С – 434, 40, 445, 449, РТ – 141, 142, 143, 144, 153 | |||
150-151 | Исторические изменения в составе слова | 2 | Познакомиться с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями, уметь сопоставлять древний состав слов и значения со структурой и значением слов в современном русском языке | Словарная работа, тренировочные упражнения, беседа по вопросам | §24 | |||
152 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему об исторических изменениях в составе слова | 1 | Уметь писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи | Творческая работа, составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения | ||||
153 | Анализ сочинений | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
154-155 | Чередование звуков в корне слова | 2 | Знать понятие о чередовании, основные чередования согласных и гласных в корне, беглость гласных как варианты чередования (с нулем звука) | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения | §25, С – 459, РТ - 142 | |||
156 | Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на лингвистическую тему о слове | 1 | Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения | Сочинение-рассуждения | |||
157-158 | Правописание безударных гласных в корне | 2 | Уметь проверять безударную гласную в корне, подбирать родственные слова, различать корни-омофоны | Конструирование словосочетаний, словообразова-тельная работа, беседа по вопросам | §26, 27, записать 30слов с безударной гласной в корне | |||
159-160 | Чередующиеся гласные в корне. Правописание корней с чередованием гласных а//о. Корни –гор-//-гар-, -зор-//-зар- | 2 | Знать правило правописания а//о | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, словарный диктант | §28, С – 470, 471 | |||
161 | Изложение с предварительным анализом текста К. Паустовского (з.472) | 1 | Знать приемы систематизации материала, уметь излагать мысли на заданную тему | Творческая работа | ||||
162 | Анализ изложения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
163-164 | Правописание корней –кос-//-кас-, -лож-//-лаг- | 2 | Знать способ выбора а//о в корнях –кос-//-кас-, -лож-//-лаг-, уметь выбирать гласную в чередующихся корнях, отличать слова с ложным чередованием | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний | §28, С – 475, РТ - 125 | |||
165-166 | Корни –рос-//-раст- | 2 | Знать и уметь применять правило правописания букв а//о в корнях –рос-//-раст-, знать алгоритм действий при применении правила правописания букв а//о в корнях рос-//-раст-, уметь отличать слова С ложным чередованием | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний | §28, С – 485, РТ - 132 | |||
167-168 | Корни –скок-//-скак- | 2 | Знать и уметь применять правило правописания букв а//о в корнях -скок-//-скак-, уметь отличать слова с ложным чередованием | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний | §28, С – 485, РТ - 132 | |||
169 | Закрепление и повторение | 1 | Знать и уметь применять правила правописания букв а//о в корнях с чередованием | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний | С – 478, РТ – 136, 137 | |||
170 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередованием гласных а//о» | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Диктант с грамматическим заданием | ||||
171 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
172-173 | Правописание корней с чередованием гласных е//и | 2 | Знать и уметь применять правило правописания букв е-и в корнях с чередованием, знать алгоритм действий при применении правила правописания букв е-и в корнях с чередованием, уметь отличать слова с ложным чередованием | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний | §29, С – 493, 494, РТ – 130, 131, 126, 129 | |||
174-175 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Сказка о шипящих звуках» | 2 | Уметь писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи | Творческая работа, составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения | ||||
176 | Анализ сочинения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
177 | Правописание корней с чередующимися а(я)//им, а(я)//ин | 1 | Знать и уметь применять правило правописания корней с чередованием а(я)//им, а(я)//ин, знать алгоритм действий при применении правила правописания в корнях с чередованием | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний | §29, С – 502, 506, РТ – 138, 139 | |||
178 | Правописание согласных и гласных в приставках | 1 | Знать изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, уметь применять алгоритм действий при применении правила правописания гласных и согласных в приставках | Орфографическая работа, словарная работа, беседа по вопросам | §30, С – 515, 517, 519, 521 | |||
179-180 | Правописание приставок, оканчивающихся на з(с) | 2 | Знать изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, правило «Буквы з-с на конце приставок», уметь применять правило и алгоритм выбора согласной, отличать слова с ложным чередованием | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения | §31, С – 529, 541, РТ – 152, 153 | |||
181-182 | Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласную | 2 | Знать условиями выбора и написания букв ы после приставок, уметь определять условия выбора ы после приставок на согласные, выделять приставки в словах | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, работа со схемами | §31, С – 551, 552, РТ – 150 | |||
