Урок "Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи", 11 класс (технологическая карта урока)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_slovosochetanie_i_predlozhenie_kak_edinitsy_sintaksisa.docx | 260.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
11 класс
Тема: Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Виды и средства синтаксической связи
Тип урока: актуализации знаний и умений (урок повторения).
Цель урока: создать условия для повторения сведений о словосочетании и предложении.
Планируемый результат обучения:
Предметные УУД:
-систематизация и активизация имеющихся у учащихся знаний о синтаксических единицах;
-совершенствование умения лингвистически грамотно составлять словосочетания, предложения и связный текст, учитывая такие языковые явления, как лексическая сочетаемость и паронимия;
-формирование грамотности, совершенствование правописных навыков.
Личностные УУД:
- способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- проявление творческого отношения к процессу повторения темы;
- создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
- самооценка, адекватное понимание причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу);
-воспитание любви к русскому языку.
Метапредметные УУД:
-осознание способов деятельности и культурного осмысления её содержания и получения знаний;
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
-владение умением работать с учебной информацией, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности для её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Ресурсы: Н.Г. Гольцова. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Булгаков М.А.Мастер и Маргарита. – М.: Сварогъ, 1994.
Авторская мультимедийная презентация к уроку.
Мультимедийный проектор, проекционный экран, персональный компьютер.
Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
Этапы урока. Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап. Цель: осознанное включение в активную деятельность; формулирование темы урока. | Предлагает открыть роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и записать названия 1, 2, 3 глав. Предлагает ответить на вопросы и сформулировать тему занятия: «Чем различаются названия глав по синтаксической структуре? Почему вы так думаете?» | Открывают роман и записывают названия глав: «Никогда не разговаривайте с неизвестными», «Понтий Пилат», «Седьмое доказательство». Отвечая на предложенные учителем вопросы, формулируют тему занятия. | Позн.: умение ориентироваться в системе своих знаний. Ком.: умение правильно выражать свои мысли. Рег.: умение организовать свою учебную деятельность, быстро включиться в деловой ритм. Лич.: мотивация учения. |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. Цель: проверка и актуализация знаний обучающихся. | Проверяет домашнее задание (упр.361) посредством сравнения с образцом. | Сравнивают выполненное домашнее задание с образцом, представленным ученицей. Анализируют, корректируют, делают выводы. | П: проведение сравнения по заданным критериям, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. К: умение строить понятное для слушателей речевое высказывание. Р: оценка, контроль, коррекция учебной деятельности, умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. Л: учебно-познавательный интерес к изученному материалу. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: создание общего предметно-проблемного поля. | Предлагает заполнить схему [Приложение 1], подумать, как можно её изменить, расширить. Предлагает определить цели занятия (что вспомнить, что узнать, чему научиться). | Заполняют схему, предлагают, как можно её изменить, дополняют новыми терминами. Пользуясь опорной схемой, самостоятельно определяют цели занятия, определив границы знания и незнания. Отвечают на вопрос, зачем нужно занятие, какую значимую проблему ставит. Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. | П: целеполагание; установление причинно-следственной связи, выводы, обобщения. К: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. Р: умение ставить задачу, оценивать правильность выполнения действий. Л: готовность и способность к саморазвитию, самоопределение, смыслообразование. |
4. Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её решения. | Предлагает ответить на вопросы: «Как вам легче выражать свои мысли и чувства: с помощью слов, словосочетаний или предложений? А как вам легче понять других? Почему мы предъявляем разные требования к своей речи и речи других людей?» | Отвечают на вопросы, актуализируют имеющиеся знания, применяя их к практической деятельности. Планируют учебные действия. | П: умение строить логическую цепь рассуждений, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. К: умение слушать и понимать речь других, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: составление плана и последовательности действий. Л: следование в речевом поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях; включение нового знания в систему знаний и навыков. | Организует работу по группам, объясняет алгоритм последующих действий. Предлагает заполнить таблицу [Приложение 2], подумать, как можно её изменить. Предлагает высказаться на тему: «Какая единица синтаксиса важнее и почему?» | Объединяются в группы, знакомятся с инструкцией выполнения работы. Заполняют таблицу, распределяют толкование терминов, отрабатывают умение синтаксически анализировать словосочетания и предложения. Осуществляют взаимоконтроль. Публично защищают работу группы, объясняя, какая единица синтаксиса важнее и почему, приводят примеры. Комментируют, поясняя свои действия. Участвуют в обсуждении предложенной учителем темы, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают уровень собственной активности в группе. | П: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. К: умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности и приходить к общему решению. Р: планирование, прогнозирование результатов работы. Л: адекватное восприятие оценки учителя и товарищей. |
