Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 23.71 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.
Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами
Задачи:
- вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать, преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм)
- находить однородные члены по их опознавательным признакам;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности сверстников;
- анализировать и сравнивать понятия, группировать их и выделять основания группировки
Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска, доска, оценочные листы
Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.
Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:
- групповая;
- парная
- индивидуальная, каждый ученик получает задание (творческое списывание);
Методы обучения на уроке:
- изучающие и продуктивное чтение
- проблемный и побуждающий диалог
- творческое списывание
План урока
- Орг. момент (приветствие, сбор тетрадей) – 1 минута
- Проверка домашнего задания (выборочно) – 3-4 минуты
- Словарная работа (тренировочный диктант) – 5 минут
- Введение в тему с постановкой основного вопроса урока – до 5 минут
- Открытие новых знаний – 10 минут
- Динамическая пауза – 3-4 минут
- Актуализация знаний и углубление изученного – 10 минут
- Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений - 5 минут
- Рефлексия урока – 5 минут
- Домашнее задание – 5 минут
ХОД УРОКА
I. Создание эмоционально - положительного отношения к уроку и своей работе. Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята. Наш урок такой же, как и ранее проводимые уроки. Вы пришли на урок с различными настроениями: у кого-то оно хорошее, у кого-то не очень. Давайте повернемся в начале друг к другу (сидящие за партой), а потом ко мне лицом и улыбнемся друг другу. И начнем нашу работу.
II Проверка домашнего задания.
1. Фронтальная беседа.
- Каким было Ваше домашнее задание? (Ответы детей). У вас возникли трудности при его выполнении? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Устная выборочная проверка дом. зад.)
III Словарная работа (тренировочный диктант).
- Ребята, предлагаю вам потренировать свои знания и умения в написании небольшого словарного диктанта. (Работа с интерактивной доской). Обратите внимание на доску, где вам предложены следующие слова:
Баян, гитара, пианино, состязание, атлет, дистанция, стадион, университет, экзамен
Запишите их к себе в тетради, ставив пропущенные буквы и выделив орфограммы. (Записывают словарные слова в тетради)
- А теперь давайте проведем проверку. С помощью стилуса на доске вставьте пропущенные буквы. (Один ученик вставляет)
- Где мы с вами можем проверить правильность написания словарных слов? (Ответы детей). Предлагаю это сделать прямо с помощью нашей интерактивной доски, где уже специально приготовлен такой словарь. (Идет проверка написания слов).
- У вас на столах лежат оценивания своих возможностей и способностей. Оцените свою словарную работу. (Дети себя оценивают)
IV Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
- Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Ответы детей).
-Давайте попробуем из этих слов составить предложение. (Они составляют предложение)
«Книга учит нас доброте, честности, справедливости.»
- Докажите мне, что это предложение. (Ответы детей)
-Обратите внимание, что в левом нижнем углу нашей доски есть книга, где хранятся несколько необходимых в предложении вещей. Что это за вещи? (Знаки препинания)
У вас есть возможность правильно их расставить (Расставляют знаки препинания).
- Пользуясь уже ранее добытой информацией, что вы можете сказать об особенностях этого предложения? (Это предложение с однородными членами).
Верно, давайте их назовем. И скажем, каким членом предложения они являются (Ответы детей).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем с вами сегодняшнем уроке? Какова будет его главная проблема?
(Об однородных членах. Что такое однородные члены предложения? Знаки препинания в предложениях с однородными членами)
V Открытие новых знаний.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше предложение. Давайте посмотрим, к какому слову относятся наши однородные члены? (Ответы) (Работа с ИАД) Какой вопрос мы им задаем? Одинаковый этот вопрос для всех однородных членов? (Ответы) Каким членом предложения они являются? Какая связь между ними? (Ответы)
- Скажите, что мы сейчас только что выделили? (Опознавательные признаки однородных членов). Перечислите их еще раз, пожалуйста. (Ответы).
- Предлагаю вам сравнить сделанные выводы с утверждениями в вашем учебнике. Откройте стр.___ и прочитайте информацию об однородных членах предложения. (Читают) Ваши выводы совпали с утверждениями учебника? Что нового вам встретилось в этом правиле? (Понятие «смысловые отрезки», схемы построения предложений с однородными членами).
- Вернемся к нашему предложению о книге и выполним задание: постройте, пожалуйста, схему этого предложения, чтобы в ней было видно, что это предложение с однородными членами.
- А теперь работа в парах: взаимно проверьте себя. Контрольную проверку проведем с помощью доски. (ИАД, шторка убирается, появляется схема предложения).
Оцените свою работу (Дети себя оценивают)
VI Динамическая пауза
«Угадай-ка»
- Друзья, вы устали? Давайте немного отдохнем и поиграем в интересную игру «Угадай-ка». Встаньте, пожалуйста, и послушайте задание нашей динамической паузы.
Я читаю вам фразы, вы должны будете угадать, что они собой представляют. Если встретиться вам словосочетание – нужно 1 раз присесть, если несвязанные слова – прыжок, грамматическая основа – 3 хлопка.
Утром с ребятами; ветер доносил; отправились на рыбалку; солнце уже; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашептались и зашевелились; порывы ветра; лиловая туча; хлынул дождь
VII Актуализация знаний и углубление изученного
- Ребята, а сейчас давайте поработаем с упражнениями 253 и 254 в режиме изучающего и продуктивного чтения, вычитывая полезную информацию, предполагая содержание текста. Работать будем по группам, по отделениям. Пересядьте и повернитесь, пожалуйста, друг к другу, чтобы вам удобно было работать в образовавшихся группах.