183-184 | Изложение с элементами сочинения по тексту Л. Щербы (з. 542) | 2 | Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, точно употреблять слова в речи, размышлять, высказывать свои суждения в устной и письменной форме | Творческая работа | ||||
185 | Анализ изложений | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
186-187 | Правописание приставок пре- и при- | 2 | Знать и уметь применять правило написания приставок пре- и nри-, знать и уметь применять алгоритм действий при применении правила написания приставок nре- и при- | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, словарная работа | §32, С – 556, 560, 563, РТ – 158, 154, 155 | |||
188 | Повторение и обобщение | 1 | Знать и уметь применять правила правописания корней с чередованием, уметь безошибочно писать приставки | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения | С – 519, РТ – 145-148 | |||
189 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Диктант с грамматическим заданием | ||||
190 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы | Работа над ошибками | ||||
Лексикология | ||||||||
191 | Понятие о слове | 1 | Знать, что слово – это основная единица языка, роль слова в составе предложения, уметь анализировать текст | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конспектирова-ние | §33, С - 587 | |||
192 | Словарное богатство русского языка | 1 | Знать о богатстве лексической системы русского языка, знать стилистическую дифференциацию слов, уметь различать и объяснять оттенки лексического значения слова | Беседа по вопросам, конструирование предложения, анализ текста | §34, С – 593 594, 595, РТ – 188, 189, 190 | |||
193-194 | Контрольное изложение по тексту А. Мороза «В. И. Даль» (з. 586) | 2 | Знать приемы систематизации материала, уметь излагать мысли на заданную тему | Творческая работа | ||||
195 | Анализ изложения | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
196 | Лексическое значение слова | 1 | Знать разные типы словарей, уметь ими пользоваться, знать основные способы толкования лексического значения слова | Лексическая работа, орфографическая работа, конспектирова-ние | §35, С – 604, РТ - 193 | |||
197 | Однозначные и многозначные слова | 1 | Знать понятие однозначных и многозначных слов, уметь определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации, пользоваться толковым словарем | Работа со словарем, конструирование предложений и словосочетаний, анализ текста | §36, С – 622, 623, 624, РТ – 194, 195 | |||
198-199 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по з. 621 | 2 | Знать приемы систематизации материала, уметь излагать мысли на заданную тему | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, творческая работа | ||||
200 | Анализ сочинений | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
201-202 | Прямое и переносное значения слова. Метафора, метонимия | 2 | Знать понятие прямое и переносное значение слов, метафора, метонимия, уметь различать прямое и переносное значения слов, сравнивать статьи в толковом словаре | Лексическая работа, беседа по вопросам | §37, С – 605, РТ - 199 | |||
203-205 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы, термины) | 3 | Знать понятие диалектизм, профессионализм, термин, их роль в художественной литературе, уметь теоретически обосновывать лексические понятия в разных типах текста, объединять слова в гнезда | Лексическая работа, беседа по вопросам | §38, С – 630, 632, РТ – 196, 197 | |||
206-207 | Синонимы | 2 | Знать отличие синонимов от многозначных слов, синонимы, обозначающие цвета и краски. Представлять себе синонимический ряд, стилистические оттенки слов в ряду, уметь определять стилистическую окраску синонимов | Лексическая и стилистическая работа, словарная работа, конструирование предложений, беседа по вопросам | §39, С – 640, 643, РТ – 200, 39, 201, 179 | |||
208-209 | Написание контрольного сочинения-описания по теме «Наступление весны» с использованием синонимов (з. 643) | 2 | Знать приемы систематизации материала, уметь излагать мысли на заданную тему | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, творческая работа | ||||
210 | Анализ сочинений | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
211-212 | Антонимы. Оксюморон | 2 | Знать понятие антоним и оксюморон. Понимать, что антонимические пары относятся к одной и той же части речи. Уметь пользоваться антонимами для усиления выразительности речи | Лексическая и стилистическая работа, словарная работа, конструирование предложений, беседа по вопросам | §40, С – 652, 655, РТ – 211, 212, 213 | |||
213 | Омонимы | 1 | Знать понятие омонимов, уметь определять омонимы, их значение в контексте, отличать омонимы от многозначных слов, отличать лексические омонимы от грамматических | Словарная работа, беседа по вопросам, конструирование предложений | §41, С – 658, РТ – 222, 215 | |||
214 | Паронимы | 1 | Знать понятие паронимов, уметь разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова, использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок) | Словарная работа, беседа по вопросам, конструирование предложений | §42, РТ – 209, 210, 224 | |||
215 | Понятие об этимологии | 1 | Знать понятие этимологии, уметь пользоваться этимологическим словарем | Словарная работа, беседа по вопросам | §43, РТ - 220 | |||
