Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Однородные и неоднородные определения" для 8 класса
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Объяснение нового материала по теме: "Однородные и неоднородные определения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkiy_yazyk_8_klass.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку для 8 класса
Тема. «Однородные и неоднородные определения».
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение
- Дома вы должны были повторить правописание букв О-Ё после шипящих. От чего же зависит выбор буквы после шипящей? (От части слова, в которой находится орфограмма, а также от части речи). Расскажите о правописании букв О-Ё после шипящих. (В корне пишется Ё, если можно подобрать слово с буквой Е, например, жёлтый – желтеть. В суффиксе и окончании написание зависит от ударения: под ударением пишется О.). (В суффиксах причастий пишется Ё, в окончаниях глаголов тоже).
Карточки с дифференцированным заданием.
- Упражнение 280.
- Синтаксическая пятиминутка.
- Запишите в тетрадях число, классная работа и предложение для синтаксического разбора.
Тревожным, свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
(Индивид. задание – морфологический разбор слова «мягким»)
- Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Однородные и неоднородные определения». Цели урока: познакомиться с однородными и неоднородными определениями, научиться различать их, правильно оформлять их пунктуацию на письме.
- Повторение изученного материала.
- Беседа.
- Что называется определением? (Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? )
- Какой частью речи чаще всего выражается определение? (Прилагательным).
- Прежде чем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним разряды прилагательных по значению? (Качественные, относительные, притяжательные.)
- Назовите их отличия.
- А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете различать прилагательные разных разрядов.
2. Проведём цифровой диктант.
1 – относительное, 2- притяжательное, 3 – качественное.
Матушкина шаль, удобное кресло, кухонное полотенце, ребячья рубашка, песчаный берег, молодой агроном, зелёная листва, отцовское ружьё, сладкий чай, морковное пюре.
Ключ: 2, 3, 1, 2, 1, 3, 3, 2, 3, 1.
Проверьте.
- Знакомство с новым материалом.
1.Работа с предложением, записанным на доске.
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.
- Назовите определения в этом предложении, чем они выражены.
- Обратите внимание, что оба определения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, но запятой между ними нет, так как определения по указанным признакам не всегда однородные.
- Запись на доске.
Цвет | Размер | Вкус | Форма | Из чего сделан предмет |
Белый Синий Красный | Большой Маленький Огромный | Сладкий Горький Кислый | Круглый Квадратный Прямоугольный | Шерстяной Ситцевый Шёлковый |
- Посмотрите на эту таблицу. Прилагательные в каждой колонке характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса и др. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.
Если взять прилагательные разных колонок, то это будут неоднородные определения, которые характеризуют предмет с разных сторон и чаще всего выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного.
- Сравните предложения: 1) На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. – Мама купила большой красный сладкий арбуз. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. – Белая шерстяная кофта висела на спинке стула.
- Какие определения принято считать однородными? Неоднородными?
- Итак, неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. Однако такие определения могут быть однородными, если они объединены общим понятием, то есть создают общее, целостное, единое впечатление о предмете. Например: Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами (все определения объединены одним общим понятием – небо осеннее, невзрачное).
- Работа с учебником Т (п.189).
- Откройте параграф 189 и выпишите по пунктам, какие ещё определения считаются однородными. Запись оформите в виде таблицы.
Однородные | Неоднородные |
1. Характеризуют предмет (или предметы) с одной стороны: по цвету, форме и т. д. | 1. Характеризуют предмет с разных сторон (обычно сочетание качественного и относительного прилагательного). |
2. Создают общее, целостное, единое впечатление о предмете (предметах) | 2. Определения, когда одно выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным. |
3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом. | |
4. Второе определение поясняет первое. |
- Проверьте, как вы заполнили таблицу.
- Сформулируйте правило постановки запятой при определениях. (Запятая ставится между однородными определениями.)
- Закрепление нового материала.
- Работа с учебником.
А) Упражнение 286 (устно).
Тема текста – спасение птенцов, основная идея – животных нужно беречь и помогать им.
-Сделайте вывод, какие определения называют однородными?
Б) Упражнение 287.
Основная мысль – удивительное находится рядом с нами.
- Из упражнения 287 выпишите неоднородные определения с определяемыми словами.
(Обрывистый песчаный откос, небольшая голубовато-лазурная птица, высокий песчаный откос, маленькая серебряная рыбка, песчаный береговой откос).
- Какие определения называют неоднородными?
- Работа с сигнальными карточками.
Красный цвет – неоднородные определения, жёлтый цвет – однородные.
- Глубокая, дремучая старина окружала моё детство на слободке.
- Прошёл серый пассажирский теплоход.
- Шёл надоедливый октябрьский дождь.
- Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.
- Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен.
- Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду.
- Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.
- Объяснительный диктант.
- День был осенний, серый, но тихий, тёплый. 2) Из-за крыш ближней деревни медленно показывалась огромная красная луна. 3) Со стороны деревни послышался торопливый топот бойких овечьих ног. 4) Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца, внимательно изучавшими его.
- Взаимопроверка.
- Самостоятельная работа.
- Ваша задача найти допущенные в тексте орфографические и пунктуационные ошибки.
На всё лето мы уехали в деревню. Наш старый, деревяный дом стоял на обрывистом берегу небольшёй неглубокой и неширокой речки Серебрянки. Она тихо и спокойно текла то среди пёстрых лушков то через густые сосновые и еловые леса пока не впадала в лестное озеро, поросшее прелесными кувшинками. Летом взрослый человек мог легко перейти её вброт, но весной она начинала яросно вскепать буйно и дерско разливалась, и затопляла окресные луга. (10)
- Проверьте.
- Задание на дом: п. 189, упр. 288, инд. Задание – 291, 294, повт. п. 42 (Ь после шипящих).
- Подведение итогов.
- Что нового вы узнали об определениях на этом уроке? (Они бывают однородными и неоднородными).
- Почему важно уметь определять однородные определения или неоднородные? (Для правильной постановки знаков препинания).
- Как же определить, являются ли определения однородными или нет?
А теперь разгадаем кроссворд:
1. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? (Определение).
2.Определения, которые характеризуют предмет с одной стороны. (Однородные).
3. Как называются определения, выраженные прилагательными, порядковыми числительными, причастиями и находящиеся чаще всего перед определяемым словом? (Согласованные).
4 и 6. Назовите сочетанием каких прилагательных обычно выражаются неоднородные определения. (Качественное и относительное).
5. Какой знак ставится между однородными определениями? (Запятая).
- Какое слово получилось в выделенных клеточках? (Польза). Ребята, я думаю, что сегодняшний урок был полезен для вас, вы хорошо и плодотворно поработали. Оценки сегодня получают …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...
методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"
Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой" букве русского языка....
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Сценарий урока по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» 8 класс
Методическая разработка проведения урока....
Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения "и биологии ("Царство растения") в 5 классе.
Интегрированный урок позволяет расширить границы изучаемого материала, оживить сложный теоретический материал и способствовать более глубокому его усвоению. И самое важное - раскрыть творческие ...
Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка
Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...