Развернутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 кл, учебник В. В. Бабайцева
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Каштанова Наталья Александровна

Программа расчитана на 238 часов, 7 часов в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_kl_238_chasov.docx99.42 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку в 5-А классе

2013-2014 учебный год

Учитель: Каштанова Наталья Александровна

Всего – 238 часов (из расчёта 7 часов в неделю)

Программа для общеобразовательных учреждений автора В. В. Бабайцевой (М.: Дрофа)

Учебник:  Русский язык. Углубленное изучение. Сборник заданий. 5 класс. К учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. Углубленное изучение. 5-9 классы» / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд  (М.: Дрофа, 2013 год)

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» для 5 класса  составлена на основе авторской программы В. В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.

Цель программы: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.

Задачи:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями, совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой, языковой и культуроведческой.

Учебно-методический комплект:

1. В. В. Бабайцева «Русский язык. Теория. Углубленное изучение. 5-9 классы». - М.: Дрофа, 2013

2. В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд «Русский язык. Углубленное изучение. Сборник заданий. 5 класс. К учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. Углубленное изучение. 5-9 классы» - М.: Дрофа, 2013

3. А. В. Глазков, В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская «Русский язык. Углубленное изучение. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику "Русский язык. Теория. Углубленное изучение. 5-9 классы» - М.: Дрофа, 2013

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса обеспечивает формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).      

Место предмета в системе образования

 В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является  не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.

В Федеральном компоненте государственного стандарта и Примерной программе основного общего образования по русскому языку Министерства образования РФ  сформулирована общая стратегия  обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Настоящая рабочая программа  предусматривает обязательное изучение русского языка в объеме: в 5 классе — 278 часов (7 часов в неделю).

Содержание, обеспечивающее формирование  языковой и лингвистической (языковедческой)  компетенций

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык – язык русской художественной литературы.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа словаЧередование звуков в морфемах.

Основные способы образования слов.

Основные выразительные средства словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление.

Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии. 

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация 

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование  коммуникативной компетенции

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. 

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.

Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса должны уметь:

Речевая деятельность:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурировать части исходного текста.

Чтение:

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы.

Говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  •  составлять план сочинений и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты;
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • правильно произносить гласные и согласные звуки и их сочетания в слове;
  • работать с орфоэпическим словарем.  

Графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарем;
  • производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексика и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользование толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарем антонимов, фразеологизмов;
  • распределение слов на тематические группы;
  • употребление слова в соответствии с его лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слова;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
  • владеть наиболее употребительными оборотами русского   речевого этикета;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

Морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  • уметь склонять;
  • правильно и уместно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов предложения, а также в роли обращения;
  • отличать имена существительные от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков.

Орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использования на письме специальных графических обозначений;
  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;
  • составлять схемы словосочетаний по заданной схеме;
  • выделять основы предложений;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различать по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  •  использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания;
  • соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением и вводными словами;
  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложении;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Календарно – тематическое планирование (278 часов)

N п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Наглядность

Формы контроля

Домашнее задание

Плановые

сроки

прохождения

Скорректиро-ванные

сроки

прохождения

программы

Общие сведения о русском языке

1

Знакомство с учебным комплексом и организацией занятий по русскому языку

1

Понимать структуру построения комплекса, условные значки, таблицы, схемы

Беседа по вопросам

С – з. 3

2

Роль языка в жизни общества

1

Знать некоторые особенности развития русского языка, знать разные типы словарей, уметь оперировать терминами при анализе языкового явления

Беседа по вопросам, словообразовательный диктант

С – з. 7, РТ – з. 1

3

Словарное богатство русского языка

1

Знать о богатстве русского языка, о его лексическом запасе, синонимических и фразеологических средства

Беседа по вопросам

С – з. 13

4-5

Понятия о стилях

2

Знать элементарные теоретические сведения о стилях речи, главные признаки текста, основные понятия: текст, тема текста, основная мысль текста, тип текста, стиль текста

Беседа по вопросам, сопоставление текстов,

С – з. 19, 21, РТ – з. 63

Грамматика. Морфология

6-7

Понятия о морфологии и орфографии

2

Знать части слова, понятие «морфема», морфемное написание, знать правила правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, правописание оглушенных согласных и т.д., уметь подбирать проверочное слово несколькими способами

Беседа по вопросам, письменная работа, подготовленный диктант

С – з. 27, РТ - 11

8

Понятия о частях речи

1

Знать слова разных частей речи, их лексическом значении, уметь строить лингвистическое рассуждение по предложенной модели, подбирать к слову омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, анализировать слово как часть речи

