Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"
методическая разработка (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt-3.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка
в 9-ом классе коррекционной школы VIII вида
по теме «Части речи»
Вид урока:
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний о частях речи.
Форма урока: урок - исследование.
Цели урока:
1. Организовать работу учащихся по обобщению знаний и способов
деятельности при повторении частей речи.
2. Способствовать развитию общественных навыков и
коммуникативных качеств.
3.Обеспечить свободу выбора, возможность работать в группах, парах
и индивидуально.
4.Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий
характер, что отвечает коррекционной направленности урока.
5.Учить замечать красоту природы, воспитывать любовь к Родине через
любовь к природе.
Оборудование:
- таблички с названиями частей речи;
- перечень возможных сочетаний частей речи;
- карточки со словами для игры «Восточный базар»;
- видеомагнитофон, телевизор;
- видеосюжет о природе.
Ход урока
- Организация класса.
II. Работа над темой урока.
1. Постановка цели урока:
- Завершая работу над темой «Части речи», сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Это будет урок-исследование, на котором в качестве объекта исследования выступят части речи.
2. Актуализация знаний.
(Саморефлексия собственных знаний)
- Прочитайте предложение, записанное на доске. Разберем его по членам предложения и по частям речи.
На доске:
В двух шагах от меня неожиданно появилась большая охотничья собака.
- Какие части речи встретились в этом предложении?
3. Постановка учебной задачи.
- Однажды я услышала обрывок разговора двух учеников. Один, выходя из класса после урока, сказал: «Надоели эти части речи. Когда они кончатся?» Что ответил ему товарищ, я не слышала, но, готовясь к сегодняшнему уроку, вдруг подумала: «А почему бы нам не найти ответ?» Так возникла идея провести урок-исследование. В результате проделанной работы мы ответим на вопросы: /учитель прикрепляет на доску таблички/
Части речи:
- почему их так много?
- все ли они нужны?
- как ими пользоваться?
4. Решение учебной задачи.
Для проведения исследования я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая группа будет доказывать право на существование одной из трех частей речи:
имени существительного,
имени прилагательного и
глагола.
В течение пяти минут вы подготовите сообщение в защиту своей части речи, расскажете о ее значении, укажете грамматические признаки. Разрешается использовать в ходе работы учебник, «Рабочую тетрадь», записи в тетради для правил. Удачи!
4.1.Выступления учащихся:
- Имя существительное – это самая известная часть речи. Словами – существительными названы все предметы и явления мира. Поэтому нам будет понятна словесная картинка, составленная из одних существительных:
Вечер. Блеск звезды. Улица села. Тишина, покой. Сияние глаз. Ожидание чуда.
Что же такое имя существительное? Это часть речи, которая обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что?
Имя существительное бывает одушевленным и неодушевленноым (друг – дружба); может быть мужского, женского и среднего рада (моряк – м.р., морячка – ж.р., море – ср. р.) единственного и множественного числа (река – реки, снег – снега).
Имена существительные изменяются по падежам, всего 6 падежей.
2. Мы не спорим, что существительное - главная часть речи. Но без имени прилагательного нельзя назвать признаки того или иного предмета, отличия одного от другого. Ведь имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Имя прилагательное - вечный спутник существительного. Оно согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
/прилагательное раскрывает сущность предмета (его цвет, вкус, форму, характер и .т.д). Мы можем по признакам узнать предмет:
серый, хищный, жадный … (волк);
косой, слабый, трусливый … (заяц);
сухое, свежее, душистое … (сено).
Особое значение прилагательные имеют в художественной литературе.
3. Да, имя существительное и имя прилагательное – важные части речи. Но без глаголов нам не обойтись.
Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Он имеет много форм, которые часто меняет:
- время: настоящее, прошедшее и будущее /пишу, писал, буду писать/;
- лицо: 1-е, 2-е, 3-е (я пишу, ты пишешь, он пишет);
- число: единственное и множественное (я пишу, мы пишем);
- род: мужской (он появился); женский (она появилась); средний (оно появилось);
- неопределенная форма: читать думать.
