Виды глагола 6 класс Технологическая карта
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Миронова Татьяна Михайловна

Лингвистическое путешествие (открытый урок для 6 класса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_glagola_6_klass_tehnologicheskaya_karta.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 классе.

Тема урока: Виды глагола.

УМК:   УМК В.В. Бабайцевой и др. М.: Дрофа 2014г.

Тип урока: урок открытия нового знания, урок-путешествие

Цель: дать понятие о видах глагола и их значениях; видовых парах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Формирование УУД:

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, планируют необходимые действия и операции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и нахождения вида.

Личностные: Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Предметные результаты: знать о видах глагола, их значениях; видовых парах глаголов; различии между глаголами совершенного и несовершенного вида; уметь пользоваться приёмом распознования видов глаголов по вопросам, по значению; определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; правильно употреблять  глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Технологии: проблемного, развивающего обучения, здоровьесбережения, РКМПЧ  (развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы) игровая, групповая.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Орг. момент

Самоопределение к

деятельности.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к  работе

СЛАЙД 1

-Я рада приветствовать вас, ребята, и наших гостей на уроке, надеюсь на наше сотрудничество.

- Я предлагаю вам отправиться сегодня в Лингвистическое путешествие, запишите в тетрадях число, классная работа.

- Мы с вами отправляемся в путешествие по разным островам, и вот первый наш остров

Делают запись в тетрадях.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2.Повторение изученного.

Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Выявление уровня знаний.

Определение типичных недостатков.

           СЛАЙД 2    Остров пунктуации

Устный фронтальный опрос

-Обратите внимание на слайд, расставьте знаки препинания.

1. Электросталь – промышленный город.

2. Мама купила в магазине фрукты: яблоки, груши, апельсины.

3.Ребята, послушайте важные новости.

4. Учитель сказал: «В воскресенье мы едем в музей».  

Вспоминают правила постановки знаков препинания, дают ответы, анализируют предложенные варианты, записывают схемы предложений на доске и в тетрадях.

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П )

3.Активизация знаний учащихся.

Создание проблемной ситуации.

Постановка цели, формулирование

(уточнение) темы урока

                   Слайд 3     Остров определения темы урока

- Какую часть речи мы вчера начали изучать?

Глагол

Грамматические категории  и правила   правописания

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Общее  грамматическое значение

Вопросы, на которые отвечает глагол

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ

Виды глагола

Как определить виды глагола

- Итак, сформулируем тему урока. (Виды глагола)

-Запишите тему урока в тетрадь.

Отвечают: глагол.

Заполняют таблицу

Учащиеся отвечают на вопрос, с помощью учителя формулируют тему урока, ставят цели:

научиться отличать глаголы сов. образовывать глаголы обоих видов; овладеть способами распознавания видов глаголов; закрепить  и повторить знания о глаголе.

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П )

Формулирование проблемы (П )

4.Организация учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

Составление плана достижения

цели и определение средства ее достижения

(алгоритм, модель и т.д.)

СЛАЙД 4 Остров новых знаний

-Предлагаю провести небольшую исследовательскую работу.

-Распределите глаголы, данные на слайде в 2 столбика:

Незаконченное действие, законченное действие

законченное действие

незаконченное действие

Приземлиться, приготовиться, прилететь, решить, принести, нагнуться

Открывать, собирать, строить, решать, нести

Приземлиться, открывать, собирать, приготовиться, строить, прилететь, решить, решать, принести, нести , нагнуться

-Поставьте вопросы к глаголам каждого столбика. Сделайте вывод.

Работа с учебником теория. (стр.??)

-Найти в учебнике ответ, почему мы задавали разные вопросы, определить вид глаголов

По цепочке  распределяют глаголы в два столбика, ставят вопросы, выделяют приставку, высказывают предположение о виде.

Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями в учебнике, делают вывод, приводят свои примеры.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

5.Первичное закрепление.

 Закрепление осознанности

восприятия. Первичное обобщение.

