Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние на стилистическую сферу употребления слов в речи. В основу настоящей методической разработки урока по русскому языку положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе закрепления и совершенствования знаний по теме «Суффикс – значимая часть слова».Данный урок проводится по учебно – методическому комплексу по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской, урок разработан с учётом современных требований ФГОС и возрастных особенностей учащихся. В результате учебной деятельности на занятии школьники сами отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация их по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку собственных знаний, планировать свои действия. Учитель должен выполнять функцию координатора деятельности и партнёра учеников, стараться увлечь учащихся проблемой, стимулировать творческое мышление учащихся, проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 44.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему
«Суффикс – значимая часть слова»
Развалова Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Оглавление
Введение------------------------------------------------------------------------------2
Методическая разработка урока------------------------------------------------4
Заключение--------------------------------------------------------------------------19
Список использованной литературы--------------------------------------------21
Введение
В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние на стилистическую сферу употребления слов в речи. В основу настоящей методической разработки урока по русскому языку положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе закрепления и совершенствования знаний по теме «Суффикс – значимая часть слова».Данный урок проводится по учебно – методическому комплексу по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской, урок разработан с учётом современных требований ФГОС и возрастных особенностей учащихся. В результате учебной деятельности на занятии школьники сами отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация их по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку собственных знаний, планировать свои действия. Учитель должен выполнять функцию координатора деятельности и партнёра учеников, стараться увлечь учащихся проблемой, стимулировать творческое мышление учащихся, проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.На данном уроке используются различные методические приёмы:
- словесные (беседа с учащимися по теме, ответы на вопросы, воспроизведение правил);
- наглядные (слайды презентации);
- практические (выполнение заданий).
С цельюздоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и работа в парах, в группе. Наличие заданий творческого характера позволяют не только поддерживать познавательный интерес учащихся на протяжении всего урока, но и развивать интеллектуальные и творческие способности.Большое значение для формирования различных компетентностей ушкольников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми особенностями. Эта работа важна для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме. Обучающие должны научиться осмысливать значения изученных суффиксов, дифференцировать их и употреблять при письме соответствующие слова. Для достижения и оценивания ожидаемых результатов используется тестирование, изучение результатов деятельности учащихся.
Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс)
Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Суффикс»слайд 1
(Учебник: Русский язык. 5класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016. – 176 с. )
Цели:
1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Суффикс», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.
2.Способтвовать развитию умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка у ребенка; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.
3. Содействовать формированию потребности в овладении грамотным письмом, развитии речи; внимания, самодисциплины; умения работать в паре, группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; формировать ответственное отношение к природе, развивать потребность общаться с природой, наслаждаться её красотой; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт стандартной формы урока.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ноутбук, индивидуальные карточки
Форма урока: урок закрепления знаний
Технологическая карта урока
Заключение
Урок русского языка был проведён в 5 классе по учебнику Русский язык. 5класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2 /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
На уроке использовались следующие методы и формы обучения:
1. Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:
а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
б) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;
в) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.
2. Методы контроля и самооценки
а) фронтальная работа, опрос;
б) тестовая работа;
в) самоконтроль.
3. Формы организации познавательной деятельности: фронтальные (учитель-класс), индивидуальные (учитель-ученик), групповые (учитель-группа).
4. Выбранные методы обучения и способы управления учебной
деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют
уровню обучения учащихся пятого класса
- Планируемый объем учебного материала, и сложность информации учтены с учетом психофизиологических особенностей школьников и учебными возможностями учащихся 5-го класса.
- Кратковременность организационного момента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоционально-деловой настрой и обеспечило необходимую мотивацию
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден 1 февраля 2011 года
2 .Русский язык . 5 класс . Учеб. Для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч 2 ( Т.А. Ладыженская , М . Т. Баранов , Л . А . Тростенцова и др. ; науч . ред . Н . М . Шанский ) . - М . : Просвещение , 2012 . – 176 с . :
3. Бабушкина Т.В. , Гурьева Н . Н. Русская графика . Тверь , 2001.
4 . Контрольно – измерительные материалы . Русский язык . 5 класс / Сост. Н . В. Егорова . М . : ВАКО , 2009.
5 .Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...