Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Несклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Лотфуллина Алсу Наиловна

Урок направлен на формирование знаний о несклояемых именах существительных и на умение применять полученные знания и способы действий в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_na_temu.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

Тема урока

Несклоняемые имена существительные

Цель урока

Формирования знаний о несклоняемых существительных, их морфологических особенностях в соответствии с нормами русского литературного языка. Умение применять полученные знания  и способы действия в практической деятельности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  1. Знание основных групп и грамматических признаков несклоняемых имен существительных, умение  их употреблять в речи  соответствии с нормами современного русского литературного языка.
  2. Обогащение активного и потенциального словарного запаса.
  3. Совершенствование умения опознавать и анализировать изучаемый языковой материал.

Метапредметные:

  1.  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  2. Умение осуществлять контроль своей деятельности , определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

      3.   Владение  основами самоконтроля, самооценки, принятия решений                            и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

       4.  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

 деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

  5. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии                           с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.

   6. Развитие навыков смыслового чтения, в том числе умение определять основную мысль высказывания, извлекать необходимую информацию, систематизировать ее.

Основные понятия

Несклоняемые существительные, одушевленные существительные, неодушевленные существительные, нарицательные существительные, собственные имена существительные, склонение, падеж, род существительных.

Трудовые действия учителя

Обучение:

  1. формирование универсальных учебных действий;
  2. формирование мотивации к обучению;
  3. объективная оценка знаний обучающихся в соответствии с реальными возможностями детей;
  4. формирование у обучающихся умения применения  в практике  устной и письменной речи норм современного литературного русского языка;
  5. стимулирование обучающихся к учебной деятельности, погружая в обстановку путешествия, исследования.

Воспитательная деятельность:

  1. регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Развивающая деятельность:

1) развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей;

  1.  формирование системы регуляции поведения и деятельности.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)

Для учителя:

  1. учебник;
  2. компьютер;
  3. презентация.

Для обучающихся:

  1. учебник;
  2. презентация;
  3. раздаточный материал (текст правила, опорная схема, карточки с заданиями).

Этап (ход) урока, включая демонстрируемые учебные действия учителя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный  этап (1 мин.)

ТДР: Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

ТДВ: Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Приветствует, отмечает отсутствующих. Проверяет подготовленность учащихся и классного помещения.

Готовятся к работе, проверяют рабочее место. Включаются в деловой ритм урока.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.)

ТДО: Формирование мотивации к обучению.

Слово учителя: 

«Здравствуйте, ребята! Прежде, чем приступить к  работе, я хочу узнать, с каким настроением Вы пришли на урок. Готовы ли вы к получению новых знаний о русском языке?»

Слушают учителя, отвечают на заданный вопрос.

3. Определение темы урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.(6 мин.)

ТДО: Формирование универсальных учебных действий.

ТДР: Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.

Слово учителя: «Открываем тетради. Оставляем для темы две строчки, так как ее мы определим с вами позже, записываем дату урока, классная работа.

Давайте прочитаем стихотворение, которое находится на ваших листках.

Найдите в нем повторяющиеся словосочетания. Выпишите эти словосочетания столбиком, отступив от левого края 1-2 см.

Что мы записали?»

Задает вопросы:

Для чего я попросила вас оставить место с краю?

А теперь скажите мне, в чем же особенность склонения данного словосочетания?

Обратитесь к опорной схеме и определите, как называются такие существительные? Значит, какова тема сегодняшнего урока?

Итак, чему мы сегодня должны с вами научиться?

Дает задание:

«Обратимся к правилу на стр.114 и выясним, какие существительные относятся к несклоняемым.

Итак, мы выяснили, что большинство несклоняемых существительных являются словами иноязычного происхождения. Если значение слова будет нам непонятно, к какому словарю мы должны  обратиться?»

Записывают в тетрадь.

Читают стихотворение:

У нашей куклы старое пальто.

Карманов нет у старого пальто.

Лет сто, наверно, старому пальто…

Кто починил бы старое пальто!

Ах, занялся бы кто старым пальто!

Ох, кто бы вспомнил о старом пальто!

Плохо живётся старым пальто.

Затем выписывают словосочетания, отвечают на вопрос.

Изучают опорную схему, отвечают на вопросы, называют тему урока, формулируют его задачи.

Отвечают на вопрос.

4. Первичная проверка понимания. (7 мин.) 

ТДО: Формирование универсальных учебных действий.

ТДР:

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей.

Дает задания:

  1. На экране вы видите несклоняемые существительные и их определения, которые нужно распределить, чтобы получилась правильная словарная статья.

(Пример: метро - городская подземная железная дорога).

  1. Для того чтобы правильно употреблять такие существительные в речи, необходимо уметь правильно определять их род. Расскажите мне об этом по опорной схеме.

Выполняют задание учителя, работают индивидуально, проводят самоконтроль деятельности в ходе проверки.

 

 Обращаются к  опорной схеме.

 Один из обучающихся рассказывает правило о том, как можно определить род несклоняемых  существительных.

5. Физкультминутка. (2 мин.)

ТДВ: Регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Слово учителя: «Отлично! Теперь мы знаем все, чтобы отправиться в наше путешествие.

Но для начала проведем физкультминутку, которую нам советует наш Гид».

Смотрят видео и выполняют физкультминутку

6. Первичное закрепление (19 мин.)

ТДО: Формирование универсальных учебных действий.

ТДО: Объективная оценка знаний обучающихся в соответствии с реальными возможностями детей.

ТДО (предметная область): Формирование у обучающихся умения применения  в практике  устной и письменной речи норм современного литературного русского языка.

Стимулирование обучающихся к учебной деятельности, погружая в остановку путешествия, исследования.

Дает задание :

 «Отправляемся в наше небольшое путешествие! Что же мы видим впереди?

Нам определенно нужно подкрепиться! Сейчас каждый из вас выбирает себе то, что хочет попробовать, но не просто выбрать то или иное несклоняемое существительное,  но и подобрать  к нему прилагательное ,так чтобы можно было выявить род несклоняемых существительных».

Далее раздает  ученикам  написанное на отдельных листах меню кафе «Веселый какаду».

Затем предлагает  проверить его методом взаимоконтроля, рассказать, какое меню  выбрал сосед по парте.

Задает вопросы:

Почему мы не могли в кафе заказать пиццу, компот?

Возле какого заведения, на ваш взгляд, может находиться такое кафе?

Дает задание:

1.«На слайде  мы видим небольшой зоопарк, в котором проживают кенгуру, какаду,  колибри, шимпанзе и другие животные. Вам предстоит работа в группах. Сейчас вам необходимо написать небольшой рассказ, который будет называться «В зоопарке».

2. Отредактируйте ь стихотворение для других детей, которое называется « Про то, как не надо говорить».

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

 Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

 Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

 Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

 Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

 В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

Выполняют задание индивидуально, записывают в тетради словосочетания.

Осуществляют проверку работы на основе взаимоконтроля, работая  в парах.

Отвечают на вопросы.

Работают  в группах. Каждый из учеников придумывает 1-2 предложение с использованием выбранного им животного, в группе  обсуждают,  совместно создают  рассказ.  Затем свой рассказ читают  одноклассниками, обсуждают.

Каждый из учеников читает по строчке стихотворения и редактирует его. Делают выводы об особенностях употребления несклоняемых существительных.

7. Подведение итогов урока. (1 мин.)

ТДО: Объективная оценка знаний обучающихся в соответствии с реальными возможностями детей.

Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Ребята говорят о том, что нового они узнали на данном уроке. Выражают свое мнение в случае несогласия с оценкой.

8. Рефлексия  учебной

деятельности  на уроке. (1 мин.)

ТДО: Формирование универсальных учебных действий (коммуникативных и регулятивных).

 Для проведения рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе просит высказать свое мнение об уроке. Например: «Меня удивило на уроке………..»

«Я сумел-(а) понять , что……………..»

«Я не успел- (а) на уроке………………….»

 «Я бы еще хотел-(а) узнать о том, что…..»          

Делятся своими впечатлениями об уроке, анализируют собственную деятельность на занятии.

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...