МКОУ Луговская средняя общеобразовательная школа
Тальменского района Алтайского края
ПРОЕКТ УРОКА
русского языка в 6 классе
ТЕМА: «Разносклоняемые имена существительные»
УЧЕБНИК: «Русский язык: Учебник для 6 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
ПРОГРАММА: Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова,
Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского
ТЕХНОЛОГИЯ: здоровьесберегающая
УЧИТЕЛЬ: Жигулина Олеся Валерьевна
2012 год
Самоанализ урока
Данный урок по теме «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повторения изученного об имени существительном в 5 классе.
Тип урока:
изучение нового учебного материала.
ЦЕЛЬ:
Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и правописания
ЗАДАЧИ:
- Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях
- Развитие творческого мышления и совершенствование коммуникативных речевых умений и навыков
- Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.
Ведущими формами и методами работы были фронтальная работа, работа в группах, в парах, наглядный, частично-поисковый, практический и словесный методы, самоконтроль. Оживить опрос, активизировать работу учащихся и определить тему урока мне помогло использование ребуса, работа с пословицей и таблицей склонений. С целью закрепления знаний учащиеся просклоняли существительные, выделив суффиксы и окончания. Далее в качестве ритмической паузы была проведена физминутка. Развитию творческого мышления и совершенствованию коммуникативных речевых умений и навыков способствовала словарная работа и групповая работа с фразеологизмами. С целью первичного контроля знаний была проведена самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, подведены итоги, проведена рефлексия. Домашнее задание предложено на выбор: упражнение в учебнике или творческое задание.
Сочетание данных форм, методов и приемов работы помогло учащимся научиться изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.
На мой взгляд, цель урока была достигнута.
Данный урок по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Имя существительное» Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – изучение нового учебного материала
При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, группах, индивидуальные особенности детей.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
В ходе урока, наряду с изучением нового материала, идет повторение пройденного.
Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, фронтальная работа, самоконтроль, наглядность, поисковый, практический и словесный методы, тестирование. Их сочетание помогло учащимся научиться правильно образовывать страдательные причастия прошедшего времени, выбирая нужную гласную в суффиксе; обеспечить хорошую работоспособность, бодрое настроение, оценить свою деятельность в конце урока.
ТЕМА: Разносклоняемые существительные
ЦЕЛЬ:
Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и правописания
ЗАДАЧИ:
- Развитие и совершенствование навыков правописания падежных окончаний существительных
- Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях
- Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедиа
- учебник «Русский язык: Учебник для 6 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
- карточки с заданиями для групп
- карточки (для каждого ученика)
- карточки - анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Формирование психологического настроя на урок. | - Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Я рада видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач! (слайд 1) | Выполняют задания учителя
Машут руками
Садятся девочки
Садятся мальчики
Закрывают глаза
Открывают глаза
Улыбаются друг другу
|
2. Определение темы урока. Целеполагание.
Актуализация имеющихся знаний |
Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычное письмо на имя вашего класса. Давайте посмотрим, что в нем. «Тальменская школа
№ 6, 6 А классу, из города Морфология от имени Существительного».
А что внутри?
Так, три документа. Давайте разберемся (слайд2)
Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя
Племя
Пламя
Семя
Стремя
Темя
| Путь
|
Прочтем письмо. Вы понимаете, для чего нам прислали эти слова ? Попробуем разобраться.
- Чтобы понять для чего нам эти слова и определить тему нашего урока, нам нужно выполнить задания
Для начала скажите какой части речи эти слова?
Давайте вспомним, что мы знаем о существительном
- Дайте определение имени существительного.
- Как изменяются существительные?
- Как называется изменение существительных по падежам?
- Сколько склонений у существительных?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
- Какую роль выполняют существительные в предложении?
Давайте проанализируем следующий документ из письма (слайд 3)
Не в золоте богатство, а в добром имени
Какой поучительный смысл имеет данная пословица?
Давайте определим склонение у существительных из этой пословицы
Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2 или 3 склонению.
Где мы сегодня уже видели существительное «ИМЯ» ?
Давайте познакомимся еще с одним документом, содержащимся в письме (слайд 4)
Падеж
| Склонение
|
|
|
| 2-е
| 3-е
|
| И.
| сторож
| мышь
| имя
| Р.
| сторожа
| мыши
| имени
| Д.
| сторожу
| мыши
| имени
| В.
| сторожа
| мышь
| имя
| Т.
| сторожем
| мышью
| именем
| П.
| о стороже
| о мыши
| об имени
|
– Ребята, попробуем расшифровать этот документ. Что представлено в таблице
Существительные каких склонений представлены в таблице?
Обратите внимание на окончания существительных.
Какие окончания при склонении имеет существительное ИМЯ?
Сопоставьте их с окончаниями 2 и 3 склонения.
Какой вывод можно сделать?
