Рабочая программа по русскому языку для 5 класса. УМК С.И. Львовой, В.В. Львова. 2017-2018 учебный год
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа русскому языку для 5 класса составлена на основе программы для 5-9 классов под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова и включает в себя 3 раздела: "Планируемые результаты освоения учебного предмета", "Содержание учебного предмета", "Тематическое планирование уроков литературы" с календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass_2017-2018.doc | 452 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
5 класс
Разработчик программы:
Ганеева Виктория Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Москва, 2017 |
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
5-й класс
– по фонетике и графике:
производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Аудирование
Ученик научится
использовать монолог, использовать диалог в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
Чтение
Ученик научится
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Ученик получит возможность научиться:
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;;
Говорение
Ученик научится
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера)
• извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Ученик получит возможность научиться:
• извлекать информацию по заданной проблеме .
• создавать устные монологические и диалогические высказывания
Письмо
Ученик научится
• создавать письменные монологические высказывания на бытовые и учебные темы, рассказ о событии,
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато) в форме ученического изложения
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Ученик получит возможность научиться:
• создавать письменные высказывания на разные темы
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты с точки зрения смыслового содержания и структуры;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана
• создавать и редактировать собственные тексты
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты ( участие в беседе),
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, художественной литературы
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
Ученик получит возможность научиться:
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать смысловую и структурную связь однокоренных слов;
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова,
группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.)
Ученик получит возможность научиться:
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных;
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• различать грамматические омонимы;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать словосочетания и предложения с точки зрения структурной и смысловой организации;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
5 КЛАСС (170 ч)
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности |
Лингвистика – наука о языке | |
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся на уроках русского языка в 5-м классе. Основные единицы языка и речи: звук (*фонема), слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. *Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. | Формирование положительной мотивации к изучению основных разделов лингвистики и освоению различных видов речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения. |
ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ
ФОНЕТИКА
Речь устная и письменная. Разделы лингвистики, изучающие устную речь (фонетика, орфоэпия). Основные требования к устной и письменной речи. Фонетика как раздел лингвистики. Звук — основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Обобщение сведений о звуках русс кого языка и их классификации: гласные (ударные/ безударные), согласные (твердые. мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Сонорные согласные. Смыслоразличительная роль звука (*фонемы) в слове. * Звукопись как выразительное средство устной речи. Особенность словесного уда- | Использование элементов транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова: [т] [ы] [ъ][а] [ш] пруд,, жизнь, молодёжь и т. п. Использование звукописи в художественной речи. *Наблюдение за использованием словесного ударения для ритмической организации поэтической речи. Осмысление роли логического ударения при выразительном чтении текстов. Чтение текстов с адекватной содержанию интонацией, с уместным использованием пауз, в соответствующем темпе и тоне речи. Фонетический разбор слова. Звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного анализа звуковой стороны художественного текста. |
ОРФОЭПИЯ
Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний (чт, чн, сги, зги, сч, зщ, зж, тс, дс и др.). Изменения звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. *Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах. Правильное произношение некоторых групп согласных. *Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. | Владение основными правилами произношения ударных и безударных гласных в современном русском литературном языке, правилами произношения некоторых согласных и сочетаний согласных. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов, требующих орфоэпического комментария. Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпический разбор слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. |
ГРАФИКА
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. *Письмо и каллиграфия. Графика как раздел лингвистики, устанавливающий соотношение между буквами алфавита и звуками. •Элементарные сведения из истории происхождения пись- менности и русского алфавита. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. Роль букв ь и ъ в обозначении звукового состава словоформы. | Осознание роли отчетливого и красивого письма для точного понимания написанного и быстрого схватывания информации. Правильное произношение букв русского алфавита. Использование алфавита в практической деятельности (например, при работе со справочной литературой). Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова при проведении фонетического, орфоэпического и орфографического разборов. |
МОРФЕМИКА
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема — значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога. Словарь значения морфем: (его предназначение, строение, содержание словарной статьи. Корень, приставка, суффикс и окончание — морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности. * Морфемы словообразующие и формообразующие. Однокоренные слова: их смысловоe и структурное сходство. Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках. Чередование гласных и согласных в морфемах; типы чередований: а//о, е//и; беглые гласные//нуль звука; неполногласные сочетания//полногласные сочетания (оро//ра, оло//ла, ере//ре); различные чередования согласных (к//ч//ц, г//ж//з и др.). *Варианты морфем. *Исторические изменения в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. | Работа с учебным словариком значения морфем. Сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы. Наблюдение за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи и произведениях устного народного творчества.
