Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_svyazat_predlozheniya_v_tekste.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку по теме: «Как связать предложения в тексте» (5 кл.).
Цели: 1) Познакомить учащихся с видами связи предложений в тексте, помочь усвоить понятия «цепная» и «параллельная» связь, сцепляющие слова;
2) развить навыки работы с текстом, навыки выразительного чтения, развить наглядно-образное и логическое мышление;
3) воспитать внимательное отношение к родному языку, умение работать в группе, слушать своего товарища.
Оборудование: корзинка с надписью «Корзина идей», карточки с понятиями «Текст», «Тема», «Идея», «Заглавие», «Интонация», «Цепная связь», «Параллельная связь», приклеенные на доске, желтые карточки с номерами предложений для составления схем определенных видов связи, тексты на партах.
(Тема урока на доске не написана).
Ход урока
1.Определение цели урока самими учащимися.
Беседа:
- Ребята, сегодня на урок я принесла вам что-то интересное ( учитель достает и показывает корзинку с надписью «Корзина идей»).Это корзина идей, и нам нужно будет ее наполнить, а для этого вам пригодятся знания и умения, которые вы получили на предыдущих уроках по «Русской речи». Прочитайте то , что написано на доске.(На доске записан текст «Диалог», взятый из учебника «Русская речь» упр.№59, один подготовленный ученик читает его выразительно).
- Скажите, то, что записано на доске – это разрозненные предложения или это единое целое? Каким одним словом можно это назвать? Найдите это слово на доске (Ученики находят понятие «Текст»).
- Докажите, что это действительно текст. Какие понятия на доске характеризуют текст? Давайте положим их в нашу корзину. (Учащиеся выбирают из списка слова «Тема», «Идея», «Заглавие», «Интонация» и объясняют их значения)
- Ребята, какие понятия остались?( На доске остались слова «Цепная связь», « Параллельная связь»).Вам интересно узнать, что это? Это способы связи предложений в тексте. Так что же мы должны узнать сегодня на уроке? (Учащиеся записывают тему в тетрадь, а учитель на доску)
2.Знакомство с понятием «Цепная связь».
Работа с упражнением №59 по учебнику « Русская речь»:
- Ребята, с этим текстом мы уже немного поработали в начале урока и доказали, что перед нами текст. А что такое диалог и монолог? Давайте и мы с вами поиграем в диалог с текстом, запишите вместо галочек вопросы к каждому предложению, а ответим мы на эти вопросы предложениями из текста.
(Учащиеся зачитывают вопросы: « Как называется разговор двух или нескольких лиц?», «Из чего состоит диалог?», « Что называется репликой?»)
- Пронаблюдайте, как связаны предложения в тексте? (ребята замечают, что предложения связаны повторяющимися словами ).
- Может быть, кто-нибудь догадался, каким способом связаны предложения? (цепным)
- Как вы думаете, почему такая связь называется цепной? (доказывают)
1 | 2 | 3 |
- Давайте с помощью желтых карточек попробуем составить схему этого текста, расположив их в соответствии с порядком предложений в тексте(ребята располагают карточки в следующем порядке:
- Вы правы, именно так и выглядит схема текста с цепной связью. Можете проверить себя по учебнику , стр. 38.
- Итак ,кладем в корзину новое понятие «Цепная связь».
3.Знакомство с понятием « Сцепляющие слова»:
- Ребята, подумайте, а как можно было бы назвать слова, которые связывают предложения (возможные версии, мозговой штурм)
- Такие слова называются «Сцепляющими» (повесить понятие на доску)
4. Закрепление. Работа в группах.
- Давайте проведем эксперимент: у вас на столах лежат небольшие тексты. Посовещайтесь, найдите сцепляющие слова, но будьте внимательны, сцепляющими могут быть не только повторяющиеся слова (учащиеся убеждаются, что в качестве сцепляющих могут быть повторы, однокоренные слова, местоимения).
- Прочитайте вывод в учебнике на стр.39
- Можем мы положить в нашу корзину и этот новый термин?
5. Знакомство с понятием «Параллельная связь».
- Ребята, какое понятие осталось на доске? ( «Параллельная связь»)
- Значит, есть другой способ связи предложений
(Учитель читает текст упр.№70 «Весна в лесу»)
- Ребята, посчитайте, сколько предложений в этом тексте? (4)
- Можно ли назвать связь таких предложений цепной?(внимательно наблюдают, что нет сцепляющих слов, первое предложение главное, остальные подчиняются ему)
- Подумайте, какова могла бы быть схема такого текста?
6. Закрепление.
- Запишите предложения:
Подули холодные ветры. Начался листопад. Птицы устремились к югу.
- Можно ли назвать текстом эти три предложения, чего нам не хватает? Проявите волшебство, составьте текст из этих предложений, придумайте главное предложение, которое объединило бы их (Наступила осень)
- Как связаны предложения, каким способом ? (параллельным)
- Кладем в корзину наше последнее понятие.
7.Итог урока:
- Итак, у нас полная корзина. Давайте заглянем туда, посмотрим, какими новыми понятиями мы ее заполнили, что нового вы узнали?(учитель достает понятия, уч-ся еще раз их называют)
- Урок закончен. Запишите домашнее задание п.9, упр.№76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.
Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...
Урок русского языка в 5 классе."Данное" и "новое". Способы связи предложений в тексте.
Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения...
Урок развития речи. Связь предложений в тексте
Цели урока: Ознакомление с видами связи предложений в тексте; Развитие речевой культуры и словарного запаса обучающихся. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Краткое опи...
Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".
Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района...
технологическая карта урока по русскому языку 5 класс по теме "Как связать предложения в тексте?"
Урок развития речи по русскому языку....
Урок русского языка в 6 классе по теме "Способы связи предложений в тексте"
Урок "Способы связи предложений в тексте" адресован учителям, работающим по УМК М.М.Разумовской. Урок разработан в технологии Lesson study. Предлагается технологическ...