Глаголы различаются по значению:
глаголы речи – говорит, кричит, шепчет;
глаголы движения – подпрыгнул, пробежал;
глаголы труда – шьет, строгает, пилит;
глаголы, обозначающие чувства человека – грустит, радуется.
Чем точнее, образнее, ярче описывает человек действия, тем интереснее его слушать.
/После каждого выступления учитель прикрепляет на доску табличку с названием части речи/.
4.2.
- Вы подготовили очень интересные сообщения. Молодцы! И какой можно сделать вывод? /Эти части речи человек использует чаще других/.
.- Какие еще части речи вы знаете? Назовите их, укажите значение и приведите примеры из домашней работы.
Ответы:
1. Местоимение личное
- Оно помогает избегать повторов одних и тех же слов. Местоимения экономят время и разнообразят речь.
Еще одна важная работа местоимений – они указывают на участников разговора. (примеры из домашнего задания).
2. Имя числительное.
- Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.
- Числительные указывают на количество предметов и порядок их при счете.
- Числительные бывают количественные и порядковые. (примеры)
3. Наречие.
- Это самая молодая часть речи. Обозначает признак действия.
- Наречие помогает нам выразить свои мысли точно, ярко, убедительно (примеры).
4. Служебные части речи: предлог,
союз,
частица.
- они тоже необходимы человеку.
Вывод:
-Своим исследованием вы доказали, что все части речи нужны и важны. А их количество вовсе не так уж и велико, ведь окружающая нас жизнь многолика и многообразна.
Динамическая пауза
- Вы неплохо потрудились, а сейчас я приглашаю вас на восточный базар. В чем его особенность? (торгуются, шумно, ярко, …)
- Вот и вы будете торговаться друг с другом, обмениваться, просить.
Вашим товаром будут слова, принадлежащие к разным частям речи. Каждый получает 2 карточки.
Задача: одно слово оставить себе, а другое поменять так, чтобы у вас
получилось словосочетание.
/Дети встают с мест, выходят на середину класса и начинают торг).
- Чем порадовал вас восточный базар?
/проверка: по очереди читают словосочетания, указывая названия частей речи./
- А теперь посмотрите на доску.
Какие части речи не сочетаются друг с другом? Найдите ошибку.
Прилагательное + существительное
Глагол + местоимение
Глагол + предлог + существительное
Предлог + глагол
Числительное + существительное
Наречие + глагол
- Знание особенностей сочетания частей речи друг с другом пригодится при выполнении последнего задания, в котором вы покажете возможности использования разных частей речи.
5. Воспроизведение и творческое преобразование открытых знаний.
- Наша Родина – прекрасная и необъятная страна.
Но у каждого из нас есть уголок родной земли, лучше которого не сыскать. Это – наша малая Родина.
Сейчас вы увидите видеосюжет, снятый летом прошлого года близ д. Лихачево, что находится в 30 км от п. Кизема.
Я предлагаю описать природу нашей Устьянской земли так, чтобы человек, который никогда здесь не бывал, захотел бы приехать к нам.
А помогут вам в этом различные части речи.
/Показываю видеозарисовки, останавливаю кадр/.
Дети работают в парах. /одной паре – слабым ученикам – даю карточку с опорными словами/.
После окончания работы лучшие сочинения зачитать, сопровождая показом видео.
III. Итог урока.
- Ребята, кто сегодня был самый активный на уроке?
- Чьё сочинение понравилось больше?
- Оцените свою работу. Что показалось трудным?
Всем спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...
Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"
Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....
Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Сложение и вычитание дробей и смешанных чисел"
Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....
Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида
Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...
Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...
Контрольная работа по русскому языку 7 класс коррекционной школы VIII вида Тема: «Имя существительное»
Цель: повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном. Задачи: уметь находить в тексте имена существительные и отличать их от других частей речи, опр...
Особенности организации и поведения нетрадиционных форм уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Уроки русского языка в специальной (коррекционной) школе...