рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией Т. Ладыженской
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
В помощь молодому специалисту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_9_klass_trad.doc | 141.5 КБ |
russkiy_trad._9_kl.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена и реализуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г., №1089;
3) Примерная государственная программа по русскому языку, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
4) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312;
5) Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017/2018 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 05 июля 2017 г. №629; приказ №581 от 20 июня 2017 года; приказ №535 от 08 июня 2017 г; письмо Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2011 г. N МД-1634/03"Об использовании учебников в образовательном процессе");
- Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений РТ на 2017-2018 учебный год, реализующих программы начального общего и основного общего образования, утвержденного приказом МО и Н РТ №4154/12 от 09 июля 2012 г.;
- «Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов» под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А., Шанского Н. М., МО РФ, М.: Просвещение, 2008.
- Учебный план школы;
9) Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «СОШ№24» г. Альметьевск.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: титульный лист, пояснительную записку; календарно-тематическое планирование, нормы оценки, КИМы для проведения итоговых контрольных работ.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в Vl классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
* воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
* совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
* освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи
- развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» на этапе среднего (полного) общего образования. В 9 классе в учебном плане МБОУ «СОШ №24» выделяется 68 часа (из расчета 2 учебных часа в неделю). Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | ||
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 6 | 1 | |
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 1 | ||
Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 6 | 1 | |
Сложносочиненные предложения | 7 | 1 | |
Сложноподчиненные предложения | 25 | 3 | 5 |
Бессоюзные сложные предложения | 8 | 1 | 2 |
Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 2 | 2 |
Общие сведения о языке | 3 | ||
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 6 | 1 | |
ИТОГО | 68 | 9 | 10 |
Содержание тем учебного курса.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1ч.).
Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «мировые языки»;
- почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества;
- сведения о месте русского языка среди языков народов мира;
- значение русского языка в мировой языковой системе;
- особенности написания выборочного изложения.
Учащиеся должны уметь:
- составлять план;
- пересказывать текст по плану;
- отвечать письменно на вопросы к тексту;
- правильно писать выборочное изложение.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ (6ч.).
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка.
Учащиеся должны знать:
- формы и виды речевого общения;
- основные нормы построения устного и письменного высказывания;
- названия стилей языка, их определения, особенности, сферы общения и функции языка, на базе которых происходит выделения данных стилей;
- определение простого предложения;
- определения понятий двусоставное и односоставное предложения;
- какие предложения называются определенно-личными, неопределенно-личными, обобщенно-личными, безличными, назывными;
- определения второстепенных членов предложения;
- какие члены предложения называются обособленными;
- определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями;
- особенности написания изложения с элементами сочинения.
Учащиеся должны уметь:
- строить устное и письменное высказывания;
- вести диалог;
- правильно оформлять монологическую и диалогическую речи на письме;
- различать стили языка, определять их жанры;
- определять темы, основную мысль, тип текста;
- создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля языка;
- производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему;
- распознавать предложения с обособленными членами, правильно расставлять знаки препинания;
- находить в предложениях обращения, вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания;
- объяснять постановку знаков препинания, использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- анализировать текст;
- воспринимать текст на слух;
- воспроизводить услышанное;
- создавать небольшое сочинение, отображая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме;
- писать изложение с элементами сочинения.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7ч).
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сочинение в форме дневниковой записи.
Учащиеся должны знать:
- определение сложного предложения;
- классификацию сложных предложений;
- определения ССП, СПП, БСП;
- случаи, когда знаки препинания между частями сложного предложения выполняют разделительную функцию, а когда выделительную;
- основные средства связи между частями сложного предложения;
- особенности интонации в сложном предложении;
- структуру, особенности написания сочинения в форме дневниковой записи.
Учащиеся должны уметь:
- отличать простое предложение от сложного;
- выделять в сложных предложениях простые;
- находить в сложных предложениях грамматические основы;
- правильно интонировать сложные предложения;
- различать основные виды сложных предложений (ССП, СПП, ББП) по характерным признакам;
- определять способы и средства связи между частями сложного предложения;
- строить схемы сложных предложений;
- написать сочинение в форме дневниковой записи.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7 ч.)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Сочинение-описание по воображению.
Учащиеся должны знать:
- определение ССП;
- грамматические признаки ССП, его строение;
- основные группы ССП по значению и союзам;
- основные положения синтаксического и пунктуационного разборов ССП;
- структуру, особенности написания сочинения-описания.