Характеристика языковых признаков слов на основе анализа морфемной модели. Морфемный разбор слова. Опора на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова. Особенности правописания морфем с чередующимися гласными и согласными. Овладение приемом поморфемного письма (деление на морфемы) в процессе написания слова (пере-лет-а-ли, сам-о-с-вал- и т. п.) как способом повышения грамотности. Работа с учебным этимологическим словарем с целью определения зависимости написания слова от его происхождения. |
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Лексикология как раздел лингвистики. Слово — единица языка и речи. Лексическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, подбор ближайшего однокоренного слова (словообразовательное толкование: ущелье — щель между горами); наглядное изображение предмета, обозначаемого словом (рисунок, фотография) Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словари синонимов и антонимии: их назначение, структура, содержание словарных статей. Слова нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные и книжные). Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. | Осознание одного из главных требований к речи — точности употребления слова в соответствии с его лексическим значением. Объяснение лексического значения слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов). Определение значения слова с опорой на морфемное строение: 1) с учетом значения корня 2) с опорой на значение слово Работа с толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова. Работа со словарями синонимов и антонимов для обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли. *Уместное использование слов-синонимов в речи с учетом их стилистической окрашенности. Распределение слов на тематические группы. *Наблюдение за использованием родовых и видовых понятий в научных определениях, включенных в школьные учебники по разным предметам. Использование слов одной тематической группы при конструировании предложений с обобщающими словами при однородных членах, а также предложений, в которых сказуемое выражено именем существительным (пропедевтика). |
ОРФОГРАФИЯ
Орфография как раздел правописания. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них:
3)употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»). Понятие орфограммы как выбора правильного написания. Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных и согласных звуков.
* Понятие об омофонах и особенностях их значения, произношения и написания. Виды орфограмм в окончании. Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имен существительных и глаголов. Употребление ь и ъ на письме: < для обозначения мягкости согласных; ь после шипящих;тся и -ться в глаголах; разделительные ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания слов. | Осознание роли грамотного письма в процессе письменного общения; возможности орфографии для точной передачи смысла речи. Опора на основной принцип написания морфем: сохранение единообразного их облика независимо от звучания (*принцип единообразного написания морфем, или морфемный принцип). Обнаружение орфограмм в корнях и окончаниях слов. Группировка слов по видам орфограмм корня. Подбор однокоренного проверочного слова на основе словообразовательного толкования слова (что значит застеклить? —вставить стёкла). *Сопоставительный семантико-орфографический анализ слов-омофонов. Овладение правильным способом действия при выборе написания безударных окончаний существительных (склонение - падеж - выбор окончания), личных окончаний глаголов (начальная форма - спряжение - личная форма глагола - выбор окончания). Правописание ъ и ъ в разных случаях. Написание буквенных сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу; чк, чн, нщ, рщ, нч. Раздельное написание предлога. Не с глаголами. Устное объяснение правописания анализируемых слов в виде рассуждения. Письменное объяснение написания с помощью графических символов. Использование орфографического словаря с целью самостоятельного решения возникающих затруднений при написании слов Овладение орфографическим минимумом (в течение учебного года). |
МОРФОЛОГИЯ
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Типичные суффиксы и окончания разных частей речи (имен существительных, прилагательных, глаголов). Слова изменяемые (образуют формы) и неизменяемые (не образуют формы). Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имен существительных (1-е скл. — рощ ; 2-е скл. - плющ ; 3-е скл. – тень ) и глаголов прошедшего времени ( перечит- а -л ). | Распознавание частей речи с учетом разных признаков слов: общего грамматического значения; типичных суффиксов и окончаний, характерных для слов определенной части речи; морфологических признаков слова и синтаксической роли в предложении. Распознавание части речи, морфологических признаков и формы слова по морфемной модели: пере- ____- ыва- ют, ___ щиц- ами и т.п. Единообразное написание наиболее употребительных суффиксов имен существительных (-ость, -от(а), -изн(а), -тель и т.п.), прилагательных (-чив(ый), -ив(ый), -лив(ый), -чат(ый),-оват(ый) и др.). Выделение основы слова и окончания. Определение формы слова по его окончанию (в ясных случаях). |
