Рабочая программа по русскому языку. Шмелев 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_shm._8_kl.docx69.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса русского языка для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения (2010 г.), а также примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и программы «Русский язык. 5-9 классы общеобразовательных учреждений».

Целями изучения русского (родного) языка в 8 классе являются:

  •  воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  •  овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: умением формулировать цели деятельности, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; извлекать и преобразовывать необходимую информацию из учебных и нормативных словарей; понимать информацию, представленную на странице интернет-сайта; понимать структуру таблицы, диаграммы, преобразовывать представленную в них информацию в текстовую форму;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования: формирование представления об основных функциональных разновидностях русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, изученные в 5-6 классах; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Всего часов

102

В том числе:

контрольные диктанты

10

контрольные сочинения и изложения

10

повторение

8

Для 8 класса данной рабочей программой предусматривается 102 ч для обязательного изучения русского языка на базовом уровне.

                Содержание курса русского языка в 8 классе

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  •  содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
  •  содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.

Название раздела

Основное содержание

1

2

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речь и речевое общение

Речь и общение

Виды монолога

Виды диалога

Сопоставление устной и письменной речи: соотнесение с целями, ситуациями, условиями общения.
Причины коммуникативных неудач; пути их преодоления.

Электронная коммуникация

Речевая деятельность

Аудирование

Чтение

Говорение

Письмо

Поиск, анализ информации

Основная и дополнительная информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух.
Приёмы, повышающие эффективность слушания устной монологической речи; правила эффективного слушания в ситуации диалога.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Различные стратегии ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения; приёмы работы с информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Смысловое чтение текстов. Работа с электронными книгами/текстами на электронных носителях.
Говорение. Разные виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения.

Письмо. Разные виды изложения прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания реферата, доверенности.

Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром

Текст
Структура текста

Виды информационной переработки текста

Функционально-смысловые типы речи

Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Структура текста: средства связи предложений и частей текста. Уместность, целесообразность использования лексических и грамматических средств связи.
Переработка текста в таблицы, схемы.
Электронная форма представления проекта.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Функциональные разновидности языка
Разговорный язык
Публицистический стиль


Научный стиль

Официально-деловой стиль

Разговорный язык, его особенности (обобщение).
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: интервью, его особенности.
Аудиовидеофорум.
Основные жанры научного стиля: реферат, доклад.

Основные жанры официально-делового стиля: доверенность

2. СОДЕРЖАНИЕ. ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКПВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ

Общие сведения о языке

Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из мировых языков.

Выдающиеся отечественные лингвисты

Лексикология и фразеология

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Паронимы. Словари иностранных слов.

Афоризмы, крылатые слова

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Омонимия слов разных частей речи. Переход слова из одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)

Синтаксис
Односоставные предложения






Осложнённое простое предложение
Однородные
члены











Обособленные члены

Вводные конструкции

Главный член односоставного предложения.
Основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Стилистические возможности односоставных предложений.
Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений
с однородными членами.

 Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Однородные и неоднородные определения.
Употребление сказуемого при однородных подлежащих.
Нормы сочетания однородных членов.
Синонимия простых предложений с однородными членами
и сложносочинённых предложений.
Стилистические возможности предложений с однородными членами.
Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения.

Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.

Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста

Правописание

Орфография

Пунктуация

Орфография (повторение).
Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения

  1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Культура речи

Культура речи. Правильность, точность, богатство, выразительность, уместность речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Нормативные словари современного русского языка: словарь грамматических трудностей, обратный грамматический словарь А.А. Зализняка. Справочники по пунктуации

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Языковые единицы с национально-культурным компонентом значения.
Нормы информационной культуры, этики и права.

Межкультурная коммуникация

Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» в 8 классе

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

  •  различать и использовать виды монолога (повествование, описание, рассуждение); сочетать разные виды монолога в ситуациях формального и неформального общения;
  •  различать и использовать этикетный диалог, диалог-рас- спрос, диалог — побуждение к действию, сочетать разные виды диалога в ситуациях формального и неформального общения;
  •  нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения;
  •  оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

  •  различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
  •  понимать и формулировать в устной форме тему, основную мысль научно-популярного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
  •  передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме простого и сложного плана; подробного, выборочного, сжатого изложения.

