Проект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и социальных технологий»
Проект урока русского языка в 5 классе по теме:
«Как определить лексическое значение слова»
(с использованием технологии развития критического мышления
через чтение и письмо)
Разработчики: Сбродова С.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»; Чеботина И.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» |
Курган
2013 год
Раздел: «Лексика. Словообразование. Правописание».
Предмет: русский язык
Возраст: 5 класс
Тема: Как определить лексическое значение слова.
Цель урока: создать условия для формирования умения определять лексическое значение слова разными способами.
Задачи урока:
Обучающие: систематизировать знания обучающихся о способах объяснения лексического значения слова,
Развивающие: формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, умение работать со словарями.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, его богатству и выразительности.
Приемы РКМЧП: «Корзина идей», «Лови ошибку», «Составление инструкции».
Формирование универсальных учебных действий:
формирование личностных УУД:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
формирование регулятивных УУД:
- возможность планировать свои действия;
- контролировать свою деятельность;
- оценивать правильность выполнения действия на основе тестов, тренажеров;
формирование коммуникативных УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- строить монологическое высказывание,
- владеть диалогической формой коммуникации;
формирование познавательных УУД:
- пользоваться различными словарями;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание лексического богатства языка;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку.
Метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- свободно пользоваться толковым словарём;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях.
Предметные:
1) усвоение основных понятий: лексика, лексическое значение слова, словарный состав языка, словарный запас языка, грамматическое значение слова;
2) знание основных способов толкования лексического значения слова;
3) правильно употреблять слова в устной и письменной речи.
Оборудование и материалы:
Компьютер, экран, проектор.
Видеоролик, интерактивные тесты и задания.
рабочие тетради.
Список учебной и дополнительной литературы:
М. М. Разумовская. М.Учебник русского языка,5 класс М., «Дрофа»,2012г., С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», школьный словарь синонимов.
Ход и содержание урока
Основные этапы урока | Методические приемы и педагогические техники РКМЧП | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный момент. (2 мин) | Предлагает поднять карточки со смайликами, передающими эмоциональный настрой обучающихся. | Выбирают «настроение» | Учитель акцентирует внимание на то, как «заулыбался класс» | |
2. Вызов. Театрализация. (7 мин) | Ребята, вы посмотрели инсценировку из рассказа В.Драгунского. Разговор, который произошел между Денисом и Люсей. - В речи какого персонажа вы заметили ошибки? - Правильно понимает Люся значение слов сатирик, партнер? - Какой словарь поможет нам ответить на этот вопрос? | Инсценировка отрывка. - Дениска, а ты сможешь выступить в концерте? Мы решили организовать двух малышей, чтобы они были сатирики. Хочешь? - Хочу! Только ты объясни, что такое сатирики? - Видишь ли, у нас есть разные неполадки... Ну, например, двоечники или лентяи, их надо прохватить, понял? Надо про них выступить, чтобы все смеялись... А у тебя есть партнер? - Нету. - Как же ты без товарища живешь? - Товарищ у меня есть. Мишка. А партнера нету. - Это почти одно и то же... | Заранее подготовленные дети показывают сценку. | |
3. Целеполагание (4 мин): | Прием «Корзина идей». (Учащиеся работают в парах, каждая пара записывает все, что знает по данной теме, затем складывает в корзину). | учитель просит заполнить карточки | Обучающиеся заполняют карточки: Дописать предложения. 1.Все слова языка образуют его_________________ 2. Большинство слов имеет ___________________ 3.Способы объяснения лексического значения слова__________________________________ 4. Синонимы -это____________________________________5.Антонимы - это | Учитель акцентирует внимание на пробелах в карточках Обучающиеся ставят цель урока, учитель корректирует ответы учеников. |
4. Осмысление (3 мин). (5 мин) | «Лови ошибку» - (работа в парах) | Учитель зачитывает ответы учеников и просит сверить с учебником: п.32, стр.84-87). Пользуясь толковым словарем, исправьте ошибки. 1. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина. Западня- квартира с окнами на запад. Гривенник- юноша с модной гривой. Маховик- регулировщик на перекрестке Застрельщик- браконьер. | Обучающиеся работают с текстом п.32 Обучающиеся делают записи в тетради. | Учитель вместе с обучающимися делают вывод: лексическое значение слова можно определить несколькими способами: с помощью толкового словаря подбором синонимов подбором однокоренных слов с помощью рисунка (вывод на слайде) Задание на слайде. |
(7 мин) (8 мин) | 2. Определите значение слов, выполните задания, пользуясь электронными ресурсами. Работа в группах. Сделайте вывод: какими способами можно определить лексическое значение слова? 3. Работа с тренажер «Отгадай словечко». - Какие трудности возникли при выполнении задания? - Что помогает правильно сделать выбор? -В русском языке кроме известных лексических категорий есть слова, которые близки по звучанию, строению и написанию, но имеющие разные лексические значения. Такие слова называются паронимами. -Перед тем, как сделать вывод, посмотрим видеофрагмент | 1 группа. Кроссворд. Обучающиеся пользуются словарём Ожегова 2 группа. Тест Определяют слово по рисунку и его лексическому значению. 3группа. Задание «Подбери синоним» Обучающиеся пользуются словарём синонимов 4 группа: Выполнить упражнение 239, стр.86 Обучающиеся, готовые дать правильный ответ, поднимают свой смайлик. Обучающиеся делают вывод: чтобы не попасть в нелепую ситуацию, необходимо знать лексическое значение слова и уметь пользоваться толковыми словарями. | При условии наличия компьютеров в кабинете. Приложение №1 Разгадайте кроссворд. Приложение №2 Пройди тест Приложение № 3 Учебник Приложение №5 Приложение № 5 Видеофрагмент (крокодиловый и крокодилий) | |
Рефлексия (3 мин) | Прием «Составление инструкции» | Чтобы успешно выполнить домашнее упражнение 245, вам необходимо составить инструкцию «Как объяснить лексическое значение слова» | Работают парами | Приложение № 6 |
Домашнее задание (1 мин) | Запишите задание на дом (дифференцированное) | П.32, упр. 245, 247 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка в 10 классе "Работа с текстом"
Данный проект урока содержит некоторые виды работы с текстом, а именно: чтение и восприятие, лигвистический и языковой анализ текста....
ПРОЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе ТЕМА:«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Словообразование. Орфография. Культура речи» входит в тему «Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ» и...
Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"
Данный урок по теме «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...
Проект урока русского языка в 5 классе "Предложения с обращениями"
Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и с...
Проект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"
Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уро...
проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"
Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...
«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией
Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...