технологическая карта урока развивающего контроля
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Литвиненко Светлана Юрьевна

Технологическая карта развивающего контроля по сложноподчиненному предложению в 9 классе. В приложении представлены задания контрольной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока развивающего контроля

Учебный предмет: русский язык

Класс: 9

Автор УМК: М.М. Разумовская

Тема урока. Обобщение изученного по сложноподчинённому предложению

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель. Развивающий контроль изученных способов действий по определению и характеристики сложноподчинённого предложения. Учащийся научится согласовывать критерии оценивания с результатами учебной деятельности, их применению и фиксированию полученного результата сопоставления в форме отметки.

Урок1

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности (2мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к реализации контрольно-коррекционной деятельности.

Активное слушание притчи

Учитель показывает видеозапись восточной притчи «Всё в твоих руках», текст притчи (Приложение 1).

- В чём смысл притчи?

Предлагаю вам контрольную работу. Теперь всё в ваших руках.

Дети слушают и отвечают на вопрос учителя?

Волевая саморегуляция (Р);

смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К).

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (43 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.

1. Актуализация деятельности (выполнение контрольной работы)

-  Какой теме посвящена контрольная работа?

- Какие знания и умения вы должны показать?

- Что для этого нужно?

- Прочитайте задания. Прокомментируйте. Всё ли понятно? Комментарии учителя в случае затруднения учащихся.

По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания. Желаю вам успехов!

2. Самоконтроль. Учитель просит проверить работу по ключу (Приложение 2), выставить баллы за каждое задание.

Учащиеся выполняют задания контрольной работы по заданию.

Комментируют каждое задание, демонстрируют понимание задания.

Выполняют задание. При проверке используют подготовленные ранее таблицы, интеллект-карты.

Учащиеся проверяют работу по ключу, выставляют баллы по каждому заданию.

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П), анализ, сравнение, синтез (Л), контроль и оценка прогнозирования (Р)

  1. Домашнее задание

Цель: самостоятельная коррекция знаний.

В рабочей тетради к учебнику М.М.Разумовской найти и выполнить упражнение, которое в контрольной работе вызвало наибольшее затруднение.

Запись д/з, нахождение упражнения в тетради (по затруднению), изучение материала учебника и выполнение.

Анализ, изучение и выполнение (П,Л)

        Урок 2

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений (3мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к  коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Самоопределение на урок

Учитель мотивирует учащихся к коррекции знаний.

- По какой теме писали контрольную работу?

- Какие знания показали?

- Какие умения?

- Совпали ли ваши оценки и оценкой учителя?

Анализ выполнения работы. Учитель анализ работы выводит на слайд для наглядности.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся вместе с учителем определяют ключевые ошибки, оценивают свои знания и умения.

Планирование учебного сотрудничества (К).

  1. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4мин)

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Что будем повторять, корректировать на уроке? Для чего это необходимо?

Определяют темы, которые необходимо повторить каждому, составляют план работы.

Прогнозирование (Р).

  1. Этап реализации построения проекта (15мин)

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия.

Работа над ошибками

Учитель предлагает выполнить задание, которое вызвало у учащихся наибольшее затруднение совместно. Задание 7: определить вид придаточного со словом когда.

Индивидуальная работа над ошибками. Проверка.

Учащиеся выполняют работу над ошибками.

Ученики, не допустившие ошибок, выполняют тестирование по теме на компьютере или в тетради с последующей самопроверкой.

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения (П).

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2мин)

-Кто выполнил задание без ошибок?

- Какие трудности возникли

Анализируют свои затруднения

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, моделирование (П).

  1. Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону (8 мин)

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а так же создание ситуации успеха.

Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки. Выполните эти задания и проверьте по эталону.

Выполняют задания самостоятельно и проверяют.

Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р)

  1. Этап решения творческого уровня (8мин)

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Выполнить задание творческого уровня: составьте тест или задание по теме из тех предложений, которые вызвали у вас затруднение.

Обратить внимание учащихся на предложение с несколькими придаточными.

Учащиеся составляют задание с предложениями, вызвавшими наибольшее затруднение.

Умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности (К)

  1. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности (5 мин)

Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Рефлексия деятельности

Какие ошибки смогли исправит сами?

В чём ещё нужна помощь?

Изменилась ли оценка ваших знаний?

Домашнее задание по выбору.