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи как раздел лингвистики, устанавливающий правила (нормы) пользования языком в речевом общении. Связь культуры поведения человека и культуры речевого высказывания. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Нормы, связанные с различными областями языка: нормы орфоэпические, грамматические, лексические. Нормы построения текста. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. Речевой этикет как правила речевого поведения. Понятие речевой ситуации. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. *Словари грамматических трудностей русского языка. | Овладение орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса (в течение всего учебного года). Использование речевых формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т. п с учетом речевой ситуации, условий общения. Работа со словарем орфоэпических и грамматических трудностей (учебный словарик «Говорите правильно»), с орфографическим словарем, справочниками по правописанию. Оценка собственной речи, а также речи окружающих с точки зрения соответствия ее нормам современного русского литературного языка и правилам речевого этикета. |
СИНТАКСИС
Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. *Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика (повышение/понижение голоса), теми, тон речи. Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство). Словарь эпитетов: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные,вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), По наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные), по количеству грамматических основ (простые и сложные). Простое осложненное предложение. Синтаксические конструкции, которые осложняют простое предложение: однородные члены предложения, обращения, вводные слова, сравнительные обороты. Предложения с прямой речью. | Выделение словосочетаний в предложении. Распознавание и конструирование словосочетаний изученных видов. *Элементарный интонационный анализ предложения. Выделение грамматической основы в простых и сложных предложениях. Конструирование предложений по заданным типам грамматических основ. *Постановка тире между подлежащим и сказуемым (простые случаи). Разбор предложений по членам. Работа с учебным словарем эпитетов при составлении словосочетаний прил. + сущ. и распространении предложений определениями. Различение видов предложений на основе их смыслового и грамматико-интонационного анализа. Выделение грамматическое основы в простых и сложных предложениях. Составление схем предложений, осложненных однородными членами, обращениями, вводными словами, сравнительными оборотами (простые случаи). Анализ и конструирование предложений с прямой речью. Синтаксический разбор простых и сложных предложений (простые случаи). |
ПУНКТУАЦИЯ | |
Пунктуация как раздел правописания. Связь пунктуации и синтаксиса. Основные группы пунктуационных правил: 1) знаки препинания в конце предложения; 2)знаки препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания в предложениях с прямой речью. Обобщающее слово при однородных членах предложения. | Осмысление роли пунктуации в письменном общении. Простые случаи постановки знаков препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложение и в предложениях с прямой речью. Постановка запятой пepeд союзом и в простом и сложном предложениях (простые случаи). Интонационно пр авильное произношение предложения с однородными членами, обра- щениями, вводными словами, верная постановка знаков препинания в таких предложениях (простые случаи). Постановка знаков препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом. Правильное и выразительное чтение предложений разных синтаксических конструкций. Опора на смысловой и интонационный анализ предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора. |
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ
Tекстоведение как раздел лингвистики. Tекст и его признаки: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь. Тема и основная мысль текста. Заголовок, отражение в нем основной мысли связного речевого высказывания. Строение текта и развитие основной мысли. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании. Строение текста-описания. Научное и художественное описание. Виды описаний: описание предмета (что — какое?), описание места (что — где?), описание состояния человека, природы (что — как?) и др. Особенности строения каждого вида описания. Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса): цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Микротема. Абзац; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка. План текста. План простой и сложный. *Тезисный план. | Определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка. Овладение основными нормами построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала; последовательность изложения (развертывание содержания по плану); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте. Употребление языковых средств в текстах разных типов. Наблюдение за исполъзованием глагола и его форм в тексте-повествовании. Устный и письменный рассказ по заданному сюжету. Создание текста — делового повествования (инструкции). Использование прилагательных, словосочетаний со значением качественного признака, сравнительных оборотов с союзами как, как будто, точно и других языковых средств в художественном описании. Использование учебного словаря эпитетов при создании текстов-описаний. Использование специальных слов (в том числе вводных, союзов что, так как, наречий поэтому, потому) для связи частей текста-рассуждения. Создание устных и письменных текстов-рассуждений на морально-этические, лингвис тические темы. Деление текста на абзацы. Составление простого, сложного, тезисного плана. Редактирование текста Использование элементарных условных обозначений речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.) |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ
Систематический курс
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | |
Словобразование как раздел лингвистики. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Словообразующие морфемы (приставка, суффикс). Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, сложение с соединительной и без соединительной гласной . Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Типичные способы словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава родного языка. Неологизмы и их образование на основе словообразовательных образцов.