Учащиеся должны уметь:
- интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между его частями;
- определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения;
- правильно ставить знаки препинания между частями ССП;
- объяснять постановку знаков препинания между частями ССП;
- опознавать ССП с общим второстепенным членом;
- производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП;
- составлять схемы ССП;
- конструировать ССП разных видов по схемам;
- различать ССП и простые предложения с однородными членами;
- написать сочинение-описание.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (25 ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Сочинение-отзыв. Сжатое изложение. Сочинение по данному началу. Сообщение о происхождении псевдонимов. Подробное изложение.
Учащиеся должны знать:
- определение СПП;
- грамматические признаки СПП, его структуру и средства связи между его частями;
- положение придаточной части по отношению к главной в СПП;
- особенности присоединения придаточных предложений к главному;
- отличая союзов от союзных слов;
- роль указательных слов в СПП;
- основные группы СПП по значению;
- определения СПП с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);
- определение СПП с несколькими придаточными;
- виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными;
- основные положения синтаксического и пунктуационного разборов СПП;
- композиционные особенности сочинения-отзыва;
- структуру изложения;
- правила написания сжатого изложения;
- правила написания подробного изложения;
- особенности написания сочинения по данному началу;
- порядок составления сообщения на определенную тему;
- особенности написания доклада на какую-либо тему.
Учащиеся должны уметь:
- определять границы придаточных предложений;
- определять место придаточной части по отношению к главному в СПП;
- грамотно задавать вопрос от главной части к придаточной;
- различать союзы и союзные слова;
- определять синтаксическую функцию союзного слова;
- опознавать указательные слова в главной части СПП;
- отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами;
- определять синтаксическую функцию указательных слов в главной части СПП и их роль в СПП;
- находить определительные, изъяснительные, обстоятельственные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов;
- определять виды придаточных обстоятельственных (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);
- правильно расставлять знаки препинания между частями СПП;
- объяснять постановку знаков препинания между частями СПП;
- производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП;
- составлять схемы СПП;
- конструировать СПП разных видов по схемам;
- составлять план сочинения-отзыва;
- передавать последовательность микротекстов;
- использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;
- написать сочинение-отзыв;
- воспринимать текст на слух;
- воспроизводить услышанное;
- выделять главные мысли в тексте, передавать содержания текста в сжатом виде;
- определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
- выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;
- приводить аргументы;
- использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
- писать сочинение по данному началу;
- составлять сообщение на определенную тему;
- делать доклад на определенную тему.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Подробное изложение с дополнительным заданием. Сочинение-отзыв.
Учащиеся должны знать:
- определение БСП;
- синтаксические особенности БСП, его структуру и средства связи между его частями;
- виды БСП по значению (причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия, следствия);
- правила постановки знаков препинания в БСП;
- условия постановки запятой, двоеточия, тире, точки с запятой в БСП;
- основные положения синтаксического и пунктуационного разборов БСП;
- структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение;
- композиционные особенности сочинения-отзыва;
- структуру изложения;
- правила написания сжатого изложения;
- правила написания подробного изложения с дополнительным заданием.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать БСП в тексте;
- правильно расставлять знаки препинания между частями БСП;
- объяснять постановку знаков препинания между частями БСП;
- производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП;
- составлять схемы БСП;
- конструировать БСП со значениями причины, пояснения, дополнения, по схемам;
- соблюдать интонацию при чтении БСП;
- выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП;
- составлять план сочинения-отзыва;
- передавать последовательность микротекстов;
- использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;
- написать сочинение-отзыв;
- воспринимать текст на слух;
- воспроизводить услышанное;
- определять основную мысль, идейную направленность текста, позицию автора по отношению к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
- свободно выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;
- приводить аргументы;
- использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
- писать подробное изложение с дополнительным заданием.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (7 ч.)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Подробное изложение. Публичная речь.
