Проект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия прошедшего времени"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Жигулина Олеся Валерьевна

Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stradatelnye_prichastiya.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края

ПРОЕКТ  УРОКА

русского языка в 7 классе

ТЕМА:«Страдательные причастия прошедшего времени»

УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов  М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова,

 Т.А. Ладыженской,  Н.М.Шанского

ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая

УЧИТЕЛЬ: Жигулина Олеся Валерьевна

2011 год

Обоснование методов и принципов урока

      Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – комбинированный (изучение нового учебного материала и совершенствование знаний, умений и навыков)

      При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.

      Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.

  В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.

      Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, фронтальная  работа, самоконтроль, наглядность, поисковый, практический и словесный методы, тестирование. Их сочетание помогло учащимся научиться правильно образовывать страдательные причастия прошедшего времени, выбирая нужную гласную в суффиксе; обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.

ТЕМА: Страдательные причастия прошедшего времени

ЦЕЛЬ:

Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о способах образования страдательных причастий прошедшего времени

ЗАДАЧИ:

  1. Развитие и совершенствование умения различать действительные и страдательные причастия, умения образовывать действительные причастия и страдательные причастия настоящего времени

  1. Формирование умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, решая орфографические задачи (выбор гласной в суффиксах причастий)

.

  1. Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- мультимедиа

- учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.  

- карточки с заданиями для групп

- карточки-тесты (для каждого ученика)

- карточки - анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель:  - Организовать и психологически настроить детей на урок

           - Создать позитивное настроение

1. Формирование психологического настроя на урок.

- Доброе утро, ребята! Очень рада видеть вас.


Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.


 Повернитесь друг к другу лицом, образуя пару. Руки держите перед собой ладоням вверх. Затем мысленно повторяйте: “Все знания, которые я принёс с собой, положу в левую руку, а всё то, что я узнаю сегодня – в правую” . И когда я скажу: “Готово! Давай!” –  вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Готовы!”. А к чему вы готовы?





Выполняют задания учителя

Вытягивают руки перед собой ладонями вверх. По команде соединяют руки громким хлопком.

Ответы детей (Готовы к сотрудничеству, к активной работе!)

Цель: - Добиться, чтобы дети самостоятельно определили  тему урока

          - Заинтересовать учащихся данной темой

          - Развивать логическое мышление

Задание занимательного характера – использование загадки вызывает интерес даже у «слабых» учеников. Дети самостоятельно формулируют тему и цели урока

2. Определение темы урока. Целеполагание.

- Ребята, часть речи, пришедшая сегодня к нам на урок, пожелала, чтобы вы назвали ее имя, отгадав загадку: (слайд 1) Какая часть речи может так говорить о себе?


Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

К тому же от действий других я страдаю.


Итак, загадка отгадана, и теперь можно объявить тему урока: «Страдательные причастия прошедшего времени»


- Какую цель поставим перед собой?


- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока (слайд 2)






-  Отгадывают загадку


Ответы:

Страдательное причастие




Познакомиться с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени, научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Записывают тему в тетрадь

Цель:  Повторить изученное о причастии и подготовить к изучению нового материала

Формы и методы работы: метод словесной передачи информации (беседа,) метод тактильного кинестетического восприятия информации (анализ таблицы), наглядность, фронтальная работа, самоконтроль

3. Повторение теоретического материала

- Ребята, давайте вспомним, что такое причастие?







- Как изменяются причастия?







- Какова синтаксическая роль причастий?


- На какие две группы делятся причастия? Примеры

Задание Распределите причастия по колонкам (слайд 3)


Действительные                                                    Страдательные



Плавающие листья, летящий шар, сшитое платье, склоняемое существительное, составляемый план, расцветающая роза, дремлющий старик, плачущий малыш, привезенный товар, приглашенный гость

Проверка



Чем причастия данных групп отличаются друг от друга?


- А теперь давайте вспомним, как образуются действительные и страдательные причастия. Для этого нам нужно заполнить таблицу, где это возможно, кроме последней колонки, т.к. мы пока не знаем, как образовать страдательные причастия прошедшего времени (слайд 4)

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия


наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида) читать

чита….ий

 

 

 

(переходный сов. вида) решить

 

 

 

 

(непереходный несов. вида) дремать

 

дрема…ий

 

 

(непереходный сов. вида) задремать

 

 

 

 


Самопроверка выполнения задания с помощью ключа (слайд 5)

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия


наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида) читать

читающий

читавший

читаемый

 

(переходный сов. вида) решить

----

решивший

----

 

(непереходный несов. вида) дремать

дремлющий

дремавший

---

 

(непереходный сов. вида) задремать

----

задремавший

---

 

А почему в нашей таблице некоторые клетки остались пустыми? От чего это зависит?

