Материалы к уроку русского языка в 8 классе по теме "Группы и признаки обособленных членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Здесь представлены конспект и технологическая карта урока по теме "Группы и признаки обособленных членов предложения", а также презентация и приложения к нему. Это второй урок по разделу "Предложения с обособленными членами". Надеюсь, материал поможет в подготовке к урокам не только коллегам, работающим по Разумовской М.М., но и тем, кто пользуется другими УМК.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Отрадненская СОШ Урок русского языка в 8 классе на тему «Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения» Учитель Коновалова Т.В. 2013 |
Тема урока. Группы и признаки
обособленных второстепенных членов предложения
Дидактическая цель: создание условий для изучения и усвоения обучающимися знаний по разделу «Предложения с обособленными членами».
Образовательные цели:
- уточнить и закрепить понятия об обособлении, группах и признаках
обособленных членов предложения;
- изучить и закрепить правила пунктуации при обособленных членах
предложения.
Развивающие цели:
- формировать умение опознавать в тексте обособленные второстепенные члены;
- совершенствовать языковые и пунктуационные навыки;
- развивать способности анализировать признаки обособленности
второстепенных членов и делать выводы;
- формировать умение употреблять в речи обособленные определения,
выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства,
выраженные деепричастным оборотом;
- развивать мышление.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка и литературы, понимание роли лингвистических знаний в жизни человека; развивать волевую сферу по достижению учебно-познавательных целей; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.
Тип урока: комбинированный.
Характер познавательной деятельности – совокупность методов: объяснительно-иллюстративный (алгоритм анализа предложений, инструктаж по выполнению некоторых заданий, анализ текста, демонстрация слайдов для самопроверки), репродуктивный (наводящие вопросы, анализ предложений по алгоритму), частично-проблемный (деформированный текст, вопросы логического характера), частично-поисковый (выделение ключевых слов, подходящих по смыслу конструкций), самоконтроль, взаимоконтроль.
Словарная работа – формулировки: «обособленные определения, выраженные причастным оборотом», «обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом».
Оборудование: учебник «Русский язык. 8 класс» (авторы: М.М Разумовская,
С.И. Львова и др.), раздаточный материал (карточка со схемой для коллективной работы, тестовое задание, карточки для работы у доски), компьютер, мультимедийный экран, слайды презентации Power Point , микрофон.
Ход урока.
- Организационно-мотивационный этап.
1. Учитель сообщает тему урока. Слайд № 1
2. Учащиеся формулируют цели урока.
Учитель: Исходя из названия темы урока, определите, пожалуйста, что мы сегодня в процессе урока должны узнать и чему научиться.
После обсуждения – слайд № 2
Знать: группы, признаки и способы выражения обособленных второстепенных членов предложения.
Уметь: видеть в тексте обособленные определения и обстоятельства, употреблять их в речи, соблюдать правила пунктуации при них.
- Актуализация знаний.
- Лингвистическая разминка – терминологический диктант.
1) Слово или словосочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь, называется … .
2) Слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает,
называются … .
3) Словосочетания, предложения, которые передают дополнительную, поясняющую информацию, называются … .
4) Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? который?, называется … .
5) Причастие с зависимыми словами называется … .
6) Второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признак признака и отвечающий на вопросы где? когда? куда? откуда? и другие, называется … .
7) Деепричастие с зависимыми словами называется … .
8) Выделение членов предложения для того, чтобы придать им смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, называется … .
Учащиеся в тетрадях записывают термины: 1. Обращение. 2. Вводные конструкции. 3. Вставные конструкции. 4. Определение. 5. Причастный оборот.
6. Обстоятельство. 7. Деепричастный оборот. 8. Обособление.
2. Взаимопроверка диктанта в парах (учащиеся, сидящие за одним столом, обмениваются тетрадями, проверяют работу и ставят метки там, где, по их мнению, термин определен неверно), затем проверка по слайду № 3 – чтение терминов, самооценка.