Учащиеся должны знать:
- определение сложного предложения с различными видами связи;
- виды связи (союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная);
- основные положения синтаксического и пунктуационного разборов сложного предложения с различными видами связи;
- правила написания подробного изложения;
- определения понятия «публичная речь»;
- особенности публичной речи;
- структуру публичного выступления.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать сложные предложения с различными видами связи в тексте;
- правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;
- объяснять постановку знаков препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;
- разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова
- производить синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи;
- составлять схемы сложного предложения с различными видами связи;
- воспринимать текст на слух;
- воспроизводить услышанное;
- подробно пересказывать текст художественного стиля;
- определять основную мысль, тему, идею, проблемы текста, отношение автора к поставленным в тексте проблемам, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
- свободно выражать собственное отношение к проблемам, поставленным в тексте;
- приводить аргументы;
- использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
- писать подробное изложение;
- отличать понятия «публичная речь» от «публицистической»;
- составить публичное выступление на определенную тему.
Общие сведения о языке (3 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-IX КЛАССАХ (7.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Выборочное изложение. Сочинение на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
- роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, значение русского языка в мировой языковой системе;
- разделы науки о языке;
- единицы языка, изучаемые в них;
- определение фонетики и графики как разделов науки о языке;
- назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке;
- порядок фонетического разбора слова;
- определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке;
- назначение слов и фразеологизмов в языке;
- отличие лексического значения от грамматического;
- общее и различное у синонимов, антонимов;
- роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка;
- определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке;
- назначение значимых частей слова;
- способы образования слов;
- морфемного и словообразовательного разборов;
- определение морфологии как раздела науки о языке;
- определение части речи;
- три группы частей речи в русском языке;
- морфологические признаки частей речи;
- синтаксическую роль частей речи;
- морфологический разбор слова;
- определение орфографии как раздела науки о языке;
- определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы;
- опознавательные приметы орфограмм;
- места орфограмм в слове и между словами;
- условия выбора орфограмм;
- определение синтаксиса как раздела науки о языке;
- назначение словосочетаний и предложений в языке;
- строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения;
- виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, по наличию или отсутствию осложняющих компонентов;
- синтаксический разбор предложения;
- определение пунктуации как раздела науки о языке;
- о связи между синтаксисом и пунктуацией;
- условия постановки различных знаков завершения;
- условия постановки знаков препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге;
- правила написания выборочного изложения;
- структуру сочинения (вступление, основная часть, заключение).
Учащиеся должны уметь:
- рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его значении в мировой языковой системе;
- рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания;
- группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением;
- производить фонетический разбор слов;
- рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания;
- определять лексическое и грамматическое значение слов;
- составлять словосочетания с многозначными словами;
- находить диалектные слова и определять их значение;
- рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания;
- группировать слова по способам их образования;
- обозначать состав слов и подбирать исходное слово;
- производить морфемный и словообразовательный разборы слов;
- рассказывать о частях речи в форме научного описания;
- определять части речи в предложении;
- определять синтаксическую роль указанных частей речи;
- производить морфологический разбор слов;
- рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания;
- находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
- определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, по наличию или отсутствию осложняющих компонентов;
- находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются;
- находить предложения с обособленными членами предложения, выраженными причастными и деепричастными оборотами;
- находить сложные предложения (ССП, СПП, БСП, сложные предложения с различными видами связи);
- правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания;
- писать выборочное изложение;
- писать сочинение на свободную тему.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 9 класса
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V-IX кл. слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX кл. пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
По связной речи. Определять стиль и тип текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Писать подробное изложение прослушанного текста
Писать сочинение публицистического характера. Создавать собственный оригинальный текст публицистического стиля на основе сопоставления предложенных текстов, производить текстоведческий анализ. Определять проблему, поднятую автором текста, выражать (устно и письменно) собственное отношение к проблеме.
Писать заявление, автобиографию.
Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения и изложения, находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте.
В результате изучения русского языка ученики должны
знать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: Русский язык. 9 класс /Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова – М.: Просвещение, 2013 год
Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2017 учебно-методическое пособие /Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион – М.,2017
Русский язык: типовые экзаменационные варианты:36 вариантов /под ред. И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2017
А. М. Плотникова, М. В. Слаутина «Все исключения русского языка», Москва, Проспект, 2013 г.
В. В. Львов «Обучение нормам произношения и ударения в средней школе, 5-9 классы, Москва, Просвещение, 1989 г.
П. Ф. Ивченков «Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка, 5-9 классы», Москва, Просвещение
Д. Э. Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке», Москва, Айрис Пресс, 2005 г.
Т. А. Ладыженская «Развивайте дар слова», Москва, Просвещение, 1999 г.
М. М. Казбек-Казиева «Школьные олимпиады по русскому языку, 5-11 классы», Москва, Айрис Пресс, 2008 г.
