Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Кузнецова Ирина Николаевна

                       Как преподавать свой предмет, чтобы каждый твой ученик успешно и безболезненно сдал ЕГЭ и ГИА? Этот вопрос, наверное, задают себе  многие учителя русского языка. Как нелегко учителю  русского языка, работающему  в  современной школе,  добиться того, чтобы его учащиеся все до единого успешно сдали ГИА и ЕГЭ. Систематические размышления на эту тему и большой опыт педагогической работы(30 лет) привели меня к мысли, что надо предельно индивидуализировать процесс обучения и разнообразить методы контроля знаний и умений с тем, чтобы добиваться 100-процентного усвоения тем курса русского языка каждым учащимся.

Оценивать знания всех учащихся ежеурочно и оперативно  позволяют современные информационные технологии.(В Татарстане каждый учитель имеет ноутбук, почти в каждом классе, даже в сельской школе, есть проектор.)

Для печати предлагаю типичный урок русского языка из моей практики, в котором больше внимания, прежде всего, уделяется контролю и коррекции ЗУН, самоанализу и самопроверке  своих достижений по предмету каждым учащимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как успешно  сдать   ЕГЭ и ГИА по   русскому языку?

                      Из опыта работы

                                            учителя русского языка и                                                                       литературы

                                           МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ»

                                          Дрожжановского муниципального района

                                           Республики Татарстан

                       Как преподавать свой предмет, чтобы каждый твой ученик успешно и безболезненно сдал ЕГЭ и ГИА? Этот вопрос, наверное, задают себе  многие учителя русского языка. Как нелегко учителю  русского языка, работающему  в  современной школе,  добиться того, чтобы его учащиеся все до единого успешно сдали ГИА и ЕГЭ. Систематические размышления на эту тему и большой опыт педагогической работы(30 лет) привели меня к мысли, что надо предельно индивидуализировать процесс обучения и разнообразить методы контроля знаний и умений с тем, чтобы добиваться 100-процентного усвоения тем курса русского языка каждым учащимся.

Оценивать знания всех учащихся ежеурочно и оперативно  позволяют современные информационные технологии.(В Татарстане каждый учитель имеет ноутбук, почти в каждом классе, даже в сельской школе, есть проектор.)

Для печати предлагаю типичный урок русского языка из моей практики, в котором больше внимания, прежде всего, уделяется контролю и коррекции ЗУН, самоанализу и самопроверке  своих достижений по предмету каждым учащимся.

Урок  русского языка  в 9 классе

Тема: "Бессоюзное сложное предложение"(урок - обобщение)

Задачи:

1)Систематизировать и углубить  теоретический  материал по теме;

2) совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений,  навыки постановки знаков препинания между частями в бессоюзном сложном предложении ( далее БСП);

3)воспитывать интерес и любовь к русской  литературе.

Оборудование: презентация урока (приложение №1), презентация урока (приложение №1), презентации  учащихся (приложение №2,3,4,5)  карточки для  индивидуальной работы.

                              Ход урока

I.Орг.класса

-Целевая установка, мотивация к теме урока.

Прочитайте тему урока и поставьте цели и задачи перед собой на  данный урок. (повторить изученное о БСП, совершенствовать умения находить их в текстах, строить БСП и ставить знаки препинания.)

Эпиграф к уроку :

«Поэзия Пушкина — неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему» (В.Г.Белинский)

-Прочитайте эпиграф к уроку, как вы понимаете данное выражение?

-Действительно, читая строки А.С.Пушкина, получаешь «живую струю»  жизни, сегодня на уроке мы часто будем обращаться к  его неповторимым строкам.

II.Повторение теоретического материала.

1. Защита  презентаций.(приложение №2,3,4,5)(выступления учащихся презентациями, составленными в соответствии с планом:

  1. понятие БСП с запятой и точкой запятой (двоеточием, тире);
  2. примеры БСП с запятой и точкой запятой (двоеточием, тире);
  3. Употребление БСП с запятой и точкой запятой(двоеточием, тире) в текстах различного типа и стиля.

