МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа
Тальменского района Алтайского края
ПРОЕКТ УРОКА
русского языка в 5 классе
ТЕМА:«Предложения с обращениями»
УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского
ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая
УЧИТЕЛЬ: Жигулина Олеся Валерьевна
2011 год
Обоснование методов и принципов урока
Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и связан с предыдущим уроком по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.
При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, индивидуальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый метод. Их сочетание помогло учащимся научиться находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих и интонационно выделять при произношении, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.
ТЕМА: Предложения с обращениями
ЦЕЛИ:
- Создать условия для формирования лингвистической компетенции через овладение знаниями об обращении, способами его выражения, ролью в предложении.
- Развивать умения находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих и интонационно выделять при произношении.
3. Формировать навык постановки знаков препинания на письме при обращении.
4. Воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;
воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедиа
- учебник «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
- карточки с заданиями для групп
- карточки-тесты (для каждого ученика)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Формирование психологического настроя на урок. | - Доброе утро! Ребята, повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” – вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы?
| Выполняют задания учителя
Держат руки перед собой, затем хлопают
- Готовы к сотрудничеству, к активной работе! |
2. Определение темы урока. Целеполагание. | -Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её.
(Сетка кроссворда на слайде 1)
КРОССВОРД
Вопросы к кроссворду.
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
- Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.
- Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.
- Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
- Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
- Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
- Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
- Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
- Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?
– Ключевое слово отгадано (обращение), и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращениями».
- Какую цель поставим перед собой?
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока (слайд 2) | - Выполняют задание, отвечая на вопросы кроссворда
Ответы детей:
- Научиться находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих, правильно расставлять знаки препинания при обращении.
Записывают тему в тетрадь
|
3. Повторение теоретического материала | - По каким признакам вы сможете найти обращение в тексте? Ответить на этот вопрос вам помогут примеры из сказок А.С.Пушкина. (слайд 3)
– Запишем примеры для наблюдений через строчку, здесь мы будем записывать выводы.(слайд 4)
Зачем ты, Балда, к нам залез?
Ветер, ветер! Ты могуч.
Свет мой, зеркальце, скажи.
Бог с тобою, золотая рыбка!
- Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль. Надпишем над этими словами обращение. А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.
Эта интонация, с которой вы читаете обращения, называется звательной.
- А к кому мы обращаемся? Обратимся к примерам. Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?
- Продолжим наблюдения: словами какой части речи выражается обращение? В форме какого падежа?
- А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз. Какими знаками выделяется обращение?
- Что является опознавательным признаком обращения?
– Эти наблюдения мы оформим в виде схем: обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной, которую мы пишем внутри прямоугольника, – так на схемах изображается предложение.( схемы на слайде 5)
- А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение? Обращение – это …
- С каким членом предложения можно спутать обращение?
Запишем и сравним (Слайд 6):
Пристают к заставе гости.
Чем вы, гости, торг ведете?
– А как их различить?
|
Ученики записывают в тетради.
Читают выразительно
Ответы детей ( к человеку, к природе, к предмету, к животному)
(Сущ. В им.п)
(Может занимать любое место в предложении, выделяется запятыми или восклицательным знаком, если произносится с восклицательной интонацией)
(Звательная интонация)
- Ученики оформляют схемы в тетради.
Дают ответ(Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)
(с подлежащим)
Делают запись в тетради
(Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения).
|
4. Тибетская гимнастика «для ума» | - А теперь давайте немного отдохнем и выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение.
- Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью.
- Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки15 раз
- Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте
- Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку.
| Дети повторяют действия учителя |
5. Закрепление материала. | А) Упражнение 211на стр.87
Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением.
Задание: сделать синтаксический разбор одного из предложений
Взаимопроверка.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Б) Творческое задание( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.
Задание: составить обращения:
1 группа – к доктору в больнице
2 группа – к продавцу в магазине с просьбой продемонстрировать товар
3 группа – к библиотекарю с просьбой о подборе нужных книг
4 группа – к прохожему с целью узнать дорогу в музей
5 группа – к лучшему другу с целью поздравления с днем рождения
Упражнение для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
В) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Предложения с обращениями»
Предлагаю вам небольшую проверочную работу (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)
Взаимопроверка
Вариант 1.
Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).
- Неужели Коля ты забыл о встрече?
- К утру мороз крепчал.
- Не трещите морозы в заповедном бору.
- Вылезайте муравьи после зимней стужи.
- Муравьи санитары леса.
- Тропинка круто свернула вправо.
- Тропинка куда ты бежишь?
- Свети нам солнышко свети.
- Из-за тучи появилось солнышко.
- Добро пожаловать скворец!
Обратная сторона
1, 2, 5, 6,8,9
| Вариант 2.
Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).
- Бабушка постой немножко.
- Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
- Бедный поп подставил лоб.
- Князь у синя моря ходит.
- Здравствуй князь ты мой прекрасный!
- Чего тебе надобно старче?
- Старик ловил неводом рыбу.
- Что Соколко что с тобою?
- Не губи меня девица!
- Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Обратная сторона
1, 3, 4, 7, 8, 10
|
| Выполняют упражнение
Выполняют разбор
Работа в парах.
Выполняют упражнения.
Дети поднимают и опускают руки
Шагают на месте, высоко поднимая колени
Вращение головой
Наклоны
Встряхивания кистями рук
Работают в группах, затем дают ответы
Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву О.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо- влево.
Выполняют задание по вариантам
Проверка – работа в парах |
6. Итог урока. Рефлексия | Над чем работали в течение урока?
За что вы могли бы похвалить себя?
Что удалось на уроке?
Над чем еще нужно поработать?
Давайте заполним небольшие анкеты
1.На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен
3.Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже
6.Материал урока мне был понятен/ не понятен
7.Домашнее задание мне кажется легки/ трудным | Ответы учащихся
Заполняют анкету
|
7.Выставление оценок |
|
|
8. Домашнее задание | На выбор:
Упр.212
Из сказок А.С.Пушкина выписать 6-7 предложений с обращениями с разной эмоциональной окраской |
|