III. Работа над темой урока.
- Учитель:
- Некоторые из терминов, прозвучавших сейчас, тесно связаны с данным уроком, т.к. мы будем говорить об обособленных определениях, выраженных причастным оборотом, и обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастным оборотом. На прошлом уроке мы познакомились с лингвистическим текстом об обособлении и рассмотрели группы, на которые делятся обособленные члены. (Открывается слайд № 4) На слайде вы видите только название схемы: «Группы обособленных второстепенных членов предложения». Сейчас нам предстоит восстановить схему, наполнить её содержанием.
У вас на столе общая карточка со схемой. (см. приложение № 1) Приступая к выполнению задания, подумайте, как продуктивно использовать ситуацию работы в паре.
Задание в карточке:
1) заполните схему,
2) составьте вопросник к содержанию схемы, соблюдая последовательность и логичность. (Учитель отслеживает работу учащихся в парах и предлагает задать вопросы классу той паре, у кого они составлены верно)
- Заполнение схемы на слайде № 4 по вопросам и ответам учащихся, например:
- На сколько групп делятся обособленные члены предложения?
- Как называется первая группа?
- Как называется вторая группа?
- На какие подгруппы делятся обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения?
- Сравните свои схемы с той, что на слайде и оцените свою работу.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Обратимся к домашнему заданию. Оно было поисковым. На уроке литературы мы начали изучать рассказ Л.Н. Толстого «После бала». В процессе его чтения вам необходимо было выбрать предложения с причастным и деепричастным оборотами. По каким признакам вы определяли такие предложения? Проверяя выполнение задания, будем придерживаться следующего алгоритма (слайд № 5):
- прочитать выписанное предложение;
- охарактеризовать уже по-новому: в этом предложении имеется обособленное определение (обстоятельство), выраженное причастным (деепричастным) оборотом;
- объяснить запятые.
4. Учитель:
- Подводя итоги всему, что мы говорили об обособленных членах предложения со значением добавочного сообщения, обозначим их основные признаки:
1) работа с учебником (стр. 143) – чтение материала о признаках обособленных членов;
2) заполнение таблицы «Признаки обособленных членов предложения»:
на слайде № 6 подготовлена таблица, которую предстоит заполнить в результате работы с лингвистическим текстом.
А) назвать основные признаки обособленных второстепенных членов
предложения (смысловые, грамматические, интонационные,
пунктуационные);
Б) выполнить задание: выделить (подчеркнуть карандашом) ключевые слова
(словосочетания) для понимания значения этих признаков.
Фронтальная проверка с помощью слайда № 6.
3) вопросы на логическое мышление:
- в чём сходны обособленные члены предложения с обращением и вводными конструкциями?
- почему же мы не изучаем их в одном разделе (или в чём их различие)?
IV. Закрепление материала.
1. Работа с текстом. Задание из цикла «Готовимся к ЕГЭ».
Слайд № 7.
1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.
2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами.
Учитель:
- Прочитайте данные предложения. Можно ли сказать, что это текст? Почему?
- А теперь возьмите карточку № 2 и выполните, пожалуйста, задание.
У каждого ученика на столе карточка с деформированным текстом и вопросом: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?». Даны варианты ответа. (см. Приложение № 2)
Учащиеся выбирают правильный ответ и записывают в тетради.
А) 2 – 3 ученика выходят к доске и записывают свой вариант ответа к тестовому заданию. Решается вопрос о том, какой из них правильный. Самооценка.
Б) Учитель открывает слайд № 8 с отредактированным текстом и пожеланием «Возьмите на заметку!», но без знаков препинания.
Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами. А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
Один из учеников читает его вслух. (Следить за интонацией!)
- Какова тема текста? (Выбор профессии).
- Какова основная мысль? (Выбирая профессию, необходимо учитывать свой характер, свои привычки и интересы).
В) Двое учащихся получают карточки с заданием выписать из текста предложение с обособленным определением (с обособленным обстоятельством), обозначить обособленные члены графически, поставить запятые и подготовиться к анализу вслух. ( см. Приложение № 3)
Г) В это время остальные учащиеся занимаются списыванием текста, постановкой запятых (тем, кто быстро пишет, предлагается объяснить графически постановку запятой в 3-ем предложении).
