Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения
учебно-методический материал по русскому языку
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, о
чем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, они характеризуются интонацией водности, на письме выделяются запятыми.
Вводные слова могут выражать уверенность, неуверенность, чувство, источник сообщения, последовательность мыслей, способ выражения, оформления мыслей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, о
чем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, они характеризуются интонацией водности, на письме выделяются запятыми.
Вводные слова могут выражать уверенность, неуверенность, чувство, источник сообщения, последовательность мыслей, способ выражения, оформления мыслей.
Значение вводных слов | Примеры |
Уверенность | Безусловно, без сомнения, бесспорно, в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, разумеется. |
Неуверенность | Вероятно, видимо, возможно. Должно быть. Кажется, может быть. Наверное, очевидно, по-видимому, пожалуй, по сей день |
Источник сообщения | Говорят, по- моему, по словам кого либо, По чьему-нибудь сообщению, на чей- нибудь взгляд, помнится |
Последовательность мыслей | Во-первых,во-вторых,наконец,следовательно, итак, татаким образом, значит, напротив, наоборот, в частности, ска скажем |
Способ выражения мыслей | Одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, гоггрубо говоря, мягко выражаясь. |
Озаглавьте текст. Найдите тезис. Укажите доказательства.
Составьте схемы предложений, укажите значение вводных слов
1.Друзья мои, читайте книги!
2Книги- наши учителя и помощники, советчики.
3.Они,безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации
4. Во- первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во- вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего.
5.Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус,
6.Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.
1Укажите сложные предложения.
2.Найдите предложения с однородными членами.
3.Найдите предложения с вводными словами.
Слова, не являющиеся вводными. |
Авось, большей частью, будто бы, будто, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, вот , вот Вообще, вряд ли, единственно, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, раз, лишь, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, на редкость, непременно, неужели, однако же, определенно, особенно, Отчасти, по-прежнему, почти, приблизительно, притом, при этом, пускай, пусть, разве, решительно, словно,, тем не менее, только, якобы |
Слова, которые всегда вводные. |
Вообще говоря, во-первых, впрочем, в самом деле, дескать, итак, казалось бы, как говорится, конечно, короче говоря, кроме того, надо полагать, пожалуйста, прежде всего, следовательно, собственно говоря, стала быть и др. |
Расставьте знаки препинания, выясните значение вводных слов, составьте схемы.
- Лошади сани деревья бык привязанный к столбу все было бело и казалось мягким пушистым.
- И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов и стройные раины все казалось спало тихим трудовым сном.
- Пожалуй наиболее примечательные особенности манеры этого писателя простота внимание к незначительным казалось бы деталям.
- Сегодня наконец получил Володя твое письмо из Москвы а то мы по своему обыкновению начинали серьезно считать тебя погибшим.
- Про вас я не слыхал к несчастью ничего но многое от вас конечно знаю.
- Тебе Евгений я разумеется предоставлю свой кабинет.
- Ружья пробывшие двое суток на морозе и вероятно густо смазанные маслом дали осечку.
- На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего.
- Я взглянул и в указанном направлении действительно увидел старый след медведя.
- У самого края воды лежала какая-то большая темная масса.
- Несомненно это был морской зверь выброшенный волнами на берег
- Птицы по- видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу.
- Я отступил тихонько назад обошел птиц стороною и подкравшись к ним возможно ближе выстрелил из ружья.
1 Найдите сложные предложения.
2 Укажите предложения, осложненные вводными словами.
3. Укажите предложения с однородными членами.
4.Укажите предложения с обобщающими словами.
5.Найдите предложение с обособленным обстоятельством.
6.Из 13 предложения выпишите 2 С/С со связью ПРИМЫКАНИЕ.
7 Из предложений 7-9 выпишите страдательные причастия прошедшего времени
и определите суффиксы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактический материал к уроку русского языка по теме "Сложное предложение"
дидактический материал к уроку...
"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.
Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)
Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...
Дидактические материалы к урокам русского языка
Подготовка к ГИА и ЕГЭ...
Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме "Повторение. Орфограммы в корне слова".
Данные материалы можно использовать для организации самостоятельной работы учащихся на уроке повторения и обобщения сведений об орфограммах в корнях слов. Выполняя задания, учащиеся себя оценива...
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....