Программа элективного курса "Комплексный анализ текста"
рабочая программа по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Брусинская Людмила Владимировна

Предметом курса, адресованного учащимся 10-11 классов, является практика комплексного анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_brusinskoy.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса "Комплексный анализ художественного текста"

Автор- составитель Л.В.Брусинская

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметом курса, адресованного учащимся 10-11 классов, является практика филологического анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений). Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, Н. А. Николиной.

Место в образовательном процессе: согласно существующей типологии элективных курсов данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов. Курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является литературоведческий анализ). Может быть включён в систему курсов по анализу текста : 10 класс – “Лингвостилистический анализ текста”, 11 класс – “Филологический анализ текста” или “Комплексный анализ текста”.

Адресат: учащиеся 10-11 профильных филологических и лингвистических классов, а также учащиеся общеобразовательных классов, желающие развить навык анализа текста, подготовить к сдаче ЭГЕ по русскому языку, а также курс может быть использован при индивидуально-групповых занятиях.

Цель курса: помочь учащимся в ходе практической работы по филологическому анализу приобрести лингвистическую и речевую компетенцию для понимания текста как феномена словесного искусства, сформировать навык такого анализа.

Задачи курса:

  • углубление и систематизация знаний по теории литературы,
  •  совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей,
  •  обучение учащихся анализу поэтического текста, развитие речевой культуры и филологической памяти,
  •  расширение культурного кругозора,
  •  активизация правополушарной стратегии мышления,
  • развития литературно-творческих способностей,
  •  подготовка к экзаменационной работе,
  •  формирование у учащихся высокой коммуникативной, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Ожидаемые результаты:

в результате изучения курса учащиеся

  • овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст;
  • обогатятся новыми знаниями в области литературы и лингвистики;
  • совершенствуют умение писать обоснованные аналитические статьи;
  • углубят представление о научном методе (выделение проблемы, выбор метода и путей анализа текста), научатся интерпретации результатов своего поиска.

В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:

  • – определение жанра произведения;
  • – определение тропов и стилистических фигур;
  • – знание их функций в поэтической речи;
  • – освоение литературоведческой терминологии;
  • – знание основных стихотворных размеров.

Занятия по программе курса призваны сформировать практические

у м е н и я  и  н а в ы к и:

  • – узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;
  • – выявление их функции в художественном произведении;
  • – определение особенностей художественной формы;
  • – самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;
  • – соотнесение формальных элементов текста с содержанием;
  • – определение композиционных особенностей текста;
  • – анализ лексического строя произведения, фоники и мелодики;
  • – определение ведущих мотивов произведения;
  • – анализ синтаксических конструкций;
  • – установление литературных параллелей с другими произведениями;
  • – понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.

Содержание курса включает опыт целостного анализа, основанного на единстве лингвистического, литературоведческого, культурологического аспектов.

Алгоритм филологического анализа текста:

1) определение стилевой принадлежности текста;

2) анализ семантического пространства;

3) выявление ключевых слов;

4) анализ художественного времени и способов его текстового воплощения;

5) анализ художественного пространства и языковых способов его воплощения;

6) анализ эмотивного пространства;

7) выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение);

8) выявление и характеристика текстообразующих элементов: логико-семантических связей, грамматических;

9) характеристика приемов актуализации смысла (выявление текстовых доминант);

10) своеобразие лексических единиц;

11) особенности синтаксических структур;

12) особенности порядка слов;

13) использование образных средств и стилистических приемов; обобщение результатов лингвистического анализа.

Представленный материал отражает опыт авторской интерпретации художественных текстов разных жанров и стилей.

Основные формы организации занятий – установочные лекции учителя и практические занятия. Перед каждым занятием учащимся предлагается ряд вопросов, направленных на повторение и систематизацию знаний, а также ряд заданий на развитие лингвистической наблюдательности учащихся. Так как работа с каждым из уровней филологического анализа проводится на материале художественного произведения, то одним из обязательных условий является знание анализируемого текста. Занятия проводятся в виде свободного обсуждения ответов на предлагаемые вопросы. В конце занятия учащимся рекомендуется написать небольшой фрагмент анализа текста, применив полученные знания.