Чтение

Обучающийся научится:

  •  понимать содержание прочитанных научно-популярных, публицистических, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана (в устной и письменной форме);
  •  использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового видов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  •  ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  •  использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками, электронными образовательными ресурсами Интернета;
  •  осуществлять анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

Говорение

Обучающийся научится:

  •  создавать устные монологические и диалогические высказывания на социально-культурные, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности;
  •  обсуждать и формулировать цели, планы совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
  •  извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
  •  соблюдать в практике устного речевого общения изученные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Письмо

Обучающийся научится:

  •  создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения: ученическое сочинение на социально-культурные, бытовые и учебные темы, рассказ о событии в виде дневниковой записи, неофициальное (электронное) письмо, заявление;
  •  излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также вопросного, назывного, тезисного (простого и сложного) плана;
  •  соблюдать в практике письма изученные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать изученную лексику и фразеологию.

Текст

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

  •  определять изученные жанры, основные экстралингвистические и лингвистические особенности научных, публицистических, официально-деловых текстов, текстов разговорного характера и художественной литературы;
  •  оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
  •  исправлять речевые недостатки, редактировать собственный текст;
  •  выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением на учебно-научную тему; устным рассказом.

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;
  •  иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

  •  проводить фонетический анализ слова;
  •  соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
  •  извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
  •  объяснять соотношение звука и буквы в слове;
  •  использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

  •  делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  •  различать изученные способы словообразования;
  •  анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  •  применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

  •  проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также сферу употребления и стилистическую окраску;
  •  группировать слова по тематическим группам;
  •  подбирать к словам синонимы, антонимы;
  •  опознавать фразеологические обороты;
  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
  •  опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
  • пользоваться различными видами лингвистических словарей (толковым словарём, словарями синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Обучающийся научится:

  •  опознавать самостоятельные части речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, глагол, включая причастие и деепричастие) и их формы;
  •  анализировать слово с точки зрения его принадлежности к изученным частям речи;
  •  употреблять формы слов изученных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  •  применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
  •  распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  •  извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Культура речи

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

Язык и культура

Обучающийся научится:

  •  выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
  •  уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.

  Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Обучающийся научится:

  •  планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  •  выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  •  использовать такие математические методы и приёмы, как доказательство, доказательство по аналогии;
  •  использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы;
  •  использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование статистических данных;
  •  логично излагать свою точку зрения;

Оценка достижения планируемых результатов изучения русского языка

 в 8 классе

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 8 классе являются:

  1.  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2.  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3.  объём словарного запаса и усвоенных в рамках программы 6 класса грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 8 классе являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

в области аудирования и чтения:

  • адекватное понимание коммуникативной установки, темы текста, основной мысли устного и письменного сообщения, главной и избыточной информации;
  • владение просмотровым, ознакомительным, изучающим чтением текстов стилей и жанров, изученных в рамках программы 8 класса;
  •  адекватное восприятие на слух текстов изученных стилей и жанров; владение выборочным, ознакомительным, детальным аудированием;
  •  способность извлекать информацию из учебника и учебных пособий, компакт-дисков учебного назначения, ресурсов Интернета; пользоваться учебными словарями, толковым, фразеологическим и другими лингвистическими словарями, в том числе на электронных носителях;
  •  умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  •  осуществлять поиск, анализ информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения;
  •  понимать структуру страницы интернет-сайта, демонстрировать понимание представленной на ней информации;
  •  избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;

в области говорения и письма:

  • способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  •  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план вопросный, назывной, тезисный, простой, сложный; подробный и сжатый пересказ, аннотация);
  •  умение создавать устные и письменные тексты изученных типов, стилей речи и жанров с учётом ситуации общения;
  •  способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (последовательность, связность, соответствие теме и др.); выражать своё отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
  •  владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение; сочетание разных видов диалога);
  •  соблюдение в практике речевого общения изученных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  •  способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  •  способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в обсуждениях актуальных тем;
  1.  применение приобретённых знаний, умений и навыков:
  • в повседневной жизни;
  • для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;
  • анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  1.  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения:
  • в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах;
  • в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку в 8 классе являются:

  1.  представление об основных формах функционирования современного русского языка как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2.  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3.  усвоение основ научных знаний о языке в рамках программы 6 класса; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, таких как разновидности русского языка, разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, основные жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи, функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) и их сочетание в текстах разных стилей; основные признаки текста, ситуация речевого общения и сферы общения, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  4.  овладение изученными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  5.  опознавание и анализ изученных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  6.  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  7.  понимание возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  8.  понимание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


8 класс  (А.Д. Шмелев)

Урок N

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Глава 1. Русский язык в современном мире

05.09

ОЯиР

Русский язык в современном мире.

1

06.09

Повторение

Морфемика и словообразование Морфемный состав слова и способы словообразования.

1

07.09

Лексика и фразеология. Группы слов по происхождению и употреблению.

1

12.09

Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению.

1

13.09

Морфология. Система частей речи в русском языке.

1

14.09

Синтаксис.        Виды словосочетаний и предложений.

1

19.09

Интонация и порядок слов в предложении.

1

20.09

Пр

Правописание предлогов.

1

21.09

Правописание частиц.

1

26.09

Правописание союзов.

1

27.09

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений и наречий.

1

03.10

Правописание не и ни с разными частями речи.

1

04.10

Тест.

1

05.10

Т

Текст в устной и письменной речи.

1

10.10

Сжатое изложение (упр. 138).

2

11.10

12.10

ЯиКР

Выразительные средства лексики и морфологии.

1

17.10

Говорим без ошибок.

1

18.10

П

Комплексное повторение материала главы 1

2

19.10

24.10

Контрольная работа и её анализ

2

25.10

Глава 2. Межкультурная коммуникация

26.10

ОЯиР

Синтаксис. Односоставные предложения

Простые двусоставные и односоставные предложения.

1

07.11

СЯ

Определённо-личные предложения.

1

08.11

Неопределённо-личные предложения.

1

09.11

Обобщённо-личные предложения.

1

14.11

Безличные предложения.

1

15.11

Назывные предложения.

1

16.11

Неполные предложения.

1

21.11

Свободное изложение (упр. 159).

2

22.11

23.11

Пр

Гласные и согласные в корне слова.

1

28.11

Правописание приставок.

1

29.11

Правописание н и нн в разных частях речи.

1

30.11

Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи.

1

05.12

Тест.

1

06.12

Т

Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностей языка.

1

07.12

Интервью.

1

12.12

ЯиКР

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

1

13.12

Говорим без ошибок.

1

14.12

П

Комплексное повторение материала главы 2.

1

19.12

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

1

Глава 3. Роль русского языка в Российской Федерации

20.12

ОЯиР

Национальный, государственный и межнациональный язык.

1

21.12

СЯ

Осложнённое простое предложение.

1

26.12

Вводные конструкции.

1

27.12

Обращения.

1

28.12

Однородные члены предложения.

1

16.01

Однородные и неоднородные определения.

1

17.01

Союзы при однородных членах.

1

18.01

Обобщающие слова при однородных членах.

1

23.01

Сжатое изложение (упр. 145)

2

24.01

25.01

Пр

Тире в неполном предложении.

1

30.01

Знаки препинания при обращениях.

1

31.01

Знаки препинания при вводных конструкциях.

1

01.02

Знаки препинания при однородных членах без союзов.

1

06.02

Знаки препинания при однородных членах с союзами.

1

07.02

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами.

1

08.02

Тест.

1

13.02

Т

Средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка.

