Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Анна Владимировна Гусева

Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkiy_yazyk_8_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 8 класса

Тема. «Однородные и неоднородные определения».

  1. Орг. момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Повторение

- Дома вы должны были повторить правописание букв О-Ё после шипящих. От чего же зависит выбор буквы после шипящей? (От части слова, в которой находится орфограмма, а также от части речи). Расскажите о правописании букв О-Ё после шипящих. (В корне пишется Ё, если можно подобрать слово с буквой Е, например, жёлтый – желтеть. В суффиксе и окончании написание зависит от ударения: под ударением пишется О.). (В суффиксах причастий пишется Ё, в окончаниях глаголов тоже).

Карточки с дифференцированным заданием.

  1. Упражнение 280.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

- Запишите в тетрадях число, классная работа и предложение для синтаксического разбора.

Тревожным, свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

(Индивид. задание – морфологический разбор слова «мягким»)

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Однородные и неоднородные определения». Цели урока: познакомиться с однородными и неоднородными определениями, научиться различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.

  1. Повторение изученного материала.
  1. Беседа.

- Что называется определением? (Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  КАКОЙ?  ЧЕЙ? )

- Какой частью речи чаще всего выражается определение? (Прилагательным).

- Прежде чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним разряды прилагательных по значению? (Качественные, относительные, притяжательные.)

- Назовите их отличия.

- А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете различать прилагательные разных разрядов.

2. Проведём цифровой диктант.

1 – относительное, 2- притяжательное, 3 – качественное.

Матушкина шаль, удобное кресло, кухонное полотенце, ребячья рубашка, песчаный берег, молодой агроном, зелёная листва, отцовское ружьё, сладкий чай, морковное пюре.

Ключ: 2, 3, 1, 2, 1, 3, 3, 2, 3, 1.

Проверьте.

  1. Знакомство с новым материалом.

1.Работа с предложением, записанным на доске.

 - Прочитайте предложение, записанное на доске.

Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.

- Назовите определения в этом предложении,  чем они выражены.

- Обратите внимание, что оба определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.

  1. Запись на доске.

Цвет

Размер

Вкус

Форма

Из чего сделан предмет

Белый

Синий

Красный

Большой

Маленький

Огромный

Сладкий

Горький

Кислый

Круглый

Квадратный

Прямоугольный

Шерстяной

Ситцевый

Шёлковый

- Посмотрите на эту таблицу. Прилагательные в каждой колонке характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса и др. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

Если взять прилагательные разных колонок, то это будут неоднородные определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и чаще всего выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного.

- Сравните предложения: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой красный сладкий арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.

- Какие определения принято считать однородными? Неоднородными?

- Итак, неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Однако такие определения могут быть однородными, если они объединены общим понятием, то есть создают общее, целостное, единое впечатление о предмете. Например: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием – небо осеннее, невзрачное).

  1. Работа с учебником Т (п.189).

- Откройте параграф 189 и выпишите по пунктам, какие ещё определения считаются однородными. Запись оформите в виде таблицы.

Однородные

Неоднородные

1. Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме и т. д.

1. Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественного и относительного прилагательного).

2. Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах)

2. Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным.

3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом.

4. Второе определение поясняет первое.

- Проверьте, как вы заполнили таблицу.

- Сформулируйте правило постановки запятой при определениях. (Запятая ставится между однородными определениями.)

  1. Закрепление нового материала.
  1. Работа с учебником.

А) Упражнение 286 (устно).

Тема текста – спасение птенцов, основная идея – животных нужно беречь и помогать им.

-Сделайте вывод, какие определения называют однородными?

Б) Упражнение 287.

Основная мысль – удивительное находится рядом с нами.

- Из упражнения 287 выпишите неоднородные определения с определяемыми словами.

(Обрывистый песчаный откос, небольшая голубовато-лазурная птица, высокий песчаный откос, маленькая серебряная рыбка, песчаный береговой откос).

-  Какие определения называют неоднородными?

  1. Работа с сигнальными карточками.

Красный цвет – неоднородные определения, жёлтый цвет – однородные.

  1. Глубокая, дремучая старина окружала моё детство на слободке.
  2. Прошёл серый пассажирский теплоход.
  3. Шёл надоедливый октябрьский дождь.
  4. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
  5. Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен.
  6. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду.
  7. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.

  1. Объяснительный диктант.
  1. День был осенний, серый, но тихий, тёплый. 2) Из-за крыш ближней деревни медленно показывалась огромная красная луна. 3) Со стороны деревни послышался торопливый топот бойких овечьих ног. 4) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его.

- Взаимопроверка.

  1. Самостоятельная работа.

- Ваша задача найти допущенные в тексте орфографические и пунктуационные ошибки.

 На всё лето мы уехали в деревню. Наш старый, деревяный дом стоял на обрывистом берегу небольшёй неглубокой и неширокой речки Серебрянки. Она тихо и спокойно текла то среди пёстрых лушков то через густые сосновые и еловые леса пока не впадала в лестное озеро, поросшее прелесными кувшинками. Летом взрослый человек мог легко перейти её вброт, но весной она начинала яросно вскепать буйно и дерско разливалась, и затопляла окресные луга. (10)

- Проверьте.

  1. Задание на дом: п. 189, упр. 288, инд. Задание – 291, 294, повт. п. 42 (Ь после шипящих).
  2. Подведение итогов.

 - Что нового вы узнали об определениях на этом уроке? (Они бывают однородными и неоднородными).

- Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные? (Для правильной постановки знаков препинания).

- Как же определить, являются ли определения однородными или нет?

А теперь разгадаем кроссворд:

1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? (Определение).

2.Определения, которые характеризуют предмет с одной стороны. (Однородные).

3. Как называются определения, выраженные прилагательными, порядковыми числительными, причастиями и находящиеся чаще всего перед определяемым словом? (Согласованные).

4 и 6. Назовите сочетанием каких прилагательных обычно выражаются неоднородные определения. (Качественное и относительное).

5. Какой знак ставится между однородными определениями? (Запятая).

- Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Польза). Ребята, я думаю, что сегодняшний урок был полезен для вас, вы хорошо и плодотворно поработали. Оценки сегодня получают …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения "и биологии ("Царство растения") в 5 классе.

Интегрированный урок позволяет расширить границы изучаемого материала, оживить сложный теоретический материал и способствовать  более глубокому его усвоению. И самое важное - раскрыть творческие ...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...