Материалы к уроку русского языка в 8 классе по теме "Группы и признаки обособленных членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Здесь представлены конспект  и технологическая карта урока по теме "Группы и признаки обособленных членов предложения", а также презентация и приложения к нему. Это второй урок по разделу "Предложения с обособленными членами". Надеюсь, материал поможет в подготовке к урокам  не только коллегам, работающим  по Разумовской М.М., но и тем, кто пользуется другими  УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

МБОУ Отрадненская СОШ

Урок

русского языка в 8 классе

на тему

«Группы и признаки

обособленных второстепенных

членов предложения»

                                                         Учитель Коновалова Т.В.

2013

Тема урока.            Группы и признаки

обособленных второстепенных членов предложения

Дидактическая цель: создание условий для изучения и усвоения обучающимися знаний по разделу «Предложения с обособленными членами».

Образовательные цели:

- уточнить и закрепить понятия об обособлении, группах и  признаках

  обособленных членов предложения;

- изучить  и закрепить правила пунктуации при обособленных членах

  предложения.

Развивающие цели:

- формировать умение опознавать в тексте обособленные второстепенные члены;

- совершенствовать языковые и пунктуационные навыки;

- развивать способности анализировать признаки обособленности

  второстепенных членов и  делать выводы;

- формировать умение употреблять в речи обособленные определения,

  выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства,

  выраженные деепричастным оборотом;

- развивать мышление.

Воспитательные цели:

- воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка и литературы, понимание роли лингвистических знаний в жизни человека; развивать волевую сферу по достижению учебно-познавательных целей; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

Тип урока: комбинированный.

Характер познавательной деятельности – совокупность методов: объяснительно-иллюстративный (алгоритм анализа предложений, инструктаж по выполнению некоторых заданий, анализ текста, демонстрация слайдов для самопроверки), репродуктивный (наводящие вопросы, анализ предложений по алгоритму), частично-проблемный (деформированный текст, вопросы логического характера), частично-поисковый (выделение ключевых слов, подходящих по смыслу конструкций), самоконтроль, взаимоконтроль.

Словарная работа – формулировки: «обособленные определения, выраженные причастным оборотом», «обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом».

Оборудование: учебник «Русский язык. 8 класс» (авторы: М.М Разумовская,

С.И. Львова и др.), раздаточный материал (карточка со схемой для коллективной работы, тестовое задание, карточки для работы у доски), компьютер, мультимедийный экран, слайды презентации Power Point , микрофон.

Ход урока.

  1. Организационно-мотивационный этап.

1. Учитель сообщает тему урока. Слайд №  1

2. Учащиеся формулируют цели урока.

    Учитель: Исходя из названия темы урока, определите, пожалуйста, что мы сегодня в процессе урока должны узнать и чему научиться.

     После обсуждения – слайд № 2 

Знать: группы, признаки и способы выражения обособленных второстепенных членов предложения.

Уметь: видеть в тексте обособленные определения и обстоятельства, употреблять их в речи, соблюдать правила пунктуации при них.

  1. Актуализация знаний.
  1. Лингвистическая разминка – терминологический диктант.

 1) Слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь, называется … .

2) Слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает,

называются … .

3) Словосочетания, предложения, которые передают дополнительную, поясняющую информацию, называются … .

4) Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? который?, называется … .

5) Причастие с зависимыми словами называется … .

6) Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака и отвечающий на вопросы где? когда? куда? откуда? и другие, называется … .

7) Деепричастие с зависимыми словами называется … .

8) Выделение членов предложения для того, чтобы придать им смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, называется … .

        Учащиеся в тетрадях записывают термины: 1. Обращение. 2. Вводные конструкции. 3. Вставные конструкции. 4. Определение. 5. Причастный оборот.

 6. Обстоятельство. 7. Деепричастный оборот. 8. Обособление.

       2. Взаимопроверка диктанта в парах (учащиеся, сидящие за одним столом, обмениваются тетрадями, проверяют работу и ставят метки там, где, по их мнению, термин определен неверно), затем проверка по слайду № 3 – чтение терминов, самооценка.