| Работа со словарем значения морфем. Определение основных способов словообразования. Выделение исходной части слова (исходного слова) и словообразующей морфемы в процессе словообразовательного анализа слова. Обоснование правописания морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова. Правописание неизменяемых на письме приставок (на-, с-, до-, пере- и т. и.) и приставок на з/с. Правописание соединительных гласных о и е в сложных словах. Распознавание употребительных корней с чередованиями. Правописание наиболее распространенных слов с корнями -кас-11-кос-, -лаг-//-лож-, -раст-//ращ//рос-; с ударными о — ё после шипящих в корне. Работа со словообразовательным словарем для определения морфемного состава, способа образования слова, построения словообразовательных пар и цепочек. Наблюдение за использованием слов с суффиксами оценки в художественной речи. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Проведение разбора слова по составу с опорой на смысловой и словообразовательный анализ. Сопоставительный анализ морфемного строения и написания слова. |
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лекси ческого значения слов: слова однозначные и многозначные;употребленные в прямом или переносном значении. Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетвореиие, эпитет и др.). Характеристика лексики русского языка с точки зрения семантической группировки слов: слова-синонимы, слова-антонимы, слова-омонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Разныеые виды омонимов: лексические омонимы, фонетические омонимы (омофоны), графические омонимы (омографы), грамматические омонимы (омоформы). Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов: исконно русская лексика и заимствованные слова. Представление о фонетических особенностях иноязычных слов: наличие [ф], начального [а] или [э], сочетаний ке, хе, ге, пю, кю, рю, бю и др. Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями (оро//ра, оло//ла, ере//ре, ело//ле). Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей (общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Терминологическая лексика как наиболее существенный признак языка науки. Устаревшие слова и неологизмы. Некоторые сведения о происхождении устаревших слов, их исторических родственных связях с другими словами. Использование слов в разных стилях речи (разговорные, книжные, нейтральные слова). Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка. | Использование толковых словарей русского языка для определения, уточнения лексического значения слов. Наблюдение за употреблением слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте. Подбор синонимов и антонимов к слову, выбор из синонимического ряда наиболее точного и уместного слова в данной речевой ситуации. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. Сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов (старая пил-а — жадно пи-л-а; стекл-о разбилось — с-тек-л-о молоко и т. п.,). Произношение заимствованных слов, включенных в орфоэпический минимум (твердость и мягкость согласных перед е). Правописание букв ы и и nocле ц. Распознавание слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, умение объяснить их написание. Уместность, понятность и умеренность использования в речи лексики ограниченного употребления. Правильное употребление терминов; умение назвать изученные термины лингвистики. Составление словарика лингвистических терминов. Использование терминов в текстах научного стиля. Наблюдение за использованием лексических средств язык; в художественных текстах. Анализ ошибок, связанных с неуместным использованием в речи стилистически окрашенных слов. Толкование значения фразеологизмов, уместное употребление их в речи. Лексический разбор слова. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Грамматика и ее основные разделы: морфология и синтаксис. *Лексическое и грамматическое значения (значение рода, лица, времени и др.). Принципы классификации частей речи: 1) общее грамматическое зна 2) морфологические признаки (постоянные и непостоянные); 3) синтаксическая роль. Особенности употребления частей речи и их правописание. Имя существительное как часть речи: 1) общее (грамматическое) зна 2) морфологические признаки (постоянные и непостоянные); 3) синтаксическая роль. Словообразование имен существительных. Некоторые словообразовательные группы существительных со значением: лица мужского пола (преподаватель, шутник, обманщик, лжец), лица женского пола (свидетельница, мастерица, принцесса, беглянка), ребенка или детеныша животного (малыш,, волчонок), предмета, орудия действия (экспонат, цедилка), места, помещения (хранилище, цветник, колокольня), процесса, действия, состояния (мигание, посещение, косьба, хлопок), признака (свежесть, богатство, доброта, голубизна), собирательности (березник, учительство, листва), единичности (виноградина, дождинка) и др. Имена существительные одушевленные и неодушевленные (обобщение изученного в начальной школе). Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных. Некоторые суффиксы, образующие одушевленные существительные (бабуля, театрал, повариха, тигрята, москвич, велосипедист и др, неодушевленные существительные (болезнь, организация, чертеж, тяжесть и др.). Имена существительные собственные и нарицательные (обобщение изученного). Некоторые суффиксы, образующие собственные имена— отчества (Ильич, Петрович, Инановна, Никитична и др.,). Сведения из истории русских отчеств, фамилий. Склонение имен существительных (на основе изученного ранее). Существительные разносклоняемые и несклоняемые. Род имен существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Число имен существительных (обобщение изученного). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. | Осмысление основных принципов классификации частей речи в русском языке и опора на эти принципы для аргументации при составлении рассуждения на лингвистическую тему. Понимание необходимости изучения особенностей употребления слов разных частей речи для овладения нормами правильной и выразительной речи. Распознавание имен существительных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. Приставочный и суффиксальный способы образования имен существительных. Образование имен существительных при помощи приставки не-. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Распознавание и правописание типичных суффиксов имен существительных. Уместное употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Правописание суффиксов -ек-,-ик-; -чик-,-щик-. Наблюдение за использованием приема олицетворения в художественных текстах. Употребление прописной буквы при написании собственных имен существительных, правильная запись адреса на почтовых отправлениях. Правописание безударных окончаний -е и -и имен существительных (обобщение изученного). Различие окончаний -е и -и существительных на -ия, -ие, -ий. Правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных, употребление разносклоняемых существительных в русском литературном языке. Определение рода и типа склонения по суффиксу и окончанию существительного: 1-е скл.: -от(а), -ух(а), -аци(я), -лк(а) и др.; 2-е скл.: -ыш, -ист, -ёнок, -ач, -ени(е), -ец; 3-е скл.: -ость, -знь и т. п. Морфологический разбор имени существительного. Определение синтаксической роли имени существительного в словосочетании и предложении. Употребление имен существительных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Употребление в речи трудных падежных форм (чулок — носков, яблок—мандаринов, туфли— туфель и т. п.), форм косвенных падежей существительных на -мя, несклоняемых существительных. Согласование прилагательных и глаголов в форме прошедшее го времени с существительными, род которых может быта определен неверно (туфля -Ш ж. р., рояль — м. р. и т. п.). Правильное употребление в речи существительных, имеющих только форму единственного или только форму множественного числа (моло дежь, ворота, досуг и др.). Распознавание, построение и уместное использование в речи словосочетаний типа: (радоваться — чему?, восхищаться — чем?; приехать в Крым, но на Кавказ; возвратиться из Крыма, но с Кавказа). |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: 1) общее (грамматическое) значение; 2) морфологические признаки (постоянные, непостоянные); 3) синтаксическая роль. Роль имен прилагательных в речевом высказывании. Словообразование имен прилагательных. Приставочный и суффиксальный способы образования имен прилагательных. Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов: ледяной, вчерашний, летний, городской, электрический, сливовый, московский, соломенный и др. — у относительных прилагательных; братов, лисий, материн — у притяжательных прилагательных; горьковатый, большущий, новенький, терпеливый, правдивый, ветвистый, низкий, плачевный, разговорчивый и др. — у качественных прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней. Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Склонение полных прилагательных (обобщение изученного). Особенности склонения притяжательных прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных (полных и кратких) в предложении. Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. | Распознавание имен прилагательных на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. Употребление прилагательных в художественном тексте в качестве эпитетов. Работа с учебным словарем эпитетов. Подбор прилагательных-синонимов и выбор из синонимического ряда прилагательного, наиболее уместного в тексте с учетом стилистической характеристики текста. Распознавание прилагательных, употребленных в прямом или переносном значении, установление их разряда (золотое кольцо — золотое сердце).Определение способов образования имен прилагательных. Определение разряда имен прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Правильное образование, произношение, написание и употребление имен прилагательных в сравнительной и превосходной степенях. Употребление в речи кратких и полных прилагательных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание падежных окончаний притяжательных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Определение синтаксической роли имени прилагательного в словосочетании и предложении. Употребление имен прилагательных в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Соблюдение правильного ударения в кратких прилагательных и в формах сравнительной степени. Распознавание и правильное употребление именных словосочетаний. |