В. Ф. Габдулхаков «Русский язык в межкультурном общении, в лингвистической теории и методике преподавания», Казань, ТКИ, 2008 г.
Словари
Н. М. Шанский «школьный фразеологический словарь русского языка»
Л. В. Чернец «школьный словарь литературоведческих терминов»
А. В. Семенов «Словообразовательный словарь русского языка»
«Словарь иностранных слов»
Орфографический словарь русского языка
С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
Журналы «Русский язык в школе» и « Русский язык» (приложение к газете « Первое сентября»)
Настенные таблицы. Раздаточный материал
Мультимедийные пособия
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по русскому языку. 9 класс. Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: «Просвещение» 2009 г.
№ урока | Цель урока | Тема урока. Основное содержание | Тип урока | Результат по содержанию (что должны знать в конце урока). Результат по способу работы (что должны уметь в конце урока) | Дата план | Сроки факт | |
1 | Дать понятие «МИРОВЫЕ ЯЗЫКИ», сообщить сведения о месте русского языка среди языков народов мира, формировать умение составлять план, пересказывать текст по плану. | Международное значение русского языка. | Вводный | Знать о роли русского языка в мире; основные нормы русского литературного языка. Уметь определять тему, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста. | 1 | ||
Повторение изученного в 5-8 классах (5+1 КД) | |||||||
2 | Повторить признаки устной и письменной речи; отличие монолога от диалога. | Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. | УРР | Знать признаки устной и письменной речи; понятия МОНОЛОГ, ДИАЛОГ. Уметь составлять сообщение на тему «Сравнительная характеристика устной и письменной речи», редактировать текст. | 1 | ||
3 | Повторить стили языка, языковые средства стилей (лексические, фразеологические, граммати-ческие). | РР Стили языка. | УРР | Знать основные стили литературного языка. Уметь характеризовать стиль предлагаемых фрагментов; определять средства художественной выразительности, используемые авторами текстов. | 1 | ||
4 | Повторить опознавательные признаки словосочетания и предложения; средства связи в предложениях | Простое предложение и его грамматическая основа. | УПОЗ | Знать: виды предложений по наличию главных членов, односост. предложения. Уметь: выделять грамм.основу, определять способ выражения гл. члена в односост предл., вид сказуемого. | 1 | ||
5 | Повторить обособленные члены предложения; условия постановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях | Предложения с обособленными членами. Знаки препинания в них | УПОЗ | Знать: виды обособл.предложений, условия обособления. Уметь: находить определения и обстоятельства, правильно расст.знаки препинания. | 1 | ||
6 | Повторить постановку знаков препинания при обращении, вводных конструкциях. | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | УПОЗ | Знать: способы выражения обращений, группы вводных слов по значению, что такое вставные конструкции. Уметь: производить выбор нужных знаков препинания, объяснять графически условия их выделения. | 1 | ||
7 | Проверить степень усвоения темы. | Контрольная работа в форме ГИА. (№ 1) | Урок контроля | Провела 18 сентября | 1 | ||
Сложное предложение. Культура речи | |||||||
Сложное предложение (1) | |||||||
8 | Повторить и углубить знания о СП, известных учащимся за курс 5-8 классов. | Работа над ошибками. Понятие о сложном предложении. | УСНЗ | Знать: два основных структурных типа предложения(простое и сложное), особенности построения сложных предложений. Уметь: разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений. | 1 | ||
Союзные и бессоюзные сложные предложения (5+РР -1) | |||||||
9 | Формировать умение отличать союзные сложные предложения от БСП. | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | УСНЗ | Знать: группы сложных предложений, средства связи в них. Уметь: разграничивать союзные и бессоюзные, ССП и СПП, расставлять знаки препинания., составлять схемы. | 1 | ||
10 | Совершенствовать умение отбирать материал для сочинения, составлять план. | РР Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой». | УРР | Знать признаки текста и уметь пользоваться терминологией. Уметь отбирать материал по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему. | 1 | ||
11 | Повторить функцию знаков препинания, совершенствовать умение расставлять знаки препинания в СП | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | УСНЗ | Знать: назначение знаков препинания в СП, об особенности интонации ПП и СП. Уметь: разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями СП, сост. графически интонационные схемы СП. | 1 | ||
12 | Повторить сведения об интонации, формировать умение выразительно прочитывать СП. | Интонация сложного предложения. | УСНЗ | Знать, что любое предложение характеризуется интонацией конца предложения; три основных элемента интонации СП: повышение голоса, пауза, понижение голоса. Уметь правильно читать СП. | 1 | ||