III.   Работа над темой урока.

  1. Учитель:

- Некоторые из терминов, прозвучавших сейчас, тесно связаны с данным уроком, т.к. мы будем говорить об обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом. На прошлом уроке мы познакомились с лингвистическим текстом об обособлении и рассмотрели  группы, на которые делятся обособленные члены. (Открывается слайд № 4) На слайде вы видите только название схемы: «Группы обособленных второстепенных членов предложения». Сейчас нам предстоит восстановить схему, наполнить её содержанием.

        У вас на столе общая карточка со схемой. (см. приложение № 1) Приступая к выполнению задания, подумайте, как продуктивно использовать ситуацию работы в паре.

        Задание в карточке:

1) заполните схему,

2) составьте вопросник к содержанию схемы, соблюдая последовательность и логичность. (Учитель отслеживает работу учащихся в парах и предлагает задать вопросы классу той паре, у кого они составлены верно)

  1. Заполнение схемы на слайде № 4 по вопросам  и ответам учащихся, например:
  • На сколько групп делятся обособленные члены предложения?
  • Как называется первая группа?
  • Как называется вторая группа?
  • На какие подгруппы делятся обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения?

       

     

   - Сравните свои схемы с той, что на слайде и оцените свою работу.

3.  Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Обратимся к домашнему заданию. Оно было поисковым. На уроке литературы мы начали изучать рассказ Л.Н. Толстого «После бала». В процессе его чтения вам необходимо было выбрать предложения с причастным и деепричастным оборотами. По каким признакам вы определяли такие предложения? Проверяя выполнение задания, будем придерживаться следующего алгоритма (слайд № 5):

  1. прочитать выписанное предложение;
  2. охарактеризовать уже по-новому: в этом предложении имеется обособленное определение (обстоятельство), выраженное причастным (деепричастным) оборотом;
  3. объяснить запятые.

4. Учитель:

- Подводя итоги всему, что мы говорили об обособленных членах предложения со значением добавочного сообщения, обозначим их основные признаки:

1) работа с учебником (стр. 143) – чтение материала о признаках обособленных членов;

2) заполнение таблицы «Признаки обособленных членов предложения»:

на слайде № 6 подготовлена таблица, которую предстоит заполнить в результате работы с лингвистическим текстом.

       А) назвать основные признаки обособленных второстепенных членов  

            предложения (смысловые, грамматические, интонационные,  

            пунктуационные);

       Б) выполнить задание: выделить (подчеркнуть карандашом) ключевые слова  

         (словосочетания) для понимания значения этих признаков.

         Фронтальная проверка с помощью слайда № 6.

3) вопросы на логическое мышление:

  • в чём сходны обособленные члены предложения с обращением и вводными конструкциями?
  • почему же мы не изучаем их в одном разделе (или в чём их различие)?

IV. Закрепление материала.

1. Работа с текстом. Задание из цикла «Готовимся к ЕГЭ».

Слайд № 7.

1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.

2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.

3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности  со своим характером, своими привычками и интересами.

Учитель:

- Прочитайте данные предложения. Можно ли сказать, что это текст? Почему?

- А теперь возьмите карточку № 2 и выполните, пожалуйста, задание.

        У каждого ученика на столе карточка с деформированным текстом и вопросом: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?». Даны варианты ответа. (см. Приложение № 2)

    Учащиеся выбирают правильный ответ и записывают в тетради.

А) 2 – 3 ученика выходят к доске и записывают свой вариант ответа к тестовому заданию. Решается вопрос о том, какой из них правильный. Самооценка.

Б) Учитель открывает слайд № 8 с отредактированным текстом и пожеланием «Возьмите на заметку!», но без знаков препинания.

      Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности  со своим характером, своими привычками и интересами. А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.

            Один из учеников читает его вслух. (Следить за интонацией!)

- Какова тема текста? (Выбор профессии).

- Какова основная мысль? (Выбирая профессию, необходимо учитывать  свой характер, свои привычки и интересы).