Решение типовых заданий.

СЛАЙД 5   Остров первичного закрепления

-Какие действия нужно выполнить, чтобы определить вид глагола?

-Попробуем проверить, как  вы усвоили новое знание.

-Прочитайте  текст, который у вас на партах и на слайде.

Письмо        

             Письмо поутру принес почтальон. Папино письмо! Петя подпрыгнул под потолок, пробежал по паркетному полу, прихватил по пути печенье. После первого прочтения Петя прокричал: «Полундра! Папа приезжает под праздник!».

        Папа писал: «Петруша, по просьбе Полины посылаю портрет - пусть поставит перед полками. Полно проблем, почти полный провал: пароход простоял полмесяца под погрузкой, потом пошел. По понедельникам, пятницам порт перегружен. Плохо получилось.

        Петруша, Полина! Проблемы потихоньку преодолеваются. По плану проект принимают под праздник. Просто по-страшному переживаю. После принятия приеду! Привезу подарки! Прощаюсь. Папа».

        Петя перечитал письмо, потом позвал пса Пирата. Пират прыгал, пытался поймать Петин палец. Петя подумал: «При папе праздник получится преотличный!».        

                                                       

   -Найдите глаголы, выпишите их , затем выполните самопроверку с доски

Выпишите глаголы, определите их вид:

1 ряд -1 абзац

2 ряд - 2 абзац

3 ряд -3 абзац

4 ряд -4 абзац

Проговаривают алгоритм  по определению вида глаголов.

.

Читают предложенный текст, находят и выписывают глаголы, определяют вид глаголов, выполняют самопроверку

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

6.Физминутка

-Выполним гимнастку для глаз

Встают возле парт, следят за передвигающимися синим шариком на экране

7. Выявление места и причины затруднения.

Закрепление знаний.

            СЛАЙД 7  Остров узнавания

-Почему однокоренные глаголы решить, решать, нести, принести вы записали в разные столбики? Чем они отличаются?

-Рассмотрите примеры и сделайте вывод: чем отличаются однокоренные слова каждой пары?

Брать-взять

СрЕзать-срезАть

Говорить- проговорить

Решать-решить

Осмысливают отличия глаголов,  самостоятельно находят морфемы, с помощью которых образуются видовые пары. Ребята знакомятся с понятием ВИДОВЫЕ ПАРЫ, способами образования ВП. Учащиеся совместно с учителем делают вывод о том, какими способами могут образовываться видовые пары.

(П) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

8. Включение в систему знаний. (Этап  работы в группах с взаимопроверкой.)

СЛАЙД 8 Закрепление знаний.

-Задание группам: подберите к каждому глаголу  видовую пару.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

прогулятья

косить

дергал

заметить

нырял

встретил

решать

перестроил

пить

сгореть

примерить

жгу

загорать

зажигать

клевал

объявить


- Проверка правильности выполнения задания по группам

СЛАЙД 9  Игровой остров

Игра «Найдите лишнее»

Найдите лишнее слово:

1.Пишу, брошу, дышу.

2.Куплю, выкуплю, покупаю.

3.Улыбаюсь, улыбнусь, заулыбаюсь

Игра «Проверки»

Подберите к словам проверочные слова (глаголы)

Ск..зать, вст..вать, , см..треть, бр..сать, препод..вать, н..сить, в..дить. кр..чать, пров..рять, прик..зать

Учащиеся записывают глаголы в тетрадях, подбирают  в группах  видовые пары, слушают ответы одноклассников, проверяют правильность образования видовых пар

Учащиеся находят лишнее слово, подбирают вопросы к глаголам.

Контроль, оценка, коррекция(Р) ;

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов

решения задания, умение

осознанно и произвольно

строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия;:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра . (К)

9.Контроль знаний.                                                                                                                                                                                                                                                            

СЛАЙД 10 Остров взаимопроверки

- А сейчас, чтобы ещё лучше закрепить новую тему, напишем небольшой словарный диктант. Но вместо слов мы будем писать цифры. Я вам буду диктовать глаголы, а вы запишите букву Н, если это глагол несовершенного вида, а если это глагол совершенного вида запишите букву С. Задание понятно? На доске есть подсказка для вас. Итак, внимание, приступаем!