Д)) Работающие у доски по очереди анализируют выписанные предложения самостоятельно, в случае затруднения - с помощью наводящих вопросов:
- Есть ли в тексте обособленные члены предложения?
- Чем они выражены?
- Какими членами предложения являются? Как обозначаются графически?
- Объясните постановку запятых.
Учитель обращается к классу:
- Сравните свои записи с теми, что на доске, исправьте ошибки, если они у вас есть, и оцените свою работу.
2. Самостоятельная творческая работа с помощью учебника (по вариантам).
Задание на слайде № 9
1 вариант | 2вариант |
Выберите подходящий по смыслу причастный оборот из упр. № 242 и включите его в данное предложение, сделав обособленным членом | Выберите подходящий по смыслу деепричастный оборот из упр. № 243 и включите его в данное предложение, сделав обособленным членом |
Прогулка по аллее пробуждала в душе романтические воспоминания. | Капельки росы похожи на рассыпанные бриллианты. |
Проверка: первые работы проверяет учитель и оценивает. Затем предложения прочитываются вслух и анализируются.
- Какие предложения красивее, богаче и более полно передают мысли: те, что в задании, или те, которые преобразованы вами?
- Рефлексия.
- Для чего нужно знать об обособленных второстепенных членах предложения? (вопрос на слайде № 10)
Для получения ответа используется интерактивный прием «Микрофон» (учащиеся передают друг другу микрофон и высказывают свои предположения). По результатам на слайд № 10 выводятся итоги: «…, чтобы с их помощью обогащать свою речь, уметь более точно и полно выражать свои мысли, делать свою речь более яркой, на письме избегать пунктуационных ошибок и т. п.).
- Обратимся к целям нашего урока (знать и уметь), достигнуты ли они?
(слайд № 11) С помощью каких действий мы их достигли?
- Определите свое состояние на уроке (на каждом столе лежит конверт со смайликами, изображающими различное отношение к уроку и происходящему на нем). (слайд № 12)
VI. Домашнее задание (по выбору учащегося): слайд № 13
- Рассмотреть репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (на вкладке учебника) и составить 4-6 предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.
- Упр. № 244 (текст упражнения деформирован, поэтому надо прочитать его вслух).
- Выставление оценок за работу на уроке:
1) среднее арифметическое от тех оценок, которые ученики ставили себе в процессе самооценки выполненных заданий;
2) отдельно оценить работу наиболее активных учащихся.
Слайд № 14. Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
по теме «Группы и признаки обособленных второстепенных членов предложения»
№ | этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I | Организационно-мотивационный | Приветствует учащихся, настраивает на процесс обучения. Сообщает тему урока, предлагает учащимся сделать вводные записи в рабочую тетрадь. Предлагает учащимся сформулировать цели урока. | Готовятся к работе, записывают число, тему урока. Исходя из темы урока выдвигают свои предположения о его целях и задачах для себя. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание, понимание, принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: настрой на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
II | Актуализация знаний | Диктует определения лингвистических терминов Предоставляет учащимся возможность проверить знания свои и проверявшего его работу товарища. | Мыслительные операции. Слушают определения и записывают термины в тетрадь. Проводят взаимопроверку в парах. Проводят самопроверку и оценивание своей работы. | Познавательные: подведение под понятие, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом. Регулятивные: коррекция, самооценка. Коммуникативные: взаимопроверка. |
III | Работа над темой урока | Устное сообщение – включение учащихся в учебный процесс по теме урока Дает задание, настраивает на продуктивное использование времени при работе в паре (в каточке 2 задания, чтобы учащиеся учились распределять роли в малой группе) Предлагает алгоритм проверки домашнего задания. Побуждает к работе с учебником, созданию таблицы, к мыслительным операциям | Работают по карточке в парах: заполняют схему, составляют вопросник для анализа содержания схемы, распределив роли. Проводят фронтальный опрос. Сопоставляют свою работу с материалом на слайде и оценивают ее. Читают подобранные по заданию предложения и характеризуют, используя новые термины. Читают лингвистический текст. Анализируют новые сведения из учебника (выделяют ключевые слова), заполняют таблицу, решают проблемный вопрос . | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, отбор и формулирование вопросов, анализ объектов с целью выделения существенных признаков, решение проблемных задач, построение объяснения по предложенному плану. Регулятивные: сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, оценка и саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества в малой группе, распределение ролей, взаимодействие. |
IV | Закрепление материала | Организует работу с текстом. Контролирует соблюдение интонации обособления при чтении текста учащимся. Обращает внимание учащихся на актуальность для них информации, содержащейся в тексте Организует индивидуальную работу у доски. Организует деятельность по применению новых знаний. Проверяет и оценивает сам. работу учащихся, которые справились первыми. | Анализируют материал, самостоятельно редактируют его. Читают отредактированный текст, соблюдая нужные интонации. Анализируют текст, списывают его, проводят поиск и графический разбор предложений с обособленными членами. Сверяют свою работу с тем, как ее выполнили товарищи. Исправляют ошибки. Выполняют самостоятельную творческую работу. Читают и анализируют измененные предложения, сопоставляют их с прежними, делают выводы. | Личностные: профессиональное самоопределение, положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства. Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, решение проблемных задач, построение объяснения по предложенному плану или наводящим вопросам, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, самооценка. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, соблюдая речевой этикет, быть терпимым. |
V | Рефлексия | Организует рефлексию | Высказывают свои мысли об актуальности полученных знаний, соотносят цели урока и результаты, определяют свое психоэмоциональное состояние на уроке. | Личностные: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется), эмоциональное самоопределение. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, чувства и настроения. |
VI | Домашнее задание | Предлагает выбор задания по желанию. Читает текст упр., т.к. он деформирован | Делают записи в дневнике для последующего выбора | Личностные: самоопределение Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу. |
VII | Выставление оценок за работу на уроке | Предлагает критерии общей оценки за урок. Выставляет оценки наиболее активным. | Самооценка своей деятельности | Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. |
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
Карточка № 1
- Заполните схему.
- Составьте вопросник к анализу схемы, соблюдая последовательность и логичность.
Приложение № 2
Карточка № 2
Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».
1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.
2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами.
а) 2413 б)1432 в) 3421 г) 3142
Карточка № 2
Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».
1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.
2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами.
а) 2413 б)1432 в) 3421 г) 3142
Карточка № 2
Прочитайте данные предложения. Укажите правильный вариант ответа на вопрос: «В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?».
1) Каждому хочется иметь профессию, приносящую удовлетворение.
2) А ведь успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
3) Думая о своём будущем, мы выбираем профессию. 4) Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами.
а) 2413 б)1432 в) 3421 г) 3142
Приложение № 3
Карточка № 1
Найдите в данном тексте и выпишите предложение с обособленным обстоятельством. Обозначьте обособленное обстоятельство графически, поставьте запятые и подготовьтесь к анализу предложения вслух.
Думая о своём будущем мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами. А успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
Карточка № 2
Найдите в данном тексте и выпишите предложение с обособленным определением. Обозначьте обособленное определение графически, поставьте запятые и подготовьтесь к анализу предложения вслух.
Думая о своём будущем мы выбираем профессию. Каждому хочется иметь профессию приносящую удовлетворение. Но далеко не каждый соотносит выбранный вид деятельности со своим характером, своими привычками и интересами. А успешность в профессии во многом зависит именно от этого.
Приложение № 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...
Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.
Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....
Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"
Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....
Дидактические материалы к урокам русского языка 6 класс
карточки по русскому языку...
Материалы к урокам русского языка 5 класс
Материалы к урокам русского языка 5 класс Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения "Перо и чернильница" (5 класс)Презентация: подготовка к написанию сжатого изложения по те...
Конспект урока. Русский язык 8 класс Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум.
Конспект урока. Русский язык 8 класс. Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения.Практикум....