Письмо и развитие речи рабочая программа 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_programma_9_klass.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 9)
(УО)
Образовательная область, предмет – русский (родной) язык
Данная рабочая программа по грамматике, правописанию и развитию речи разработана на основе программы А.К.Аксёновой, Н.Г.Галунчиковой, С.Ю.Ильиной, Э.В.Якубовской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета грамматика, правописание и развитие речи отводится 4 часа в неделю (136 часов в год). Авторская программа рассчитана на 3 часа в неделю (101 час в год).
По учебному плану школы в 9 классе изучение предмета грамматика, правописание и развитие речи отведено 4 часа в неделю (136 часов в год).
Содержание авторской учебной программы по грамматике, правописанию и развитию речи сохранено полностью, с некоторым расширением материала в разделах и уплотнением – в других (см. содержание рабочей программы), а ее прохождение связано с изучением содержания по всем разделам, исходя из еженедельной учебной нагрузки, использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса, учётом особенностей психо-моторно-речевого развития обучающихся класса. Обучение русскому языку строится на принципах коммуникативного подхода, что соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, носит предметно-практическую направленность, связано с жизнью учеников и осуществляется в 9 классе в течение всего года.
Используемый учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией И.М.Бгажноковой. – М.: «Просвещение», 2013,
Русский язык. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Э.В. Якубовская, Н.Г.Галунчикова – М.: «Просвещение», 2013. – 208 с. : ил.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: дидактический раздаточный и иллюстративный материал; задания графического характера, практические упражнения с элементами творчества; дидактические игры;
Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
Н.Г.Галунчикова; Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Н.Г.Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. Для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; Е.Я.Кудрявцева.
Программа адресована учащимся 9 б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по грамматике, правописанию и развитию речи, который доступен учащимся. В то же время данный учебный предмет для девятиклассников является необходимым, в связи с коммуникативной направленностью обучения. Что в свою очередь способствует развитию у учащихся умения общаться с окружающими их людьми в любой обстановке, способствует коррекции недостатков их психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. Коммуникативно-речевой подход к обучению языку предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку. Так как приоритетом становится не работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил, а умение применять изученный грамматико-орфографический материал в форме устной и письменной речевой практики. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически, с постепенным наращиванием сведений по каждой обозначенной теме на последующих годах обучения. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Изучения языка в контексте монологической, диалогической речи. При отборе учебного материала учитывались возможности детей по усвоению предмета, умению практически применять полученные знания и умения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика класса. Обучение детей русскому языку носит элементарно-практический характер. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний по предмету.
В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия обучающихся, программа предусматривает использование иллюстраций к текстам (упражнениям), таблиц, схем и др. практического материала, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала, позволяющим более полному и точному усвоению предлагаемого материала.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
- решение коррекционно-развивающих задач через увеличение работы над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц;
- повышение уровня общего развития учащихся;
- формирование нравственных качеств школьников;
- коррекция речи и мышления.
Интеграция с другими предметами: чтение и развитие речи, математика, предметы эстетического цикла, биология, география, история, обществоведение, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: контрольные диктанты с грамматическим заданием, самостоятельные письменные работы по развитию речи (сочинение, изложение), контрольное списывание, поурочный опрос, дидактические игры, индивидуальные задания творческого характера.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи детей, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки русского языка активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики, но с учётом своих потенциальных возможностей. Научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме с помощью педагога. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении письменных работ. Быть социально адаптированными.
Основные требования к ЗУН обучающихся предмету соответствуют 2 уровням требований авторской программы, при этом, исходя из потенциальных возможностей детей, основные требования к будут несколько видоизменены (усилены для 1-го уровня и несколько снижены для 2-го), по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.
К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:
1 –й уровень
- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (80 – 90 слов);
- подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
- определять части речи;
- составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
- составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными частями;
- писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;
- оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2 – уровень
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
- пользоваться школьным орфографическим словарём;
- решать орфографические задачи с помощью учителя;
- называть и различать части речи (с помощью);
- принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста;
- оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя ).
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | Повторение. Предложение. Текст. | 5 | 16 |
2 | Слово. Текст. | 7 | 11 |
3 | Части речи. Текст. | 65 | 83 |
4 | Предложение. Текст. | 8 | 16 |
6 | Повторение. | 8 | 10 |
5 | Деловое письмо. | 8 | 0 |
итого | 101 час | 136 часов |
Несовпадение часов на изучение тем в рабочей программе с количеством часов авторской программы привело к тому, что количество часов на прохождение всех тем определены мною исходя из объёма материала, представленных в учебнике, а также потенциальных возможностей детей в изучении предмета. В рабочей программе тема «Деловое письмо» не была мною выделена отдельно, а даётся в процессе изучения всего программного материала по русскому языку в течение всего учебного года.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем и количество часов связано с их расположением в учебнике «Русский язык»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо и развитие речи КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 9 класс (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 9 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 9 класс (у/о)...
Письмо и развитие речи КТП 7 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Чтение и развитие речи КТП 7 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (у/о)...
Письмо и развитие речи КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 6 класса (у/о)...
Письмо и развитие речи КТП 8 класс (для детей с умственной отсталостью)
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для учащихся 8 класса (у/о)...
Письмо и развитие речи КТП 6 класс (для детей с умственной отсталостью) на дому
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для ученика 6 класса на дому (у/о)...