Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе
по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»
Цели: 1.Познакомить обучающихся с придаточным времени.
Закрепить умение выделять главное и придаточное предложения в составе
сложноподчиненного; определять вид придаточных по схемам.
2. Развивать связную речь .
3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе
по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»
Цели: 1.Познакомить обучающихся с придаточным времени.
Закрепить умение выделять главное и придаточное предложения в составе
сложноподчиненного; определять вид придаточных по схемам.
2. Развивать связную речь .
3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к родному языку.
Оборудование: учебник, таблица «Сложноподчиненные предложения», карточки для индивидуальной работы, репродукция картины А.А.Дейнеки
«Оборона Севастополя».
Ход урока.
1 Организационный момент. Сообщение целей урока.
2. Активизация мыслительной деятельности. Орфографическая пятиминутка.
а) зрелищное учреждение, где выступают клоуны и дрессированные животные;
б) знак для обозначения числа на письме;
в) дословный отрывок из какого-либо произведения;
г) одноглазое мифическое существо;
д) детеныш курицы;
ж) идти бесшумно.
Вопросы классу. На какое правило записаны слова? ( Ы-И после Ц)
Назовите слова - исключения (цыпленок, на цыпочках)
Какие еще есть слова - исключения из этого правила? (цыган, цыц,
цыкнуть, цып-цып)
Проверка записанных слов по таблице « Ы - И после Ц»
цИрк
цИфра
цИтата
цИклоп
цЫпленок (искл.)
на цЫпочках (искл.)
3.Повторение.
Задание 1. Заполните клише «Сложноподчиненное предложение».
Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей:-------------и -------,
которые могут соединяться при помощи 1)----------- ,2) ------------ и 3)----------.
Союзные слова:---------------и---------------- - являются членами предложения.
Союзы -----------------------не являются членами предложения.
Союзные слова и союзы различаются тем, что союз можно-----------или--------, а союзные слова можно заменить-----------------------.
Союзы и союзные слова бывают только в--------------------.
В главной части могут быть--------------слова -----------------------------------.
Главная и придаточная части отделяются на письме -------------------.
Для разбора СПП существуют 1)------------------схемы и 2)---------------- схемы.
Проверка.
Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей: главной и придаточной, которые могут соединяться при помощи 1) союзных слов, 2)союзов и 3)частицы ЛИ.
Союзные слова: относительные местоимения и местоименные наречия - являются членами предложения. Союзы если, чтобы, что, как не являются членами предложения.
союзные слова и союзы различаются тем, что союз можно опустить или заменить другим союзом, а союзные слова можно заменить словами самостоятельной части речи. Союзы и союзные слова бывают только в придаточной части.
В главной части могут быть указательные слова тот, этот, туда, там, оттуда.
Главная и придаточная часть отделяются на письме запятыми.
для разбора СПП существуют 1) вертикальные схемы и 2) горизонтальные схемы.
Задание 2. Опрос по таблице «Сложноподчиненные предложения».
Какие придаточные относятся к одному слову в главной части? (определительные, местоименно-определительные, изъяснительные)
Какие придаточные относятся ко всей главной части? (придаточные обстоятельственные)
Что нужно знать, чтобы правильно определить вид придаточных?
- на какой вопрос отвечают?
- к чему относятся?
- чем присоединяются?
4.Новый материал. Работа с таблицей.
Тренировка началась, как только команда вышла на стадион.
Я позвоню тебе, едва закончится соревнование.
Посетим музей, когда улучшится погода.
Задание к таблице: - дайте характеристику предложений, определите вид придаточных.
- какие придаточные входят в состав СПП? (придаточные
времени)
- как вы определили? (по вопросам)
Итак, тема сегодняшнего урока: придаточные времени.
О придаточном времени нужно знать (запись на доске):
1) отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? в какое время?
2) относится ко всей главной части
3) присоединяется союзами когда, как только, едва, в то время как, с тех пор как и др.
5.Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
Работа с учебником. Записать предложения с подробным объяснением.
Нарисовать схемы 1) и 2) предложений.
Творческий диктант.
Задание 1. Заменить выделенные слова придаточным времени.
С наступлением ночи движение в городе замирает.
(Когда наступает ночь, движение в городе замирает).
Шофер остановил машину, увидев красный свет светофора.
(Шофер остановил машину, когда увидел красный свет светофора).
Задание 2. Записать предложения по данному началу:
Пассажиры стали собирать багаж, …
(Пассажиры стали собирать багаж, когда теплоход приблизился к пристани).
Надо всегда быть очень внимательным,…
(Надо всегда быть очень внимательным, когда переходишь улицу).
7. Развитие связной речи обучающихся.
В жизни нашей страны есть важное событие, о котором мы всегда будем помнить. Это Великая Отечественная война. Высокий патриотизм, мужество, стойкость, вера в победу помогли нашему народу выстоять.
У каждого из вас репродукция картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя».
Задание 1: составить небольшой связный текст, включив в него сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
А теперь сравните свой текст с тем, который сейчас услышите.
Оборона Севастополя
Известный художник А.А.Дейнека изобразил на картине момент рукопашного боя.
Моряки самоотверженно сражаются на набережной Севастополя.
Город горит, потому что вражеские самолеты и танки сумели прорваться на городские окраины.
На переднем плане картины матрос могучего телосложения. Его лицо выражает гнев и лютую ненависть к врагу.
Черноморцы, презирая смерть, грудью защищают родную землю.
Оборона Севастополя длилась 250 дней.
Задание 2. Какие изобразительно - выразительные средства помогают раскрыть основную мысль текста? Для чего их использует автор?
(эпитеты: рукопашного боя, могучего телосложения, родную землю
метафора: город горит, лютая ненависть
синонимы: гнев, ненависть
обособленный член предложения: презирая смерть)
ИВС делают текст образным и выразительным.
Задание 3. А теперь вспомним все виды придаточных, которые уже знаем, используя кластер
8.Дифференцированное домашнее задание.
9. Оценки за урок, их комментирование.
10. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
С каким видом придаточных познакомились?
Что нужно знать о придаточном времени?
времени
цели
причины
места
образа действия
обстоятельственные
изъяснительное
местоименно-определительное
определительное
Относится ко всей главной части
Относится к 1 слову в главной части
Виды придаточных
СПП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности ...
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики Методическая разработка уро...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.
Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели"
Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели" - это урок объяснения и первичного закрепления знаний. В качестве материала для закрепления используются творчески...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "СПП с несколькими придаточными"
Разработка урока русского языка в 9 классе по УМК Бабайцевой. Первый урок в теме "СПП с несколькими придаточными". Урок с использованием личностно ориентированных технологий. Разработка содержит консп...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».
Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"
Урок нового материала. Но помимо этого обучающимся предстоит многое повторить: разные виды разбора, сложные предложения с придаточными, изученными на предыдущих уроках.Очень богатый материал на ...