Урок русского языка в 9 классе по теме"Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Вводный урок в 9 классе по теме "БСП"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_1.docx | 12.95 КБ |
urok_bsp.docx | 730.38 КБ |
prezentatsiya_urok_bsp.pptx | 294.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой
Разминка
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта..валили на солнце. Капли падали с них звонко уд…ряли о лед по всем улицам несли песню весны.
Первая задача Слепая схема
Сложное предложение
↙ ↘
Союзные ?
↙ ↘
ССП ?
Вторая задача. сгруппируйте предложения, внося их номера в схему, расставляя при этом знаки препинания.
1 Ветер гудел и качал темноту неба так что даже звёзды сыпались с него и падали кому- то под ноги.
2 Улетело лето красное замолчали отзвенев леса.
3 Мягка у рыси лапка и коготок остёр.
4 Белёсый туман с вечера окутавший гору на рассвете опустился в долину.
5 Гремел гром и шёл дождь и сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края.
6 Когда мы вошли в дом хозяин предложил еду и ночлег.
7 Допевают свои весенние песни соловьи где-то под кустом белеют ландыши.
Пятая задача
Расставьте знаки препинания в предложениях
Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.
Я подошел к калитке с радостным лаем навстречу мне выбежал Барбос.
Ночь была чёрная звездная дорога чернелась между белевшим снегом выпавшим накануне в день сражения.
Почему в этом предложении автор поставил точку с запятой?
. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев)
Шестая задача
А почему в этих предложениях разные знаки препинания
Прозвенел звонок, начался урок.
Прозвенел звонок: начался урок.
Прозвенел звонок- начался урок.
Какие отношения выражают части предложения?
Приведите свои примеры.
Тесты
1 Если части предложения соединены только интонацией,такое предложение называют
А)ССП
Б)СПП
В)БСП
Г)Простым осложнённым
2 БСП отличаются от сложных союзных тем,что:
А)в них более чётко выражены смысловые отношения между частями
Б) в них между частями нельзя вставить союз
В)в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями
Г) в них отсутствуют отношения между частями
3 Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП
А)запятая, тире, дефис, двоеточие
Б)запятая. Точка с запятой
В)запятая, тире, точка с запятой, двоеточие
Г) тире, двоеточие
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Понятие о БСП
Цель: углубить знания учащихся о БСП и знаках препинания в них,развивая орфографические и пунктуационные навыки, воспитывая культуру речи.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийная доска, презентация.
Ход урока
(слайд 1)
Сегодня у нас необычный урок, нас ждёт много загадок. Эпиграфом к нему я взяла слова Л.Н. Толстого Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Мы продолжаем говорить о сложных предложениях
Урок начинаем с разминки
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.
(слайд 2)
Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.
1 Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).
2. Какие задания для работы с этими предложениями можно придумать?
2 Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении?
3 Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Составьте из этих предложений сложные. А чтобы вспомнить ,что мы знаем о них, закончите схему:
(слайд 3)
Первая задача Слепая схема
Сложное предложение
↙ ↘
Союзные ?
↙ ↘
ССП ?
Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
А о каких сложных предложениях мы с вами ещё подробно не говорили?(о БСП)
Итак, тема нашего урока: БСП
Для чего нам нужно подробно познакомиться с БСП? (чтобы уметь отличать его от других предложений, уметь правильно расставлять знаки препинания в них,Уметь грамотно употреблять их в речи)
Всё перечисленное вами и есть цель нашего урока.
Прежде, чем начать говорить о БСП, выполните следующее задание, оно поможет нам в дальнейшей работе.
Вторая задача. сгруппируйте предложения, внося их номера в схему,расставляя при этом знаки препинания.
(слайд 4)
1 Ветер гудел и качал темноту неба так что даже звёзды сыпались с него и падали кому- то под ноги.
2 Улетело лето красное замолчали отзвенев леса.
3 Мягка у рыси лапка и коготок остёр.
4 Белёсый туман с вечера окутавший гору на рассвете опустился в долину.
5 Гремел гром и шёл дождь и сквозь дождь лучило солнце и раскидывалась широкая радуга от края до края.
6 Когда мы вошли в дом хозяин предложил еду и ночлег.
7 Допевают свои весенние песни соловьи где-то под кустом белеют ландыши.