Беседа по вопросам, письменные ответы на вопросы, работа со словарем

РТ – з. 53

9

Самостоятельные (знаменательные) части речи

1

Знать слова разных частей речи, значения фразеологизмов, уметь определять части речи, их морфологические признаки,  анализировать слово как часть речи

Беседа по вопросам, письменные ответы на вопросы, работа с фразеологизмами

10-11

Имя существительное

2

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных, уметь находить существительные в тексте, отличать имена существительные от других частей речи

Беседа по вопросам, словообразовательный диктант, словообразовательный анализ слова

С – з. 34, РТ – з. 4, 9, 10

12

Сочинение–описание предмета

1

Знать особенностями описания предмета в научном и художественном стилях, особенности описания с выражением отношения к изображаемому, уметь различать типы речи, рецензировать написанное, строить текст заданного типа, стиля на основе наблюдения, личных впечатлений

Написание плана, сочинение

13-14

Имя прилагательное

2

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль

прилагательных, уметь находить прилагательные в тексте, задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных

Беседа по вопросам, письменная работа

РТ – з. 15, 18

15

Сочинение-рассуждение

1

Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа

16

Контрольный диктант

1

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

17

Анализ контрольного диктанта

1

Умение корректировать свои работы

Работа над ошибками

18-19

Глагол

2

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль глагола в речи, синтаксическую роль, уметь находить глаголы в тексте, определять время, вид и спряжение глаголов, выбирать правильный вариант окончания глагола; различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола

Беседа по вопросам, письменная работа

С – з. 54, 60, РТ – 16, 17, 19, 133

20

Сочинение-повествование

1

Уметь выстраивать схему текста-повествования, определять основную мысль рассказа, составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев

Составление плана, устные рассказы, написание сочинения

Сочинение-рассказ

21-22

Наречие

2

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, правописание суффиксов –щ и –а, уметь находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Беседа по вопросам, письменная работа

С – 64, 68, РТ - 21

23-24

Местоимение

2

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, уметь находить местоимения в тексте,

определять их синтаксическую роль в предложении

Конструирование высказываний, составление цепных текстов, беседа по вопросам, выполнение упражнений.

С – з. 74, РТ - 23

25

Служебные части речи

1

 Знать отличие самостоятельных частей речи от служебных, уметь их отличать

Анализ текста, беседа по вопросам, письменная работа

РТ - 26

26

Сочинение-описание помещения

1

 Уметь правильно строить предложения, используя нужную лексику, правильного употреблять глаголы, наречия в описании помещения, строить высказывание в определенной композиционной форме

Составление плана, сочинение

27-28

Предлог

2

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль предлогов, синонимичные и анатонимичные предлоги,  уметь находить предлоги в тексте, различать предлог и приставку, омонимичные пары

Беседа по вопросам, письменная работа

С – з. 79, 87, РТ – 28-30

29-30

Союз

2

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль союза, уметь находить союзы в тексте

Беседа по вопросам, выполнение упражнений

С – з. 93, РТ – 32, 33

31-32

Частица

2

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль

частиц, уметь находить частицы в тексте, определять их роль

в предложении, правильно писать частицы бы и не

Списывание, словарный диктант рассуждения, беседа по вопросам, письменная работа

С – 98, 103, РТ - 35

33

Повторение

1

Знать изученное по разделу «Морфология и орфография»

Беседа по вопросам, письменная работа

С – з. 104, РТ - 36

34

Контрольный диктант

1

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь при менять изученные орфограммы,

соблюдать основные правила орфографии

Диктант с грамматическим заданием

35

Анализ контрольного диктанта

1

Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы

Работа над ошибками

Синтаксис

36

Понятие о синтаксисе

1

Знать синтаксические единицы «словосочетание», «предложение», «текст», различия между словом, словосочетанием и предложением, уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения

Конструирование предложений, редактирование предложений, беседа по вопросам

С – з. 108, РТ – з. 37

37

Предложение

1

Знать виды предложения, уметь определять грамматическую основу предложения

Беседа по вопросам, письменная работа

Выписать из сказок А. С. Пушкина предложения

38

Сочинение-описание животного

1

Знать особенности сочинения–описания с элементами повествования, уметь строить предложения, составлять рассказ-описание

Составление плана, сочинение

39

Виды предложений по цели

высказывания

1

Знать характеристику предложения по целям высказывания, зависимость от речевой ситуации, уметь определять вид предложения по цели высказывания