Сложносочинённые предложения (5+1 КД) | |||||||
13 | Отработать умение различать простые предложения с однородными членами и ССП, определять значение ССП с союзом И. | Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. | УСНЗ | Знать: определение ССП, группы сочинительных союзов, их роль в ССП. Уметь: находить ССП в ряду указанных, сост.схемы ССП. | 1 | ||
14-15 | Формировать умение определять смысловые отношения между частями ССП. | ССП с соединительными, разделительными, противительными союзами. | УСНЗ | Знать соединительные, разделительные, противительные союзы в ССП. Уметь: находить границ у между простыми предложениями в составе сложного, сост. схемы сложных предложений, расст. знаки препинания. | 2 | ||
16 | Формировать умение определять смысловые отношения между частями ССП. | Разделительные знаки препинания между частями ССП | УСНЗ | Знать соединительные, разделительные, противительные союзы в ССП. Уметь: находить границ у между простыми предложениями в составе сложного, сост.схемы сложных предложений, расст. знаки препинания. | 1 | ||
17 | Сформировать умение производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | Синтаксичес-кий и пунктуации-онный разбор ССП. Подготовка к диктанту. | УСНЗ | Знать: порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь: производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 1 | ||
18 | Проверить степень усвоения темы. | Контрольный диктант по теме: «ССП». (№ 1) | Урок контроля | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений; владеть орфографическими и пунктуационными знаниями | 1 | ||
Сложноподчинённые предложения (17, РР-5, КР-3) | |||||||
19 | Формировать умение находить главное и придаточное предложения. | Работа над ошибками. Понятие о сложноподчинённом предложении. | УСНЗ | Знать: определение СПП, способы отношения придаточного предложения к главному. Уметь: находить главное и придаточное предложения в СПП, определять средства связи прид. предлож. с главным. | 1 | ||
20 | Учить определять место придаточного, средства его связи с главным | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. | УСНЗ | Знать: место прид. предложения по отношению к главному, условия выделения запятыми на письме прид. предлож. Уметь: находить части СПП, ставить знаки препинания, редактировать СПП. | 1 | ||
21-22 | Работать над развитием речи, формировать умение писать сочинение-рассуждение. | РР Сочинение-рассуждение | УРР !!!!! | Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь отбирать аргументы в сочинении-рассуждении. Оставила 1 час. 1 час прибавила на 48 урок | 1 | ||
23 | Формировать умение отличать союзы и союзные слова. | Союзы и союзные слова в СПП. | УСНЗ | Знать, что связь прид. предл. с главным осуществляется с помощью подчин. Союзов или союзных слов. Уметь: различать омонимичные подчин. союзы и союзные слова в СПП, определять, каким членом прид. предлож. является союзное слово. | 1 | ||
24 | Познакомить, какую роль играют указательные слова вСПП. | Роль указательных слов в СПП. | УСНЗ | Знать, что в главной части СПП могут быть указательные слова, их роль в СПП. Уметь: находить указательные слова в главной части СПП, определять, каким членом предложения они являются | 1 | ||
25-26 | Совершенствовать навык написания сжатого изложения. | РР Сжатое изложение (№ 106) (№ 2) | УРР | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста. | 2 | ||
27 | Формировать умение находить придаточные определительные в СПП, производить их синонимическую замену. | Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными. | УСНЗ | Знать: основные группы СПП и их признаки, признаки прид. опред. Уметь: определять значение придаточных, ставить к ним вопросы, опред. средства связи прид. с главным, строить схемы предлож. | 1 | ||
28-29 | Формировать умение находить придаточные изъяснительные в СПП, производить их синонимическую замену, правильно расставлять знаки препинания. | СПП с придаточными изъяснительными. Подготовка к диктанту. | УСНЗ | Знать: признаки прид. изъяснит. Уметь: опред. значение прид. изъяснит., ставить к ним вопросы, опред. средства связи прид. с главным, правильно ставить знаки препинания. | 2 | ||
30 | Проверить степень усвоения темы. | Контрольная работа в форме ГИА (№ 2) | Урок контроля | 1 | |||
31 | Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи. | Анализ к. работы. СПП с придаточными обстоятельственными. | УСНЗ | Знать: виды обстоятельственных придаточных. Уметь ставить вопросы к обст. прид., опред. средства связи. | 1 | ||
32 | Формировать умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных. | СПП с придаточными времени и места. | УСНЗ | Знать признаки прид. времени и места. Уметь: опред.значение прид. времени и места, сост. по указанным схемам предлож. с прид., правильно ставить знаки препин. | 1 | ||