В) Двое учащихся получают карточки с заданием выписать из текста предложение с обособленным определением (с обособленным обстоятельством), обозначить обособленные члены графически, поставить запятые и подготовиться к анализу вслух. ( см. Приложение № 3)

Г) В это время остальные учащиеся занимаются списыванием текста, постановкой запятых (тем, кто быстро пишет, предлагается объяснить графически постановку запятой в 3-ем предложении).

Д))  Работающие у доски по очереди анализируют выписанные предложения самостоятельно, в случае затруднения -  с помощью наводящих вопросов:

- Есть ли в тексте обособленные члены предложения?

- Чем они выражены?

- Какими членами предложения являются? Как обозначаются графически?

- Объясните постановку запятых.

Учитель обращается к классу:

- Сравните свои записи с теми, что на доске, исправьте ошибки, если они у вас есть, и оцените свою работу.

2. Самостоятельная творческая работа с помощью учебника (по вариантам).

   Задание на слайде № 9 

1 вариант

2вариант

     Выберите подходящий по смыслу причастный оборот из упр. № 242 и включите его в данное предложение, сделав обособленным членом

     Выберите подходящий по смыслу деепричастный оборот из упр. № 243 и включите его в данное предложение, сделав обособленным членом

Прогулка по аллее пробуждала в душе романтические воспоминания.

Капельки росы похожи на рассыпанные бриллианты.

      Проверка: первые работы проверяет учитель и оценивает. Затем предложения прочитываются вслух и анализируются.

- Какие предложения красивее, богаче и более полно передают мысли: те, что в задании, или те, которые преобразованы вами?

  1. Рефлексия.

- Для чего нужно знать об обособленных второстепенных членах предложения? (вопрос на слайде № 10) 

       Для получения ответа используется интерактивный прием «Микрофон» (учащиеся передают друг другу микрофон и высказывают свои предположения). По результатам на слайд № 10 выводятся итоги: «…, чтобы с их помощью обогащать свою речь,  уметь более точно и полно выражать свои мысли, делать свою речь более яркой, на письме избегать пунктуационных ошибок и т. п.).

- Обратимся к целям нашего урока (знать и уметь), достигнуты ли они?

(слайд № 11)  С помощью каких действий мы их достигли?

- Определите свое состояние на уроке (на каждом столе лежит конверт со смайликами, изображающими различное отношение к уроку и происходящему на нем). (слайд № 12)

VI.  Домашнее задание (по выбору учащегося):               слайд № 13                 

  1. Рассмотреть репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (на вкладке учебника) и составить 4-6 предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
  2. Упр. № 244 (текст упражнения деформирован, поэтому надо прочитать его вслух).
  1. Выставление оценок за работу на уроке:

       1) среднее арифметическое от тех оценок, которые ученики ставили себе в процессе самооценки выполненных заданий;

       2) отдельно оценить работу наиболее активных учащихся.

 Слайд № 14. Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

по теме «Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения»

этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I

Организационно-мотивационный

Приветствует учащихся, настраивает на процесс обучения. Сообщает тему урока, предлагает учащимся сделать вводные записи в рабочую тетрадь.

Предлагает учащимся сформулировать цели урока.

Готовятся к работе, записывают число, тему урока.

Исходя из темы урока выдвигают свои предположения о его целях и задачах для себя.

Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание, понимание, принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: настрой на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

II

Актуализация знаний

Диктует определения лингвистических терминов

Предоставляет учащимся возможность проверить знания свои и проверявшего его работу товарища.

Мыслительные операции. Слушают определения и записывают термины в тетрадь.

Проводят взаимопроверку в парах.

Проводят самопроверку и оценивание своей работы.

Познавательные: подведение под понятие, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом.

Регулятивные: коррекция, самооценка.

Коммуникативные: взаимопроверка.

III

Работа над темой урока

Устное сообщение – включение учащихся в учебный процесс по теме урока

Дает задание, настраивает на продуктивное использование времени при работе в паре (в каточке 2 задания,  чтобы учащиеся учились распределять роли в малой группе)

Предлагает алгоритм проверки домашнего задания.