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: 1) общее (грамматическое) значение; 2) морфологические признаки (постоянные и непостоянные); 3) синтаксическая роль. Инфинитив, его грамматические особенности. Словообразование глаголов. Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола. Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов: начало действия (запеть), конец действия (отпеть), повторное действие (переписать), дополнительное действие (доплатить), приближение, присоединение (приехать, приклеить), удаление (отойти, увезти), направленность в пространстве — внутрь (вползти), наружу (выползти), вниз (слететь), вверх (взлететь), вокруг (обежать) и др. Вид глагола, видовая пара. Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида (вылечить, подмести, разбудить, очистить).Использование суффиксов -ива-(-ыва-) и -ова-(-ева-) для образования глаголов несовершенного вида. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Изменение глагола по наклонениям (условное, повелительное, изъявительное).Условное наклонение: значение, образование (формообразующий суффикс -л- и частица бы), изменение по числам и родам. Повелительное наклонение: значение, образование и изменение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трех времен (настоящее, будущее сложное, прошедшее). Употребление глаголов совершенного вида в форме двух времен (будущее простое и прошедшее). Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Чередование гласных и соглас Синтаксическая роль глагола и словосочетании и предложении. Культура речи. Правильное употребление глаголов. | Распознавание глагола на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. Различение однокоренных глаголов, образованных приставочным способом, и точное употребление их в речи (налить, перелить, влить, вылить, залить, подлить, отлить и т. п.). Правописание суффиксов -ыва-(-ива-), -ова-(-ева-). Правописание безударных личных окончаний глагола; -тся и -ться в глагольных формах Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. Уместное использование в речи интонационных и лексических средств передачи разных оттенков побуждения к действию (призыв, приказ, совет, просьба). Наблюдение за употреблением формы 2-го лица единственного числа с обобщенным значением в художественной речи; наблюдение за употреблением форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании. Анализ примеров употребления инфинитива в значении разных наклонений; стилистическая характеристика этих конструкций. Морфологический разбор глагола. Корни с чередованием и//е и их написание (-бир-//-бер-, -тир-// -тер-, -мир-//-мер- и щ>.). Раздельное и слитное написание не с глаголами (обобщение). Определение синтаксической роли глагола в словосочетании и предложении. Употребление глаголов в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. Правильное образование и уместное использование в речи глагольных словосочетании. |
Раздел 3. Тематическое планирование уроков русского языка
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе | |
контрольных работ | уроков развития речи | |||
Лингвистика – наука о языке | Лингвистика – наука о языке | 2 | ||
Введение в лингвистику | Фонетика | 4 | ||
Орфоэпия | 5 | |||
Графика | 4 | 1 | ||
Морфемика | 6 | |||
Лексикология | 4 | 1 | ||
Орфография | 13 | 1 | ||
Морфология | 3 | |||
Культура речи | 5 | 1 | ||
Синтаксис | 19 | 1 | ||
Пунктуация | 6 | 1 | ||
Текстоведение | 10 | 4 | ||
Основные разделы лингвистики (систематический курс) | Словообразование | 13 | 1 | 1 |
Лексикология и фразеология | 13 | 1 | 1 | |
Морфология | 2 | |||
Имя существительное | 18 | 1 | ||
Имя прилагательное | 17 | 1 | 2 | |
Глагол | 21 | 2 | 1 | |
Повторение изученного в 5 классе | Повторение изученного в 5 классе | 6 | 1 | |
Итого: | 170 | 11 | 11 |
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
№ п/п | № п/т | Дата | Тема урока | Контроль |
1 четверть. 40 часов | ||||
1 | 1 | 04.09 | Лингвистика – наука о языке (2). Знакомство с учебником. | |
2 | 2 | 05.09 | Понятие о лингвистике. | |
3 | 1 | 05.09 | Фонетика (4). Фонетика как раздел лингвистики. Звук речи. | |
4 | 2 | 07.09 | Фонетическая транскрипция. | |
5 | 3 | 08.09. | Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте | |
6 | 4 | 11.09 | Слог как единица фонетики. Особенности и роль русского ударения. | |
7 | 1 | 12.09 | Орфоэпия (4). Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки. | |
8 | 2 | 12.09 | Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков. | |
9 | 3 | 14.09 | Основные правила произношения согласных звуков. Орфоэпический диктант. | |
10 | 4 | 15.09 | Повторение и обобщение по разделам «Фонетика», «Орфоэпия». Словарный диктант. | |
11 | 1 | 18.09 | Графика (4). Графика как раздел лингвистики. Алфавит. | |
12 | 2 | 19.09 | Обозначение звуков буквами. | |
13 | 3 | 19.09 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | |
14 | 4 | 21.09 | Контрольная работа №1 (Входная контрольная работа). Диктант с языковым анализом. | К.р. №1 |
15 | 1 | 22.09 | Морфемика (6). Морфемика как раздел лингвистики. Окончание- грамматическая морфема. | |
16 | 2 | 25.09 | Словообразующие морфемы. Выразительные особенности словообразующих морфем. | |
17 | 3 | 26.09 | Морфемная модель слова. | |
18 | 4 | 26.09 | Корень слова. | |
19 | 5 | 28.09 | Чередование гласных в корне. | |
20 | 6 | 29.09 | Чередование согласных в корне. Чередование о и е с нулём звука. | |
21 | 1 | 02.10 | Лексикология (4). Лексикология как раздел лингвистики. Объяснение лексического значения слова путём толкования. | |
22 | 2 | 03.10 | Объяснение лексического значения слова путём подбора синонимов и антонимов, однокоренных слов. | |
23 | 3 | 03.10 | Родовые и видовые понятия. Орфоэпический диктант. | |
24 | 4 | 05.10 | Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка». | Р.р. |
25 | 1 | 06.10 | Орфография (13). Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии. | |
26 | 2 | 09.10 | Разделы русской орфографии. | |
27 | 3 | 10.10 | Правописание безударных гласных в корнях слов. | |
28 | 4 | 10.10 | Правила написания согласных в корнях слов. | |
29 | 5 | 12.10 | Правописание падежных окончаний имён существительных. | |
30 | 6 | 13.10 | Правописание личных окончаний глаголов. | |
31 | 7 | 16.10 | Правописание личных окончаний глаголов. Проверочная работа. | |
32 | 8 | 17.10 | Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Написание ь после шипящих. | |
33 | 9 | 17.10 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | |
34 | 10 | 19.10 | Употребление разделительных ъ и ь. | |
