Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Тема: Сложные предложения
с различными видами связи. Знаки препинания
в сложных предложениях
с различными видами связи
Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать в письменной речи сложные синтаксические конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение новой темы.
Беседа по вопросам.
– Прочитайте теоретический материал § 38 и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?
2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?
3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.
4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-russkogo-iazyka-v-9-klasse-slozhnye-predlozhe.docx | 14.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать в письменной речи сложные синтаксические конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение новой темы.
Беседа по вопросам.
– Прочитайте теоретический материал § 38 и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?
2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?
3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.
4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.
III. Закрепление полученных знаний.
1. Выполнение заданий.
Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.
1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)
2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)
3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)
4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)
Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.
1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)
2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)
3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)
4) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (А. Пушкин.)
5) Я спал долго, потому что когда проснулся, была уже ночь. (В. Гаршин.)
Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.
1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.
2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.
Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.
3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.
Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:
(что…), [ ] : [ ].
IV. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.
– Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.
1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …
2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …
V. Объяснительный диктант.
Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)
Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)
VI. Итог урока.
Домашнее задание. § 38, упр. 216.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи
Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.
Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Основные виды обстоятельств"
Урок разработан с использованием различных видов УУД в условиях реализации ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»
Цели данного урока: Образовательные: Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них. Развивающие: создать условия для развития ключевых компет...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Виды подчинительной связи в предложении"
Урок сконструирован для малокомплектного класса. Используются технологии ИКТ, ТРКМ, личностно-ориентированного подхода....
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов. Авто...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём"
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём."...