Проект урока русского языка в 5 классе "Предложения с обращениями"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Жигулина Олеся Валерьевна

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и связан с предыдущим уроком по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_proekt_uroka_zhigulina.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края

ПРОЕКТ  УРОКА

русского языка в 5 классе

ТЕМА:«Предложения с обращениями»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского

ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая

УЧИТЕЛЬ: Жигулина Олеся Валерьевна

2011 год

Обоснование методов и принципов урока

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс» М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация» входит в тему «Предложения с обращениями» и связан с предыдущим уроком по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей.

      При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.

      Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

    Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, индивидуальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый метод. Их сочетание помогло учащимся научиться находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих и  интонационно выделять при произношении, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

ТЕМА: Предложения с обращениями

ЦЕЛИ:

  1. Создать условия для формирования лингвистической компетенции через овладение знаниями об обращении, способами его выражения, ролью в предложении.

  1. Развивать умения находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих и  интонационно выделять при произношении.

3. Формировать навык постановки знаков препинания на письме при              обращении.

4.   Воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

      воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к                     себе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедиа

- учебник «Русский язык: Учебник для 5 класса» М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

- карточки с заданиями для групп

- карточки-тесты (для каждого ученика)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Формирование психологического настроя на урок.

- Доброе утро! Ребята, повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” –  вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом “Готовы!”. А к чему вы готовы?

Выполняют задания учителя

Держат руки перед собой, затем хлопают


 - Готовы к сотрудничеству, к активной работе!

2. Определение темы урока. Целеполагание.

-Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её.

(Сетка кроссворда на слайде 1)


КРОССВОРД


1












2














3












4









5












6











7











8









9












Вопросы к кроссворду.

  1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
  2. Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.
  3. Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.
  4. Главный член предложения, который  чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
  5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
  6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
  7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
  8. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
  9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

– Ключевое слово отгадано (обращение), и теперь можно объявить тему урока: «Предложения с обращениями».

 - Какую цель поставим перед собой?





 - Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока (слайд 2)

- Выполняют задание, отвечая на вопросы кроссворда














































Ответы детей:

- Научиться находить обращения в предложении, отличать их от подлежащих, правильно расставлять знаки препинания при обращении.


Записывают тему в тетрадь


3. Повторение теоретического материала

- По каким признакам вы сможете найти обращение в тексте? Ответить на этот вопрос вам помогут примеры из сказок А.С.Пушкина. (слайд 3)

– Запишем примеры для наблюдений через строчку, здесь мы будем записывать выводы.(слайд 4)

Зачем ты, Балда, к нам залез?

Ветер, ветер! Ты могуч.

Свет мой, зеркальце, скажи.

Бог с тобою, золотая рыбка!

- Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль. Надпишем над этими словами обращение. А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.

Эта интонация, с которой вы читаете  обращения, называется звательной.

- А к кому мы обращаемся? Обратимся к примерам. Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?


- Продолжим наблюдения: словами какой части речи  выражается обращение? В форме какого падежа?

 - А какое место занимает обращение в предложении? Это важно для знаков препинания и интонационных пауз. Какими знаками выделяется обращение?



- Что является опознавательным признаком обращения?

– Эти наблюдения мы оформим в виде схем: обращение обозначается буквой о, заглавной или прописной, которую мы пишем внутри прямоугольника, –  так  на схемах изображается предложение.( схемы на слайде 5)

- А теперь давайте ответим на вопрос: что же такое обращение? Обращение – это …



- С каким членом предложения  можно спутать обращение?

Запишем и сравним (Слайд 6):

Пристают к заставе гости.

Чем вы, гости, торг ведете?

– А как их различить?






Ученики  записывают в тетради.





Читают выразительно





Ответы детей ( к человеку, к природе, к предмету, к животному)

(Сущ. В им.п)


(Может занимать любое место в предложении, выделяется запятыми или восклицательным знаком, если произносится с восклицательной интонацией)

(Звательная интонация)

 - Ученики оформляют схемы в тетради.



Дают ответ(Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью)

(с подлежащим)

Делают запись в тетради



(Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым, а обращение не является никаким членом предложения).

4. Тибетская гимнастика «для ума»

 - А теперь давайте немного отдохнем и  выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение.

  1. Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью.
  2. Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки15 раз
  3. Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте
  4. Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку.

Дети повторяют действия учителя

5. Закрепление материала.

А) Упражнение 211на стр.87

Составьте распространенные предложения так, чтобы слово родина в первом из них было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством, в четвертом – обращением.

Задание: сделать синтаксический разбор одного из предложений

Взаимопроверка.

Физкультминутка.

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.


Б) Творческое задание( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание: составить обращения:

1 группа – к доктору в больнице

2 группа – к продавцу в магазине с просьбой продемонстрировать товар

3 группа – к библиотекарю с просьбой о подборе нужных книг

4 группа – к прохожему с целью узнать дорогу в музей

5 группа – к лучшему другу с целью поздравления с днем рождения



Упражнение для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.


Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.


А теперь мы их откроем, через речку мост построим.


Нарисуем букву О, получается легко.


Вверх поднимем, глянем вниз,


Вправо, влево повернем,



Заниматься вновь начнем.


В) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Предложения с обращениями»

Предлагаю вам небольшую проверочную работу (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)

Взаимопроверка

Вариант 1.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. Неужели Коля ты забыл о встрече?
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Не трещите морозы в заповедном бору.
  4. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  5. Муравьи санитары леса.
  6. Тропинка круто свернула вправо.
  7. Тропинка куда ты бежишь?
  8. Свети нам солнышко свети.
  9. Из-за тучи появилось солнышко.
  10. Добро пожаловать скворец!




Обратная сторона

1, 2, 5, 6,8,9

Вариант 2.

Обведите кружком номера предложений с обращением (знаки препинания не расставлены).

  1. Бабушка постой немножко.
  2. Не гонялся бы ты поп за дешевизной.
  3. Бедный поп подставил лоб.
  4. Князь у синя моря ходит.
  5. Здравствуй князь ты мой прекрасный!
  6. Чего тебе надобно старче?
  7. Старик ловил неводом рыбу.
  8. Что Соколко что с тобою?
  9. Не губи меня девица!
  10. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.


Обратная сторона

1, 3, 4, 7, 8, 10

Выполняют упражнение




Выполняют разбор

Работа в парах.

Выполняют упражнения.


Дети поднимают и опускают руки

Шагают на месте, высоко поднимая колени

Вращение головой


Наклоны


Встряхивания кистями рук












Работают в группах, затем дают ответы



Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.


Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву О.


Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.





Выполняют задание по вариантам

Проверка – работа в парах

6. Итог урока. Рефлексия

Над чем работали в течение урока?

За что вы могли бы похвалить себя?

Что удалось на уроке?

Над чем еще нужно поработать?


Давайте заполним небольшие анкеты


1.На уроке я работал                     активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я          доволен/недоволен

3.Урок для меня показался           коротким/длинным

4.За урок я                                       не устал/устал

5.Мое настроение                          стало лучше/ стало хуже

6.Материал урока мне был           понятен/ не понятен

7.Домашнее задание мне кажется  легки/ трудным

Ответы учащихся






Заполняют анкету



7.Выставление оценок

8. Домашнее задание

На выбор:

Упр.212

Из сказок А.С.Пушкина выписать 6-7 предложений с обращениями с разной эмоциональной окраской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект зачётного урока русского языка в 5 классе "Обращение. Прямая речь. Сложное предложение"

Данная разработка может служить основой для зачётного урока . Урок может проходитьс использованием компьютерных технологий. (на базе игровой компьютерной программы для начальной школы , поставлен...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...