(Работа с упражнениями 253, 254,255)
VIII. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений
- Для применения своих знаний выполним упражнение 256 (257), с заданием «творческое списывание». Выполняем это упражнение с комментированием и составлением алгоритма нахождения смысловых отрезков.
(Выполняется упражнение)
IX Рефлексия урока
- Подведем итоги нашего урока в виде блиц-опроса. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», а с неверными – «-»
- Однородные члены – это смысловые отрезки.
- Между однородными членами всегда ставится запятая.
- Однородные члены соединены сочинительной связью
- Без однородных членов не существует предложения.
- Сравните с образцом на доске. Кто справился без ошибок?
- Оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки и сдайте свои оценочные листы.
X. Домашнее задание.
- Сегодняшнее домашнее задание будет двух уровней:
- Минимальный уровень, необходимый для всех обучающихся – упр. 258, уметь рассказать об однородных членах используя памятки, которые я для вас приготовила.
- Максимальный уровень, повышенный уровень – упр. 257, придумать и составить предложения по предложенным схемам
- На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Еджошвили Наталья Николаевна
Дата: 18 ноября 2013
Класс: 5 «А» класс
УМК: учебник русского языка для 5 класса, автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В.
Тема урока: «Роль знаков препинания в письменной речи. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами», 6-ой урок в теме «Слово в предложении»
Тип урока: обобщения, систематизации и углубления изученного
Вид урока: проблемный и побуждающий диалог.
Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами
Задачи:
- вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать, преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм)
- находить однородные члены по их опознавательным признакам;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности сверстников;
- анализировать и сравнивать понятия, группировать их и выделять основания группировки
Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска, доска, оценочные листы
Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.
Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:
- групповая;
- парная
- индивидуальная, каждый ученик получает задание (творческое списывание);
Методы обучения на уроке:
- изучающие и продуктивное чтение
- проблемный и побуждающий диалог
- творческое списывание
План урока
- Орг. момент (приветствие, сбор тетрадей) – 1 минута
- Проверка домашнего задания (выборочно) – 3-4 минуты
- Словарная работа (тренировочный диктант) – 5 минут
- Введение в тему с постановкой основного вопроса урока – до 5 минут
- Открытие новых знаний – 10 минут
- Динамическая пауза – 3-4 минут
- Актуализация знаний и углубление изученного – 10 минут
- Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений - 5 минут
- Итоги урока – 5 минут
- Домашнее задание – 5 минут
Основные этапы организации учебной деятельности | Время, мин. | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятель-ность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||
Познава-тельная | коммуникативная | регулятив ная | |||||
Организационный момент | 1-2 | Создание позитивного настроя на урок | Приглашение передать улыбку друг другу | Невербальное общение, создание обстановки доброжелательности | |||
Проверка домашнего задания | 3-4 | Выявление трудностей при выполнении орфографического задания | Проводит фронтальный опрос и выборочно устно просит выполнить задания | Анализируют собственную работу | |||
Тренировочный словарный диктант | 5 | Закрепление орфографического навыка в написании словарных слов | Предлагает записать словарные слова, затем проверить правильность с помощью ИАД | Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания для группировки | ощение в группах с целью передачи и получения новой информации | Закрепление полученных знаний | |
Введение в тему урока с постановкой основного вопроса | 5 | Через побуждающий диалог сформулировать тему урока и основную проблему, опираясь на полученные ранее знания | Работа с ИАД. Просит составить предложения, доказать, что это предложение. Найти однородные члены, задать к ним вопросы и определить, каким членом предложения они являются | Умение коллективно общаться, выполняя задания индивидуально | Высказывать предположения на основе наблюдений, Формулировать тему урока Самостоятельно ставить цель деятельности | ||
Открытие новых знаний | 10 | Выявить основные признаки нахождения однородных членов и ввести понятие «однородные члены – смысловые отрезки» | Работа с ИАД. Просит выявить признаки однородных членов, сравнить полученные выводы с информацией в учебнике, найти новые понятия. Построить схему предложения с однородными членами | Адекватно понимать содержание текста, опираясь на технологию продуктивного чтения. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности | Искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию | ||
Актуализация и углубление изученного | 10 | С помощью изучающего и продуктивного чтения уметь находить и вычленять новую информацию по теме урока | Предлагает устно по группам поработать над упражнениями 253, 254, 255 и найти в них новую информацию, связанную с темой урока | Развитие умений читательской деятельности (антиципация, нахождение главного, смысловое и структурное деление текста, сжатие текста, формулирование выводов) | Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников. Слушать и слышать других. Быть готовым корректировать свою точку зрения | ||
Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений | 5 | Развивать умение находить смысловые отрезки – однородные члены с опорой на их опознавательные признаки, устно и графически объяснять постановку знаков постановку знаков препинания | Предлагает выполнить упр. 256 с комментированием у доски, обращая внимание на наличие творческого подхода при списывании | Составлять алгоритм действия, адекватно понимать содержание прочитанного | Развитие творческих способностей при выполнении орфографических заданий | ||
Рефлексия | 5 | Подведение итога урока | Задает итоговые вопросы, просит сдать оценочные листы. Дает возможность каждому ученику высказаться об оценках за проведенный урок, выставление отметок за работу на уроке | Умение саморегуля-ции и развитие навыков самооценки | Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Адекватное восприятие оценок других учащихся | ||
Домашнее задание (инструктаж) | 5 | Дать инструктаж по выполнению домашней работы | Пояснение задания, его различных уровней |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"
Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....
Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...
конспект урока русского языка"Простое и сложное предложение. Знаки препинания в конце и внутри сложного предложения" 6 класс
Конспект урока русского языка 6 класс...
Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "
Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»...