1

14.02

Сочинение-рассуждение (упр. 131, с.366)

2

15.02

20.02

Официально-деловой стиль: доверенность.

1

21.02

ЯиКР

Употребление обращений в речи.

1

22.02

Говорим без ошибок.

1

27.02

П

Комплексное повторение материала главы 3

2

28.02

01.03

Контрольная работа и её анализ

2

06.03

Глава 4. Русский язык – мировой язык

07.03

ОЯиР

Русский язык в мире.

1

13.03

СЯ

Предложения с обособленными членами предложения.

1

14.03

Обособленные определения.

1

15.03

Обособленные приложения.

1

20.03

Обособленные обстоятельства.

1

21.03

Подробное изложение (упр. 34).

2

03.04

04.04

Ограничительно-выделительные обороты (обособленные дополнения).

1

05.04

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

1

10.04

Пр

Знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями.

1

11.04

Знаки препинания в предложениях с обособленными несогласованными определениями.

1

12.04

Сочинение (упр. 70)

2

17.04

18.04

Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1

19.04

Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами

1

24.04

Знаки препинания при уточняющих, присоединительных, пояснительных членах предложения.

1

25.04

Тест.

1

26.04

Т

Научный стиль речи: реферат, доклад.

1

03.05

ЯиКР

Этичность речевого общения.

1

08.05

Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения.

1

10.05

Говорим без ошибок.

1

15.05

Сжатое изложение (упр. 132)

2

16.05

17.05

П

Комплексное повторение материала главы 4.

2

22.05

23.05

Контрольная итоговая работа и ее анализ

2

24.05

Повторение в конце гола.

5

Подведение итогов года

1


Календарно-тематическое планирование

Сроки

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Планируемый результат

Результат

Оценка

Глава 1. Русский язык в современном мире

05.09

О языке и речи

1

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка. Иметь представление об основных разделах лингвистики

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Тест

Изложение

Диктант

Тест

Изложение

Диктант с грамматическим заданием

06.09

-

19.09

Повторение

6

Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования; различать изученные способы словообразования слов различных частей речи.

Различать группы слов по происхождению и употреблению.

Различать фразеологизмы по происхождению и употреблению.

Устно и письменно анализировать, и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки слов всех частей речи, определять их синтаксическую функцию.

Распознавать виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

20.09

-

04.10

Правописание

6

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразователь¬ный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

05.10

-

11.10

Текст

3

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения его композиции и жанрового своеобразия, функционально-смыслового типа.

Излагать в письменной форме содержание прослушанного текста (сжато) в форме ученического изложения.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

12.10

17.10

Язык и культура речи

2

Наблюдать за использованием исконно русских и заимствованных слов как средств выразительности в художественном тексте.

Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

18.10

-

25.10

Комплексное повторение материала главы 1

4

Глава 2. Межкультурная коммуникация

26.10

О языке и речи

1

Понимать важность толерантного отношения к взаимодействию культур в поликультурном мире. Осознавать важную роль русского языка в межкультурной коммуникации внутри страны и за её пределами.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Изложение

Тест

Диктант

Изложение

Тест

Диктант

07.11

-

22.11

Синтаксис. Односоставные предложения

5

Опознавать односоставные предложения; определять их виды и морфологические способы выражения главного члена. Сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. Анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Моделировать односоставные предложения разных типов, синонимичные односоставные и двусоставные предложения, синонимичные односоставные предложения; использовать их в речевой практике.

Обучающийся научится:

  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

23.11

-

05.12

Правописание

5

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

06.12

07.12

Текст

2

Наблюдать за особенностями употребления односоставных предложений в текстах разных стилей и жанров, художественной литературе, пословицах, поговорках.

Брать интервью у сверстников, осознавать правила его проведения.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

12.12

13.12

Язык и культура речи

2

Моделировать односоставные предложения разных типов, синонимичные односоставные и двусоставные предложения.

Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с орфоэпическими нормами.

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

14.12

19.12

Комплексное повторение материала главы 2.