Конструирование предложений, выполнение заданий

Выписать предложения из сказок А. С. Пушкина

40

Невосклицательные и восклицательные предложения

1

Знать характеристику предложения по интонации, зависимость

от речевой ситуации, правильно интонировать вопросительные, побудительные, восклицательные предложения

Выразительное чтение, списывание, анализ, диктант

С - з. 117, РТ – 40, 41, 43

41-42

Главные члены предложения

2

Знать главные н второстепенные члены предложения, уметь определять грамматическую основу предложения

Выполнение заданий, беседа по вопросам

С – 120 (3-8), 123, РТ – 44, 56, 57, 58

43

Второстепенные члены предложения

1

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов предложения

Работа с предложениями, беседа по вопросам

С – з. 126, РТ – 58 (2), 59

44

Определение

1

Знать основные единицы языка, их признаки, уметь находить в тексте определения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

Работа с словосочетаниями и предложениями, беседа по вопросам

С – з. 130, РТ – з. 38

45

Сочинение-описание с элементами рассуждения

1

Знать роль определений-прилагательных в описании, уметь создавать текст в определенной логической последовательности, отбирать нужные языковые средства для описания

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа

46

Дополнение

1

Уметь находить в тексте дополнение, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

Конструирование предложений, беседа по вопросам, письменная работа

С- 125, РТ – 87, 115

47-48

Обстоятельство

1

Уметь находить в тексте обстоятельства, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

Конструирование предложений, беседа по вопросам, письменная работа

С – 132, РТ - 49

49

Сочинение-повествование

1

Уметь выстраивать схему текста-повествования, определять основную мысль рассказа, составлять текст-повествование

Составление плана, написание сочинения

50-51

Словосочетание

2

Уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения

Конструирование словосочетаний, беседа по вопросам, письменная работа

С – 139, 140, РТ – 45, 46

52

Словосочетание в предложении

1

Знать различия между словосочетанием и предложением,

уметь выделять словосочетания

из предложения

Беседа по вопросам, письменная работа

С – 144, РТ - 48

53

Повторение

1

Знать виды предложений, главные и второстепенные члены предложения, уметь отличать словосочетания от предложений, определять грамматическую основу, находить второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов в предложении

Беседа по вопросам, письменная работа

54

Контрольный диктант

1

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии

Диктант с грамматическим заданием

55

Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

56

Сочинение-рассуждение

1

Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа

57-59

Предложения с однородными членами

3

Знать правила постановки знаков препинания при однородных

членах, связанных союзами, уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами

Беседа по вопросам, письменная работа

С – 147, 150, РТ – 117

60-61

Предложения с однородными членами

2

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях

с однородными членами, уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы, находить в тексте, составлять самостоятельно предложения с однородными членами

Беседа по вопросам, письменная работа

С – 151, РТ - 61

62-65

Предложения  с обращением

4

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях

с обращением, уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы, находить в тексте, составлять самостоятельно предложения с обращениями

Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений

С – 155, 156, 158, РТ – 46, 47

66-69

Предложения с вводными словами

4

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях

с вводными словами, уметь разбирать такие предложения по членам, составлять схемы, находить в тексте, составлять самостоятельно предложения

с вводными словами

Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений

С – 162, 165, РТ – 50, 51, 52

70-71

Изложение с элементами сочинения

2

Уметь правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом и полно и последовательно излагать свои мысли, определять тему, идею, стиль и тип текста, составлять простой план

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа

72

Анализ изложения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

73-76

Сложное предложение

4

Знать признаки сложных предложений, уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них

Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений

С – з. 170, РТ - 198

77-79

Сложносочиненные предложения

3

Уметь выделять (находить) средства связи в сложном предложении, анализировать

языковые явления

Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений

С – 174, 176 (5-8),

80-81

Сложноподчиненные предложения

2

Уметь выделять (находить) средства связи в сложном предложении, анализировать

языковые явления, определять тип связи между предикативными

частями предложения

Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений

С – з. 179

82-83

Сложное предложение. Повторение, обобщение

2

Знать виды пунктуации в простых предложениях (ПП) и сложных предложениях (СП), уметь выделять (находить) средства связи в СП, анализировать языковые явления, определять тип связи между предикативными частями предложения, пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений

Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений

С – з. 189

84-85

Предложения с прямой речи

2

Знать глаголы, вводящие прямую речь, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, уметь определять границы прямой речи и слов автора, ставить знаки

препинания в предложение с прямой речью, знаки препинания

в диалоге

Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений

С – 191 (2)

86

Контрольный диктант

1

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии

Диктант с грамматическим заданием

87

Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

88-89

Диалог и монолог

2

Знать понятия монолог и диалог, способы развития темы в тексте, его структуру, уметь использовать диалог в сочинении