216-217 | Устаревшие слова | 2 | Знать понятия архаизм, историзм, общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии | Словарная работа, беседа по вопросам | §44, С – 677, РТ – 216, 217, 218, 219, 146 | |||
218 | Неологизмы | 1 | Знать понятие неологизм, общеупотребительные и новые слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии | Словарная работа, беседа по вопросам | §45, С – 688, РТ - 223 | |||
219 | Заимствованные слова | 1 | Знать понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь, уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи | Словарная работа, беседа по вопросам | §46, С – 690, 695, РТ – 221, 208 | |||
220 | Старославянизмы | 1 | Знать понятие старославянизм, закономерности исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов, фонетические особенности старославянских слов и исконно русских по происхождению, находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке, писать старославянизмы с полногласием и неполногласием | Словарная работа, беседа по вопросам | §47, С – 705, 706, РТ - 219 | |||
221 | Подготовка к домашнему сочинению «Путешествие по стране Лексикологии» | 1 | Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, определение объема, жанра, типа речи, стиля, сюжетной линии. | Сочинение | |||
Фразеология | ||||||||
222-223 | Фразеологизмы | 2 | Знать понятие фразеологизмов, уметь определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов | Словарная работа, беседа по вопросам | §48, С – 713, 714 | |||
224 | Пословицы и поговорки | 1 | Знать понятие пословица и поговорка, сходство и различие между пословицами и поговорками, мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, уметь использовать малые жанры фольклора в речи | Словарная работа, беседа по вопросам | §49, С – 727, 728, РТ – 205, 206 | |||
225 | Крылатые слова и выражения | 1 | Знать понятие крылатые выражения, уметь употреблять крылатые выражения в своей речи | Словарная работа, беседа по вопросам | §50, С - 738 | |||
Повторение | ||||||||
226-227 | Имя существительное и имя прилагательное как часть речи | 2 | Знать общее значение имени существительного и имени прилагательного, их морфологические признаки и морфемный состав | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста | С -721, РТ – 151, 175 | |||
228 | Глагол как часть речи | 1 | Знать о глаголе как о части речи, его морфологические признаки и морфемный состав | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста | С – стр. 248-250, РТ – 178, 180 | |||
229-230 | Орфограммы в глаголах, существительных и прилагательных | 2 | Знать частотные орфограммы глаголов, существительных и прилагательных, уметь обосновывать правильный выбор орфограмм | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста | ||||
231 | Предложение, члены предложения | 1 | Знать простое предложение и сложное, однородные члены, обобщающее слово, обращение, прямую речь, уметь расставлять знаки препинания в сложных предложениях, при однородных членах и обобщающих словах, при обращении, в предложении с прямой речью | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста | С – 743, 744, РТ – 79, 42, 86 | |||
232-233 | Изложение с элементами сочинения | 2 | Уметь правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом и полно и последовательно излагать свои мысли, определять тему, идею, стиль и тип текста, составлять простой план | Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа | ||||
234 | Анализ изложений | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | ||||
235 | Орфография. Правописание приставок и корней | 1 | Знать орфограммы в приставке и корне разных частей речи | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста | С - 773 | |||
236 | Орфография. Правописание суффиксов и окончаний | 1 | Знать орфограммы в суффиксе и окончании разных частей речи | Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста | С – 779, РТ – 165, 166, 173, 174 | |||
237 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | 1 | Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Диктант с грамматическим заданием | ||||
238 | Анализ диктанта | 1 | Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы | Работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку 10 класс В.В.Бабайцева (профиль)
В данном материале представлено развернутое тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по УМК В.В.Бабайцевой (профиль)...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 7 класс
Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./авт.программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. : М.Прос...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Шмелева 6 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Шмелева 6 класс...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 8 класс.
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 6 класс.
Календарно-тематическое планирование состоит из разделов: тема урока, тип урока, применяемые педтехнологии, формы и виды контроля. Перед каждым разделом имеются "Планируемые результаты" (предмет...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.В.Бабайцевой 10 класс (профиль)
Програма рассчитана на 3 часа в неделю...
Тематическое планирование по русскому языку 8 класс (В.В.Бабайцева)
В тематическом планировании подробно прописаны формируемые УУД...