Косит, сдержалась, украсили, чихнул, писала, чихал, мелькать,  проснулись, кричать, стучит, стукнет, скатываются, слышатся, послышался, тикают.

Закончили! А сейчас проверим. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу у своего соседа.

Н, С, С, С, Н, Н, Н, С, Н, Н, С, Н, Н, С, Н

Внимание на слайд! Нет ошибок – 5, 1-3 ошибки – 4, 4-6 ошибок – 3, более 6 – 2.

- Проверьте работу , поставьте оценку.

Образец записи на доске:

1 – глагол несовершенного вида

2 – глагол совершенного вида

0 ошибок – 5

1-3 ошибки – 4

4-6 ошибки – 3

Более 6 ошибок  – 2

Образец записи в тетради:

1, 2, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 1.

(П)поиск и выделение необходимой информации 

(Р)решение поставленной задачи УУД

10. Организация рефлексии  

Мы снова обращаемся к нашей табличке и смотрим, выполнили мы поставленные цели?

Грамматические категории  и правила   правописания

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Общее  грамматическое значение

Вопросы, на которые отвечает глагол

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ

Виды глагола

Как определить виды глагола

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают результаты

(Р) Осуществление самооценки

собственной учебной

деятельности, соотнесение целей и

результатов, степени их

соответствия, 

(К) умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

11. Домашнее задание

               СЛАЙД 12 Остров  домашнего задания

-

1) Выучить определения

2) Упр. 204,208

Или

2) написать мини-сочинение о видах глагола

Учащиеся записывают домашнее задание

12. Подведение итогов

Итоги урока (выставление и комментирование отметок)

Раздаточный материал

Грамматические категории  и правила   правописания

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 Общее  грамматическое значение

Вопросы, на которые отвечает глагол

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ

Виды глагола

Как определить виды глагола

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

прогуляться

косить

дергал

заметить

нырял

встретил

решать

перестроил

пить

сгореть

примерить

жгу

Загорать

Зажигать

клевал

объявить

Письмо        

             Письмо поутру принес почтальон. Папино письмо! Петя подпрыгнул под потолок, пробежал по паркетному полу, прихватил по пути печенье. После первого прочтения Петя прокричал: «Полундра! Папа приезжает под праздник!».

        Папа писал: «Петруша, по просьбе Полины посылаю портрет - пусть поставит перед полками. Полно проблем, почти полный провал: пароход простоял полмесяца под погрузкой, потом пошел. По понедельникам, пятницам порт перегружен. Плохо получилось.

        Петруша, Полина! Проблемы потихоньку преодолеваются. По плану проект принимают под праздник. Просто по-страшному переживаю. После принятия приеду! Привезу подарки! Прощаюсь. Папа».

        Петя перечитал письмо, потом позвал пса Пирата. Пират прыгал, пытался поймать Петин палец. Петя подумал: «При папе праздник получится преотличный!».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...

8 класс. Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Дизайн. Виды полиграфической продукции (мини-проект)»

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме«Дизайн. Виды полиграфической продукции (мини-проект)»...

Виды переработки текстов. Технологическая карта 9 класс

Разработка поможет в подготовке к уроку развития речи в 6-9 классах, в подготовке к ОГЭ, а также в целом при выстраивании работы по формированию читательской грамотности...

- 6 класс. Технологическая карта ,самоанализ урока "Виды облаков"

Тема урока "Виды облаков» Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Атмосфера” Тип урока: урок открытия нового знания Педагогические технологии: проблемно-диалоги...

«Назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового оружия» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

laquo;Назначение и тактико-технические характеристики современных видов стрелкового оружия» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА...