Рабочая программа по русскому языку 7 класс под редакцией Т.А.Ладыженской
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass_pod_red_ladyzhenskoy_t.a.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение учебного предмета «Русский язык» осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
- Закон Российской Федерации об образовании.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)
- "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312)
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004 г.).
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Программа по русскому языку 7 класс для общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 - 9 классы. Рекомендовано МОиН РФ - М.: Просвещение, 2008.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Общая характеристика
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет следующие цели преподавания курса русского языка в 5-9 классах:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:
- Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
- Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
- Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
- Формировать и развивать умения:
- адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
- создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические , социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
- создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля ( выступление, статья, интервью;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская,
Н.М. Шанский).
По сравнению с обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну преподавания курса русского языка в основной школе, а также в седьмом классе: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное изменение содержания образования (расширение тем).
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в основной школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
При изучении той или иной темы одна из компетенций является доминирующей (см. календарно – тематический план), но в реальном учебном процессе формирование вышеуказанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи, так как в основу разработанной программы положена актуальная в настоящее время идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития учащихся. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанным подходом содержание представленной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Так, например, изучение морфологии обеспечивает школьникам овладение формами слов, словосочетаний, предложений, соответствующих нормам литературного языка. Усваивая теоретические сведения по морфологии, ученики практически овладевают языковыми средствами учебно – научной речи, анализируют и создают тексты разных стилей и жанров, совершенствуют все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), различные коммуникативные навыки. Таким образом, устанавливая взаимосвязь между процессами осознания языковой системы и личным опытом использования языка в определенных условиях, ситуациях общения , данная программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в основной школе.
В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать следующие учебные умения и навыки: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ СОШ № 88 г. Санкт – Петербурга - 170 часов. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 140 часов.
Материал в программе расположен с учётом возрастных возможностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы: «Повторение пройденного в 5-6 классе» (15 часов)», « Повторение и систематизация изученного в 7 классе» (18 часов). Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Учебно-тематический план рассчитан на 170 часов из расчёта 5 часов в неделю, 34 учебных недели.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 | ||
Повторение пройденного в 5-6 классах. | 10 | 1 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 119 | 6 | 22 |
Причастие. | 35 | 1 | 7 |
Деепричастие. | 9 | 1 | |
Наречие. | 23 | 1 | 6 |
Категория состояния. | 3 | ||
Служебные части речи. Культура речи. Предлог. | 1 8 | 2 | |
Союз. | 13 | 1 | 2 |
Частица. | 17 | 1 | 4 |
Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах. | 15 | 1 | 2 |
Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (11 ч + 4 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (125+22 ч)
Причастие (36 ч + 7 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (24 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -ои -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -ои -е.
Буквы ояе после шипящих на конце наречий. Суффиксы -ои -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (42+16ч)
Предлог (8 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (14 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (16 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
- об особенностях склонения причастий;
- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
- действительные и страдательные причастия;
- краткие страдательные причастия;
- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
- порядок морфологического разбора причастий;
- грамматические признаки деепричастия как части речи;
- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- порядок морфологического разбора деепричастий;
- грамматические признаки наречия как части речи;
- смысловые группы наречий;
- о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
- признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
- правила употребления предлогов с разными падежами;
- о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
- о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
- о сочинительных и подчинительных союзах;
- порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
- отличие частиц от самостоятельных частей речи;
- формообразующие и смысловые частицы;
- отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
- о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
- производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
- Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
- Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
- Правописание НЕ с деепричастиями;
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
- Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
- Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
- Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
- Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
- Дефис между частями слова в наречиях;
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
- Слитное и раздельное написание производных предлогов;
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
- Раздельное и дефисное написание частиц;
- Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
- Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
- правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Система оценивания
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
Форма промежуточной аттестации
Итоговая работа в форме теста
Методы и формы контроля
- Комплексный анализ текста
- Осложненное списывание
- Тест
- Составление сложного плана и простого плана к тексту
- Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное)
- Составление текста определенного стиля и типа речи
- Сочинение
- Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста
- Редактирование текста
- Работа с деформированным текстом
Календарно - тематическое планирование
Русский язык
7 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | Русский зык как развивающееся явление. | 1 | Изучение нового материала | Коллективная, самостоятельная | Анализ текстов, выявление главного и существенного | Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы | С. 5, вопросы. Упр. 5 | |
Повторение пройденного в 5-6 классах (11+4ч) | ||||||||
2,3 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 2 | Урок совершенствования ЗУН Анализ работы | Практическая, самостоятельная | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений | Упр. 9; комплексный анализ текста | |
4,5 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 2 | Урок совершенствования ЗУН Анализ работы | Практическая, самостоятельная | Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания | Умение конструировать предложения | Упр. 11 (списать, выделить прямую речь, найти устаревшие слова); комплексный анализ текста. | |
6 | Лексика фразеология. | 1 | Комбинированный | Практическая, творческая | Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем | Навыки работы со словарём, обогащение словарного запаса учащихся | Упр. 14 (списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы, объяснить лексическое значение). Из художественных произведений привести примеры употребления диалектных, профессиональных, устаревших слов, жаргонизмов. | |
7 | Фонетика и орфография. | 1 | Комбинированный | Практическая, самостоятельная | Фонетический разбор, тест, редактирование звучащей речи | Отработка навыка фонетического разбора, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту | Упр. 18 (списать, расставить знаки препинания, выполнить фонетический раз бор, найти слова в переносном значении). Упр. 21 (определить ситуацию использования текста, пересказать его сжато) | |
8 | Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная | Работа с перфокартами, объяснительный диктант, диктант «Проверь себя» | Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора, умение составлять слова по заданным схемам | Упр. 26 (списать, обозначить орфограммы в корне, выполнить синтаксический разбор). С.14,вопросы. Упр. 30 (сгруппировать слова по видам орфограмм). Индивидуальное задание: упр. 29 (составить план доклада о М. В. Ломоносове) | |
9 | Морфология и орфография морфологический разбор слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Работа по карточкам, предупредительный диктант | Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. | Упр. 36 (сгруппировать слова по видам орфограмм, выполнить морфологический разбор одной из частей речи). Упр. 40 (определить тип, стиль текста, языковые средства, списать) | |
10 | Орфография | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Комплексный анализ текста, предупредительный диктант, творческое и осложненное списывание | Закрепление орфографических навыков | Составить словарный диктант «Мои ошибки», упр. 48 | |
11 | Р/р. Текст. Стили русского литературного языка. | 1 | Изучение нового материала | Практическая | Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план | Умение составлять тексты определённого стиля | Упр. 51 (озаглавить текст, указать средства связи, разделить на абзацы, списать) | |
12 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный урок | Диктант с грамматическим заданием | Проверка орфографических и пунктуационных навыков | Повторить корневые орфограммы | ||
13 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Работа по карточкам, Индивидуальная работа | Умение анализировать и исправлять свои ошибки | Упр.52 | |
14 | Р.Р.Диалог как текст. Виды диалога. | 1 | Изучение нового материала | Практическая работа, работа в парах | Работа с текстами | Умение составлять диалоги на заданные темы | § 8,9, упр.60 | |
15 | Р.Р. Стили литературного языка. | 1 | Изучение нового материала | Практическая работа | Работа с текстами | Знать стили речи, их признаки, уметь определять. | §10, упр. 62. | |
16 | Р.Р. Публицистический стиль | 1 | Изучение нового материала | Практическая работа | Работа с текстами | Знать признаки публицистического стиля, уметь определять стили речи | § 11, упр.71 | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (36+7ч.) | ||||||||
17-18 | Причастие как часть речи | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи | Формирование умения находить причастия в тексте. Умение строить предложения с причастиями. | § 12. Упр. 77 Упр.78( выписать причастия с существительными) | |
19-20 | Склонение причастий. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Осложнённое списывание, склонение причастий, работа по карточкам. Тестирование на компьютере. | Научить определять гласные в окончаниях причастий, уметь склонять причастия | §13. Упр. 83,84 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, записать их | |
21 22 | Р/р. Контрольное изложение | 2 | Контрольный урок | изложение - описание состояния человека или природы | Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы или состояния человека | |||
23-24 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа | Объяснительный, распределительный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | §14. Упр. 88, 91 (выписать предложения с причастными оборотами, расставить знаки препинания). Подготовить связный рассказ о роли причастия в словосочетании | |
25 | Р/р. Описание внешности человека. | 1 | Урок изучения нового материала | Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др. | Уметь определять типы текстов. Активизирование словарного запаса учащихся. | Сочинение-описание «Литературный портрет друга» | ||
26-27 | Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная | Распределительный диктант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | § 16, 17 Упр.100,104. (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания) | |
29-30 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Работа по карточкам. Тест. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека | Научиться правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | §18. Упр. 108, 110, озаглавить текст, определить его стиль, списать, расставить знаки препинания, подобрать синонимы к причастиям | |
31-32 | Действительные причастия прошедшего времени. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Творческое списывание | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §19. Упр.115 (заменить глаголы действительными причастиями, составить предложения с причастными оборотами). Стр. 36-51, выучить словарные слова; | |
33 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия» | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | § 20. Упр. 120, 123 | |
34-35 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Работа по карточкам. Свободный диктант. Редактирование текста | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §20. Упр.122 (заменить сложное предложение простым с причастным оборотом, расставить знаки препинания, определить разряд причастий, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения) | |
36 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Словарный, распределительный диктанты | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §21. Упр. 288 (образуйте причастия, составьте предложения с однородными членами) | |
37-38 | Краткие страдательные причастия. | 2 | Практическая, самостоятельная | Тест. Выборочный . диктант | Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте, определять их синтаксическую роль | §17. Упр.124 (подчеркнуть причастия и причастные обороты как члены предложения) Таблица на стр.55,56 | ||
39 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая | Комплексный анализ текста | Повторение знаний, полученных на уроках | §25. Упр. 152 (разобрать причастия как часть речи) | |
40-41 | Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта | 2 | Проверка знаний | Работа над ошибками | ||||
42-43 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая | Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких причастиях | §22, упр.130, текст. | ||
44-45 | . Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Тест на компьютере. Объяснительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §24. Упр. 136 (озаглавить, определить стиль, основную мысль, разделить на абзацы, списать, обозначить орфограммы, подготовить связный ответ по таблице Составить диктовку на изученную орфограмму из 20-25 слов | |
46-47 | Н и НН в суффиксах полных страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Объяснительный диктант. | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §23. Упр.134,138 (обозначить условия выбора орфограммы) | |
48-49 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Комментированное письмо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §24. Упр. 148, 145 | |
50-51 | Р.Р.Выборочное изложение | 2 | Урок развития речи | Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей. | ||||
53-54 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Составление таблицы «НЕ с причастием», тест на компьютере. | Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами прилагательными | §26, упр156,159 | |
55-56 | Р/р. Сочинение «Мой знакомый» (по упр. 166,167) | 2 | Урок развития речи | Сочинение | §21-26, | |||
57 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Рок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Контрольный словарный диктант. Выборочный диктант, | Формирование навыка написания букв Е-Ё в суффиксах страдательных причастий | §27. Упр. 163 (классифицировать слова по орфограммам). | |
58-59 | Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные. | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Работа с текстами разных стилей и жанров. Тестирование на компьютере | Систематизация знаний о причастии | Упр. 175,179. Составить 4-5 предложения с причастиями, перешедшими в существительные | |
60 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля за знаниями учащихся | Комплексный анализ текста | Уметь делать композиционно-содержательный, стилистический, типологический, языковой анализ отдельных элементов, анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Повторить изученные орфограммы и словарные слова | ||
61 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | Практическая работа | Работа над ошибками | Составить словарный диктант «Мои ошибки». | |||
Деепричастие (10+0ч) | ||||||||
62 | Понятие о деепричастии | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Объяснительный диктант | Умение находить деепричастия в тексте | §28.Упр. 183 (исправить ошибки в употреблении деепричастий) | |
63 64 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, исследовательская | Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте | §29.Упр.187,190 | |
65-66 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере | Уметь распознавать частицу Не и приставку НЕ- в деепричастиях | §30. Упр. 1195, (списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора написания НЕ с разными частями речи). Составить связный рассказ о деепричастии. | |
67-68 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая самостоятельная | Диктант «Проверь себя» | Формирование орфографических навыков | §31,32. Упр. 199,207 | |
69 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, работа на компьютере | Редактирование текста, осложнённое списывание | Навык морфологического разбора деепричастия | Упр.209 | |
70 | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Самостоятельная, практическая, творческая | Работа на компьютере, работа по карточкам и перфокартам | Формирование орфографических умений и навыков | Упр.217 | |
71 | Контрольный диктант. | 1 | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | §26-32, повторить | |||
72 | Анализ контрольного диктанта | 1 | ||||||
Наречие (24+6ч.) | ||||||||
73 | Наречие как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала | Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем наречие отличается от других частей речи. Работа с текстом | Формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль. | § 34, упр.221 | ||
74-75, | Разряды наречий. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая, самостоятельная | Составить таблицу, распределить наречия по группам в зависимости от значения | Умение определять смысловые группы наречий, формирование орфографических навыков. | § 35. Составить связный рассказ о группах наречий по значению. Упр.228,230 | |
76-77, | P.p. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег» | 2 | Контрольный | Творческая | Поэтапное создание текста. Соблюдение требований к созданию текста | Формирование умения писать сочинения в жанре дневниковых записей | Повторить материал о степенях сравнения имён прилагательных. | |
78-77 | Степени сравнения наречий | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, исследовательская | Рассказать по плану о степенях сравнения наречия, подобрать к глаголам различные наречия, образовать степени сравнения | Умение образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени, умение отличать их от степени сравнения имён прилагательных. | §36.упр.236 | |
78 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, | Распределительный диктант. Устный ответ: что общего у наречия с другими частями речи и чем они отличаются? | Формирование навыка морфологического разбора наречия | §37. Упр. 239 | |
79-80 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы. Тест на компьютере | Формирование навыка написания Не с наречиями. | §38, упр.244,248 | |
81-82 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Распределительный диктант. Ответить на вопрос: что общего в написании НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и местоимениях? Тест на компьютере | Формирование умения различать на письме буквы Е-И в приставках Не-, НИ- | §39, упр. 254,составить 9 словосочетаний «глагол + отрицательное наречие», обозначить орфограмму, | |
83-84, | Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Используя схему рассуждения, обосновать выбор Н и НН в суффиксах наречий. Комментированное письмо. Тест на компьютере | Формирование навыка написания Н-НН в наречиях | §40. Упр. 257. | |
85-86, | Р/р. Сочинение-описание. | 2 | Контрольный урок | Творческая | Сочинение о труде «Учимся работать». Заметка в газету | Формирование умения писать сочинения в жанре заметки или репортажа | §41. Сочинение (упр.264) | |
87 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | Урок изучения нового материала. | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Распределительный диктант. Заменить наречия синонимами, имеющими после шипящих на конце -0/-Е. Тест на компьютере | Формирование навыка написания букв О-Е после шипящих на конце наречий | §42. Упр.266 | |
88-89 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | «Четвертое лишнее». Определить роль наречий в тексте | Формирование навыка написания букв О-А на конце наречий | §43. Упр.271. Из толкового словаря выписать по 3 слова с разными приставками, придумать с ними предложения | |
90-91 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова других частей речи. Словарная диктовка | Формирование навыка написания наречий через дефис | §44. Упр.275, 278 Составить связный рассказ о правописании наречий с дефисом. | |
92-93 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере, словарная | Предупредительный диктант. Составить таблицу «Слитное и раздельное написание наречий». Тест на компьютере | Формирование навыка слитного и раздельного написания наречий, обогащение словарного запаса. | §45. Заполнить таблицу своими примерами, запомнить написание слов в рамках на с. 115-117. Подготовиться к словарному диктанту. Упр. 286 | |
94-95 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная, работа на компьютере | Выборочный диктант, работа по перфокартам, тест на компьютере | Формирование навыка употребления мягкого знака в наречиях | §46. Упр.287, 290 | |
96-97 | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие». | 2 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай правописания наречий, используя таблицы. Распределительный диктант | Систематизация знаний, умений навыков | Упр. 295. Написать сочинение-этюд по первой строчке из миниатюр М. М. -Пришвина («Опять блистательное утро», «Сирень цветет», «Никогда не поздно посадить деревце»), употребить наречия. | ||
98 | Контрольный диктант. | 1 | Диктант с дополнительными заданиями | |||||
99 | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. | 1 | Изучение нового материала | §47, упр.303 | ||||
100 | Р.Р. Учебный доклад | 1 | Изучение нового материала | Соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность фактического материала | Уметь производить текстоведческий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте | §48. Упр.311,312 | ||
Категория состояния (3 ч.) | ||||||||
101 | Категория состояния | 1 | Изучение нового материала | Практическая работа, работа с текстами. Конструирование предложений | Определять слова категории состояния . Уметь отличать от наречий. Знать синтаксическую роль слов категории состояния | Умение выделять слова категории состояния, определять их значение | §49. Упр., 320 | |
102 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Изучение нового материала | Практическая работа | Уметь производить морфологический разбор слов категории состояния | §50, упр.322 (абз.5-7) | ||
103 | Повторение. Категория состояния. | 1 | Повторение изученного | Самостоятельная работа | Упр.323 | |||
Служебные части речи. Культура речи. (42+16ч.) | ||||||||
104 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Самостоятельная, практическая работа | Работа с текстом | Закрепление навыков о самостоятельных и служебных частях речи. | §47, написать миниатюру «Утро в селе», подчеркнуть служебные части речи | |
Предлог (8+2ч.) | ||||||||
105 | Предлог как часть речи. | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельная, практическая работа | Определить роль предлогов в предложении. Сгруппировать словосочетания по значению предлога | Уметь выделять предлог в тексте | §52. Упр. 329 | |
106-107 | Употребление предлогов. | 2 | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант. Редактирование текста | Знания о многозначности предлогов. Формирование орфографических умений и навыков | §53. Упр. 335 (составить и записать словосочетания, используя подходящие по смыслу предлоги) | ||
108-109 | Непроизводные и производные предлоги. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными | Умение отличать производные и непроизводные предлоги | § 54.упр. 342. Упр. 343 (исправить ошибки, указать их вид) | |
110 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Урок изучения нового материала | Самостоятельная, практическая | Работа по карточкам. Упр. 306 (озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлогами, сделать морфологический разбор предлогов) Из словаря фразеологизмов выписать 4-5 устойчивых выражений, куда входили бы производные предлоги, записать с ними предложения, разобрать синтаксически | Умение отличать простые и составные предлоги | §55, 56 Упр. 345 | |
111-112 | Р/р Сочинение на лингвистическую тему | 2 | Умение писать сочинение на лингвистическую тему. Совершенствование навыка доказывать, аргументировать делать выводы | |||||
113-114 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Изучение нового материала | Практическая и самостоятельная работа. Работа на компьютере | Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 57. Упр. 308 (выписать словосочетания с производи, предлогами, затем остальные). Составить таблицу «Различайте написания деепричастий и предлогов» Тест №2, вариант 3,4 на с.96-97 | |
Союз (14+ 2ч.) | ||||||||
114 | Союз как част речи. Простые и составные союзы. | 1 | Изучение нового материала | Объяснительный диктант Графический диктант. Составление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | § 58,59 Упр. 358 | ||
115-116 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор | Умение отличать сочинительные и подчинительные союзы | §60. Упр. 363 | |
117-118 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 2 | Комбинированный урок | Практическая, самостоятельная, творческая | Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении | § 61. Упр. 367 (составить предложения по схемам) | |
119 | Сочинительные союзы. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Предупредительный диктант | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | §62. Упр. 377 | |
120 | Подчинительные союзы. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Конструирование предложений | Умение находить подчинительные союзы в предложении и определять их роль | §63. Упр. 3380 | |
121 | Морфологический разбор союза. | 1 | Изучение нового материала | Практическая | Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их | Формировать навыки морфологического разбора союза | §64 Упр.383 | |
122-123 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 2 | Изучение нового материала | Практическая, самостоятельная, | Составить таблицу «Отличайте союзы от других частей речи». | Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов | § 65. Упр. 391 | |
124-125 | Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения. | 2 | Контрольный урок | Творческая | Стр. 162, вопросы | |||
126-127 | Обобщение сведений о предлогах союзах. | 2 | Урок обобщения и системати | Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам: нейтральные, употребляемые в официально-деловом стиле, в разговорном стиле | Систематизация знаний | Упр.399. | ||
128-129 | Контрольный диктант. Анализ диктанта | 2 | Диктант с грамматическим заданием | § 58-65, повторить ■ i | ||||
Частица (18+ 4ч.) | ||||||||
130 | Частица как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая | Определить значение частиц в тексте | Получить представление о частице как служебной части речи. Умение отличать частицу от других частей речи. | §66. Упр. 403 | |
131-132 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Урок изучения нового материала. Совершенствование знаний | Практическая, самостоятельная, творческая | Составить связный текст «Мир и дружба», употребить глаголы в повелительном наклонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | § 67. Сочинение-миниатюра «Если бы я был...» | |
133-134 | Смыслоразличительные частицы | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Объяснительный диктант | Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые частицы и их значение | §68 упр.413,418. | |
135-136 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, самостоятельная, творческая | Свободный диктант. Работа с текстом | Формирование навыка дефисного написания частиц | §69. Упр. 423, 425 (списать, определить, где то является частицей, место-имением, суффиксом, союзом) | |
137 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Практическая, самостоятельная, | Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами («Как чудесно в лесу!») или начинались вопросительными частицами («Разве это лето?»). Составить и записать предложения, включив в них функциональные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз) | Формирование навыка морфологического разбора частицы | §70. Упр. 428 | |
138-139 | Отрицательные частицы. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая | Предупредительный диктант. Заменить личные формы глагола синонима ми с частицей НЕ | Формирование навыка написания отрицательных частиц | §71. Упр. 431,435 | |
140-141 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Диктант «Проверяю себя», тестирование на компьютере, работа по перфокартам. | Формирование умения различать частицы НЕ и НИ | §72. Упр. 443 (составить и записать предложения, используя слова для справок). Составить предложения или текст, употребив следующие выражения: как н... торопились; как н... старались; н... один человек; н... раз говорил; н... разу н... удалось; н... днём н... ночью; во что бы то н... стало | |
142-143, | Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету.(упр. 446) | 2 | Контрольный урок | Умение выстраивать схему текста-повествования. | ||||
144-145 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Объяснительный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки, работа на компьютере | Умение различать частицу и приставку НЕ | §72. Упр444 Составить связный рассказ о правописании частицы НЕ | |
146 | Различение на письме частицы НИ и приставки НИ, союз НИ…НИ | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Осложнённое списывание. Работа с перфокартами. Объяснительный диктант | Умение различать частицу и приставку НИ | §73. Упр. 450 Используя таблицу, подготовить материал о том, как различать НЕ-НИ | |
147-148 | Р/р. Контрольное сочинение | 2 | Сочинение | Повторить правила правописания НЕ и НИ. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН - НИ ОДИН, НЕ РАЗ-НИ РАЗ | ||||
149 | Обобщение и систематизация по теме «Частица» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Практическая, самостоятельная, творческая, работа на компьютере | Объяснить, как вы понимаете высказывание лингвиста Т. Николаева о том, что частицы - «это слова, максимально ответственные за передачу общения» | Систематизация знаний по теме «Частица» | Подготовиться к зачёту | |
150 | Контрольный диктант. | 1 | Контрольный урок | Диктант с грамматическим заданием | ||||
151 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | ||||
Междометие (2ч) | ||||||||
152-153 | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях | 2 | Урок изучения нового материала | Практическая, творческая | Составить таблицу «Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов». Конструирование предложений с междометиями | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | §74, 75 Упр. 460 (списать, подчеркнуть междометия, употреблённые в значении других частей речи). Подготовить устное высказывание о группах междометий на основе таблицы | |
Повторение обобщение изученного в 5 – 7 классах(16+2ч.) | ||||||||
154 | Разделы науки о русском языке | 1 | Закрепление пройденного | Практические работы | §76, комплексная работа с текстом Повторить теорию | |||
155 | Р/р. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь | .1 | Комбинированный урок | Практическая | Анализ текста Лингвистический тренажёр. С.120-124 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | §77, упр.476 | |
156 | Фонетика. Графика. | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Работа с текстом, с отдельными предложениями. Пользуясь орфоэпическим словарем, составить упражение: определить цель выполнения, сформулировать задание, после этого подобрать материал из словарика | §78, упр.482 | ||
157 | Лексика и фразеология | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Анализ текстов разных типов и стилей | Формирование умения не допускать нарушения грамматических норм | §79. Упр8423 | |
158 | Морфемика. Словообразование | 1 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок | Формирование умения не допускать нарушения интонационных норм | §80. Упр. 489 | |
159 - 160 | Морфология | 2 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Формирование умении построения текста | §81 . упр496. Объяснить, как вы понимаете высказывание древнегреческого философа Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»? | ||
161-162 | Орфография | 2 | Комбинированный урок | Практическая, творческая | Речевой этикет | §82 упр.502. | ||
163-164 | Контрольная работа и её анализ. | 2 | Диктант с грамматическими заданиями | Написать небольшой текст на тему «Тишина». Доказать, что ваше сочинение - текст | ||||
165-166 | Синтаксис | 2 | Комбинированный урок | Комплексная работа с текстом | §83. Упр.509 | |||
167-168 | Пунктуация | 2 | Комбинированный урок | Комплексная работа с текстом | §84, комплексная работа с текстом | |||
169-170 | Резервные уроки | 2 | Комбинированные уроки | Комплексная работа с текстом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебнику "Русский язык" под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской 2011 год
Рабочая программа создана с опорой на материал учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Рабочая программа по русскому языку в 5 кл. по учебнику Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику Ладыженской (ФГОС) содержит Пояснительную записку, УУД, УМК, Учебно-тематическое планирование, Календарно-тематическое планирован...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....