33-34 | Формировать умение распознавать придаточные причины, уступки, цели, следствия, отличать их от других видов придаточных; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений. | СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. | УСНЗ | Знать: признаки придаточных, их общее значение обусловленности. Уметь: опред. значения придаточных, отличать указанные виды прид. от других видов, ставить знаки препинания. | 2 | ||
35 36 2 часа | Формировать умение распознавать придаточные образа действия, меры, степени, сравнения, отличать их от других видов придаточных; правильно расставлять знаки препинания, | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | УСНЗ | Знать: признаки придаточных. Уметь: опред. значение придаточных, их место по отнош. к главному, сост.схемы СПП, ставить знаки препинания. | 2 | ||
37 | Проверить степень усвоения темы. | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными» (№ 2) | Урок контроля | Знать виды придаточных предложений, уметь составлять схемы предложений. | 1 | ||
38 | Закрепить умение писать сочинение-рассуждение. | РР Сочинение на основе тезиса, сформулированного в ходе анализа текста. | УРР | Уметь аргументированно отвечать на вопрос, сформулированный в ходе анализа текста. | 1 | ||
39-40 | Формировать умение определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы СПП с разными видами подчинения. | Работа над ошибками. СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | УСНЗ | Знать, какие СПП называются многочленными, виды подчинительной связи в предлож. с несколькими прид. Уметь: опред. виды подчинит. связи, сост. схемы, ставить знаки препинания. | 2 | ||
41 | Сформировать умение производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП. | Синтаксичес-кий и пунктуации-онный разбор СПП. | УСНЗ | Знать: порядок разбора СПП. Уметь: производить устный и письменный разбор СПП. | 1 | ||
42 | Обобщить изученный материал, провести работу, позволяющую подготовиться к диктанту. | Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Подготовка к диктанту. | УЗЗ | Знать виды СПП, виды подчинительной связи в СПП. | 1 | ||
43 | Проверить степень усвоения темы. | Контрольный диктант с грамматичес-ким заданием. (№ 3) | Урок контроля | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками. | 1 | ||
Бессоюзные сложные предложения (5+РР-2, КР-1) | |||||||
44 | Формировать умение устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла. | Работа над ошибками. Понятие о БСП. Интонация в БСП. | УСНЗ | Знать: определение БСП, особенности интонации в БСП. Уметь: определять смысловые отношения между частями БСП, уметь произносить указанные БСП. | 1 | ||
45 | Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. | УСНЗ | Знать: условия постановки запятой и точки с запятой между частями БСП. Уметь: опред. смысловые отношения между частями БСП, правильно ставить знаки препинания, сост. БСП. | 1 | ||
4647 | Совершенствовать навык написания сжатого изложения. | РР Сжатое изложение (№ 3) | УРР | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста. | 2 | ||
48 +1 час с 22 урока | Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | УСНЗ | Знать: условия постановки двоеточия в БСП. Уметь: обосновывать условия выбора знака препинания между частями БСП, ставить знаки препинания, сост. БСП. | 2 | ||
49 | Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений | БСП со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в БСП. | УСНЗ | Знать: условия постановки тире в БСП. Уметь произносить БСП, опред. смысловые отношения между частями БСП, ставить знаки препин., сост.схемы БСП. | 1 | ||
50 | Формировать умение писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | РР Сочинение на лингвистическую тему. | УРР | Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь отбирать аргументы в сочинении-рассуждении, уметь составлять сочинение на лингвистическую тему. | 1 | ||
51 | Обобщить знания по изученной теме. | Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Подготовка к контрольной работе. | УЗЗ | Знать БСП, уметь составлять схемы БСП, расставлять знаки препинания. | 1 | ||
52 | Проверить степень усвоения темы. | Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» (тест) (№ 3) | Урок контроля | Знать возможности БСП. Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, средства связи, соблюдать пунктуационные правила. | 2 | ||
Сложные предложения с различными видами связи (3+РР-2, КР-2) | |||||||
53 | Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры. | Работа над ошибками. Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. | УСНЗ | Знать, какие СП называются многочленными, виды синтаксической связи. Уметь находить многочленные СП, опред. виды синтакс. связи, сост. схемы, ставить знаки препин. | 1 | ||