Оценивают свои знания, выбирают домашнюю работу(по выбору)

  • Прорешивают те задания в контрольной работе, которые не успели сделать.
  • Задание в тетради к учебнику по затруднению.
  • Тест-контроль.
  • Подобрать сложноподчинённые предложения из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Задания по теме в тетради по подготовке к ОГЭ №12,13,14

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, осознание того, что усвоено и что ещё предстоит усвоению(Р),умение осознанно и произвольно стоить высказывания, оценка процессов и результатов деятельности(П).

Приложение1

Всё в твоих руках

        Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он подошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

        -  Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

        Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Приложение 2

Контрольная работа по сложноподчинённому предложению

I вариант

1.Прочитайте, расставьте знаки препинания, задайте вопрос от главного предложения к придаточному, подчёркивая указательные слова как члены предложения, заключая в овал средства связи частей предложения; укажите вид придаточных. Выполните графику.(4б-за правильную постановку ЗП и графики;4б-за правильную постановку вопроса и определения придаточного;1б-подчёркивание указательных слов; итого -9баллов).

1) Кому лень учиться тому не знать ремесла. 2)Чего те понимают, тем не владеют.3)Не за то волка бьют что сер, а за то что овцу съел.4) Перестань о том тужить чему нельзя пособить. 5)Худо тому кто добра не делает никому

2. Прочитайте предложения. В чём их сходство и различие? Запишите свои аргументы.(2б).1)Я увидел картину, что висела в тёмном углу комнаты.2)Я увидел, что картина висела в тёмном углу комнаты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с придаточным места. Выполните графику.(3б).

1)Ползёт солдат туда где обжит им уголок окопа. 2)Всюду куда ни взглянешь тянулась без конца бурая невесёлая равнина. 3) Там откуда только что вынырнул пассажирский состав по-прежнему бушевала гроза…

4. Какое задание, учитывая изучаемую тему синтаксиса, можно предложить к данным примерам? Сформулируйте его письменно и выполните. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________(4б)

1)Пока владеем мы частицей времени пускай оно работает на нас! 2) В то время как Егорушка смотрел на сонные лица неожиданно послышалось тихое пение. 3) На следующий день когда я проснулся солнце было уже высоко. 4)А после того как брат дедушки Ксенофонт взял меня с собою на рыбалку и добыл удачно стерляди я пошёл нарасхват.

5. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с придаточными причины и следствия, запишите в таблицу номера предложений. Выполните графику. (2б-за распределение придаточных,6б-за правильную постановку ЗП и графики; итого-8баллов).

Причины

Следствия

1)Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.2)А молнии в потёмках казались белее и ослепительнее так что глазам было больно.3)Так как отряд выступил довольно поздно пришлось идти до сумерек. 4) Неприятель был близко так что не позволялось ни говорить, ни курить… 5)А может быть, всё нарядней и приветнее казалось оттого что он возвращался из госпиталя, с войны, домой.6) Цветы оттого что их только что полили издавали влажный, раздражающий запах.

6. Расставьте недостающие знаки препинания, распределите придаточные в таблице, выполните графику. (3б-за распределение придаточных,10б-за правильную постановку ЗП и графики; итого-13баллов.)

Цели

Сравнения

Условия

Уступки

I.1)Хороших речей наслушаешься будто мёду напьёшься.2)Хотя у слова нет крыльев оно летает. 3)Если конь хорош считай далёкое близким.4)На то и щука в реке водится чтобы карась не дремал.5)Лучше синица в руках чем журавль в небе.

II. 1)Мелкие листья ярко и дружно зеленеют словно кто их вымыл и лак на них навёл.2)В степи было тихо, пасмурно несмотря на то что солнце поднялось.3)Весна подгоняет, всех торопит. Землю торопит, чтобы скорей она освободилась. Воду подгоняет чтобы проносила она по льдам льдины.4)Не порадует небо синью если дым залепил глаза.5)В нашем болотистом низменном крае впятеро больше бы дичи велось кабы сетями её не ловили кабы силками её не давили.

7. Прочитайте, расставьте недостающие ЗП. Определите вид придаточных со словом когда.(12 баллов)

1)Мальчишки пробивают лыжню к школе когда царит поутру тьма.2)Природа находилась ещё в том состоянии покоя когда всё дремлет…3)Я выходил в такое время когда на улице ни зги.4)Вышел он на берег озера к концу весеннего дня когда он меркнул  и переходил в северную ночь.5)Всё это было бы смешно когда бы не было так грустно.6)Когда труд – удовольствие жизнь хороша.

8. Устраните нарушения нормы употребления деепричастных оборотов, заменив их синонимичными придаточными времени, условия или уступки. (5баллов).

