Разработка технологической карты урока развивающего контроля
учебно-методический материал по английскому языку (6 класс) на тему
Разработка технологической карты урока развивающего контроля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_tehnologicheskoy_karty_uroka_razvivayushchego_kontrolya.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Разработка технологической карты урока развивающего контроля»
г. Казань
Оглавление
1. Введение
2. Актуальность проекта
3. Цель и задачи проекта
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта
5. Проектное решение (основные идеи проекта)
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
7. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
8. Заключение
9. Список использованных документов и источников информации
10. Приложения
Введение
В условиях реализации ФГОС второго поколения меняется взгляд на контроль деятельности учащихся, как прерогативу учителя. Современному ученику уже недостаточно просто знать свою оценку, но важно уметь анализировать собственные достижения и определять ориентиры для дальнейшего развития. В связи с этим, на смену урокам контроля знаний учащихся пришли уроки развивающего контроля. Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.
Актуальность
Актуальность уроков развивающего контроля заключается в том, что они позволяют учащимся получить навыки самостоятельной оценки результатов своей работы, что поможет им ориентироваться в будущем. Отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Цель проекта:
Составить технологическую карту развивающего контроля на основе УМК «Английский в фокусе» Ваулиной Ю.Е., Подоляко О.Е., 6 класс модуль№ 8
Задачи:
> изучить теоретический материал о типах уроков в соответствии с ФГОС,
> рассмотреть особенности уроков развивающего контроля на уроках английского языка,
> проанализировать эффективность различных видов деятельности, которые могут быть использованы на уроках развивающего контроля,
> создать технологическую карту урока.
Целевая группа проекта: учащиеся 6 класса, учителя английского языка
Объект исследования: урок английского языка развивающего контроля
Предмет исследования: методы, приемы, формы организации урока развивающего контроля
Сроки реализации проекта: 6 класс основного общего образования
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
А) выбор темы;
В) предварительная работа по сбору главной информации, работа с литературными источниками и интернет ресурсами.
2. Основной:
A) работа над теоретической частью проекта, формулировка цели и задач;
Б) подбор программно-технических средств;
B) знакомство с практической частью проекта, анализ информационного материала, составление технологической карты урока.
3. Заключительный:
А) оформление работы в соответствующем программном обеспечении (Microsoft Word);
Б) анализ конечного продукта, подведение итогов работы;
В) подготовка к защите проекта (оформление презентации для защиты, приложений к уроку);
Г) представление и защита проекта.
Проектное решение.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Структура урока развивающего контроля:
1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности
Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
• определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»)
• актуализировать требования к ученику со стороны конрольно-коррекционной деятельности («надо»)
• исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»)
• установить форму и процедуру контроля
• предъявить критерий выставления оценки
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
Для этого необходимо:
• организовать повторение контролируемых способов действий (норм)
• активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы
• организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа
• организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы
• организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок)
• предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.
Для реализации этой цели необходимо:
- организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основной цели урока
- проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя
Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
- уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода)
- на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)
- выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)
5. Этап реализации построенного проекта
Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:
самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки. Далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки, решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:
- обсуждение типовых ошибок
- проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
- выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки.
- провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.
- зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
8. Этап решения заданий творческого уровня
Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся:
- при положительном результате предыдущего этапа:
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой
- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем
- При отрицательном результате предыдущего этапа:
- повторяют предыдущий этап, но другого варианта
- При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является:
- самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности
- осознание метода преодоления затруднений в деятельности
- осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности
Для реализации этой цели учащиеся:
- проговаривают механизм деятельности по контролю
- анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления
- называют способы действий, вызвавшие затруднение
- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов
- оценивают полученные результаты собственной деятельности
- при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) намечают цели последующей деятельности
Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта предполагается, что у учащихся будут сформированы универсальные учебные действия (УУД), что будет способствовать интенсификации и индивидуализации процесса обучения:
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения; произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
умение структурировать знания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации;
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Заключение
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1.предъявление контролируемого варианта.
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1.написание учащимися варианта контрольной работы
2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы
3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями
Список литературы.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования.
- Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки //Иностранные языки в школе.- 2012.-№5.- С.28.
- «Модель образовательной программы по английскому языку для общеобразовательной школы», С.Н.Уласевич,№11 2012г
- Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе.- 2012.-№7. – С 52.
- Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе.- 2012.- №1.- С 51.
- Использование системно-деятельностного подхода при обучении грамматики //Иностранные языки в школе.- 2012.-№5.- С.37.
- Развитие умений метапредметного характера в процессе обучения английскому языку на переходном этапе из начальной школы в основную. //Иностранные языки в школе.- 2012.-№9.- С.42.
- Повышение воспитательного потенциала уроков английского языка при обсуждении моральных дилемм//Иностранные языки в школе.- 2012.-№2.- С.33.
- Самоорганизация на уроках английского языка или как сделать ученика субъектом своего обучения//Иностранные языки в школе.- 2011.-№9.- С.35.
- Групповая форма работы на уроках английского языка//Иностранные языки в школе.- 2012.-№6.- С.30.
- Особенности организации групповой формы работы на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе.- 2011.-№9.- С.18.
- Обеспечение качества обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе.- 2011.-№6.- С.47.
- Система оценивания знаний учащихся//Иностранные языки в школе.- 2010.-№10.- С.43.
- ФГОС ОО, утвержденный приказом МО РФ от 17.12.2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока развивающего контроля
Технологическая карта развивающего контроля по сложноподчиненному предложению в 9 классе. В приложении представлены задания контрольной работы...
Лист самооценки. Технологическая карта урока развивающего контроля
Рабочий лист ученика...
Проектирование технологической карты урока развивающего контроля
Проектирование технологической карты урока развивающего контроля...
Технологическая карта урока развивающего контроля "Семья и брак"
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к согласованию критериев оценивания результатовучебной деятельности, их применению и фиксированию полученного результата сопоставления в форме...
Методическая разработка (технологическая карта урока) по английскому языку в 6 классе по теме: «Events. События.» в технологии развивающего обучения
Ф.И.О.: Мартынова Татьяна АндреевнаПредмет: английский языкКласс: 6 «в»Тема – Events. События.Цель: создание диалога с использованием времен Past Simple/Past ContinuousТехн...