54 | Формировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры. | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор СП с разными видами связи. | УСНЗ | Знать: правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предлож., порядок разбора СП с разными видами связи. Уметь: находить границы СП, производить выбор знаков препинания, произв. разбор СП с различ. видами связи. | 1 | ||
55-56 | Совершенство-вать навык написания сжатого изложения. | РР Сжатое изложение. (№ 4) | УРР 1 урок убрала | Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста. | 1 | ||
57 | Обобщить изученный материал. | Повторение по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Подготовка к диктанту | УЗЗ | Знать и уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СП с различными видами связи. | 1 | ||
58 | Совершенство-вать навыки публичного выступления | РР Публичная речь | УРР | 1 | |||
59 | Проверить степень усвоения темы. | Контрольный диктант по т. «Сложное предложение с разными видами связи» | Урок Конт-роля | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками. | 1 | ||
Общие сведения о языке (3ч) | |||||||
60 | Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; активизировать творческие способности учеников; закрепить навыки работы со словарём. | Работа над ошибками. Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык – язык русской художественной литературы. | УСНЗ | Знать роль языка в жизни общества. Уметь работать с различными видами лингвистических словарей. | 1 | ||
61 | Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; активизировать творческие способности учеников; закрепить навыки работы со словарём. | Язык как развивающееся явление. | УСНЗ | Знать роль языка в жизни общества. Уметь работать с различными видами лингвистических словарей. | 1 | ||
62 | Дать понятие о языке как системе словесного выражения мыслей, средстве общения; показать живую связь современного языка с его историческими корнями; активизировать творческие способности учеников; закрепить навыки работы со словарём. | Русский язык в современном мире. | УСНЗ | Знать роль языка в жизни общества. Уметь работать с различными видами лингвистических словарей. | 1 | ||
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (6 ч.) | |||||||
63 | Закрепить знания о фонетике, лексике, фразеологии, полученные в 5-8 классах. | Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология. | УПОЗ | Знать: определение фонетики и графики, хар. – ку гл. звуков, порядок фон. разбора. Уметь: сост. фон. транскрипцию, опред.з вуковое значение букв. Знать: определение наук, омонимов, синонимов, антонимов и др.Уметь: опред. лексич.и грамм. значение слов. | 1 | ||
64 | Закрепить знания о морфемике, словообразов-ании, полученные в 5-8 классах. | Морфемика и словообразова-ние. | УПОЗ | Знать: определение наук о языке, способы образ. слов, порядок разбора слов по составу. Уметь: делить слова на морфемы, различ. однокор. слова и формы слова, производить разбор слов по составу. | 1 | ||
65 | Проверить уровень подготовки учащихся к ГИА. | Контрольная работа в форме ГИА. (№ 4) | Урок контроля | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками. | 2 | ||
66 67 | Провести работу, позволяющую объяснить и исправить допущенные ошибки. Закрепить знания о морфологии, синтаксисе, полученные в 5-8 классах | Анализ К/Р. Морфология. Синтаксис. | Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками, выполнять работу над ошибками. | 1 | |||
68 | Орфография. Пунктуация Итоговый урок | УПОЗ | Знать: части речи , их роль в рус языке, порядок морф. разбора, назначение словосочетаний, предложений и текста в рус. яз. Уметь: группировать слова по частям речи, производить морф. разбор, отличать предложения от словосоч., опред. виды синт. связи и др. | 1 |
Условные сокращения: УРР – урок развития речи УСНЗ – урок сообщения новых знаний УПОЗ – урок повторения и обобщения знаний УЗЗ – урок закрепления знаний СП – сложное предложение ССП – сложносочинённое предложение СПП – сложноподчинённое предложение БСП – бессоюзное сложное предложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.)
Настоящая программа по русскому языку для VIIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Бара...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (М.Т. Баранов, Ладыженская)
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс под редакцией Т.А.Ладыженской
Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс по редакцией Т.А Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку ( М. Т. Баранова, Т. А. Лад...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику Баранова, Ладыженской, Тростенцова ФГОС 6 часов в неделю
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС. В программе имеется графа с домашним заданием....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс учебник Т.А.Ладыженской
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс учебник Т.А.Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса к учебнику Ладыженской...