Методическая разработка урока "Знаки препинания в СПП с однородным и последовательным подчинением придаточных предложений"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Методическая разработка урока с целью подготовки учащихся
к ЕГЭ по русскому языку
Знаки препинания в СПП
с однородным и последовательным подчинением придаточных предложений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока с целью подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока с целью подготовки учащихся
к ЕГЭ по русскому языку
Знаки препинания в СПП
с однородным и последовательным подчинением придаточных предложений
Цель.
Проверить умение определять окончание в существительных Р.п. мн.ч.
Закрепить знание на темы «Не с различными частями речи; н – нн в причастиях и отглагольных прилагательных».
Повторить знаки препинания при однородных членах предложения.
Закрепить знание о типах подчинения в СПП. Закрепить умение расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении и последовательном подчинении.
Развивать устную речь, рассказывая материал на грамматические темы.
Оборудование. Компьютер, экран.
Раздаточный материал:
У каждого ученика в напечатанном виде весь материал урока с привлечением домашней работы (с целью увеличить плотность урока). Работа выполняется на этом листе формата А.
В ходе работы представлен на экране правильно выполненный материал для самопроверки, взаимопроверки
.
I. Поставь ударение.
Торты, звонишь, обеспечение, ходатайство.
II. Определи окончание существительных в Р.п. мн.ч.
Много помидор…, апельсин…, баклажан…, яблок…, рельс…, килограмм…, грамм…
джинс…, чулок (чулков), носок (носков). (Самопроверка).
III. Определи слитное и раздельное написание слов.
(Не) вечером, (не )сегодня, (не )так, (не )по-нашему, (не) всегда; (не )с кем, (не) у кого,( не )с чего, (ни)кого, (ни)чего,( не) твой,( не) каждый, (не) себя; (не) прочитанная, а просмотренная книга;( не) просмотренная мною книга, отнюдь (не)единственное решение, книга (не) прочитана. (Взаимопроверка).
IV. Определи: в данных словах пишем н или нн. Почему?..
Варё ый, сварё ый, сваре ы, варё ый в печи, печ ый картофель,печё ый на углях картофель, испчё ый картофель, испече ы блины, подрубле ый куст, бетонирова ый участок, сея ый весной, до блеска чищ ый, давно нечище ый, начище ый картофель.
(Самопроверка).
В помощь для слабых учеников.
Пишу нн в причастиях, если есть приставка, зависимое слово; в словах на –ова,-ева; если слово образовано от гл. сов.в.
Искл.: раненый, кованый, жёваный. Но: израненный, подкованный, изжёванный; раненный в бою, кованный кузнецом конь, жёванный телёнком платок.
Искл.: медленный, желанный, негаданный, нежданный, невиданный, неслыханный, священный.
V. Повторить расстановку знаков препинания при однородных членах предложения.
Устный связный рассказ учащегося с опорой на схемы.
О и (или, либо) О
О, а (но, да = но, зато = но, однако = но)
О, и О, и О, и О
и О, и О, и О, и О, и О
Соотнесите с темой урока и ответьте на вопрос.
С какой целью мы повторяем расстановку знаков препинания при однородных членах предложения? Докажите. (Проблемный вопрос).
VI. Устный связный рассказ о знаках препинания при однородном и последовательном подчинении в СПП.
На экране предложения – примеры из домашнего задания. Самопроверка.
1.Он посадит тебя в лодку привезёт на корабль и ты уедешь навсегда в блистательную страну
где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить с приездом.
2.В детстве мы впервые узнавали что мир гораздо шире комнаты с игрушками что в
синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы неповоротливые медведи и хитрые лисицы.
3.Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем
потому что грибница разрушается.
4.Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже
земляника и орехи.
(В помощь слабому ученику.
*Однородные придаточные в СПП имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос.
/ /, (как ),(как ).
*Если придаточные предложения СПП имеют разное значение, отвечают на разные вопросы, то в предложении параллельное подчинение. (Если ), / /,(потому что ).
*Если в СПП последовательно от одного предложения к другому задаём вопрос, то в предложениях последовательное подчинение. / /, (как ), (где ), (чтобы ).
VII. Определить тип подчинения и расставить знаки препинания.
1./ / (что ) (что ). 2. / / (что ) и (что ). 3. (когда ) / / (что ).
4. / / (что (если ) то ). 5. / / (что (если ), …). Взаимопроверка.
VIII. Составьте алгоритм – рассуждение об определении типа подчинения в СПП.
IX. Составьте очень коротко алгоритм расстановки знаков препинания при последовательном подчинении.
а) если, что - - б) если что – то
так
но
Если есть вторая часть союза, то запятую не ставим на стыке подчинительных союзов, если нет – то ставим). Самопроверка с рассмотрением других вариантов.
X. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Расставить знаки препинания, графически обосновать. Определить вид подчинения (однородное, параллельное, последовательное), тип предложения. Нарисовать схему.
1.Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой.
2.Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы
неуловим.
3.Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила.
4.Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.
XI. Обобщение. Как определить подчинение в СПП? С какой целью это нужно сделать?
Расскажи о знаках препинания при однородном подчинении. Расскажи о знаках препинания при последовательном подчинении.
XII. Д/з. Выписать из художественных произведений 10 предложений: СПП с однородным и последовательным подчинением.. Уметь устно объяснить знаки препинания в этих предложениях.
Методический материал:
1.Русский язык. 11 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»/ авт.- сост. Л.А.Тропкина.- Волгоград: Учитель,2007
2.Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзамену по русскому языку (11 класс). Автор-составитель И.В.Пасичник. Челябинск: НП ИЦ «РОСТ». ООО «ЮжУралИнформ».2010.
3.Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2008.
4.А.Г.Нарушевич. ЕГЭ по русскому языку: методические рекомендации. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"
Методическая разработка поможет актуализировать знания учащихся об однородных членах предложениях, находить их в тексте, составлять схемы....
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Как преподавать свой предмет, чтобы каждый твой ученик успешно и бе...
Методическая разработка урока "Знаки и знаковые системы" 8 класс
Какие заки нас окружают. Речь идет о тестовых и числовых символах. Язык музыки, дорожные знаки, штрих-коды, сиганльные ходы, почтовые индексы и т.д....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса
Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"...