Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Бессоюзные сложные предложения".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Данный материал используется при изучении темы " Сложные предложения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП.
Образовательные задачи:
- повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;
- познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;
- формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться,
- способствовать нравственному воспитанию.
Развивающие:
- развитие речи и познавательного интереса учащихся.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Метод урока: объяснительный.
Вид урока: урок-беседа.
Оборудование: опорные схемы, текст.
Ход урока
І. Организационный момент урока.
ІІ. Подготовка к восприятию новой темы.
«О трех золотых куклах».
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
Тогда юноша сказал:
- Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора)
1. Работа по тексту «О трех золотых куклах».
а) выразительное чтение текста учащимися;
б) беседа путем ответов на вопросы:
2. Какой подарок и с какой просьбой получил султан?
3. Прочитайте его наказ придворным.
4. Кто и как разгадал тайну подарка?
5. Прочитайте объяснение юноши.
6. Какие качества людей символизируют эти куклы?
7. Какое из качеств вы цените в человеке?
8. Какова главная мысль текста? («Уметь держать язык за зубами - признак культуры человека».)
9. Синтаксический разбор предложений:
А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.
Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.
В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.
Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.
Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.
10. Знаки препинания при БСП.
Знаки | Обоснование | Схема | Примеры |
Запятая | Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты | [ ], [ ], | Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. |
Точка с запятой | Предложения более распространены, не очень близки по содержанию | [,]; [, ,]. | Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная. |
Знаки | Обоснование | Схема | Примеры |
Двоеточие | 1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части | [ ] : [ ]. | Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение. Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами. |
2) вторая часть поясняет первую | [ ] : [ ]; | Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т) | |
3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое | [ ] : [ ]. | Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол. |
ІІІ. Объяснение новой темы.
1. Тире в простых предложениях.
А) Держать язык за зубами – очень жизненный фразеологизм. (Между подлежащим и сказуемым)
Б) Ни дерево, ни вода - ничто не шелохнется. (Перед обобщающим словом после однородного члена предложения)
В) Одежда очищается от стирки, душа – от задушевной беседы. (В неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения)
2. Тире в бессоюзных сложных предложениях.
А) Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли.
Б) Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет
В) Ласково заговоришь – змея из норы выползет.
Г) Дети стали большими – им надо серьезно учиться.
Д) Ученый без трудов – дерево без плодов.
Знаки | Обоснование | Схема | Примеры |
Тире | 1) части противопоставлены по содержанию | [ ] - [ ]. | Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет |
2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части | [ ] - [ ]. | Ласково заговоришь – змея из норы выползет. Будешь книги читать – будешь все знать. | |
3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части | [ ] - [ ] | Солнце дымное встает – будет день горячий. Скажешь слово – добавят десять. Дети стали большими – им надо серьезно учиться. | |
4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго | [ ] - [ ] | Ученый без трудов – дерево без плодов. | |
5) Быстрая смена событий |
| Вагоны тронулись-поезд стал. Игнат спустил курок – ружье дало осечку. |
ІV. Закрепление темы.
1. Самостоятельная работа.
- Объясните случай постановки тире в БСП.
- Замените БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Настанет утро - двинемся в путь. Будешь книги читать – будешь все знать. Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки. Труд человека кормит – лень портит. Дрова все вышли – топить нечем.
2. Графический тест.
Закрепим знаки препинания при БСП. (Детям раздать такие листочки)
Знаки | Предложения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Запятая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Двоеточие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тире |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Кончил дело – гуляй смело.
- За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.
- Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.
- Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.
- Поедем домой: будет холодно.
- В поле потемнело: надвигалась гроза.
- Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.
- Мы очень зябли : ночи были уже холодные.
- Солнце дымное встает – будет день горячий.
- День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.
V. Итог урока.
- Какую тему рассмотрели сегодня?
- В каких случаях в БСП ставится тире?
- Чем можно заменить БСП?
VI. Домашнее задание.
Выписать из художественной литературы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.
VIІ. Оценка деятельности учащихся.
VIІІ. Заключительное слово учителя о пользе знаков препинания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении"
Представлен конспект урока по теме "Союз И в простом и сложном предложении" с использованием ЭОР....
Урок в 9-м классе по теме "Союзные сложные предложения"
Данный урок-закрепление пройденного материала по теме "Союзные сложные предложения" основан на использовании полотен и произведений астраханских художников, писателей, поэтов. Отработка навыков пункту...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"
Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....
Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....
Конспект урока объяснения нового материала по теме "Простые и сложные предложения"
Данный конспект урока разработан для учителей русского языка. Конспект составлен согласно ФГОС второго поколения....

Урок по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения"
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Простые и сложные предложения" Цель урока: закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений.Задачи:Научить отличать простые...