Ответы детей: Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы Какой? и др.


- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, а в единственном числе по родам.


- Определение или сказуемое


- Действительные и страдательные.


Выполняют задание, распределяют причастия по колонкам







Действительные причастия, обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета, а страдательные  - признак, который возник у предмета под действием другого предмета.


Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.



















Проверяют выполненное задание по таблице




















Ответы детей:

Не от всех глаголов можно образовать данные формы причастий

От переходности-непереходности глагола и от его вида

Цель: Дать возможность отдохнуть посредством выполнения упражнений, стимулирующих мозговое кровообращение

4. Тибетская гимнастика «для ума»

- А теперь давайте немного отдохнем и  выполним несколько упражнений, помогающих улучшить мозговое кровообращение.

  1. Ладонь правой руки положите на лоб, левую – на правую и двигайте по лобной части вправо-влево по 20 раз так, чтобы мизинцы двигались над бровью.
  2. Тыльной стороной больших согнутых пальцев массируйте глазные яблоки15 раз
  3. Сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их на затылок и массируйте
  4. Плотно прижмите ладонями уши. Кончиками пальцев обеих рук поочередно барабаньте по затылку.

Дети повторяют действия учителя

Цель:  Организовать работу так, чтобы дети самостоятельно изучили и поняли новый материал

Метод: поисковый метод и метод  зрительного восприятия информации

5. Изучение нового материала

 - Посмотрите на таблицу, у нас одна колонка осталась незаполненной. Как же образуются страдательные причастия прошедшего времени? Ответить на этот вопрос вам поможет опорная запись учебника.

Откройте учебник на стр. 52.

Задание. Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени.

От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?


Вывод по опорной записи формулируют учащиеся.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива или основы прошедшего времени глагола при помощи суффиксов -енн-, -нн, -т-.

- от непереходных

Цель: - Закрепить изученный материал, вызвать интерес к изучаемому

Формы и методы работы: метод передачи информации с помощью практической деятельности, фронтальная работа,  работа в группах, в парах,, методы стимулирования и мотивации: эмоциональные ( поощрения), познавательные(творческое задание), социальные(создание ситуации взаимопомощи), метод контроля (тест), взаимоконтроль

6. Закрепление материала.

А) Упражнение 108 на стр.53 (слайд 6)

От данных глаголов образуйте и запишите страдательные причастия прошедшего времени. С двумя любыми причастиями составьте предложения с однородными членами.

Задание: последнее слово разобрать по составу

Проверка.

Назовите причастия образованные при помощи суффикса НН (слайд 7)



Какие причастия вы образовали при помощи суффикса ЕНН/ЁНН (слайд 8)


И какие причастия вы образовали при помощи суффикса –Т-  (слайд 9)


От какого глагола вы не образовали причастия ? Почему?


Физкультминутка.

Цель: - Дать возможность отдохнуть

            - Проверить умение учащихся отличать действительные причастия от страдательных                            

Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные –  ноги

Проверенный, плескавшийся, построенный, накрытый, сидящий, рассказывающий, рассказанный, освещенная, стоящий, напуганный, написанный, поющий


Б) Творческое задание( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание: Объясните значение фразеологизмов, составьте с фразеологизмами предложения.

У разбитого корыта ,как в воду опущенный, выеденного яйца не стоит, тертый калач, битый час.


Упражнение для глаз

Цель: - Дать возможность газам отдохнуть

           - Профилактика нарушения зрения

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.


А теперь мы их откроем, через речку мост построим.


Нарисуем букву о, получается легко.


Вверх поднимем, глянем вниз,


Вправо, влево повернем,


Заниматься вновь начнем.


В) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал по теме «Страдательные причастия прошедшего времени»

Предлагаю вам ответить на вопросы теста. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)

Взаимопроверка

1 вариант

1. Найдите словосочетания причастие+существительное

1) седой старик

2) седеющий мужчина

3) потемневшее небо

4) темные волны

5) тертый сыр

2. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков подчеркнутых слов:

1) летящий шар – прилагательное

2) упавший лист – глагол

3) поднятая с пола – прилагательное

4) накормленный ребенок – действительное причастие

5) составляемый на год план – страдательное причастие



3. Найдите словосочетание с действительным причастием

1) проверенный дневник

2) играющий мальчик

3) построенный дом

4) накрытый скатертью

5) покрашенный краской

4. Найдите словосочетание со страдательным  причастием

1) сидящая девочка

2) рассказывающий о путешествии

3) борющийся за свободу

4) у встревоженных птиц

5) испугавшаяся птица

5. В какой строке все слова пишутся с буквой А

1) прочит..нный, леч..щий, услыш…л, замеч..нный

2) знач..щий, обиж…нный, придум..вший, выслуш..вший

3) слыш..щий, дыш..щий, увенч..нный, вскоп..на

4) потуш..нный, оседл..нный, тесто размеш..но, высуш..вший

Обратная сторона:

1. 2), 4), 5)

2. 2)

3. 2)

4. 3)

5. 3)

2 вариант

1. Найдите словосочетания причастие+существительное

1) смелый зайчонок

2) осмелевший малыш

3) могучий  дуб

4) засеянные поля

5) освещенный лес

2. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков подчеркнутых слов:

1) раскрытая книга – прилагательное

2) выросший куст – действительное причастие

3) летучий газ – действительное причастие

4) читающий мальчик – страдательное причастие

5) поднимаемый со дна – глагол

3. Найдите словосочетание с действительным причастием

1) прочитанная ученицей

2) летающая бабочка

3) написанные слова

4) обнаруженная отцом

5) разведенная краска

4. Найдите словосочетание со страдательным  причастием

1) поющие дети

2) летавший над городом

3) расчищенная дорожка

4) пробегающие по дороге

5) говоривший о лете

5. В какой строке все слова пишутся с буквой Е

1) засуш..нный, завис..мый, смеш..нный, беспоко..вшийся

2) завис..л, вид..мый, ла..л, раска..вшийся

3) удосто..н, увид..вший, обид..л, окле..нный

4) увид..л, изъезж..нный, управляя..мый, слыш..мый

Обратная сторона

  1. 2), 3), 5)
  2. 5)
  3. 2)
  4. 4)
  5. 3)

Выполняют упражнение




Разбирают слово по составу


Ответы (обещанный, увешанный, засеянный, овеянный, замешанный, спрессованный)

(замещенный, заклеенный, награжденный, побежденный, возвращенный, брошенный, выращенный, взвешенный, углубленный, исправленный, привлеченный, преображенный, приведенный, увиденный, обиженный, переведенный)

(расколотый, разбитый)


(приехать, т.к. это непереходный глагол)


Выполняют упражнения «ножницы» и «ходьба на месте»






Работают в группах










Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.


Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.


Глазами смотрят вверх, вниз.













Выполняют задание по вариантам

Проверка – работа в парах

Цель: Обобщить изученное

Ообобщение информации посредством практической деятельности и тактильного киностетического ее восприятия

6. Итог урока

Заполнение таблицы.

 - Вы помните, что одна колонка в таблице у нас еще не заполнена. Теперь мы готовы заполнить пустые клетки. Проверим, что у нас получилось. (слайд 10-11)

Глагол

Действительные причастия

Страдательные причастия


наст. время

прош. время

наст. время

прош. время

(переходный несов. вида) читать

читающий

читавший

читаемый

читанный

(переходный сов. вида) решить

----

решивший

----

решенный

(непереходный несов. вида) дремать

дремлющий

дремавший

---

----

(непереходный сов. вида) задремать

----

задремавший

---

---

- Почему мы не смогли образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов дремать, задремать?  Итак, как образуются страдательные причастия прошедшего времени? От всех ли глаголов мы можем их образовать?



Ответы учащихся по заполнению таблицы




























Непереходные

От глаголов на –ать(ять) страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса НН, при помощи суффикса ЕНН образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на - ить

Только от переходных

Цель: Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке и осознать полезность данного урока

Позволяет каждому ученику увидеть, где он не доработал. У ребенка появляется цель: над чем ему еще следует поработать.

7.Рефлексия

Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок?

А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа

1.Своей работой на уроке я    доволен/ не доволен

2.Урок мне показался    интересным /скучным

3.После урока мое настроение  улучшилось /ухудшилось

4.Материал урока  будет мне полезен/бесполезен


Заполняют анкету

Цель: Оценить работу учащихся на уроке. Методы стимулирования и мотивации на уроке: эмоциональные, познавательные, устные, социальные и письменные.

8. Выставление оценок

Цель: - Закрепить знания, полученные на уроке

          - Развивать творческие способности и умение оценивать свои силы

9. Домашнее задание

На выбор: (слайд 12)

Творческое задание: сочинить сказку о приключениях двух братьев страдательного и действительного причастия

Упр.109 на стр.54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"

Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...

Урок русского языка по теме "Причастие"

Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте  использованы за...

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

Открытый урок по теме "Образование страдательных причастий прошедшего времени" (6 класс)

познакомить с принципами образования страдательных причастий прошедшего времени...

Презентация к уроку по теме: "Образование страдательных причастий прошедшего времени"

Презентация включает в себя краткую структуру урока, объяснение материала и физминутку...

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...