-Прослушав выступления, вы должны привести в систему знания о БСП, готовиться к  контролю ваших знаний и умений.

Порядок выступлений учащихся:

1. Запятая и точка с запятой в БСП (1 группа)

2.Двоеточие в БСП (2 группа)

3.Тире в БСП (3 группа)

4.Защита презентации-исследования  по теме « 4.Бессоюзные сложные предложения в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»»

III. Совершенствование ЗУН

1.Викторина по текстам  А.С.Пушкина.(Цель-  развитие навыков нахождения  бессоюзных сложных предложений в тексте и построения их схемы, определения смысловых отношений между частями БСП)

 Задания: 1)Узнайте название произведения

          2) Найдите БСП, объясните  постановку  знаков  препинания и постройте схему предложений, где есть бессоюзная связь.

 

 1)  Буря мглою небо кроет,

        Вихри снежные крутя;        

       То, как зверь, она завоет,

       То заплачет,  как дитя. («Зимний вечер»)

2)  Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Станционный смотритель)

3)  В красавиц он уж не влюблялся,

    А волочился как- нибудь.

   Откажут ─ мигом утешался.

  Изменят ─ рад был отдохнуть.(«Евгений Онегин»)

4)  Товарищ, верь: взойдет она,

      Звезда пленительного счастья («К Чаадаеву»)

Лист самоконтроля: (на слайде)

1) [      ]; то [      ],то [        ].

      2) [      ], [      ], [      ], [      ].

      3) [      ] - [      ].

          [      ] -[      ].

      4) [      ]: [      ]

Иих

2.Индивидуальная работа ( индивидуальные карточки для всех, цель-развитие коммуникативных навыков)

 

-Составьте предложения по схемам и прочитайте их мне, объясните постановку знаков препинания.

Индивидуальные карточки (в скобках примерные ответы детей)

1. [ ], (чтобы)                    (Я уехал в город, чтобы учиться)

2. [ ] : [причина].             (Таня  скучала, мамы не было дома)

3. [туда], (откуда).           (Дети побежали туда, откуда слышались голоса)

 

4. [ ] – [  быстрая смена событий].(Девочка забежала на кухню- мама успокоилась)

5. [ ], [ ], [ ]                   .(Наступило утро, засияло солнышко, запели птички)

6.. (Если), [ ].               (Если  с утра душно, будет дождь).

 

 

1. [ ], однако [ ].         (Мальчик красив, однако его никто не любит).

2. [ ] : [ ], [ ]         .  (Сегодня  дети радостные: будет большой праздник, желающие могут долго веселиться.

3. Либо [ ], либо [ ].   (Либо  дети поедут на , либо  родители )

 

4. (Когда), [ ].(Когда стемнело, мы легли отдохнуть)

5. [ время ] – [ ].(Стемнеет, отправимся в путь)

6. [ условие ] – [ ].(Будете вежливы, все вас полюбят)

3.Диктант  с самопроверкой (Цель–повысить сознательность, мотивированность учения)

-Пользуясь правилами постановки знаков препинания, надо правильно написать  сложные  предложения.

-По тексту - образцу проверяем  свои  работы и делаем вывод о соих  знаниях и пробелах по теме.

Лист самоконтроля (на слайде)

           1.За мной гнались – я духом не смутился (Лермонтов)

2.Равнина была пустынна и печальна – сжималось сердце (Лермонтов)

3.Я знал: удар судьбы меня не обойдет (Лермонтов)

            4.Я шел медленно: мне было грустно. (Лермонтов)

 5.В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лермонтов).

 6. Отец не очень понимал, о чем идет речь.

Критерии для самооценки: 5-6 + - «5», 4 + - «4», 3 + - «3», 2 + - «2»

3.  Тест «Готовимся к ГИА. Задание В9. (Цель -контроль ЗУН, выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся, готовить к успешной сдаче ГИА)

Ход работы:

1) выполнение тестов;

2) взаимопроверка;

3)коррекция ЗУН, работа над ошибками.