Что вызвало затруднения?
А теперь посмотрите на схему.
Третья задача
Четвёртая задача
Исходя из полученных выводов, дайте характеристику БСП
- имеет не менее 2-х основ
-знаки препинания между частями-
-смысловое и грамматическое единство
-интонационная связь
Попробуйте представить, как будет выглядеть схема БСП. Почему?
А теперь поговорим о знаках препинания.
Пятая задача
Расставьте знаки препинания в предложениях
(слайд 7)
Солнце жжет глаза слепит пыль жужжат оводы и мухи томит жара.
Я подошел к калитке с радостным лаем навстречу мне выбежал Барбос.
Ночь была чёрная звездная дорога чернелась между белевшим снегом выпавшим накануне в день сражения.
Почему в этом предложении автор поставил точку с запятой?
. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев)
Шестая задача
А почему в этих предложениях разные знаки препинании
(слайд 8)
Прозвенел звонок, начался урок. (перечисление)
Прозвенел звонок: начался урок. (причина)
Прозвенел звонок-начался урок. (вывод)
Какие отношения выражают части предложения?
Приведите свои примеры.
Вот и подошёл к концу наш урок.чтобы проверить , как вы усвоили сегодняшний материал, выполните тесты или обоснуйте правильность выбранного мной эпиграфа к уроку, по возможности используя БСП
(слайд 9)
Тесты
1 Если части предложения соединены только интонацией,такое предложение называют
А)ССП
Б)СПП
В)БСП
Г)Простым осложнённым
2 БСП отличаются от сложных союзных тем,что:
А)в них более чётко выражены смысловые отношения между частями
Б) в них между частями нельзя вставить союз
В)в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями
Г) в них отсутствуют отношения между частями
3 Какие знаки препинания могут стоять между частями БСП
А)запятая, тире, дефис, двоеточие
Б)запятая. Точка с запятой
В)запятая, тире, точка с запятой, двоеточие
Г) тире, двоеточие
Домашнее задание
Обязательное:
Представьте правило постановки знаков препинания в БСП в виде схемы.
Творческое
составьте рассказ «Осень» , используя только БСП с разными знаками препинания.
Индивидуальное
В полном собрании сочинения А. С. Пушкина(1964 г) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:
Он знак подаст – и все хохочут;
Он пьёт – все пьют и все кричат;
Он засмеётся – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат.
В трёхтомнике 1989 года вместо тире стоят двоеточия.
Какой ответ верен?
Докажите, можно ли оспорить знаки препинания одного из вариантов, зная особенности БСП».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Толстые сосульки св… сали с крыш… и обта …вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд… ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.
Толстые сосульки св и сали с крыш… и обта …вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд… ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.
Толстые сосульки св и сали с крыш и обта …вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд… ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.
Толстые сосульки св и сали с крыш и обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд… ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.
Толстые сосульки св и сали с крыш и обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд а ряли о лед, по всем улицам несли песню весны.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш , обта и вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд а ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
Толстые сосульки, свисавшие с крыш , обта и вали на солнце. Капли, падая с них , звонко уд а ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОЮЗНЫЕ ? ССП ?
Бессоюзные сложные предложения
ЦЕЛЬ УРОКА: УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ О БСП, НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ,ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БСП В РЕЧИ.
1 Солнце жжёт глаза, слепит пыль,жужжат оводы и мухи, томит жара. 2 Солнце жжёт, глаза слепит пыль, жужжат оводы и мухи,томит жара. 3 Солнце жжёт глаза, слепит,пыль,жужжат оводы и мухи,томит жара.
Прозвенел звонок , начался урок. Прозвенел звонок : начался урок. Прозвенел звонок – начался урок.
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ: 1-В 2-В 3-В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме: Бессоюзные сложные предложения
Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах....
урок русского языка в 9 классе по теме : "Бессоюзное сложное предложение"
Материал представлен в виде технологической карты. Цельурока:познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении.Тип урока-комбинированный.Используемые ...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Это разработка урока по технологии сотрудничества, урок-исследование....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Как преподавать свой предмет, чтобы каждый твой ученик успешно и бе...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Бессоюзные сложные предложения".
Данный материал используется при изучении темы " Сложные предложения"....
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».
Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...