Форма контроля знаний

Минимальные требования к зачёту – написание двух лингвостилистических анализов текста по предложенному плану (по одному соответственно на материале прозы и поэзии). Объём работы – 3-4 тетрадные страницы. Критерии оценки: точность и полнота анализа; его самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; грамотность речи и степень владения научно-популярным стилем анализа. Перечни художественных текстов для анализа предлагаются учащимся в начале курса в избыточном количестве, чтобы у учащихся была возможность выбора.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 34 часа, содержание распределяется в соответствии со следующими разделами:

№  п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение

Текст как объект филологического анализа

2

Анализ поэтического текста

17

2

Жанровое разнообразие поэтических произведений

2

3

Основные виды тропов и их функции в стихотворной речи

3

4

Стилистические фигуры и их роль в создании образной выразительности

2

5

Фоника и мелодика поэтического языка

2

6

Словесно-образная организация поэтического текста

2

7

Интерпретация поэтических произведений

6

Анализ литературных эпизодов и художественных

произведений малой формы

15

8

Художественное произведение как система

3

9

Стилевое единство художественного текста

3

10

Пространственно-временная организация художественного текста

3

11

Культурологический аспект анализа литературных произведений

3

12

Текстовые доминанты художественного текста

2

13

Итоговая работа

1

Тематическое планирование

Темы занятий

Планируемый результат

Виды деятельности

Формы контроля

Количество часов

1

2

3

4

5

Введение

Художественный текст как объект филологического анализа

Представление об основных категориях текста: семантической структуре, эмотивном содержании, хронотопе

Конспект лекции

Воспроизведение содержания лекции по плану

1

Анализ

поэтического

текста

Жанровое разнообразие поэтических произведений

Умение определять жанр поэтического произведения

Словарная работа

Характеристика жанровых особенностей

1

Основные виды тропов и их роль в поэтической речи

Освоение литературоведческих категорий, умение отличать эпитеты от логических определений

Работа со словарем

Классификация эпитетов

1

Метафоры в поэтическом тексте

Представление о разновидностях метафор

Работа с текстом: В. Брюсов «Сонет к форме»

Составление словаря метафор

1

Метонимия, синекдоха, перифраз

Представление о синекдохе как о разновидности метонимии, о перифразе как замене предмета его существенным признаком

Работа с текстом: И. Бунин «Последний шмель»

Узнавание тропов в тексте, определение их функций

1

Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности

Усвоение содержания литературоведческих понятий

Словарная работа

Характеристика стилистических приемов

1

Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом тексте

Узнавание стилистических фигур в произведении

Работа с текстом: Ф. Тютчев «Silentium»

Составление речевых формул для анализа

1

Фоника и мелодика стихотворения

Усвоение понятия о звукообразе и средствах звуковой выразительности (ассонанс, аллитерация, консонансы)

Практикум: А. К. Толстой «Средь шумного бала»

Анализ фонетического уровня текста

1

Интонационная канва стихотворения

Умение выделять ведущие мотивы интонации

Сообщения учащихся; работа в группах: Ф. Тютчев «Фонтан»

Анализ ритмической организации текста

1

Словесно-образная организация поэтического текста.

Понятие лексемы; узнавание книжной, разговорной, просторечной лексики; архаизмов, славянизмов, историзмов

Практикум:  Маяковский «Скрипка и немножко нервно»

Анализ лексического уровня текста

1

Морфологический анализ текста

Умение выявлять признаки описательности, повествовательности

Наблюдение за частотностью употребления частей речи

Задание по тексту:

С. Есенин «Русь»

1

Интерпретация поэтического произведения.

Содержательно-смысловой характер произведения

Навыки интерпретации внешних, формальных аспектов в смысловом и символическом значении

Работа с текстом: А. Ахматова «Мне ни к чему…»

Анализ образной структуры текста

2

Стихотворения в прозе

Изучение особенностей языкового оформления и синтаксических конструкций

Работа с текстом:

И. Тургенев «Воробей»

Анализ текста

И. С. Тургенева «Собака»

1

Сравнительный анализ поэтических текстов»

Представление об индивидуальных особенностях поэтического стиля

Практикум: С. Есенин «Запели тёсаные дроги»; А. Блок «Россия

Составление словаря авторских эпитетов

3

Анализ

эпизодов и

художественных

произведений

малой формы

Художественное произведение как система

Представление о содержании как совокупности смыслов; умение формулировать тему

Определение темы

Смысл названий: «Тихий Дон», «Собачье сердце», «Плаха»

1

Жанровые и композиционные особенности текста

Умение распознавать элементы композиции

 Словарная работа практикум: М. Горький «Старуха Изергиль»

Анализ композиционных особенностей в «Легенде о Ларре»

2

Стилевое единство художественного текста

Узнавание тропов и стилистических фигур, определение их функций

Работа с текстом: И. Бунин «Качели», «Тишина»

Анализ эпизода (Дуэль в «Отцах и детях»)

3

Пространственно-времен-ная организация текста

Понятие о текстовом времени и типологических разновидностях художественного пространства

Практикум:

И. Бунин «Холодная осень», «Антоновские яблоки»

Характеристика пространственно-временных отношений (в текстах по выбору)

3

Культурологический аспект анализа художественного текста

Понятие о мифологеме, аллюзии, архетипе

Расшифровка музыкальных скульптурных, архитектурных образов

Культурологический анализ музыкальных фрагментов в «Дворянском гнезде»

2

Текстовые доминанты художественного произведения

Умение формулировать идею произведения

Практикум:

В. Набоков «Музыка», «Тяжелый дым»

Комплексный анализ текста

2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Анализ поэтического текста.