Тест1

 Среди предложений 1-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо. (7) Только под лыжами хрустит снег. (8) Следа собак все еще не видно, а уже скоро перевал. (Г.Федосеев)

Тест 2

Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Утром молочница не застала дома троих постоянных покупателей. (2) На базар было идти уже поздно, и, взвалив бидон на плечи, она отправилась по квартирам. (3)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (4) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (5) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)

Тест 3

Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

(1) Человек отпустил Лешкину руку, но Лешка продолжал идти за ними. (2) Пришли в домоуправление, телефон висел в коридоре. (3) Горела пыльная лампочка. (4) Человек стал звонить, тетя Маша вошла в темную каморку, а Лешка опять прислонился к стене. (5) Тетя Маша, погремев в каморке, вытащила две лопаты. (6) Человек стучал по рычажку - все время было занято. (Э.Дубровский)

Тест 4

Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омраченном, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал.(5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в темной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Г.Березко)

Тест 5

Среди предложений 1-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает… (5) Перед утром ветерок вновь дунул, зашелестел камышом ласково, усыпляет. (6) Не слышно лебедю мягких шагов вороватой рыжей лисы. (7) А она уже близко. (8) Рядом! (9) Проснись, лебедь! (10) Проснись! (11) Всполошился лебедь, подставил сильный клюв, да поздно. (В.Свинцов)

Тест 6

Среди предложений 1-5 найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1) И Павлик горестно замолчал, ломая голову над таинственным исчезновением птички и не менее таинственным исчезновением дяди. (2) Колеса застучали по мостовой. (3)Дилижанс въехал в тенистую улицу, обсаженную акациями. (4) Замелькали серые кривые стволы телефонных столбов, красные черепичные и голубые железные крыши; вдалеке на минутку показалась скучная вода лимана. (5) В тени прошел мороженщик в малиновой рубахе со своей кадочкой на макушке. (В.Катаев)

Тест 7

  Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.
1) Арагорн, не отвечая, смотрел в небо; пятнышко, приближаясь, быстро росло и вскоре рассыпалось на отдельные точки. (2) - Да это же птицы! - воскликнул Сэм. (3) Птицы летели необычайно низко и не прямо вперед, а широкими зигзагами, как будто что-то искали на земле. (4) - Ложись и молчи! - прошипел Арагорн, затаскивая Сэма под ветви кустарника, потому что несколько сотен птиц внезапно отделились от основной стаи и стремительно полетели к той самой лощине, в которой расположились на отдых путники".

Тест 8

Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.

"(1) Ясно слышалось дыхание спящих, а когда пони переставил ногу, раздался поразительно громкий стук. (2) Стоило Сэму немного пошевелиться, и он слышал похрустывание собственных суставов. (3) На небе не было ни единого облачка, солнце медленно всползало все выше; мертвая тишина углублялась и крепла. (4) Потом на юге, в безоблачном небе, появилось какое-то темное пятнышко, напоминающее крохотную черную тучку; ветра не было, но пятнышко приближалось".

Лист контроля для взаимопроверки: 1-4,2-4,3-2,6,4-1,5, 5-1,6-4,7-1,8-3.(на слайде)

IV Домашнее задание: упражнение 241(выписать БСП из романа

М.Ю.Лермонотова «Герой нашего времени»); выполнить задания ГИА  В9 (1-10 вар.)

V. Итог урока. Рефлексия.

1.Ответы на вопросы:

  — Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания БСП?

   1) Установить смысловые отношения между частями БСП;

  2) Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненным предложением.

2. Продолжи предложения:

- Ставить  знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях я …(умею, не умею);

-Конструировать бессоюзные сложные предложения я … (умею, не умею);

- Применять в связных текстах  бессоюзные сложные предложения я… (умею, не умею);

- Мне дополнительно надо работать над темой ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....