в соответствии с речевой ситуацией, различать монолог и диалог, применять на практике правила поведения во время разговора

Беседа по вопросам, письменная работа

С – з. 196, РТ – з. 62

90

Текст. Понятие о тексте

1

Знать о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, знать понятия идея текст, основная мысль, уметь редактировать текст, устранять повторы, адекватно воспринимать чужую речь н передавать содержание текста в развернутом виде

Беседа по вопросам, создание письменных

высказываний

С – з. 205

91

Повествование

1

Знать языковые средства, формирующие повествование, уметь отличать повествование среди других типов речи

Беседа по вопросам, создание письменных

высказываний

С - 208

92

Сочинение-повествование "Как я однажды заблудился"

1

Уметь выстраивать схему текста-повествования, определять основную мысль рассказа, составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из героев

Составление плана, устные рассказы, написание сочинения

93

Анализ сочинения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

94

Описание

1

Знать приемы описания портрета, пейзажа, композиционные правила построения описания

Беседа по вопросам, создание письменных

высказываний

С – 212

95-96

Написание сочинения-описания по картине А. А. Пластова «Первый снег»

2

Уметь создавать письменные

высказывания, выбирать и

использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, создавать текст заданного стиля, редактировать текст

Сочинение-описание

97

Анализ сочинения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

98

Рассуждение

1

Знать структуру текста-рассуждения, где чаще встречается этот тип речи, языковые особенности текста-рассуждения

Беседа по вопросам, создание письменных

высказываний

С – 224, РТ – 53, 60

99

Написание  сочинения-рассуждения "Кто для меня самый родной человек?"

1

Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа

100

Анализ сочинения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

101

Русский язык – один из богатейших языков мира

1

Знать о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке

РФ и языке межнационального общения, о величии, богатстве и общепризнанности русского языка,

краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет, необходимость бережного, сознательного

отношения к русскому

языку как национальной

ценности

Беседа по вопросам, письменная работа

§ 1

102

Понятие о литературном языке

1

Знать понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка, уметь оперировать терминами при анализе языкового явления

Беседа по вопросам, письменная работа

§2, з. 230

103

Устная и письменная формы речи

1

Знать формы речи (устная и письменная), понятия фонетика, звуки речи, уметь различать гласные и согласные звуки

Беседа по вопросам, письменная работа

§3

104

Стили  литературного языка

1

Знать понятие «стили речи», уметь различать стили речи, находить характерные для каждого стиля признаки

Беседа по вопросам, письменная работа

§4

105

Основные разделы науки о русском языке

1

Знать основные разделы  науки о русском языке, лингвистические термины

Беседа по вопросам, письменная работа

§5

Фонетика. Графика. Орфоэпия

106-107

Звуки речи и буквы

2

Знать, чего больше в русском языке – звуков или букв, орфограммы «Безударная гласна я в корне, проверяемая ударением», «Непроизносимая согласная в корне слова», «Оглушение звонких согласных на конце слова», уметь отличать звуковую запись письменной  речи от графической, транскрибировать слова, восстанавливать облик слова по его согласным звукам

Беседа по вопросам, письменная работа, транскрибиро-вание, обучающий диктант

§6, С – з. 239, 244, 245,246

108

Алфавит

1

Понимать важность знания алфавита, знать орфограмму «Непроизносимая согласная в корне слова», уметь пользоваться обратным словарем

Беседа по вопросам, письменная работа

§7, С – з. 254, РТ – 70, 75

109

Контрольное сочинение на лингвистическую тему

1

Уметь писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа

110

Анализ сочинения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

111-112

Гласные и согласные звуки

2

Уметь различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, составлять транскрипцию

Беседа по вопросам, письменная работа

§8, С – 264, 267, РТ – 77, 78, 80

113

Слог. Правила переноса слов

1

Знать, что такое слог, основные правила переноса слов, морфемный состав слова, уметь делить слово по слогам, переносить слова

Беседа по вопросам, письменная работа

§9, С – 272, 273, 274

114

Ударение

1

Знать понятие ударение, омограф, особенности русского ударения, функцию ударения, орфограмму «Безударная гласна я в корне, проверяемая ударением», уметь ставить ударение

Беседа по вопросам, письменная работа

§10, С – 281, 288, 289

115-116

Редукция гласных

2

Знать понятие редукция гласных, изменение звучания гласного звука в безударном положении, типы редукций (количественная и качественная), уметь различать предударную, заударную позиции гласных звуков.