А чтобы узнать как называются существительные, содержащиеся в письме и в том числе существительное ИМЯ и определить тему урока нам нужно разгадать ребус (слайд 5) Для этого нам нужно вспомнить и математику
Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)
Часть горы
Такие существительные называются разносклоняемыми. Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока, сегодня мы будем говорить о разносклоняемых именах существительных. Как вы думаете почему они называются разносклоняемыми?
- Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сделать сегодня на уроке, чему научиться ?
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока |
Нет
Ответы детей
золото-2
богатство - 2
имя – 1 или 2? (создание проблемной ситуации)
одно из существительных, содержащихся в письме
2,3 и существительное ИМЯ, которое нельзя отнести ни к 1, ни ко 2 склонению
Существительное ИМЯ в Р, Д, П падежах имеет окончания 3 склонения, а в Тв падеже окончание второго
Склоняются по-разному
Познакомиться с разносклоняемыми существительными, научиться их правильно склонять и писать |
3. Объяснение нового материала | Ребята, из документов содержащихся в письме, мы извлекли определенную информацию, а теперь сравним её с материалом учебника § 37 на с.87 и найдем дополнительный материал по теме
Какие существительные относятся к разносклоняемым?
Какого они рода? Почему они называются разносклоняемыми?
Какой дополнительный материал вы нашли по этой теме в учебнике?
Какой суффикс добавляется у существительных на –МЯ в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?
Какой суффикс добавляется у существительных СЕМЯ и СТРЕМЯ в родительном падеже множественного числа
| Изучают материал по теме в учебнике
Ответы детей
|
4. Словарная работа | Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных
БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.) (Слайд 6)
ВРЕМЯ Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д (слайд 7)
ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных. (Слайд 8)
ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета (илицветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству. (слайд 9)
ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. (слайд 10)
ПЛАМЯ –огонь (слайд11)
ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность (слайд 12)
СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения урастений, зерно.(слайд 13)
СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдетьноги в стремена. (слайд 14)
ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями. (слайд 15)
ПУТЬ дорога (слайд 16)
Давайте запишем данные слова в тетрадь
| Ответы детей
.
Записывают слова в тетрадь
|
5. Закрепление материала | А) Давайте наши полученные теоретические знания применим на практике. Для этого я приглашаю двух человек к доске. Просклоняем существительные путь, знамя. Параллельно учащиеся склоняют эти существительные по вариантам 1,2 . , выделяя окончания и суффиксы ПРОВЕРКА. С проговариванием.
Ребята, вы сейчас самостоятельно просклоняли разносклоняемые существительные. В чем мы еще раз убедились?
Ребята, давайте немного пофантазируем и сконструируем словосочетания с разносклоняемыми существительными. Сделаем их синтаксический разбор (один ученик у доски)
Смысловая связь, грамматическая связь, вид словосочетания
Молодцы! Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть
Потрудились — отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Два наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Упражнение для глаз
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
Б) Ребята, сейчас мы составляли словосочетания, и я убедилась, что вы люди творческие, поэтому предлагаю выполнить творческое задание в группах. Объединимся по четыре человека
Творческое задание ( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.
Задание: Объясните значение фразеологизма, пофантазируйте и предложите версию его происхождения, составьте с фразеологизмом предложение.
Называть вещи своими именами, без роду и племени, со времен царя Гороха, гори оно ясным пламенем
В случае затруднения можно обратиться к фразеологическому словарю
Проверка
В) А теперь давайте проверим себя, проверим, как мы усвоили материал по теме и поработаем самостоятельно
Предлагаю вам задание на карточках.
Взаимопроверка (работа в парах)
Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.
Занимать много времени, в пламени костра, много семян, подарок африканскому племени, нога в стремени, звать по имени, подъем знамени, дорожить временем, посылка на моё имя, ждет семена земля, счастливого пути
Взаимопроверка в парах слайд 20
Ребята, есть работы абсолютно верные, без ошибок?
С 1-2 ошибками ?
С тремя ошибками?
Молодцы, мы очень плодотворно поработали!
| Выполняют задание
Разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах существительные имеют окончания 3 склонения, а в творительном – 2 склонения
Имитируют движения
Выполняют задание в группах
Выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка |
6. Итог урока | Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? Давайте вспомним все разносклоняемые существительные и вставим их на места пропусков в стихотворении Аркадия Хайта (слайд ). Я буду читать, а вы хором отвечайте. Учитель читает стихотворение (слайд 21)
В стародавнее древнее … В шалашах без окон и дверей Жило – было лохматое … Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевали седло и … – Необразованное было это … . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает… . Над тем, как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … .
Почему данные слова получили такое название? |
Ответы детей
|
7.Рефлексия | Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок?
А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
| Заполняют анкету |
8. Выставление оценок |
|
|
9. Домашнее задание | На выбор: (слайд 22)
1) Упр.208 на стр.84
2) сочинить сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).
|
|