35 | 11 | 20.10 | Слитные и раздельные написания слов. | |
36 | 12 | 23.10 | Повторение и обобщение по разделу «Орфография». Словарный диктант. | |
37 | 13 | 24.10 | Контрольная работа №2. Диктант с языковым анализом по разделу «Орфография». | К.р. №2 |
38 | 1 | 24.10 | Морфология (3). Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи. | |
39 | 2 | 26.10 | Морфологические признаки самостоятельных частей речи. Служебные части речи. | |
2 четверть. 40 часов | ||||
40 | 3 | 06.11 | Образование форм слова в русском языке. | |
41 | 1 | 07.11 | Культура речи (5). Культура речи как раздел лингвистики. | |
42 | 2 | 07.11 | Нормы современного русского литературного языка. | |
43 | 3 | 09.11 | Качества хорошей речи. | |
44 | 4 | 10.11 | Контрольная работа №3. Диктант с языковым анализом | К.р. №3 |
45 | 5 | 13.11 | Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова. | |
46 | 1 | 14.11 | Синтаксис (19). Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса. | |
47 | 2 | 14.11 | Словосочетание как единица синтаксиса. Подготовка к сочинению по картине И.И. Фирсова «Юный живописец». | Р.р. |
48 | 3 | 16.11 | Предложение и его интонационное оформление. | |
49 | 4 | 17.11 | Главные члены предложения. | |
50 | 5 | 20.11 | Способы выражения сказуемого. | |
51 | 6 | 21.11 | Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения. | |
52 | 7 | 21.11 | Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения. | |
53 | 8 | 23.11 | Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. | |
54 | 9 | 24.11 | Основные интонационные конструкции. | |
55 | 10 | 27.11 | Предложения восклицательные и невосклицательные. | |
56 | 11 | 28.11 | Предложения распространённые и нераспространённые. | |
57 | 12 | 28.11 | Предложения простые и сложные. | |
58 | 13 | 30.11 | Понятие о простом осложнённом предложении. Однородные члены предложения. | |
59 | 14 | 01.12 | Обобщающие слова при однородных членах. | |
60 | 15 | 04.12 | Понятие об обращении. | |
61 | 16 | 05.12 | Предложения с вводными словами. | |
62 | 17 | 05.12 | Предложения со сравнительными оборотами. | |
63 | 18 | 07.12 | Понятия о предложениях с прямой речью. | |
64 | 19 | 08.12 | Диалог. Словарный диктант. | |
65 | 1 | 11.12 | Пунктуация (6). Понятие о пунктуации. Знаки препинания. | |
66 | 2 | 12.12 | Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. | |
67 | 3 | 12.12 | Знаки препинания внутри простого предложения. | |
68 | 4 | 14.12 | Знаки препинания между частями сложного предложения. | |
69 | 5 | 15.12 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Орфоэпический диктант. | |
70 | 6 | 18.12 | Контрольная работа №4. Диктант с языковым анализом по разделам «Синтаксис», «Пунктуация». | К.р. №4 |
71 | 1 | 19.12 | Текстоведение (10). Основные признаки текста. Тема и идея. | |
72 | 2 | 19.12 | Основные признаки текста. Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте. | |
73 | 3 | 21.12 | Типы речи. Повествование. | |
74 | 4 | 22.12 | Описание. Подготовка к сочинению по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». | Р.р. |
75 | 5 | 25.12 | Рассуждение. | |
76 | 6 | 26.12 | Обобщение по теме «Типы речи». | |
77 | 7 | 26.12 | План текста. Отражение содержания и настроения текста в плане. Изложение. | Р.р. |
78 | 8 | 28.12 | Требования к содержанию и построению текста. Словарный диктант. | |
79 | 9 | 29.12 | Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | Р.р. |
80 | 10 | 11.01 | Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | Р.р. |
3 четверть. 59 часов | ||||
81 | 1 | 12.01 | Словообразование (13). Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования. | |
82 | 2 | 15.01 | Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. | |
83 | 3 | 16.01 | Правописание корней –лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -кас-//-кос-. | |
84 | 4 | 16.01 | Правописание корней –лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -кас-//-кос-. Проверочная работа. | |
85 | 5 | 18.01 | Правописание о-ё после шипящих в корнях слов. | |
86 | 6 | 19.01 | Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | Р.р. |
87 | 7 | 22.01 | Основные способы словообразования имён существительных. | |
88 | 8 | 23.01 | Основные способы словообразования имён прилагательных. | |
89 | 9 | 23.01 | Основные способы словообразования глаголов. | |
90 | 10 | 25.01 | Правописание приставок. Группы приставок в зависимости от написания. | |
91 | 11 | 26.01 | Группы приставок в зависимости от написания. | |
92 | 12 | 29.01 | Морфемный разбор слова. Словарный диктант. | |
93 | 13 | 30.01 | Контрольная работа №5. Диктант с языковым анализом по разделу «Словообразование». | К.р. №5 |
94 | 1 | 30.01 | Лексикология и фразеология (13). Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы. | |
95 | 2 | 01.02 | Переносное значение слова. Роль тропов в художественном тексте. | |
96 | 3 | 02.02 | Синонимы, антонимы, омонимы. | |
97 | 4 | 05.02 | Синонимы, антонимы, омонимы. | |
98 | 5 | 06.02 | Подготовка к сочинению по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща». | Р.р. |
99 | 6 | 06.02 | Исконно русские и заимствованные слова. | |
100 | 7 | 08.02 | Написание букв ы-и после ц. | |
101 | 8 | 09.02 | Написание букв ы-и после ц. Проверочная работа. | |
102 | 9 | 12.02 | Профессионализмы и диалектизмы как слова ограниченного употребления. Термины. | |
103 | 10 | 13.02 | Устаревшие слова. | |
104 | 11 | 13.02 | Фразеология как раздел лингвистики. | |
105 | 12 | 15.02 | Повторение и обобщение по разделу «Лексикология и фразеология». Орфоэпический диктант. | |
106 | 13 | 16.02 | Контрольная работа №6. Зачёт по разделу «Лексика и фразеология». | К.р. №6 |
107 | 1 | 19.02 | Морфология (2). Морфология как раздел лингвистики. Части речи. | |
108 | 2 | 20.02 | Языковые значения слова. | |
