Материалы к уроку русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Спесивцева Ирина Семеновна

Материалы к уроку русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slozhnopodchinyonnoe_predlozhenie.ppt607 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

Слайд 2

Цель урока: усвоение новых знаний о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: формировать умения выделять общие и существенные признаки в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания; Готовиться к ОГЭ. делать обобщающие выводы по теме.

Слайд 3

Проверим себя. 1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения? Да нет 2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому - второе и т.д.? последовательное подчинение однородное подчинение параллельное подчинение комбинированное подчинение 3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов? последовательное подчинение однородное подчинение параллельное подчинение комбинированное подчинение

Слайд 4

4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом? последовательное подчинение однородное подчинение параллельное подчинение - комбинированное подчинение 5. Верно ли считать, что при однородном подчинении придаточные предложения аналогичны однородным членам предложения, связанным между собой союзом и , в этом случае запятая между ними не нужна? да нет 6. Как называется подчинение, в котором придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи однородного соподчинения, неоднородного соподчинения и последовательного подчинения одновременно? последовательное подчинение однородное подчинение параллельное подчинение комбинированное подчинение

Слайд 5

Закрепление изученного материала. Уровень 1. Определить вид придаточных предложений, построить схемы. Когда туман рассеялся, когда серые облака поднялись вверх и растаяли, туристы прошли уже километров семь. Потом я вспомнил, какими ослепительно-синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают медленно прибавляться. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече к себе в избу. Пьер полтора месяца после вечера Анны Павловны и последовавшей за ним бессонной ночи, в которую он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее, с ужасом чувствовал, что он должен будет связать с нею свою судьбу.

Слайд 6

Уровень 2 (Самостоятельная работа) Спишите. Расставьте знаки препинания, постройте схемы СПП с несколькими придаточными. Укажите номера предложений 1. с последовательным подчинением _________________________ , 2. с параллельным подчинением _____________________________________ , 3. с однородным подчинением _____________________________________, 4. с комбинированием моделей _____________________________________.

Слайд 7

Уровень 3. Конструирование СПП с несколькими придаточными. Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания. Уже совсем стемнело. Мы, наконец, пришли на берег озера. Вблизи стояло несколько копен недавно скошенного сена. Наступил октябрь. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.

Слайд 8

Проверка выполнения задания. 1.Уже совсем стемнело, когда мы, наконец, пришли на берег озера, вблизи которого стояло несколько копен недавно скошенного сена – последовательное подчинение. 2. Когда наступил октябрь, установились тёплые дни, которые или (какие) бывают только летом – параллельное подчинение.

Слайд 9

1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. ( 1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев)

Слайд 10

2.Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (А.Гайдар)

Слайд 11

Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)

Слайд 12

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (В.Бианки)

Слайд 13

Подведение итогов. Назовите основные виды придаточных в СПП (однородное, неоднородное, последовательное, комбинированное подчинение). 2 . В чем особенность каждого вида придаточных? 3. На что следует обратить внимание при различении СПП с однородным подчинением? (один из союзов иногда опускается) 4 . Назовите виды схем СПП. (горизонтальная и вертикальная схемы)

Слайд 14

Рефлексия Что показалось вам наиболее интересным? Какие задания вызвали затруднение? Достигли ли мы цели? Все ли задачи реализованы? Оцените, насколько качественно вы потрудились на уроке («отлично», «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно»).

Слайд 15

Домашнее задание. 1. Выполнить 10 заданий №13 по сборникам ОГЭ (автор Н. А. Сенина)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Проверочные материалы к уроку русского языка по теме "Сложносочинённое предложение".

Задания разного уровня сложности проверяют базовые знания учащихся 9 класса по теме "Сложносочинённое предложение"....

Материалы к уроку русского языка в 8 классе по теме "Группы и признаки обособленных членов предложения"

Здесь представлены конспект  и технологическая карта урока по теме "Группы и признаки обособленных членов предложения", а также презентация и приложения к нему. Это второй урок по разделу "Предло...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, очем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопро...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...