Проект урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чеботина Ирина Владимировна

«Как определить лексическое значение слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

 «Институт развития образования и социальных технологий»

Проект урока русского языка в 5 классе по теме:

«Как определить лексическое значение слова»

(с использованием технологии развития критического мышления

через чтение и письмо)

                                                                     

Разработчики: Сбродова С.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»;

Чеботина И.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

                               

Курган

2013 год

Раздел:  «Лексика. Словообразование. Правописание».

Предмет: русский язык

Возраст: 5 класс

Тема:  Как определить лексическое значение слова.

Цель урока: создать условия для формирования умения определять лексическое значение слова разными способами.

Задачи урока:

Обучающие: систематизировать знания обучающихся о способах объяснения лексического значения слова,

Развивающие: формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, умение работать со словарями.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, его богатству и выразительности.

Приемы РКМЧП: «Корзина идей», «Лови ошибку», «Составление инструкции».

Формирование универсальных учебных действий:

формирование личностных УУД:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

формирование регулятивных УУД:

  • возможность планировать свои действия;
  • контролировать свою деятельность;
  • оценивать правильность выполнения действия на основе тестов, тренажеров;

формирование коммуникативных УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • строить монологическое высказывание,
  • владеть диалогической формой коммуникации;

формирование познавательных УУД:

  • пользоваться различными словарями;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. осознание лексического богатства языка;
  2. осознание эстетической ценности русского языка;
  3. уважительное отношение к родному языку.

Метапредметные:

  1. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  2. свободно пользоваться толковым словарём;
  3. овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  4. взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях.

Предметные:

1)  усвоение основных понятий: лексика, лексическое значение слова, словарный состав языка, словарный запас языка, грамматическое значение слова;

2)  знание основных способов толкования лексического значения слова;

3) правильно употреблять слова в устной и письменной речи.

Оборудование и материалы:

Компьютер, экран, проектор.

Видеоролик, интерактивные тесты и задания.

рабочие тетради.

Список учебной и дополнительной литературы:

М. М. Разумовская. М.Учебник русского языка,5 класс М., «Дрофа»,2012г., С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», школьный словарь синонимов.

Ход и содержание урока

Основные этапы урока

Методические приемы и педагогические техники РКМЧП

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент.

(2 мин)

Предлагает поднять карточки со смайликами, передающими эмоциональный настрой обучающихся.

Выбирают «настроение»

Учитель акцентирует внимание на то, как «заулыбался класс»

2. Вызов. Театрализация. (7 мин)

Ребята, вы посмотрели инсценировку из рассказа В.Драгунского. Разговор, который произошел между Денисом и Люсей.

- В речи какого персонажа вы заметили ошибки?

- Правильно понимает Люся значение слов сатирик, партнер?

- Какой словарь поможет нам ответить на этот вопрос?

Инсценировка отрывка.

- Дениска, а ты сможешь выступить в концерте? Мы решили организовать двух малышей, чтобы они были сатирики. Хочешь?

- Хочу! Только ты объясни, что такое сатирики?

- Видишь ли, у нас есть разные неполадки... Ну, например, двоечники или лентяи, их надо прохватить, понял? Надо про них выступить, чтобы все смеялись... А у тебя есть партнер?

- Нету.

- Как же ты без товарища живешь?

- Товарищ у меня есть. Мишка. А партнера нету.

- Это почти одно и то же...

Заранее подготовленные дети показывают сценку.

3. Целеполагание (4 мин): 

Прием «Корзина идей».  (Учащиеся работают в парах,  каждая пара записывает все,  что знает по данной теме, затем складывает в корзину).

учитель просит заполнить карточки

Обучающиеся заполняют карточки:

Дописать предложения.

1.Все слова языка образуют его_________________

2. Большинство слов имеет ___________________

3.Способы объяснения лексического значения слова__________________________________

4. Синонимы -это____________________________________5.Антонимы  - это

 Учитель акцентирует внимание на пробелах в карточках

Обучающиеся ставят цель урока, учитель корректирует ответы учеников.

4. Осмысление (3 мин).

(5 мин)

«Лови ошибку» - (работа в парах)

Учитель зачитывает ответы учеников и просит сверить с учебником: п.32, стр.84-87).

Пользуясь толковым словарем, исправьте ошибки.

1. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

Западня- квартира с окнами на запад.

Гривенник- юноша с модной гривой.

Маховик- регулировщик на перекрестке

Застрельщик- браконьер.

Обучающиеся работают с текстом п.32

Обучающиеся делают записи в тетради.

Учитель вместе с обучающимися делают вывод: лексическое значение слова можно определить несколькими способами:

с помощью толкового словаря

подбором синонимов

подбором однокоренных слов

с помощью рисунка (вывод на слайде)

Задание на слайде.

(7 мин)

(8 мин)

2. Определите значение слов, выполните задания,  пользуясь электронными ресурсами.

Работа в группах.

Сделайте вывод: какими способами можно определить лексическое значение слова?

3. Работа с тренажер «Отгадай словечко».

- Какие трудности возникли при выполнении задания?

- Что помогает правильно сделать выбор?

-В русском языке кроме известных лексических категорий есть слова, которые близки по звучанию, строению и написанию, но имеющие разные лексические значения. Такие слова называются паронимами.

-Перед тем, как сделать вывод, посмотрим видеофрагмент 

1 группа. Кроссворд.

Обучающиеся пользуются словарём Ожегова

2 группа. Тест

Определяют слово по рисунку и его лексическому значению.

3группа. Задание «Подбери синоним»

Обучающиеся пользуются словарём синонимов

4 группа: Выполнить упражнение 239, стр.86

Обучающиеся, готовые дать правильный ответ,  поднимают свой смайлик.

Обучающиеся делают вывод: чтобы не попасть в нелепую ситуацию, необходимо знать лексическое значение слова и уметь пользоваться толковыми словарями.

При условии наличия компьютеров в кабинете.

Приложение №1

Разгадайте кроссворд.

Приложение №2

Пройди тест

Приложение № 3

Учебник

Приложение №5

Приложение № 5

Видеофрагмент (крокодиловый и крокодилий)

Рефлексия (3 мин)

Прием «Составление инструкции»

Чтобы успешно выполнить домашнее упражнение 245, вам необходимо составить инструкцию «Как объяснить лексическое значение слова»

Работают парами

Приложение № 6

Домашнее задание

(1 мин)

Запишите задание на дом (дифференцированное)

П.32, упр. 245, 247


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка в 10 классе "Работа с текстом"

Данный проект урока содержит  некоторые виды работы с текстом, а именно: чтение и восприятие, лигвистический и языковой анализ текста....

ПРОЕКТ УРОКА русского языка в 6 классе ТЕМА:«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Словообразование. Орфография. Культура речи» входит в тему «Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ» и...

Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...

Проект урока русского языка в 5 классе "Предложения с обращениями"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и с...

Проект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уро...

проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.  в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...

«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией

Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...