6. Обобщение и систематизация знаний Цель: создание условий для инициации размышления и самоопределения учащихся в диалоге с учителем. | Проводит словарный диктант с самопроверкой [Приложение 3]. Предлагает ответить на вопросы: «Почему нельзя сделать синтаксический разбор всех записанных сочетаний? К каким сочетаниям слов относится задание «Сделайте синтаксический разбор словосочетания»?» Предлагает выполнить самостоятельную работу [Приложение 4], определить виды и средства связи в словосочетаниях и предложениях. | Пишут словарный диктант, совершенствуют правописные умения и навыки, проводят самопроверку. Озвучивают свои предположения, обсуждают их, актуализируют свои знания об отличительных признаках словосочетания, позволяющих разграничить его и другие сочетания, не являющиеся словосочетаниями. Классифицируют словосочетания по сходству и различию. Определяют, с какими сочетаниями слов нельзя выполнить синтаксический разбор словосочетания (главные члены предложения, однородные члены предложения, сочетание предлога с существительным). Углубляют имеющиеся знания на основе анализа предложенного учителем материала. | П: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации. К: построение монологической и диалогической формы речи. Р: саморегуляция, оценка, контроль, коррекция правописных умений. Л: проявление творческого отношения к процессу повторения темы. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Цель: включение учащихся в творческую деятельность на основе сотрудничества. | Предлагает составить текст по репродукциям произведений Дуччо ди Буонинисенья и Андрея Рублёва [Приложение 5], употребив в предложениях все средства синтаксической связи. | Составляют связный текст, учитывая такие языковые явления, как лексическая сочетаемость и паронимия. Отрабатывают умение употреблять в предложениях средства синтаксической связи (словоформы, служебные части речи, порядок слов, интонация), находить и исправлять орфографические ошибки, связанные с синтаксическими нормами, и речевые ошибки, связанные с неверным сочетанием слов при построении предложений. | П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме. К: умение строить рассуждение, формулирование собственного мнения и позиции. Р: контроль и коррекция (редактирование и рецензирование текста). Л: осознание качества и уровня усвоения темы урока. |
8. Информация о домашнем задании Цель: разъяснение содержания домашнего задания. | 1. Стр.250, упр.363: указать произведение и автора. 3.Эссе «Встреча, изменившая жизнь». | Воспринимают задание, уточняют. Принимают учебную задачу, планируют её выполнение. Оценивают правильность понимания учебной задачи и собственные возможности для её решения. | П: поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения. К: планирование самостоятельного выполнения задачи и учебного сотрудничества. Р: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своего действия. Л: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: объективация и рефлексивно-творческое осмысление результатов деятельности учащихся на уроке, самооценка работы; формирование личной ответственности за результаты своей деятельности. | Предлагает продолжить любое предложение: 1.Сегодня я узнал … 2. Мне было интересно… 3. Мне было трудно… 4. Я научился … 5. Я выполнял задания… 6. Я понял, что… 7. У меня получилось… 8. Мне захотелось… 9. Я смогу… 10. Я попробую… | Вспоминают ход урока. Анализируют свою деятельность и деятельность товарищей. Формулируют свои впечатления о том, что понравилось на уроке и почему, что запомнилось, что новое поняли и что смогут объяснить другим, что расскажут друзьям или дома. | П: умение оценивать качество и уровень усвоения материала. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения. Р: контроль и оценка результатов своей деятельности. Л: осознание собственного эмоционального состояния, полученного от успешной или неуспешной деятельности. |
Приложения
Приложение 1
Какими терминами можно заполнить данную схему? Чем дополнить? (Термином «текст»)
Слово
Словосочетание
Предложение
Приложение 2
Групповая работа.
Распределите толкование терминов и объясните, какая единица синтаксиса важнее и почему? Приведите примеры.
Словосочетание | Предложение |
Называет предметы, действия, их признаки | Содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение |
Не имеет законченной интонации | Характеризуется интонационной законченностью |
Состоит из главного и зависимого слова | Имеет грамматическую основу |
Не содержит указаний на то, как говорящий оценивает сообщение | Содержит указания на то, как говорящий оценивает сообщение |
Слова связываются при помощи подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) | Слова связываются при помощи сочинительной и подчинительной связи |
Приложение 3
Словарный диктант. Самопроверка.
В течение часа, выполнить точь-в-точь, четверо одноклассников, поступить по окончании школы, вопреки предсказанию, увеличить вдвое, оживлённые и счастливые, продвигаться впотьмах, не прекращающийся весь день, вследствие невнимательности, кто-то пришёл, оставить на память, несмотря на препятствия.
Приложение 4
Самостоятельная работа
- Определите виды связи в словосочетаниях, ответ обоснуйте.
(четверо одноклассников - согласование: изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова; увеличить вдвое - примыкание: зависимое слово неизменяемое; продвигаться впотьмах - примыкание: зависимое слово неизменяемое; оставить на память – управление: изменение формы главного слова не приводит к изменению формы зависимого слова).
- Определите виды связи в предложении «Кто-то пришёл»
(сочинительная, равноправная связь).
- Какие средства синтаксической связи можно определить в предложении «Кто-то пришёл»?
(словоформы - ед.ч., м.р.; порядок слов – прямой; интонация - невосклицательная).
- Как нужно изменить предложение, чтобы определить все средства синтаксической связи?
(Вставить служебные части речи: «Кто-то пришёл к нам» – предлог связывает сказуемое и дополнение).
Приложение 5
Составьте текст по репродукциям произведений Дуччо ди Буонинисенья и Андрея Рублёва, употребив в предложениях все средства синтаксической связи (словоформы, служебные части речи, порядок слов, интонация).
15 февраля – Сретенье Господне. Праздник получил свое название в честь того, что в этот день произошла встреча младенца Иисуса Христа со святыми Симеоном и Анной (само слово «сретение» и означает «встреча»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ УРОКА
Материал поможет учителю при написании конспектов урока и составлении технологических карт урока....
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.
Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель и задачи занятия: создан...
Урок по теме "Водоросли" 5 класс (технологическая карта урока).
Знакомство учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей, как представителей низших растений....
8 класс. Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Дизайн. Виды полиграфической продукции (мини-проект)»
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме«Дизайн. Виды полиграфической продукции (мини-проект)»...
Синтаксис как раздел грамматики. Виды и средства синтаксической связи
Презантация по русскому языку в 8 классе....