Беседа по вопросам, письменная работа

Фонетичес-кий разбор слов

117-118

Звонкие и глухие согласные

2

Знать смыслоразличительную функцию звонких и глухих согласных, элементарные процессы ассимиляции, орфограмму «Правописание оглушающих звонких и озвончающих глухих согласных», о парных и непарных по глухости-звонкости согласных, уметь анализировать процессы ассимиляции по звонкости-глухости, соотносить их с соответствующими орфограммами

Словарная работа, беседа по вопросам, письменная работа

§11, С – 296, 297, 300, РТ – 80-84, 85

119

Проверочная работа по изученному материалу в разделе «Фонетика»

1

Знать теоретические сведения раздела «Фонетика»

Тест

120

Анализ проверочной работы

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

121-122

Твердые и мягкие согласные

2

Знать о парных и непарных по твердости-мягкости согласных, о различных способах обозначения мягкости, уметь выполнять полный фонетический разбор слова, распознавать мягкие и твёрдые согласные в 
словах

Словарная работа, беседа по вопросам, письменная работа

§12, С – 302, 307, РТ – 88, 81

123

Повторение, обобщение изученного материала

1

Уметь выполнять полный фонетический разбор слова, ставить ударение, различать гласные и согласные звуки, мягкие-твердые, глухие-звонкие согласные

Написание сочинения-сказки на лингвистическую тему «В поющей стране Фонетике»

124-125

Значение букв е, ё, ю, я

2

Знать в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука

Транскребирова-ние слов, беседа по вопросам, письменная работа

§13, С – 313, 315

126-127

Значения букв ь и ъ в русской графике

2

Знать разделительную функцию ь и ъ, функцию смягчения ь согласных, уметь безошибочно писать слова с ь и ъ

Беседа по вопросам, письменная работа

§14, С – 320, 327, РТ – 98, 99, 100

128-129

Мягкий знак после шипящих

1

Знать условия написания ь после шипящих в разных частях речи

Беседа по вопросам, письменная работа

§15, С – 343, 340, РТ – 90,91

130-131

Гласные после шипящих

2

Знать орфограмму «О/Ё после шипящих в корне», правописание и после шипящих, правописание гласных после шипящих в окончаниях и суффиксах, правописание ё в суффиксах и личных окончаниях глаголов, уметь применять на практике данные орфограммы

Беседа по вопросам, письменная работа, конструирование предложений, фонетический разбор

§16, С – 347, 355, 361, РТ – 92, 93

132

Сочинение-описание пейзажа по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

1

Знать  особенности пейзажа как жанра живописи,  роль  деталей  в  художественном  описании, уметь оставлять  текст-описание  с  использованием  различных  средств  выразительности  (эпитеты,  метафоры,  олицетворения), показать значение композиции и цвета в пейзаже

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа

133

Анализ сочинений

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

134-135

Гласные после ц

2

Знать и уметь применять правило правописания ы/u после Ц , уметь применять алгоритм действий при применении правила правописания ы-и после Ц

Беседа по вопросам, письменная работа, словарная работа

§17, С – 368, 373, РТ – 96, 97

136

Контрольный диктант

1

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии

Диктант с грамматическим заданием

137

Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

Морфемика. Словообразование. Орфография

138

Понятие о морфеме

1

Знать термины морфемики, порядок морфемного разбора, алгоритм обозначения морфем, о морфемном принципе написания, уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова

Беседа по вопросам, письменная работа, словарная работа

§18, С – 382, РТ – 112, 123, 127

139

Основа слова и окончание

1

Знать понятие основа слова, алгоритм действий при выделении

окончания и основы изменяемых слов, способы словоизменения, неизменяемость служебных

частей речи и наречий, различать нулевое окончание, уметь выделять основу слова и окончание, различать лингвистические понятия «слово с нулевым окончанием» и «слово без окончания».

Орфоэпическая работа, словарная работа, анализ текста, беседа по вопросам, тренировочные упражнения

§19, С – 386, 391, 394, РТ – 119, 120, 103, 104

140-141

Корень слова

2

Знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне, способы словоизменения, уметь различать однокоренные слова и формы слова, производить морфемный, проверять безударную гласную в корне

Конструирование словосочетаний, беседа по вопросам, тренировочные упражнения, составление словообразова-тельных цепочек

§20, С – 400, 406, РТ – 107, 108

142-144

Приставка и суффикс

3

Знать словообразовательную роль суффикса и приставки, приставки и суффиксы существительных, прилагательных, глаголов,

уметь выделять приставки и суффиксы, различать приставки и предлоги, подбирать однокоренные слова и слова с разными корнями, выделять суффиксы в слове

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, словообразова-тельная работа, конструирование словосочетаний

§21, С – 411, 416, 422, 427, РТ – 162 (1-10), 176, 177

145

Сочинение-описание по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

Уметь создавать письменные

высказывания, выбирать и

использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, создавать текст заданного стиля, редактировать текст

Сочинение-описание

146

Анализ сочинения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

147

Морфемный разбор слова

1

Знать последовательность морфемного разбора, характерные морфемы, уметь производить морфемный анализ слов

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения

С – 431, РТ – 118, 182

148-149

Словообразование

2

Знать основные способы словообразования, уметь производить словообразовательный разбор и анализ слов, находить производящую основу

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения

§22, С – 434, 40, 445, 449, РТ – 141, 142, 143, 144, 153

150-151

Исторические изменения в составе слова

2

Познакомиться с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями, уметь сопоставлять древний состав слов и значения со структурой и значением слов в современном русском языке

Словарная работа, тренировочные упражнения, беседа по вопросам

§24

152

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему об исторических изменениях в составе слова

1

Уметь писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи

Творческая работа, составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения

153

Анализ сочинений

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

154-155

Чередование звуков в корне слова

2

Знать понятие о чередовании, основные чередования согласных и гласных в корне, беглость гласных как варианты чередования (с нулем звука)

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения

§25, С – 459, РТ - 142

156

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на лингвистическую тему о слове

1

Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения

Сочинение-рассуждения

157-158

Правописание безударных гласных в корне

2

Уметь проверять безударную гласную в корне, подбирать родственные слова, различать корни-омофоны

Конструирование словосочетаний, словообразова-тельная работа, беседа по вопросам

§26, 27, записать 30слов с  безударной гласной в корне

159-160

Чередующиеся гласные в корне. Правописание корней с чередованием гласных а//о. Корни –гор-//-гар-, -зор-//-зар-

2

Знать правило правописания а//о
в корнях с чередованием,
 условия выбора гласной в чередующихся корнях, уметь различать корни с проверяемыми гласными и корни с чередующимися гласными, выбирать гласную в чередующихся корнях

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, словарный диктант

§28, С – 470, 471

161

Изложение с предварительным анализом текста К. Паустовского (з.472)

1

Знать приемы систематизации материала, уметь излагать мысли

на заданную тему

Творческая работа

162

Анализ изложения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

163-164

Правописание корней –кос-//-кас-, -лож-//-лаг-

2

Знать способ выбора а//о в корнях кос-//-кас-, -лож-//-лаг-, уметь выбирать гласную в чередующихся корнях, отличать слова с ложным чередованием

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний

§28, С – 475, РТ - 125

165-166

Корни –рос-//-раст-

2

Знать и уметь применять правило правописания букв а//о  в корнях –рос-//-раст-, знать алгоритм действий при применении правила правописания букв а//о в корнях рос-//-раст-, уметь отличать слова

С ложным чередованием

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний

§28, С – 485, РТ - 132

167-168

Корни –скок-//-скак-

2

Знать и уметь применять правило правописания букв а//о  в корнях -скок-//-скак-,  уметь отличать слова с ложным чередованием

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний

§28, С – 485, РТ - 132

169

Закрепление и повторение

1

Знать и уметь применять правила правописания букв а//о в корнях с чередованием

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний

С – 478, РТ – 136, 137

170

Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередованием гласных а//о»

1

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии

Диктант с грамматическим заданием

171

Анализ контрольного диктанта

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

172-173

Правописание корней с чередованием гласных е//и

2

Знать и уметь применять правило правописания букв е-и  в корнях с чередованием, знать алгоритм действий при применении правила правописания букв е-и  в корнях с чередованием, уметь отличать слова с ложным чередованием

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний

§29, С – 493, 494, РТ – 130, 131, 126, 129

174-175

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Сказка о шипящих звуках»

2

Уметь писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи

Творческая работа, составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения

176

Анализ сочинения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

177

Правописание корней с чередующимися а(я)//им, а(я)//ин

1

Знать и уметь применять правило правописания корней с чередованием а(я)//им, а(я)//ин, знать алгоритм действий при применении правила правописания в корнях с чередованием

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний

§29, С – 502, 506, РТ – 138, 139

178

Правописание согласных и гласных в приставках

1

Знать изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, уметь применять алгоритм

действий при применении правила правописания гласных и согласных в приставках

Орфографическая работа, словарная работа, беседа по вопросам

§30, С – 515, 517, 519, 521

179-180

Правописание приставок, оканчивающихся на з(с)

2

Знать изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, правило «Буквы з-с на конце приставок», уметь применять правило и алгоритм выбора согласной, отличать слова с ложным чередованием

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения

§31, С – 529, 541, РТ – 152, 153

181-182

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласную

2

Знать условиями выбора и написания букв ы после приставок, уметь определять условия выбора ы  после приставок на согласные, выделять приставки в словах

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, работа со схемами

§31, С – 551, 552, РТ – 150

183-184

Изложение с элементами сочинения по тексту Л. Щербы (з. 542)

2

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, точно употреблять слова в речи, размышлять, высказывать свои суждения в устной и письменной форме

Творческая работа

185

Анализ изложений

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

186-187

Правописание приставок пре- и при-

2

Знать и уметь применять правило написания приставок пре-

и nри-, знать и уметь применять алгоритм действий при применении правила написания приставок nре- и при-

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, словарная работа

§32, С – 556, 560, 563, РТ – 158, 154, 155

188

Повторение и обобщение

1

Знать и уметь применять правила правописания корней с чередованием, уметь безошибочно писать приставки

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения

С – 519, РТ – 145-148

189

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии

Диктант с грамматическим заданием

190

Анализ контрольного диктанта

1

Классификация ошибок,

правильное объяснение

графически орфограммы

Работа над ошибками

Лексикология

191

Понятие о слове

1

Знать, что слово – это основная единица языка, роль слова в составе предложения, уметь анализировать текст

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, конспектирова-ние

§33, С - 587

192

Словарное богатство русского языка

1

Знать о богатстве лексической системы русского языка, знать стилистическую дифференциацию слов, уметь различать и объяснять оттенки лексического значения слова

Беседа по вопросам, конструирование предложения, анализ текста

§34, С – 593 594, 595, РТ – 188, 189, 190

193-194

Контрольное изложение  по тексту А. Мороза «В. И. Даль» (з. 586)

2

Знать приемы систематизации материала, уметь излагать мысли

на заданную тему

Творческая работа

195

Анализ изложения

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

196

Лексическое значение слова

1

Знать разные типы словарей, уметь ими пользоваться, знать основные способы толкования лексического значения слова

Лексическая работа, орфографическая работа, конспектирова-ние

§35, С – 604, РТ - 193

197

Однозначные и многозначные слова

1

Знать понятие однозначных и многозначных слов, уметь определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации, пользоваться толковым словарем

Работа со словарем, конструирование предложений и словосочетаний, анализ текста

§36, С – 622, 623, 624, РТ – 194, 195

198-199

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по з. 621

2

Знать приемы систематизации материала, уметь излагать мысли

на заданную тему

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, творческая работа

200

Анализ сочинений

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

201-202

Прямое и переносное значения слова. Метафора, метонимия

2

Знать понятие прямое и переносное значение слов, метафора, метонимия, уметь различать прямое и переносное значения слов, сравнивать статьи в толковом словаре

Лексическая работа, беседа по вопросам

§37, С – 605, РТ - 199

203-205

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении (диалектизмы, профессионализмы,  термины)

3

Знать понятие диалектизм, профессионализм,  термин, их роль в художественной литературе, уметь теоретически обосновывать лексические понятия в разных типах текста, объединять слова в гнезда

Лексическая работа, беседа по вопросам

§38, С – 630, 632, РТ – 196, 197

206-207

Синонимы

2

Знать отличие синонимов от многозначных слов, синонимы,

обозначающие цвета и краски. Представлять себе синонимический

ряд, стилистические оттенки слов  в ряду, уметь определять стилистическую окраску синонимов

Лексическая и стилистическая работа, словарная работа, конструирование предложений, беседа по вопросам

§39, С – 640, 643, РТ – 200, 39, 201, 179

208-209

Написание контрольного сочинения-описания по теме «Наступление весны» с использованием  синонимов (з. 643)

2

Знать приемы систематизации материала, уметь излагать мысли

на заданную тему

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, творческая работа

210

Анализ сочинений

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

211-212

Антонимы. Оксюморон

2

Знать понятие антоним и оксюморон. Понимать, что антонимические пары относятся к одной и той же части речи. Уметь пользоваться антонимами для усиления выразительности речи

Лексическая и стилистическая работа, словарная работа, конструирование предложений, беседа по вопросам

§40, С – 652, 655, РТ – 211, 212, 213

213

Омонимы

1

Знать понятие омонимов, уметь определять омонимы, их значение

в контексте, отличать омонимы от многозначных слов, отличать лексические омонимы от грамматических

Словарная работа, беседа по вопросам, конструирование предложений

§41, С – 658, РТ – 222, 215

214

Паронимы

1

Знать понятие паронимов, уметь разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова, использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок)