1)Подойдя к дому, никого там не было.2)Занимаясь плаванием, твой иммунитет укрепляется.3)Устроившись на привале, солнце уже зашло.4)Приплыв на озеро, было ещё темно.5)Чувствуя себя виноватой, извинение не было произнесено.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II вариант

1. Прочитайте, расставьте знаки препинания, задайте вопрос от главного предложения к придаточному, подчёркивая указательные слова как члены предложения, заключая в овал средства связи частей предложения; укажите вид придаточных. Выполните графику.(4б-за правильную постановку ЗП и графики;4б-за правильную постановку вопроса и определения придаточного;1б-подчёркивание указательных слов; итого -9баллов).

1)С кем поведёшься от того и наберёшься. 2)Что волки жадны всякий знает.3)Уж сколько раз твердили миру что лесть гнусна, вредна.4) Берись за то к чему ты сроден.5)Счастье многие находят лишь тем что хорошо на задних лапках ходят.

2. Прочитайте предложения. В чём их сходство и различие? Запишите свои аргументы.(2б).1)Я увидел степь, что желтела вдали за рекой.2)Я увидел, что степь желтела вдали за рекой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с придаточным места. Выполните графику.(3б).

1)Где были там сейчас нас нет. 2)С Антониной он простился в сенях куда не вышла его проводить мать... 3) Там откуда только что выплыл маленький кораблик по-прежнему лил дождь…

4. Какое задание, учитывая изучаемую тему синтаксиса, можно предложить к данным примерам? Сформулируйте его письменно и выполните. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________(4б)

1)Едва расстался я со школой я тотчас принят был войной.2)Я уже хотел идти дальше как вдруг заметил в траве около пенька погнутую алюминиевую миску. 3) На следующий день когда я проснулся солнце было уже высоко.4)Как только в лесу сойдёт снег набухают на берёзах смолистые почки.

5. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с придаточными причины и следствия, запишите в таблицу номера предложений. Выполните графику. (2б-за распределение придаточных,6б-за правильную постановку ЗП и графики; итого-8баллов).

Причины

Следствия

1)Вдоль берега шла широкая полоса мели так что даже наша плоскодонная лодка не могла подойти к берегу.2)В предводители его не выбрали бы потому что он слыл в обществе вольнодумцем.3)Так как экспедиция выступила довольно поздно пришлось идти до сумерек. 4) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. 5)Погода была холодная, ветреная так что сугробы намело выше окон.6) Оттого что солнечные дни всё время перемежались с дождями деревья в этом году умирали царственно.

6. Расставьте недостающие знаки препинания, распределите придаточные в таблице, выполните графику. (3б-за распределение придаточных,10б-за правильную постановку ЗП и графики; итого-13баллов.)

Цели

Условия

Уступки

1).Пускай ещё не высохли чернила словам уже бессмертие дано.2)Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе. 3)Если солнца не потушат будут зайчики всегда.4)Местное слово может обогатить язык только если оно образно, благозвучно и понятно.5)Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.6)Путешествия потеряли бы половину своего смысла если бы о них нельзя было рассказать.7)В степи было тихо, пасмурно несмотря на то что солнце подняось.8) Я добросовестно готовился к контрольной работе затем чтобы выполнить её на отлично.9)Если б не было сыро можно было лечь на землю у реки.10)Я нисколько не боюсь смерти хотя и люблю жизнь.

7. Прочитайте, расставьте недостающие ЗП. Определите вид придаточных со словом когда.(12 баллов)

1)Мальчишки пробивают лыжню к школе когда царит поутру тьма.2)Природа находилась ещё в том состоянии покоя когда всё дремлет…3)Я выходил в такое время когда на улице ни зги.4)Вышел он на берег озера к концу весеннего дня когда он меркнул  и переходил в северную ночь.5)Всё это было бы смешно когда бы не было так грустно.6)Когда труд – удовольствие жизнь хороша.

8.Устраните нарушения нормы употребления деепричастных оборотов, заменив их синонимичными придаточными времени, условия или уступки. (5баллов).

 1)Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.2)Обливаясь холодной водой каждый день, твой организм закаляется.3)Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.4)Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.5)Чувствуя себя больной, пришла на экзамены.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

Задания

1вариант

2 вариант

1.

Изъяснительные придаточные; указательные слова: тому, тем,  не за тотом, тому-дополнение

Изъяснительные придаточные; указательные слова: от того, за то, лишь тем-дополнение

2.

Сходство: оба предложения сл/под с союзом что

Различие:1 предложение с придаточным определительным; 2- с изъяснительным

Сходство: оба предложения сл/под с союзом что

Различие:1 предложение с придаточным определительным; 2- с изъяснительным

5.

