Урок русского языка в 9 классе по теме"Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Крамная Юлия Анатольевна

Вводный урок в 9 классе по теме "БСП" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_1.docx12.95 КБ
Файл urok_bsp.docx730.38 КБ
Файл prezentatsiya_urok_bsp.pptx294.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

                                           Л.Н. Толстой

Разминка

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта..валили на солнце. Капли падали с них  звонко уд…ряли о лед по всем улицам несли песню весны.

Первая задача Слепая схема

                                     Сложное предложение

                                         ↙                                  ↘

                          Союзные                                         ?

                          ↙            ↘

        ССП        ?

Вторая задача. сгруппируйте предложения, внося их номера в схему, расставляя при этом  знаки препинания.

1 Ветер гудел и качал темноту неба так что даже звёзды сыпались с него и падали кому- то под ноги.

2 Улетело лето красное замолчали отзвенев леса.

3 Мягка у рыси лапка и коготок остёр.

4 Белёсый туман с вечера окутавший гору на рассвете опустился в долину.

5 Гремел гром и шёл дождь и сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края.

6 Когда мы вошли в дом хозяин предложил еду и ночлег.

7 Допевают свои весенние песни соловьи  где-то под кустом белеют ландыши.

Пятая задача

Расставьте знаки препинания в предложениях

Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.

Я подошел к калитке с радостным лаем  навстречу мне выбежал Барбос.

Ночь была чёрная звездная дорога чернелась между белевшим снегом выпавшим накануне в день сражения.

Почему в этом предложении автор поставил точку с запятой?

. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев)

Шестая задача

А почему в этих предложениях разные знаки препинания

Прозвенел звонок, начался урок.

Прозвенел звонок: начался урок.

Прозвенел звонок- начался урок.

Какие отношения  выражают части предложения?

Приведите свои примеры.

Тесты

1 Если части предложения соединены только интонацией,такое предложение называют

А)ССП

Б)СПП

В)БСП

Г)Простым осложнённым

2 БСП отличаются от сложных союзных тем,что:

А)в них более чётко выражены смысловые отношения между частями

Б) в них между частями нельзя вставить союз

В)в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями

Г) в них отсутствуют отношения между частями

3 Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП

А)запятая, тире, дефис, двоеточие

Б)запятая. Точка с запятой

В)запятая, тире, точка с запятой, двоеточие

Г) тире, двоеточие



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: Понятие о БСП

Цель: углубить знания учащихся о БСП и знаках препинания в них,развивая орфографические и пунктуационные навыки, воспитывая культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийная доска, презентация.

Ход урока

(слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок, нас ждёт много загадок. Эпиграфом к нему я взяла слова Л.Н. Толстого Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Мы продолжаем говорить о сложных предложениях

Урок начинаем с разминки

 Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.

(слайд 2)

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.

1 Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).

2. Какие задания для работы с этими предложениями можно придумать?

2 Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении?

3 Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Составьте из этих предложений сложные. А чтобы вспомнить ,что мы знаем о них, закончите схему:

(слайд 3)

Первая задача Слепая схема

                                     Сложное предложение

                                         ↙                                  ↘

                          Союзные                                         ?

                          ↙            ↘

        ССП        ?

Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)

А о каких сложных предложениях мы с вами ещё подробно не говорили?(о БСП)

Итак, тема нашего урока: БСП

Для чего нам нужно подробно познакомиться с БСП? (чтобы уметь отличать его от других предложений, уметь правильно расставлять знаки препинания в них,Уметь грамотно употреблять их в речи)

Всё перечисленное вами и есть цель нашего урока.

Прежде, чем начать говорить о БСП, выполните следующее задание, оно поможет нам в дальнейшей работе.

Вторая задача. сгруппируйте предложения, внося их номера в схему,расставляя при этом  знаки препинания.

(слайд 4)

1 Ветер гудел и качал темноту неба так что даже звёзды сыпались с него и падали кому- то под ноги.

2 Улетело лето красное замолчали отзвенев леса.

3 Мягка у рыси лапка и коготок остёр.

4 Белёсый туман с вечера окутавший гору на рассвете опустился в долину.

5 Гремел гром и шёл дождь и сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края.

6 Когда мы вошли в дом хозяин предложил еду и ночлег.

7 Допевают свои весенние песни соловьи  где-то под кустом белеют ландыши.

Что вызвало затруднения?

А теперь посмотрите на схему.

