Конспект урока по ФГОС "Чередование в корне -лаг-/-лож-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель деятельности учителя:

1. систематизировать знания о чередующихся гласных а-о в корне –лаг-//-лож-;

2.закреплять умение различать слова с корнем –лаг-//-лож- от слов с корнем –слож- и др.; умение находить их в тексте; 

3. закреплять умения правильно выбирать нужную гласную в корне; пользоваться изученным правилом в собственной письменной речи, соблюдать литературную норму при построении предложения; повторить орфографию;

4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся через дидактический материал, содействовать развитию речи;

5. формировать умения учиться; консультировать, корректировать деятельность детей; инициировать способы включения в работу каждого ученика.

6. создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_lag-lozh_na_konkurs.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Крюкова Екатерина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МАОУ СШ №72 г. Ульяновска

Проект открытого урока по русскому языку в 5 классе.

Изучение нового материала «Чередующиеся гласные а-о в корне –лаг-//-лож-».

УМК по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы

(под ред. Ладыженской Т.А.)

      Цель деятельности учителя: 

1. систематизировать знания о чередующихся гласных а-о в корне –лаг-//-лож-;

2.закреплять умение различать слова с корнем –лаг-//-лож- от слов с корнем –слож- и др.; умение находить их в тексте;  

3. закреплять умения правильно выбирать нужную гласную в корне; пользоваться изученным правилом в собственной письменной речи, соблюдать литературную норму при построении предложения; повторить орфографию;

4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся через дидактический материал, содействовать развитию речи;

5. формировать умения учиться; консультировать, корректировать деятельность детей; инициировать способы включения в работу каждого ученика.

6. создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных целей.

   Тип урока: изучение нового материала

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия по данной теме; знать правила постановки гласной в корне.

    Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретеннная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

        Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

   Методы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций;

   Формы обучения: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

   Образовательные ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://www.akademius.narod.ru.vibor-rus.html

http://www.festival.1september.ru/subjects

   Оборудование: компьютер, интерактивная доска(экран), мультимединый проектор

   Наглядно-демонстративный материал: карточки (тексты, таблицы, задания), презентация к уроку, выполненная учителем.

    Основные понятия: чередующиеся гласные.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся. (слайд)

 

  Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги и гости нашего урока. Сегодня у нас не обычный урок, мы отправимся в путешествие с главным героем книги «Маленький принц».

Надеюсь, что мы сегодня покажем себя дружной командой и поможем найти маленькому принцу друзей.

Актуализация опорных знаний

   Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами объявление, которое увидел Маленький принц, когда приземлился на одну из планет (читают).

«Предлагаю помощь в поиске друзей. Могу предложить совместные походы с костром, прогулки и путешествия»

Маленький принц, прочитав это объявление, очень удивился, почему 2 слова с одним лексическим значением пишутся по-разному?

Над какими словами задумался маленький принц? (предлагаю, предложить) Давайте подумаем, почему такое происходит? (происходит чередование). Молодцы!

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о чередовании гласных)

Правильно. Открываем тетради, записываем число, «Классная работа», тема урока «Чередующиеся гласные а-о в корне –лаг-//-лож-»

Целеполагание: Какие цели мы с вами поставим сегодня на уроке?

Узнать (о чем?), как правильно писать чередующиеся гласные в корне

Научиться (чему?) находить слова с данной орфограммой

Развить (что?) умение правильно употреблять нужную гласную в корне

А в какой значимой части слова происходит чередование? (в корне). Какие мы с вами знаем орфограммы в корне слова? (проверяемые, непроверяемые чередующиеся)

3 вида гласных в корне слова

Проверяемые

Объявление, друзей

Непроверяемые

костром

чередующиеся

Предлагаю-предложить

Словарно-орфографическая работа:

Как мы называем слова, в которых не можем проверить написание буквы? (словарными) Давайте запишем слово «костром» в начальной форме в рабочую тетрадь, выделите безударную гласную в корне слова.

КОСТЁР, -тра, м. Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. Зажечь или разложить к. Греться у костра. 

 

Открытие нового знания.

Маленький принц прилетел на вторую планету, где встретился с лисом, который в этот момент читал сказку.

(1) За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. (2) Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. (3) В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить.

(4) Однажды не выдержала царица, предложила в Царстве русского языка: (5) «Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- и -лож, тот получит моё расположение и царскую награду».

(6) Со всех земель невиданного царства-государства съехались подданные и предлагали, как можно различать братьев.

(7) А две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- и -лож-. (8) Согласная Г быстро расположилась с братом -лаг-, а ее сестрица – с братом -лож-. (9) Да так и остались навсегда с ними друзьями.