Причины-1,3,5,6   Следствия- 2,4

Причины-2,3,4,6   Следствия- 1,5

6.

Цели             I-4;     II-3

Сравнения  I-1,5;  II-1

Условия I-3;          II-4,5

Уступки I-2;        II-2

Цели            2,5,8

Условия      3,4,6,9

Уступки    1,7,10

7.

Времени - 1,4

Определительные – 2,3

Условия – 5,6

Времени - 1,4

Определительные – 2,3

Условия – 5,6

8.

Когда я подошёл к дому,…

Если занимаешься плаванием,…

Как только(Когда) мы устроились на привале,…

Когда мы приплыли на озеро,…

Несмотря на то что она чувствовала себя виноватой,…

Когда я гляжу на такую несправедливость,…

Если обливаться холодной водой каждый день,…

Когда мы пришли в первый день на участок,…

Как только(Когда)мы перешли в 9 класс,…

Несмотря на то что она чувствовала себя больной,…

Приложение 3

Тест-контроль по сложноподчинённому предложению.

1.Расставьте недостающие знаки препинания  и определите, сколько в тексте предложений: а) сложноподчинённых, б) придаточных.

    За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. Мы ждали только тропинки чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать что там. И вот тропинка попалась. Не успели мы сделать по ней  двухсот шагов как заливистое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника. Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали что нам ничего не нужно и что мы свернули единственно затем чтобы узнать что за вода блестит между деревьями.

    а)                               б)

2. Прочитайте продолжение текста В. Солоухина. На месте каких цифр не должны стоять запятые в предложениях?

    I.Вода началась шагах в пятидесяти от порога (1) но гораздо ниже его (2) дом стоял на бугре. II.Узкая лодка (3) на которую мы сели (4) была настолько лёгкая (5) что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду… III.Тёмно-зелёные дубы (6) и липы (7) которыми плотно заросли озёрные берега (8) чётко отражались в неподвижной воде. IV. Редкие (8) и ясные (9) словно звёзды (10) покоились на воде прохладные цветы белых лилий. V. Так (11) резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала (12) что мы замечали его обыкновенно за двести (13) за триста метров.

3. Какое из предложений в отрывке из текста 2 соответствует схеме? (Укажите его номер)

                                                 [  …, ( которыми ),… ]

4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Этот лесок (1) нельзя было отдать (2) потому что (3) взяв его (4) немцы приближались к Москве. ( К. Симонов )

  1. 1. 2. 3. 4       2) 1. 2. 3     3) 2. 3. 4

5. В каком из предложений союзное слово КТО присоединяет к главному придаточное местоимённо-соотносительное?

   1) Кто в море бывал, тот лужи не боится. ( Пословица )

   2) Того, кто спас нас, больше нет. ( С. Есенин )

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

   1) Он сказал это так, что Синцов почувствовал себя виноватым. ( К. Симонов )

   2) В своей комнате художник оставляет всё, что особенно дорого сердцу. ( В. Песков )

7. В каком из предложений союзное слово ГДЕ присоединяет к главному придаточное определительное?

   1) Мы приехали в тот город, где я родился.

   2) Мы приехали туда, где я родился.

   8. Укажите предложения, в которых нарушены синтаксические нормы. Исправьте ошибки.

   1) Ломоносов боролся с чужеземцами за развитие науки, её разных направлений, которые ему всячески мешали. 2) Которые не сдают свои вещи в камеры хранения, те сами за них отвечают. 3) Справедливые войны – это которые ведутся за освобождение родины. 4) Уборка, которая проведена вовремя, - это обеспечивает сохранение урожая. 5) Критик – это когда он учит писателя, как надо писать.

Ответы по тест-контролю

1

2

3

4

5

6

7

А)3;Б)6

2,6,8,11

3

3

1

2

1

8. 1)…с чужеземцами, которые ему всячески мешали, за развитие науки…2) Те, кто не сдают (сдаёт)…, сами…3)…войны – это те, которые… 4) Уборка, проведённая вовремя, обеспечивает… (Уборка, которая проведена вовремя, обеспечивает…) 6)Критик – это тот, кто учит…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока развивающего контроля

Учебный предмет: русский язык

Класс: 9

Автор УМК: М.М. Разумовская

Тема урока. Обобщение изученного по сложноподчинённому предложению

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель. Развивающий контроль изученных способов действий по определению и характеристики сложноподчинённого предложения. Учащийся научится согласовывать критерии оценивания с результатами учебной деятельности, их применению и фиксированию полученного результата сопоставления в форме отметки.