1. М. Ю. Лермонтов «Молитва».

2. Н. А. Некрасов «Тройка».

3. И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака».

4. А. К. Толстой «Средь шумного бала».

5. И. А. Бунин «В Альпах» (сонет на льдине).

6. И. А. Бунин «Вечер».

7. И. А. Бунин «Последний шмель».

8. А. А. Блок «Русь».

9. С. А. Есенин «Мы теперь уходим понемногу…».

10. С. А. Есенин «Заметался пожар голубой…».

11. С. А. Есенин «Пускай ты выпита другим…».

12. С. А. Есенин «Русь».

13. Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Россия» и С. Есенина «Запели тёсаные дроги…».

14. В. Я. Брюсов «Сонет к форме».

15. А. А. Ахматова «Мне ни к чему одические рати…».

16. Б. Пастернак «Любить иных – тяжелый крест…».

17. В. В. Маяковский «Скрипка и немножко нервно».

18. В. В. Маяковский «Лиличка!».

19. В. В. Маяковский «Сергею Есенину».

20. А. Т. Твардовский «Вся суть – в одном-единственном завете».

Анализ произведений малой формы.

1. И. А. Бунин «Антоновские яблоки».

2. И. А. Бунин «Холодная осень».

3. И. А. Бунин «Качели».

4. В. В. Набоков «Тяжелый дым».

Анализ эпизода художественного произведения.

1. А. С. Пушкин. Сон Татьяны (V глава романа «Евгений Онегин»).

2. И. А. Гончаров. Сон Обломова (IX глава романа «Обломов»).

3. Л. Н. Толстой. Совет в Филях (из романа «Война и мир»: т. 3, ч. 3, гл. 4).

4. И. С. Тургенев. Сцена дуэли в романе «Отцы и дети».

5. М. Булгаков. Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (13-я глава романа «Мастер и Маргарита»).

6. М. Булгаков. Допрос во дворце царя Ирода (2-я глава романа «Мастер и Маргарита»).

7. М. Горький. Легенда о Ларре (из рассказа «Старуха Изергиль»).

8. М. Шолохов. Кошевой в доме Мелеховых (из романа «Тихий Дон»: т. 4, ч. 8, гл. 2).

9. М. Шолохов. Возвращение Григория на хутор (из романа «Тихий Дон»: т. 4, ч. 8, гл. 18).

ЛИТЕРАТУРА

1.  И.В.Арисова. Литература. Филологический анализ художественного текста.-Волгоград: Учитель, 2007

2. Бабенко, Л. Г., Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ текста. – М., 2002.

3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

4. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

5. Доманский, В. А. Литература и культура: Культурологический подход к изучению словесности в школе: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002.

6. Жирмунский, В. М. Композиция лирических стихотворений // Теория стиха. – Л., 1975.

7. Жирмунский, В. М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.

8. Кихней, Л. Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. – М., 1997.

9. Ковтунова, И. И. Поэтический синтаксис. – М., 1986.

10. Кожевникова, Н. А. О роли тропов в организации стихотворного текста // Язык русской поэзии ХХ в. – М., 1989.

11. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста. – М., 1988.

12. Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

13. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ. филолог. фак-тов высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2004.

14. Маслов, В. А. Лингвокультурология. – М.: Издат. центр «Академия», 2001.

15. Морозов, И. В. Основы культурологи / Игорь Морозов. – Минск.: Тетра Системс, 2001.

16. Николина, Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. педагог. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003.

17. Новиков, Л. А., Преображенский, С. Ю. Ключевые слова и идейно-этическая структура стиха // Язык русской поэзии ХХ в. – М., 1989.

18. Ревзина, О. Г. Загадки поэтического текста // Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. – М., 2002.

19. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. – М., 1995.

20. Тюпа, В. И. Аналитика художественного. – М., 2001.

20. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. – М., 1970.

Материально-техническое обеспечение

1.Компьютер

2. Проектор

3. Интернесайты

4. Дидактический материал учителя

5.Художественные тексты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Анализ текста" 9-10 класс

Данное планирование может использоваться при подготовке учащихся 9-10 классов к ГИА и ЕГЭ...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)

Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет спос...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая программа по элективному курсу "Анализ текста"

Рабочая программа по элективному курсу «Анализ текста» разработана на основе авторской программы Кусяпкуловой В.А.  МОУ «СОШ  с. Вязовка» Татищевского района и адресована учащимся 9 класса....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Элективный курс «АНАЛИЗ ТЕКСТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» 11 класс

Элективный курс адресован учащимся 10-11 классов средних учебных заведений филологического профиля.Задачи курса:Обобщение, углубление и систематизация знаний о тексте.Формирование практических навыков...