Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

 

        Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе

по теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

 

Цели: 1.Познакомить обучающихся  с придаточным времени.

              Закрепить умение выделять главное и придаточное предложения в составе                                                                                                                                                                                                                     

              сложноподчиненного; определять вид придаточных по схемам.

           2. Развивать связную речь .

           3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе

по теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Цели: 1.Познакомить обучающихся  с придаточным времени.

              Закрепить умение выделять главное и придаточное предложения в составе                                                                                                                                                                                                                      

              сложноподчиненного; определять вид придаточных по схемам.

           2. Развивать связную речь .

           3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, таблица «Сложноподчиненные предложения», карточки для  индивидуальной работы, репродукция картины А.А.Дейнеки

                            «Оборона    Севастополя».

                                                           

                                                          Ход урока.

1 Организационный момент. Сообщение целей урока.  

 

2. Активизация мыслительной деятельности. Орфографическая пятиминутка.

      а)  зрелищное учреждение, где выступают клоуны и дрессированные животные;

      б)  знак для обозначения числа на письме;

      в)  дословный отрывок из какого-либо произведения;

      г)  одноглазое мифическое существо;

      д)  детеныш курицы;

      ж) идти бесшумно.

Вопросы классу.  На какое правило записаны слова?  ( Ы-И после Ц)

                               Назовите слова - исключения    (цыпленок, на цыпочках)

                               Какие еще есть слова - исключения из этого правила?  (цыган, цыц,  

                                цыкнуть,   цып-цып)

Проверка записанных слов по таблице « Ы - И после Ц»

                                                                          цИрк

                                                                          цИфра

                                                                          цИтата

                                                                          цИклоп

                                                                          цЫпленок (искл.)

                                                                   на   цЫпочках (искл.)

3.Повторение.

    Задание 1. Заполните клише «Сложноподчиненное предложение».

Сложноподчиненное предложение  состоит из двух частей:-------------и -------,

которые могут соединяться при помощи 1)----------- ,2) ------------ и 3)----------.

Союзные слова:---------------и----------------  -  являются членами предложения.

Союзы -----------------------не являются членами предложения.

Союзные слова и союзы различаются тем, что союз можно-----------или--------, а союзные слова можно заменить-----------------------.

Союзы и союзные слова бывают только в--------------------.

В главной части могут быть--------------слова -----------------------------------.

Главная и придаточная части отделяются на письме -------------------.

Для разбора СПП существуют 1)------------------схемы и 2)---------------- схемы.

Проверка.

Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей: главной и придаточной, которые могут соединяться при помощи 1) союзных слов, 2)союзов и 3)частицы ЛИ.

Союзные слова: относительные местоимения и местоименные наречия - являются членами предложения. Союзы если, чтобы, что, как не являются членами предложения.

союзные слова и союзы различаются тем, что союз можно опустить или заменить другим союзом, а союзные слова можно заменить  словами  самостоятельной части речи. Союзы и союзные слова бывают только в придаточной части.

В главной части могут быть указательные слова тот, этот, туда, там, оттуда.

Главная и придаточная часть отделяются на письме запятыми.

для разбора СПП существуют 1) вертикальные схемы и 2) горизонтальные схемы.

Задание 2. Опрос по таблице «Сложноподчиненные предложения».

Какие придаточные относятся к одному слову в главной части? (определительные, местоименно-определительные, изъяснительные)

Какие придаточные относятся ко всей главной части? (придаточные обстоятельственные)

Что нужно знать, чтобы правильно определить вид придаточных?

-  на какой вопрос отвечают?

-  к чему относятся?

-  чем присоединяются?

4.Новый материал. Работа с таблицей.

Тренировка началась, как только команда вышла на стадион.

Я позвоню тебе, едва закончится соревнование.

Посетим музей, когда улучшится погода.

Задание  к таблице: - дайте характеристику предложений, определите вид придаточных.

                                   - какие придаточные входят в состав СПП? (придаточные    

                                                                                                                    времени)

                                   - как вы определили? (по вопросам)

Итак, тема сегодняшнего урока: придаточные времени.

О придаточном  времени нужно знать (запись на доске):

1)  отвечает на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? в какое время?

2)  относится ко всей главной части

3)  присоединяется союзами когда, как только, едва, в то время как, с тех пор как и др.

5.Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

      Работа с учебником. Записать предложения с подробным объяснением.

                                           Нарисовать схемы 1) и 2) предложений.

      Творческий диктант.

Задание 1. Заменить выделенные слова придаточным времени.

С наступлением ночи движение в городе замирает.

(Когда наступает ночь, движение в городе замирает).

Шофер остановил машину, увидев красный свет светофора.

(Шофер остановил машину, когда увидел красный свет светофора).

Задание 2. Записать предложения по данному началу:

Пассажиры стали собирать багаж, …

(Пассажиры стали собирать багаж, когда теплоход приблизился к пристани).

Надо всегда быть очень внимательным,…

(Надо всегда быть очень внимательным, когда переходишь улицу).

7. Развитие связной речи обучающихся.

В жизни нашей страны есть важное событие, о котором мы всегда будем помнить. Это Великая Отечественная война. Высокий патриотизм, мужество, стойкость, вера в победу помогли нашему народу выстоять.

У каждого из вас репродукция картины А.А.Дейнеки «Оборона Севастополя».

Задание 1: составить небольшой связный текст, включив в него сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

А теперь сравните свой текст с тем, который сейчас услышите.

                                               Оборона Севастополя

Известный художник А.А.Дейнека изобразил на картине момент рукопашного боя.

Моряки самоотверженно сражаются на набережной Севастополя.

Город горит, потому что вражеские самолеты и танки сумели прорваться на городские окраины.

На переднем плане  картины  матрос могучего телосложения. Его лицо выражает гнев и лютую ненависть к врагу.

Черноморцы, презирая смерть, грудью защищают родную землю.

Оборона Севастополя длилась 250 дней.

Задание 2. Какие изобразительно - выразительные средства помогают раскрыть основную мысль текста? Для чего их использует автор?

 (эпитеты: рукопашного боя, могучего телосложения, родную землю

  метафора: город горит, лютая ненависть

  синонимы: гнев, ненависть

  обособленный член предложения: презирая смерть)

ИВС делают текст образным и выразительным.

Задание 3. А теперь вспомним все виды придаточных, которые уже знаем, используя кластер

                             

8.Дифференцированное домашнее задание.

9. Оценки за урок, их комментирование.

10. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

С каким видом придаточных познакомились?

Что нужно знать о придаточном времени?  

         

времени

цели

причины

места

образа действия

обстоятельственные

изъяснительное

местоименно-определительное

определительное

Относится ко всей главной части

Относится к 1 слову в главной части

Виды придаточных

СПП  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели"

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели" - это урок объяснения и первичного закрепления знаний. В качестве материала для закрепления используются творчески...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "СПП с несколькими придаточными"

Разработка урока русского языка в 9 классе по УМК Бабайцевой. Первый урок в теме "СПП с несколькими придаточными". Урок с использованием личностно ориентированных технологий. Разработка содержит консп...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».

Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"

Урок нового материала. Но помимо этого обучающимся  предстоит многое повторить: разные виды разбора, сложные предложения с придаточными, изученными на предыдущих уроках.Очень богатый материал на ...