Урок1

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности (2мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к реализации контрольно-коррекционной деятельности.

Активное слушание притчи

Учитель показывает видеозапись восточной притчи «Всё в твоих руках», текст притчи (Приложение 1).

- В чём смысл притчи?

Предлагаю вам контрольную работу. Теперь всё в ваших руках.

Дети слушают и отвечают на вопрос учителя?

Волевая саморегуляция (Р);

смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К).

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (43 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.

1. Актуализация деятельности (выполнение контрольной работы)

-  Какой теме посвящена контрольная работа?

- Какие знания и умения вы должны показать?

- Что для этого нужно?

- Прочитайте задания. Прокомментируйте. Всё ли понятно? Комментарии учителя в случае затруднения учащихся.

По окончанию работы обязательно проверьте качество выполнения каждого задания. Желаю вам успехов!

2. Самоконтроль. Учитель просит проверить работу по ключу (Приложение 2), выставить баллы за каждое задание.

Учащиеся выполняют задания контрольной работы по заданию.

Комментируют каждое задание, демонстрируют понимание задания.

Выполняют задание. При проверке используют подготовленные ранее таблицы, интеллект-карты.

Учащиеся проверяют работу по ключу, выставляют баллы по каждому заданию.

Общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П), анализ, сравнение, синтез (Л), контроль и оценка прогнозирования (Р)

  1. Домашнее задание

Цель: самостоятельная коррекция знаний.

В рабочей тетради к учебнику М.М.Разумовской найти и выполнить упражнение, которое в контрольной работе вызвало наибольшее затруднение.

Запись д/з, нахождение упражнения в тетради (по затруднению), изучение материала учебника и выполнение.

Анализ, изучение и выполнение (П,Л)

        Урок 2

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений (3мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне готовности к  коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Самоопределение на урок

Учитель мотивирует учащихся к коррекции знаний.

- По какой теме писали контрольную работу?

- Какие знания показали?

- Какие умения?

- Совпали ли ваши оценки и оценкой учителя?

Анализ выполнения работы. Учитель анализ работы выводит на слайд для наглядности.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся вместе с учителем определяют ключевые ошибки, оценивают свои знания и умения.

Планирование учебного сотрудничества (К).

  1. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4мин)

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Что будем повторять, корректировать на уроке? Для чего это необходимо?

Определяют темы, которые необходимо повторить каждому, составляют план работы.

Прогнозирование (Р).

  1. Этап реализации построения проекта (15мин)

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия.

Работа над ошибками

Учитель предлагает выполнить задание, которое вызвало у учащихся наибольшее затруднение совместно. Задание 7: определить вид придаточного со словом когда.

Индивидуальная работа над ошибками. Проверка.

Учащиеся выполняют работу над ошибками.

Ученики, не допустившие ошибок, выполняют тестирование по теме на компьютере или в тетради с последующей самопроверкой.

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения (П).

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2мин)

-Кто выполнил задание без ошибок?

- Какие трудности возникли

Анализируют свои затруднения

Умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, моделирование (П).

  1. Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону (8 мин)

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а так же создание ситуации успеха.

Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки. Выполните эти задания и проверьте по эталону.

Выполняют задания самостоятельно и проверяют.

Целеполагание, планирование, прогнозирование (Р)

  1. Этап решения творческого уровня (8мин)

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Выполнить задание творческого уровня: составьте тест или задание по теме из тех предложений, которые вызвали у вас затруднение.

Обратить внимание учащихся на предложение с несколькими придаточными.

Учащиеся составляют задание с предложениями, вызвавшими наибольшее затруднение.

Умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности (К)

  1. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности (5 мин)

Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Рефлексия деятельности

Какие ошибки смогли исправит сами?

В чём ещё нужна помощь?

Изменилась ли оценка ваших знаний?

Домашнее задание по выбору.

Оценивают свои знания, выбирают домашнюю работу(по выбору)

  • Прорешивают те задания в контрольной работе, которые не успели сделать.
  • Задание в тетради к учебнику по затруднению.
  • Тест-контроль.
  • Подобрать сложноподчинённые предложения из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Задания по теме в тетради по подготовке к ОГЭ №12,13,14

Контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, осознание того, что усвоено и что ещё предстоит усвоению(Р),умение осознанно и произвольно стоить высказывания, оценка процессов и результатов деятельности(П).