2

Глава 3. Роль русского языка в Российской Федерации

20.12

О языке и речи

1

Осознавать русский язык как одну из основных культурно значимых ценностей российского народа. Осознавать эстетическую ценность русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Изложение

Тест

Сочинение

Диктант

Изложение

Тест

Сочинение

Контрольная работа (диктант)

21.12

-

24.01

Синтаксис. Осложненные предложения

9

Опознавать предложения осложнённой структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложнённой структуры.

Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; различать группы вводных слов и предложений по значению.

Понимать (осознавать) основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Понимать (осознавать) условия однородности членов предложения. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом).

Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения.

Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов, производить синонимическую замену простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.

Излагать в письменной форме содержание прослушанного текста (сжато) в форме ученического изложения.

Обучающийся научится:

  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

25.01

-

08.02

Правописание

7

Освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использовать справочники по правописанию для решения пунктуационных проблем.

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

13.02

-

20.02

Текст

4

Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Выявлять средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка.

Создавать письменное высказывание.

Соблюдать нормы построения текста официально-делового стиля.

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

21.02

22.02

Язык и культура речи

2

Правильно употреблять обращения в речи.

Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с орфоэпическими нормами.

Обучающийся научится:

  •  выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в разговорной речи; произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
  •  уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и в повседневной жизни.

27.02

-

06.03

Комплексное повторение материала главы 3

4

Глава 4. Русский язык – мировой язык

07.03

О языке и речи

1

Осознавать роль русского языка в современном мире; его функционирование в качестве мирового языка.

Обучающийся научится:

  •  характеризовать основные социальные функции русского языка в Российской Федерации;
  •  различать литературный язык и диалекты, просторечие, профессиональные разновидности языка, жаргон; характеризовать функциональные разновидности современного русского языка;

 иметь представление о некоторых отечественных лингвистах.

Устный ответ

Домашняя работа

Проектное задание

Изложение

Сочинение

Тест

Сжатое изложение

Диктант

Изложение

Сочинение

Тест

Сжатое изложение

Диктант

13.03

-

05.04

Синтаксис. Предложения с обособленными членами

8

Понимать (осознавать) сущность обособления, общие условия обособления. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными видами обособленных членов (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, обособленные сравнительные обороты, обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения).

Сопоставлять обособленные и необособленные второстепенные члены предложения. Моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. Оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать недочёты. Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами разных видов.

Обучающийся научится:

  •  опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
  •  применять синтаксические знания и умения в практике правописания.

10.04

-

25.04

Правописание

8

Комментировать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями.

Комментировать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными несогласованными определениями.

Создавать письменное высказывание.

Комментировать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными приложениями.

Комментировать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами.

Опознавать и правильно интонировать предложения с уточняющими и присоединительными членами, объяснять пунктуацию в них.

Применять полученные знания.

Обучающийся научится:

  •  соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
  •  объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
  •  обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

26.04

Текст

1

Осознавать особенности текстов научного стиля речи. Писать реферат, доклад. Выступать перед аудиторией сверстников с докладом, представлять реферат

Обучающийся научится:

  •  анализировать и характеризовать тексты изученных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
  •  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы;
  • создавать и редактировать собственные тексты изученных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

03.05

-

16.05

Язык и культура речи

5

Осознавать нормы информационной культуры, этики и права.

Правильно употреблять в речи обособленные члены предложения.

Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с орфоэпическими нормами.

Излагать в письменной форме содержание прослушанного текста (сжато) в форме ученического изложения.

Обучающийся научится:

  •  различать варианты орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка (в объёме содержания курса);
  • корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка.

17.05

-

24.05

Комплексное повторение материала главы 4.

10

В связи с нехваткой календарных дней в период обучения планирование составлено на   96   часов, прохождение программы обеспечивается за счет уплотнения программного материала или сокращения резервных часов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс Шмелев

В работе представлена пояснительная записка и КТП...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс Шмелев

В работе представлена пояснительная записка и КТП...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс Шмелев

В работе представлена пояснительная записка и КТП...