Побуждает к работе с учебником, созданию таблицы, к мыслительным операциям

Работают по карточке в парах: заполняют схему, составляют вопросник для анализа содержания схемы, распределив роли.

Проводят фронтальный опрос.

Сопоставляют свою работу с материалом на слайде и оценивают ее.

Читают подобранные по заданию предложения и характеризуют, используя новые термины.

Читают лингвистический текст.

Анализируют новые сведения из учебника (выделяют ключевые слова), заполняют таблицу, решают проблемный вопрос .

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, отбор и формулирование вопросов, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, решение проблемных задач, построение объяснения по предложенному плану.

Регулятивные: сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, оценка и саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в малой группе, распределение ролей, взаимодействие.

IV

Закрепление материала

Организует работу с текстом. Контролирует соблюдение интонации обособления при чтении текста учащимся.

Обращает внимание учащихся на актуальность для них информации, содержащейся в тексте

Организует индивидуальную работу у доски.

Организует деятельность по применению новых знаний. Проверяет и оценивает сам. работу учащихся, которые справились первыми.

Анализируют материал, самостоятельно редактируют его.

Читают отредактированный текст, соблюдая нужные интонации.

Анализируют текст,

списывают его, проводят поиск и графический разбор предложений с обособленными членами.

Сверяют свою работу с тем, как ее выполнили товарищи. Исправляют ошибки.

Выполняют самостоятельную творческую работу. Читают и анализируют измененные предложения, сопоставляют их с прежними, делают выводы.

Личностные: профессиональное самоопределение, положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, решение проблемных задач, построение объяснения по предложенному плану или наводящим вопросам, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, самооценка.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, соблюдая речевой этикет, быть терпимым.

V

Рефлексия

Организует рефлексию

Высказывают свои мысли об актуальности  полученных знаний, соотносят цели урока и результаты, определяют свое психоэмоциональное состояние на уроке.

Личностные: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется), эмоциональное самоопределение.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, чувства и настроения.

VI

Домашнее задание

Предлагает выбор задания по желанию. Читает текст упр., т.к. он деформирован

Делают записи в дневнике для последующего выбора

Личностные: самоопределение

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

VII

Выставление оценок за работу на уроке

Предлагает критерии общей оценки за урок.

Выставляет оценки наиболее активным.

Самооценка своей деятельности

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.



Предварительный просмотр:

                                                                                                   Приложение № 1

      Карточка № 1

  1. Заполните схему.
  2. Составьте вопросник к анализу схемы, соблюдая последовательность и логичность.

                                                                             

                                                                                       

                                                                                         Приложение № 2

Карточка № 2

Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».

1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.

2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.

3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности  со своим характером, своими привычками и интересами.

   

     а) 2413             б)1432             в) 3421            г) 3142

Карточка № 2

Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».

1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.

2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.

3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности  со своим характером, своими привычками и интересами.

   

     а) 2413             б)1432             в) 3421            г) 3142

Карточка № 2

Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».

1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.

2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.

3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности  со своим характером, своими привычками и интересами.

   

     а) 2413             б)1432             в) 3421            г) 3142

Приложение № 3

Карточка № 1

Найдите в данном тексте и выпишите предложение с обособленным обстоятельством. Обозначьте обособленное обстоятельство графически, поставьте запятые и подготовьтесь к анализу предложения вслух.

 

        Думая о своём будущем мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности  со своим характером, своими привычками и интересами. А успешность в профессии во многом зависит именно от этого.

Карточка № 2

Найдите в данном тексте и выпишите предложение с обособленным определением.  Обозначьте обособленное определение графически, поставьте запятые и подготовьтесь к анализу предложения вслух.

        Думая о своём будущем мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности  со своим характером, своими привычками и интересами. А успешность в профессии во многом зависит именно от этого.

Приложение № 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Материалы к урокам русского языка 5 класс

Материалы к урокам русского языка 5 класс Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения "Перо и чернильница" (5 класс)Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения по те...

Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.

Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....