Третья задача

                           Четвёртая задача

Исходя из полученных выводов, дайте характеристику БСП

- имеет не менее 2-х основ

-знаки препинания между частями-

-смысловое и грамматическое единство

-интонационная связь

Попробуйте представить, как будет выглядеть схема БСП. Почему?

А теперь поговорим о знаках препинания.

Пятая задача

Расставьте знаки препинания в предложениях

(слайд 7)

Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.

Я подошел к калитке с радостным лаем  навстречу мне выбежал Барбос.

Ночь была чёрная звездная дорога чернелась между белевшим снегом выпавшим накануне в день сражения.

Почему в этом предложении автор поставил точку с запятой?

. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев)

Шестая задача

А почему в этих предложениях разные знаки препинании

(слайд 8)

Прозвенел звонок, начался урок.  (перечисление)

Прозвенел звонок: начался урок. (причина)

Прозвенел звонок-начался урок. (вывод)

Какие отношения  выражают части предложения?

Приведите свои примеры.

Вот и подошёл к концу наш урок.чтобы проверить , как вы усвоили сегодняшний материал, выполните тесты или обоснуйте правильность выбранного мной эпиграфа к уроку, по возможности используя БСП

(слайд 9)

Тесты

1 Если части предложения соединены только интонацией,такое предложение называют

А)ССП

Б)СПП

В)БСП

Г)Простым осложнённым

2 БСП отличаются от сложных союзных тем,что:

А)в них более чётко выражены смысловые отношения между частями

Б) в них между частями нельзя вставить союз

В)в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями

Г) в них отсутствуют отношения между частями

3 Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП

А)запятая, тире, дефис, двоеточие

Б)запятая. Точка с запятой

В)запятая, тире, точка с запятой, двоеточие

Г) тире, двоеточие

Домашнее задание

Обязательное:

Представьте правило постановки знаков препинания в БСП в виде схемы.

Творческое

 составьте рассказ «Осень» , используя только БСП с разными знаками препинания.

Индивидуальное

В полном собрании сочинения А. С. Пушкина(1964 г) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

 Он знак подаст – и все хохочут;

 Он пьёт – все пьют и все кричат;

 Он засмеётся – все хохочут;

 Нахмурит брови – все молчат.

 В трёхтомнике 1989 года вместо тире стоят двоеточия.

 Какой ответ верен?

 Докажите, можно ли оспорить знаки препинания одного из вариантов, зная особенности БСП».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАНИЕ ТОЛЬКО ТОГДА ЗНАНИЕ,КОГДА ПРИОБРЕТЕНО УСИЛИЯМИ МЫСЛИ ,А НЕ ПАМЯТИ Л.Н. Толстой

Слайд 2

Толстые сосульки св… сали с крыш… и обта …вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд… ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.

Слайд 3

Толстые сосульки св и сали с крыш… и обта …вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд… ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.

Слайд 4

Толстые сосульки св и сали с крыш и обта …вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд… ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.

Слайд 5

Толстые сосульки св и сали с крыш и обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд… ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.

Слайд 6

Толстые сосульки св и сали с крыш и обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд а ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.

Слайд 7

Толстые сосульки, свисавшие с крыш , обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд а ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Слайд 8

Толстые сосульки, свисавшие с крыш , обта и вали на солнце. Капли, падая с них , звонко уд а ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Слайд 9

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОЮЗНЫЕ ? ССП ?

Слайд 15

Бессоюзные сложные предложения

Слайд 16

ЦЕЛЬ УРОКА: УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ О БСП, НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ,ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БСП В РЕЧИ.

Слайд 17

1 Солнце жжёт глаза, слепит пыль,жужжат оводы и мухи, томит жара. 2 Солнце жжёт, глаза слепит пыль, жужжат оводы и мухи,томит жара. 3 Солнце жжёт глаза, слепит,пыль,жужжат оводы и мухи,томит жара.

Слайд 18

Прозвенел звонок , начался урок. Прозвенел звонок : начался урок. Прозвенел звонок – начался урок.

Слайд 19

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ: 1-В 2-В 3-В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме: Бессоюзные сложные предложения

Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах....

урок русского языка в 9 классе по теме : "Бессоюзное сложное предложение"

Материал представлен в виде технологической карты. Цельурока:познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении.Тип урока-комбинированный.Используемые ...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Это разработка урока по технологии сотрудничества, урок-исследование....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Как преподавать свой предмет, чтобы каждый твой ученик успешно и бе...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Бессоюзные сложные предложения".

Данный материал используется при изучении темы " Сложные предложения"....

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...