Приложение1

Всё в твоих руках

        Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он подошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

        -  Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

        Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Приложение 2

Контрольная работа по сложноподчинённому предложению

I вариант

1.Прочитайте, расставьте знаки препинания, задайте вопрос от главного предложения к придаточному, подчёркивая указательные слова как члены предложения, заключая в овал средства связи частей предложения; укажите вид придаточных. Выполните графику.(4б-за правильную постановку ЗП и графики;4б-за правильную постановку вопроса и определения придаточного;1б-подчёркивание указательных слов; итого -9баллов).

1) Кому лень учиться тому не знать ремесла. 2)Чего те понимают, тем не владеют.3)Не за то волка бьют что сер, а за то что овцу съел.4) Перестань о том тужить чему нельзя пособить. 5)Худо тому кто добра не делает никому

2. Прочитайте предложения. В чём их сходство и различие? Запишите свои аргументы.(2б).1)Я увидел картину, что висела в тёмном углу комнаты.2)Я увидел, что картина висела в тёмном углу комнаты.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с придаточным места. Выполните графику.(3б).

1)Ползёт солдат туда где обжит им уголок окопа. 2)Всюду куда ни взглянешь тянулась без конца бурая невесёлая равнина. 3) Там откуда только что вынырнул пассажирский состав по-прежнему бушевала гроза…

4. Какое задание, учитывая изучаемую тему синтаксиса, можно предложить к данным примерам? Сформулируйте его письменно и выполните. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________(4б)

1)Пока владеем мы частицей времени пускай оно работает на нас! 2) В то время как Егорушка смотрел на сонные лица неожиданно послышалось тихое пение. 3) На следующий день когда я проснулся солнце было уже высоко. 4)А после того как брат дедушки Ксенофонт взял меня с собою на рыбалку и добыл удачно стерляди я пошёл нарасхват.

5. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с придаточными причины и следствия, запишите в таблицу номера предложений. Выполните графику. (2б-за распределение придаточных,6б-за правильную постановку ЗП и графики; итого-8баллов).

Причины

Следствия

1)Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.2)А молнии в потёмках казались белее и ослепительнее так что глазам было больно.3)Так как отряд выступил довольно поздно пришлось идти до сумерек. 4) Неприятель был близко так что не позволялось ни говорить, ни курить… 5)А может быть, всё нарядней и приветнее казалось оттого что он возвращался из госпиталя, с войны, домой.6) Цветы оттого что их только что полили издавали влажный, раздражающий запах.

6. Расставьте недостающие знаки препинания, распределите придаточные в таблице, выполните графику. (3б-за распределение придаточных,10б-за правильную постановку ЗП и графики; итого-13баллов.)

Цели

Сравнения

Условия

Уступки

I.1)Хороших речей наслушаешься будто мёду напьёшься.2)Хотя у слова нет крыльев оно летает. 3)Если конь хорош считай далёкое близким.4)На то и щука в реке водится чтобы карась не дремал.5)Лучше синица в руках чем журавль в небе.

II. 1)Мелкие листья ярко и дружно зеленеют словно кто их вымыл и лак на них навёл.2)В степи было тихо, пасмурно несмотря на то что солнце поднялось.3)Весна подгоняет, всех торопит. Землю торопит, чтобы скорей она освободилась. Воду подгоняет чтобы проносила она по льдам льдины.4)Не порадует небо синью если дым залепил глаза.5)В нашем болотистом низменном крае впятеро больше бы дичи велось кабы сетями её не ловили кабы силками её не давили.

7. Прочитайте, расставьте недостающие ЗП. Определите вид придаточных со словом когда.(12 баллов)

1)Мальчишки пробивают лыжню к школе когда царит поутру тьма.2)Природа находилась ещё в том состоянии покоя когда всё дремлет…3)Я выходил в такое время когда на улице ни зги.4)Вышел он на берег озера к концу весеннего дня когда он меркнул  и переходил в северную ночь.5)Всё это было бы смешно когда бы не было так грустно.6)Когда труд – удовольствие жизнь хороша.

8. Устраните нарушения нормы употребления деепричастных оборотов, заменив их синонимичными придаточными времени, условия или уступки. (5баллов).

1)Подойдя к дому, никого там не было.2)Занимаясь плаванием, твой иммунитет укрепляется.3)Устроившись на привале, солнце уже зашло.4)Приплыв на озеро, было ещё темно.5)Чувствуя себя виноватой, извинение не было произнесено.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II вариант

1. Прочитайте, расставьте знаки препинания, задайте вопрос от главного предложения к придаточному, подчёркивая указательные слова как члены предложения, заключая в овал средства связи частей предложения; укажите вид придаточных. Выполните графику.(4б-за правильную постановку ЗП и графики;4б-за правильную постановку вопроса и определения придаточного;1б-подчёркивание указательных слов; итого -9баллов).

1)С кем поведёшься от того и наберёшься. 2)Что волки жадны всякий знает.3)Уж сколько раз твердили миру что лесть гнусна, вредна.4) Берись за то к чему ты сроден.5)Счастье многие находят лишь тем что хорошо на задних лапках ходят.

2. Прочитайте предложения. В чём их сходство и различие? Запишите свои аргументы.(2б).1)Я увидел степь, что желтела вдали за рекой.2)Я увидел, что степь желтела вдали за рекой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с придаточным места. Выполните графику.(3б).

1)Где были там сейчас нас нет. 2)С Антониной он простился в сенях куда не вышла его проводить мать... 3) Там откуда только что выплыл маленький кораблик по-прежнему лил дождь…

4. Какое задание, учитывая изучаемую тему синтаксиса, можно предложить к данным примерам? Сформулируйте его письменно и выполните. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________(4б)

1)Едва расстался я со школой я тотчас принят был войной.2)Я уже хотел идти дальше как вдруг заметил в траве около пенька погнутую алюминиевую миску. 3) На следующий день когда я проснулся солнце было уже высоко.4)Как только в лесу сойдёт снег набухают на берёзах смолистые почки.

5. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с придаточными причины и следствия, запишите в таблицу номера предложений. Выполните графику. (2б-за распределение придаточных,6б-за правильную постановку ЗП и графики; итого-8баллов).

Причины

Следствия

1)Вдоль берега шла широкая полоса мели так что даже наша плоскодонная лодка не могла подойти к берегу.2)В предводители его не выбрали бы потому что он слыл в обществе вольнодумцем.3)Так как экспедиция выступила довольно поздно пришлось идти до сумерек. 4) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. 5)Погода была холодная, ветреная так что сугробы намело выше окон.6) Оттого что солнечные дни всё время перемежались с дождями деревья в этом году умирали царственно.

6. Расставьте недостающие знаки препинания, распределите придаточные в таблице, выполните графику. (3б-за распределение придаточных,10б-за правильную постановку ЗП и графики; итого-13баллов.)

Цели

Условия

Уступки

1).Пускай ещё не высохли чернила словам уже бессмертие дано.2)Для того чтобы выучиться говорить правду людям надо научиться говорить её самому себе. 3)Если солнца не потушат будут зайчики всегда.4)Местное слово может обогатить язык только если оно образно, благозвучно и понятно.5)Всякое дело надо любить чтобы хорошо его делать.6)Путешествия потеряли бы половину своего смысла если бы о них нельзя было рассказать.7)В степи было тихо, пасмурно несмотря на то что солнце подняось.8) Я добросовестно готовился к контрольной работе затем чтобы выполнить её на отлично.9)Если б не было сыро можно было лечь на землю у реки.10)Я нисколько не боюсь смерти хотя и люблю жизнь.

7. Прочитайте, расставьте недостающие ЗП. Определите вид придаточных со словом когда.(12 баллов)

1)Мальчишки пробивают лыжню к школе когда царит поутру тьма.2)Природа находилась ещё в том состоянии покоя когда всё дремлет…3)Я выходил в такое время когда на улице ни зги.4)Вышел он на берег озера к концу весеннего дня когда он меркнул  и переходил в северную ночь.5)Всё это было бы смешно когда бы не было так грустно.6)Когда труд – удовольствие жизнь хороша.

8.Устраните нарушения нормы употребления деепричастных оборотов, заменив их синонимичными придаточными времени, условия или уступки. (5баллов).

 1)Глядя на такую несправедливость, у меня сердце кровью обливается.2)Обливаясь холодной водой каждый день, твой организм закаляется.3)Придя в первый день на участок, нам сразу же дали задание.4)Перейдя в 9 класс, у нас появился новый предмет.5)Чувствуя себя больной, пришла на экзамены.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

Задания

1вариант

2 вариант

1.

Изъяснительные придаточные; указательные слова: тому, тем,  не за тотом, тому-дополнение

Изъяснительные придаточные; указательные слова: от того, за то, лишь тем-дополнение

2.

Сходство: оба предложения сл/под с союзом что

Различие:1 предложение с придаточным определительным; 2- с изъяснительным

Сходство: оба предложения сл/под с союзом что

Различие:1 предложение с придаточным определительным; 2- с изъяснительным

5.

Причины-1,3,5,6   Следствия- 2,4

Причины-2,3,4,6   Следствия- 1,5

6.

Цели             I-4;     II-3

Сравнения  I-1,5;  II-1

Условия I-3;          II-4,5

Уступки I-2;        II-2

Цели            2,5,8

Условия      3,4,6,9

Уступки    1,7,10

7.

Времени - 1,4

Определительные – 2,3

Условия – 5,6

Времени - 1,4

Определительные – 2,3

Условия – 5,6

8.

Когда я подошёл к дому,…

Если занимаешься плаванием,…

Как только(Когда) мы устроились на привале,…

Когда мы приплыли на озеро,…

Несмотря на то что она чувствовала себя виноватой,…

Когда я гляжу на такую несправедливость,…

Если обливаться холодной водой каждый день,…

Когда мы пришли в первый день на участок,…

Как только(Когда)мы перешли в 9 класс,…

Несмотря на то что она чувствовала себя больной,…

Приложение 3

Тест-контроль по сложноподчинённому предложению.

1.Расставьте недостающие знаки препинания  и определите, сколько в тексте предложений: а) сложноподчинённых, б) придаточных.

    За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. Мы ждали только тропинки чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать что там. И вот тропинка попалась. Не успели мы сделать по ней  двухсот шагов как заливистое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника. Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали что нам ничего не нужно и что мы свернули единственно затем чтобы узнать что за вода блестит между деревьями.

    а)                               б)

2. Прочитайте продолжение текста В. Солоухина. На месте каких цифр не должны стоять запятые в предложениях?

    I.Вода началась шагах в пятидесяти от порога (1) но гораздо ниже его (2) дом стоял на бугре. II.Узкая лодка (3) на которую мы сели (4) была настолько лёгкая (5) что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду… III.Тёмно-зелёные дубы (6) и липы (7) которыми плотно заросли озёрные берега (8) чётко отражались в неподвижной воде. IV. Редкие (8) и ясные (9) словно звёзды (10) покоились на воде прохладные цветы белых лилий. V. Так (11) резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала (12) что мы замечали его обыкновенно за двести (13) за триста метров.

3. Какое из предложений в отрывке из текста 2 соответствует схеме? (Укажите его номер)

                                                 [  …, ( которыми ),… ]

4. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

    Этот лесок (1) нельзя было отдать (2) потому что (3) взяв его (4) немцы приближались к Москве. ( К. Симонов )

  1. 1. 2. 3. 4       2) 1. 2. 3     3) 2. 3. 4

5. В каком из предложений союзное слово КТО присоединяет к главному придаточное местоимённо-соотносительное?

   1) Кто в море бывал, тот лужи не боится. ( Пословица )

   2) Того, кто спас нас, больше нет. ( С. Есенин )

6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

   1) Он сказал это так, что Синцов почувствовал себя виноватым. ( К. Симонов )

   2) В своей комнате художник оставляет всё, что особенно дорого сердцу. ( В. Песков )

7. В каком из предложений союзное слово ГДЕ присоединяет к главному придаточное определительное?

   1) Мы приехали в тот город, где я родился.

   2) Мы приехали туда, где я родился.

   8. Укажите предложения, в которых нарушены синтаксические нормы. Исправьте ошибки.

   1) Ломоносов боролся с чужеземцами за развитие науки, её разных направлений, которые ему всячески мешали. 2) Которые не сдают свои вещи в камеры хранения, те сами за них отвечают. 3) Справедливые войны – это которые ведутся за освобождение родины. 4) Уборка, которая проведена вовремя, - это обеспечивает сохранение урожая. 5) Критик – это когда он учит писателя, как надо писать.

Ответы по тест-контролю

1

2

3

4

5

6

7

А)3;Б)6

2,6,8,11

3

3

1

2

1

8. 1)…с чужеземцами, которые ему всячески мешали, за развитие науки…2) Те, кто не сдают (сдаёт)…, сами…3)…войны – это те, которые… 4) Уборка, проведённая вовремя, обеспечивает… (Уборка, которая проведена вовремя, обеспечивает…) 6)Критик – это тот, кто учит…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ

Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ...

Проектирование технологической карты урока развивающего контроля

Проектирование технологической карты урока развивающего контроля...

Разработка технологической карты урока развивающего контроля

Разработка технологической карты урока развивающего контроля...

Технологическая карта урока развивающего контроля "Семья и брак"

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к согласованию критериев оценивания результатовучебной деятельности, их применению и фиксированию полученного результата сопоставления в форме...