Программа элективного курса «Анализ художественного текста» (34 часа)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет способствовать решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний.
Целью курса является повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать литературное произведение, строить речевое высказывание в письменной и устной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
143763_programma_elektivnogo_kursa.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Анализ художественного текста»
(34 часа)
Автор Чуйкина Ирина Борисовна
Пояснительная записка
Данный курс ориентирован на учащихся старших классов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе, и может быть включен в систему факультативных занятий. Подобная направленность элективного курса будет способствовать решению задач предпрофильной подготовки учащихся в области гуманитарных знаний.
Целью курса является повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение стремления к вдумчивому чтению, формирование умения анализировать литературное произведение, строить речевое высказывание в письменной и устной форме.
Курс ориентирован на решение следующих задач:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, расширение терминологического багажа;
- обучение целостному анализу художественного текста, умению вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя авторскую индивидуальную манеру письма;
- развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт самостоятельного анализа художественных произведений; при этом особое внимание уделяется письменной и устной монологической речи. Учебный материал ограничен произведениями малой формы, что соответствует принципу доступности.
Материал для практической работы составляет русская классическая литература 19-20 вв., что соотносится с возрастными особенностями старшеклассников, спектром их интересов.
В программе четко определен круг теоретико-литературных понятий . без освоения которых невозможно формирование читательской культуры школьника.
Итогом работы по данной программе становится выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ рассказа или стихотворения.
Планирование работы по программе
«Анализ художественного текста»
Тема | Количество часов | Форма проведения | Литературный материал |
Введение | 1 | Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного произведения | Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся…» А.А.Фет «Одним толчком согнать ладью живую» |
Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения | 1 | Лекционное изложение материала. Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории (жанр, тематика, средства выразительности) | А.С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…» М.Ю. Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски…» |
Вопрос о назначении искусства | 1 | Урок-исследование произведений на тему «искусство и жизнь» | М.Ю.Лермонтов «Есть речи – значенье…» Н.С.Гумилев «Слово» |
Структура художественного текста. Форма и содержание | 2 | Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимосвязи формы и содержания | С.А.Есенин «Шел Господь пытать людей в любови…» В.Я. Брюсов «Творчество» |
Интерпретация художественного произведения | 2 | Лекция с элементами дискуссии. Обсуждение вопроса: в каком случае читателя можно назвать соавтором? | Н.В.Гоголь «Мертвые души» (лирические отступления) |
Автор -повествователь -писатель | 2 | Аспектный анализ рассказа | А.С. Пушкин «Повести Белкина» Н.С.Лесков «Левша» |
Сюжет художественного произведения | 2 | Аспектный анализ рассказа | А.П.Чехов «Крыжовник» В.М. Гаршин «Attalea princeps» |
Композиция художественного произведения | 2 | Урок-практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста | А.Н.Островский «Гроза» И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» |
Конфликт в поэтике произведения | 2 | Урок-исследование, формирующий умение выделять конфликт | А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» Н.В.Гоголь «Ревизор» |
Литературный герой (персонаж, характер, тип) | 2 | Урок-семинар с отработкой навыков анализа персонажа | И.А.Гончаров «Обломов» |
Функции пейзажа в произведении | 2 | Урок-практикум | Анализ эпизодов романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» |
Портрет в художественном произведении | 2 | Урок-семинар с опорой на портретные характеристики персонажей | Л.Н. Толстой «Война и мир» Из тома 1 . Часть первая. Эпизод главы III. Портрет княжны Элен.
|
Художественная деталь. Символ | 2 | Урок-практикум с опорой на детальный анализ текста | Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» |
Стиль | 1 | Урок семинар с обсуждением влияния эпохи на стиль писателя | А.П.Платонов «Котлован» |
Изобразительно-выразительные средства. Фигуры и тропы | 2 | Урок-семинар | А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье» Лирика С.А.Есенина |
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск | 2 | Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала | Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина» |
Психологизм. Народность. Историзм | 2 | Урок-исследование | Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Художественный анализ прозаического и драматического текста. | 2 | Защита проекта | М.Горький «Челкаш» А.П.Чехов «Вишневый сад» |
Комплексный анализ незнакомого текста | 2 | Урок-зачет | По выбору учителя |
Литература
Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1974
Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М., 2000
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970
Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные работы по элективному курсу "Анализ художественного текста"
Данные контрольные работы с ответами, подготовленные учителем русского языка и литературы высшей категории Аверьяновой Ириной Вадимовной, помогут учителю проверить уровень сформированности речеведческ...
Контрольные работы по элективному курсу "Анализ художественного текста"
Данные контрольные работы с ответами, подготовленные учителем русского языка и литературы высшей категории Аверьяновой Ириной Вадимовной, помогут учителю проверить уровень сформированности речеведческ...
Элективный курс "Анализ художественного текста"
Курс рассчитан на тех учащихся, кто предполагает сдавать литературу с помощью современных тестовых технологий, и предназначен для систематизации ранее приобретенных учащимися знаний и умений по ...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса«СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА», 68 часов
Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся 10 класса. Данная программа элективного курса составлена на ос...
Программа элективного курса "Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий"
Программа элективного курса расчитана на ведение курса в 7-8 классах. Прграмма выполнена в соавторстве учителями Капитоновой Н.А. и Тамалинцевой С.П....
Программа элективного курса «Исследование художественного текста через призму междисциплинарных взаимодействий»
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работ...
Программа элективного курса "Анализ поэтического текста" для 10 класса
Программа элективного курса по литературе "Анализ поэтического текста", 10 класс...