(10) С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Гто уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

(11) Так и дружат они, постоянно друг друга выручая.

Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)

В предложениях 4,5,6,8 найдите слова с корнем –лаг-//-лож-, выпишите их в тетрадь и выделите корень. Почему именно эта гласная пишется в корне? (сверяют полученный результат с образцом на слайде). Проверьте себя.

Рефлексия. Перед вами 3 человечка разных цветов. Поднимите зеленого человечка, если вы выполнили задание верно, желтого, если есть ошибки, и красного, если задание выполнить не удалось.

 

Работа с учебником. А как еще можно отличать слова с этим корнем? Откройте, пожалуйста, учебник на странице 33, прочитайте орфографическое правило. Что нового мы узнали?

VI. Закрепление изученного материала

Мы с вами прибыли на следующую планету. Чтобы на этой планете маленькому принцу найти друзей, нужно выполнить следующее задание.

Распределите слова по колонкам: в левую – с буквой О в корне, в правую – с буквой А.

Слова для распределения: возл…гать, распол…гается, перел…жить, отл…жение, нал…жить, предл…гать, дол…жить, сл…гаемое.

Слова с гласной О в корне

Слова с гласной А в корне

Рефлексия: Как вы выполняли работу? Проверьте себя. Перед вами 3 человечка разных цветов. Поднимите зеленого человечка, если вы выполнили задание верно, желтого, если есть ошибки, и красного, если задание выполнить не удалось.

VII. Физминутка (слайд) Вот мы уже близки к цели, но немного утомились. Давайте встанем и чуточку отдохнем.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки [5]
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Всем друзьям физкульт-привет!

Молодцы, ребята, а теперь продолжим поиски друзей для маленького принца.

Прочитайте пословицы. Какая тема их объединяет? Запишите, обозначая орфограмму «Буквы а-о в корне –лаг-//-лож-».

1. От верного друга не отлучайся, на него пол…гайся. (Русская) 2. Из одного полена костра не сл…жишь (Осетинская) 3. Если нет помощи от друга, тогда пол…жи свою тюбетейку на землю и советуйся с ней. (Узбекская) 4. Только тот друг, на кого можно пол…житься в беде. (Хинди)

Рефлексия: Как вы выполняли работу? Проверьте себя. Перед вами 3 человечка разных цветов. Поднимите зеленого человечка, если вы выполнили задание верно, желтого, если есть ошибки, и красного, если задание выполнить не удалось.

Молодцы. Но у нас осталась еще одна страна, в которой не побывал маленький принц. Давайте посмотрим, сможет ли там он отыскать себе друзей.

Задание. Напишите небольшое сочинение по картинке, используя следующие словосочетания:

распол…житься у колодца, предл…гать холодной воды, предпол…жение о путешествии.

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Итак, ребята, что у вас получилось? (зачитывают свои варианты работ)

Рефлексия: Проверьте своих одноклассников, которые поделились с вами своими сочинениями. Оцените, как они справились с заданием. Перед вами 3 человечка разных цветов. Поднимите зеленого человечка, если выполнили задание верно, желтого, если есть ошибки, и красного, если задание выполнить не удалось.

VIII. Рефлексия. (слайд)

Ответьте на вопросы по образцу: Что вы узнали? Что повторили? Улучшилось ли у вас настроение?

IX. Подведение итогов урока. Сегодня мы смогли отыскать друзей маленькому принцу. Но не только роза, пилот и лис стали его друзьями, но и все мы с вами. На доске вы видите планету, где все друзья собрались вместе. Я предлагаю вам оценить, насколько вы поняли материал сегодняшнего урока и прикрепить рядом с планетой того человечка, которого считаете нужным (зеленый – я все понял на уроке; желтый – остались вопросы по теме; красный – ничего не понял).

Спасибо за урок! (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Квадратные корни"

В данном материале показан конспект урока в виде игры "Звездный час" по теме "Квадратные корни". Урок посвящен обобщению знаний учащихся по данной теме, развитию логического мышления, привитие интерес...

конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений"

Урок закрепления с применением информационных технологий и системно деятельностного подхода....

Конспект урока по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный корень"

Урок по теме "Квадратные корни. Арифметический квадратный коркнь" 8 класс...

Конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений".

Конспект урока по теме "Формулы корней квадратных уравнений". Урок закрепления знаний. Проведение индивидуальной работы. Представлена разноуровневая самостоятельная работа для учащихся со слабыми знан...

Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и.

Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и....

Конспект урока:"Правописание гласных в корнях-гар-гор-зар-зор-клан-клон-плав-плов"

Конспект урока:"Правописание гласных в корнях-гар-гор-зар-зор-клан-клон-плав-плов"...