Словарная работа, беседа по вопросам, конструирование предложений

§42, РТ – 209, 210, 224

215

Понятие об этимологии

1

Знать понятие этимологии, уметь пользоваться этимологическим словарем

Словарная работа, беседа по вопросам

§43, РТ - 220

216-217

Устаревшие слова

2

Знать понятия архаизм, историзм, общеупотребительные, устаревшие слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Словарная работа, беседа по вопросам

§44, С – 677, РТ – 216, 217, 218, 219, 146

218

Неологизмы

1

Знать понятие неологизм, общеупотребительные и новые слова, их роль в художественной литературе, лексикологии, лексикографии

Словарная работа, беседа по вопросам

§45, С – 688, РТ - 223

219

Заимствованные слова

1

Знать понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь, уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи

Словарная работа, беседа по вопросам

§46, С – 690, 695, РТ – 221, 208

220

Старославянизмы

1

Знать понятие старославянизм, закономерности исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов, фонетические особенности старославянских слов и исконно русских по происхождению, находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке, писать старославянизмы с полногласием и неполногласием

Словарная работа, беседа по вопросам

§47, С – 705, 706, РТ - 219

221

Подготовка к домашнему сочинению «Путешествие по стране Лексикологии»

1

Уметь рассуждать и сопоставлять, писать сочинение по составленному плану, выстраивать текст сочинения, использовать средства художественной выразительности речи

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, определение объема, жанра, типа речи, стиля, сюжетной линии.

Сочинение

Фразеология

222-223

Фразеологизмы

2

Знать понятие фразеологизмов, уметь определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов

Словарная работа, беседа по вопросам

§48, С – 713, 714

224

Пословицы и поговорки

1

Знать понятие пословица и поговорка, сходство и различие между пословицами и поговорками, мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, уметь использовать малые жанры фольклора в речи

Словарная работа, беседа по вопросам

§49, С – 727, 728, РТ – 205, 206

225

Крылатые слова и выражения

1

Знать понятие крылатые выражения,  уметь употреблять крылатые выражения в своей речи

Словарная работа, беседа по вопросам

§50, С - 738

Повторение

226-227

Имя существительное и имя прилагательное как часть речи

2

Знать общее значение имени существительного и имени прилагательного, их морфологические признаки и морфемный состав

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста

С -721, РТ – 151, 175

228

Глагол как часть речи

1

Знать о глаголе как о части речи, его морфологические признаки и морфемный состав

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста

С – стр. 248-250, РТ – 178, 180

229-230

Орфограммы в глаголах, существительных и прилагательных

2

Знать частотные орфограммы глаголов, существительных и прилагательных, уметь обосновывать правильный выбор орфограмм

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста

231

Предложение, члены предложения

1

Знать простое предложение и сложное, однородные члены, обобщающее слово, обращение, прямую речь, уметь расставлять знаки препинания в сложных предложениях, при однородных членах и обобщающих словах, при обращении, в предложении с прямой речью

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста

С – 743, 744, РТ – 79, 42, 86

232-233

Изложение с элементами сочинения

2

Уметь правильно воспринимать текст, передавая его содержание в соответствии с планом и полно и последовательно излагать свои мысли, определять тему, идею, стиль и тип текста, составлять простой план

Составление плана, отбор и обсуждение тем сочинения, самостоятельная работа

234

Анализ изложений

1

Работа над ошибками

Работа над ошибками

235

Орфография. Правописание приставок и корней

1

Знать орфограммы в приставке и корне разных частей речи

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста

С - 773

236

Орфография. Правописание суффиксов и окончаний

1

Знать орфограммы в суффиксе и окончании разных частей речи

Беседа по вопросам, тренировочные упражнения, анализ текста

С – 779, РТ – 165, 166, 173, 174

237

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии

Диктант с грамматическим заданием

238

Анализ диктанта

1

Классификация ошибок,

правильное объяснение

графически орфограммы

Работа над ошибками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку 10 класс В.В.Бабайцева (профиль)

В данном материале представлено развернутое тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе по УМК В.В.Бабайцевой (профиль)...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 7 класс

Данное календарно-тематическое планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./авт.программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. : М.Прос...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Шмелева 6 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику Шмелева 6 класс...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 8 класс.

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования  Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе В.В.Бабайцевой. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование состоит из разделов: тема урока, тип урока, применяемые педтехнологии, формы и виды контроля. Перед каждым разделом имеются  "Планируемые результаты" (предмет...

Тематическое планирование по русскому языку 8 класс (В.В.Бабайцева)

В тематическом планировании  подробно прописаны формируемые УУД...