109 | 1 | 20.02 | Имя существительное (18). Имя существительное как часть речи. | |
110 | 2 | 26.02 | Правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-. | |
111 | 3 | 27.02 | Правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-. | |
112 | 4 | 27.02 | Правописание суффиксов существительных –ек-, -ик- (-чик--. | |
113 | 5 | 01.03 | Собственные и нарицательные имена существительные. | |
114 | 6 | 02.03 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
115 | 7 | 05.03 | Род имён существительных. | |
116 | 8 | 06.03 | Склонение имён существительных. | |
117 | 9 | 06.03 | Правописание не с существительными. | |
118 | 10 | 08.03 | Формообразование имён существительных. | |
119 | 11 | 09.03 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | |
120 | 12 | 12.02 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | |
121 | 13 | 13.03 | Синтаксическая роль имён существительных. | |
122 | 14 | 13.03 | Использование имён существительных в роли обращения. | |
123 | 15 | 15.03 | Правильное произношение имён существительных. Грамматические нормы. | |
124 | 16 | 16.03 | Лексические нормы имён существительных. | |
125 | 17 | 19.03 | Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». Словарный диктант. | |
126 | 18 | 20.03 | Контрольная работа №7. Диктант по теме «Имя существительное» | К.р. №7 |
127 | 1 | 20.03 | Имя прилагательное (17). Имя прилагательное как часть речи. | |
128 | 2 | 22.03 | Роль имён прилагательных в художественном описании. | |
129 | 3 | 23.03 | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». | Р.р. |
130 | 4 | 26.03 | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». | Р.р. |
131 | 5 | 27.03 | Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. | |
132 | 6 | 27.03 | Притяжательные имена прилагательные. Употребление относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных. | |
133 | 7 | 29.03 | Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. | |
134 | 8 | 30.03 | Степени сравнения имён прилагательных. | |
135 | 9 | 02.04 | Полные и краткие имена прилагательные. | |
136 | 10 | 03.04 | Полные и краткие имена прилагательные. | |
137 | 11 | 03.04 | Склонение имён прилагательных. | |
138 | 12 | 05.04 | Написание гласных в безударных падежных окончаниях имён прилагательных. | |
139 | 13 | 16.04 | Синтаксическая роль имён прилагательных. Словарный диктант. | |
4 четверть. 31 час | ||||
140 | 14 | 17.04 | Правильное произношение имён прилагательных. Лексические нормы. | |
141 | 15 | 17.04 | Правильное употребление имён прилагательных в речи. | |
142 | 16 | 19.04 | Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное». Орфоэпический диктант. | |
143 | 17 | 20.04 | Контрольная работа №8. Зачёт по теме «Имя прилагательное» | К.р. №8 |
144 | 1 | 23.04 | Глагол (21). Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению. | |
145 | 2 | 24.04 | Инфинитив – начальная форма глагола. | |
146 | 3 | 24.04 | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | |
147 | 4 | 26.04 | Использование суффиксов –ыва- (-ива-) и –ова-(-ева-) для образования глаголов несовершенного вида. | |
148 | 5 | 27.04 | Переходные и непереходные глаголы. | |
149 | 6 | 03.05 | Возвратные и невозвратные глаголы. | |
150 | 7 | 04.05 | Правописание корней с чередующимися гласными е-и. | |
151 | 8 | 07.05 | Условное, повелительное и изъявительное наклонение глаголов. | |
152 | 9 | 08.05 | Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глаголов. | |
153 | 10 | 08.05 | Правописание форм повелительного наклонения глаголов. | |
154 | 11 | 10.05 | Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам. | |
155 | 12 | 11.05 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | |
156 | 13 | 14.05 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | |
157 | 14 | 15.05 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Словарный диктант. | |
158 | 15 | 15.05 | Контрольная работа №9. Зачёт по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола». | К.р. №9. |
159 | 16 | 17.05 | Безличные глаголы. Значение и грамматические особенности безличных глаголов. | |
160 | 17 | 18.05 | Изложение текста-повествования. | Р.р. |
161 | 18 | 21.05 | Синтаксическая роль глагола. | |
162 | 19 | 22.05 | Правильное употребление глаголов в речи. | |
163 | 20 | 22.05 | Повторение и обобщение по теме «Глагол». Орфоэпический диктант. | |
164 | 21 | 24.05 | Контрольная работа №10. Диктант с языковым анализом текста по теме «Глагол». | К.р. №10 |
165 | 1 | 25.05 | Повторение изученного в 5 классе (5). Предмет изучения лингвистики. Разделы лингвистики. | |
166 | 2 | 28.05 | Слово-дело великое (Л.Н. Толстой). | |
167 | 3 | 29.05 | Простое и сложное предложение. | |
168 | 4 | 29.05 | Контрольная работа № 11. Диктант с языковым анализом текста. | К.р. №11 |
169 | 5 | 31.05 | Анализ текста. Анализ контрольных работ по итогам года. Подведение итогов учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 8 класс (программа С.И. Львова)
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (компонент образовательного учреждения) «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ» на 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 7 класс(компонент образовательного учреждения) «ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ МОРФОЛОГИИ»на 2013 – 2014 учебный год Количество часов на год: 35 часов Количе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. Львов, Львова.
В работе представлены пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, виды контроля, нормы оценивания работ....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс, УМК Львова С. И., Львов В. В.
Рабочая программа и КТП по русскому языку 7 класс, по УМК Львовой С. И., Львова В. В....
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...