Рабочая программа по русскому языку 7 класс (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.)
рабочая программа (7 класс) по теме
Настоящая программа по русскому языку для VIIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rrp_7.docx | 63.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ с. 1-Березовка. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 140 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. М. «Просвещение», 2009.
Учебник:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык 7 класс.- М.: Просвещение, 2010г.
Дополнительная литература:
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М.: «Просвещение», 2005г.
- Н.Г.Горашова. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. М.: «Экзамен», 2007г.
- Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. М.: «Просвещение», 2009г.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля, измерители | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата проведения | ||
План | Факт | ||||||||
1-2 | Русский зык как развивающееся явление. | 2 | Изучение нового материала | Анализ текстов, выявление главного и существенного | Умение выделять ключевые фразы в тексте, подбирать синонимы, объяснять орфограммы | С. 5, вопросы. Упр. 7 (составить словосочетания и предложения на одну из тем). | |||
Повторение (14 часов) | |||||||||
3 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Повторительно-обобщающий | Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам | Умение конструировать предложения, выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений | Упр. 8 (комплексный анализ текста). С. 7, вопросы. | |||
4 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | Повторительно-обобщающий | Объяснительный диктант, контрольное списывание с последующим объяснением постановки знаков препинания | Умение конструировать предложения | Упр. 11 (списать, выделить прямую речь, найти устаревшие слова) | |||
5-6 | Лексика фразеология. | 2 | Повторительно-обобщающий | Сочинение-миниатюра. Анализ худо жественного текста, рабо та со слова рем | Навыки работы со словарём, обогащение словарного запаса учащихся | Упр. 14 (списать, рас ставить знаки препи нания, подобрать си нонимы, объяснить лексическое значе ние). Из художествен ных произведений привести примеры употребления диа лектных, профессио нальных, устаревших слов, жаргонизмов. Тест №1, с.4 | |||
7 | Фонетика и орфоэпия. | 1 | Повторительно-обобщающий | Фонетический разбор, тест, редактирова ние звучащей речи | Отработка навыка фонетического разбора, овладение орфографическими умениями, умение пересказывать текст и составлять план по заданному тексту | Упр. 18 (списать, рас ставить знаки препина ния, выполнить фоне тический раз бор, найти слова в переносном значении). Упр. 21 (оп ределить ситуацию использования текста, пересказать его сжато) | |||
8-9 | Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. | 2 | Повторительно-обобщающий | Работа с пер фокартами, объяснитель ный диктант, диктант «Про верь себя» | Отработка навыка морфемного и словообразовательного разбора, умение составлять слова по заданным схемам | Упр. 26 (списать, обо значить орфограммы в корне, выполнить синтаксический раз бор). С.14,вопросы. Упр. 30 (сгруппиро вать слова по видам орфограмм). Индивидуальное за дание: упр. 28 (соста вить план доклада о М. В. Ломоносове) | |||
10 | Морфология и орфография морфологический разбор слов. | 1 | Повторительно-обобщающий | Работа по карточкам, предупреди тельный дик тант | Отработка навыков морфологического разбора, овладение орфографическими навыками и навыками составления предложений. | Упр. 34 (сгруппиро вать слова по видам орфограмм, выпол нить морфологиче ский разбор одной из частей речи). Упр. 40 (определить тип, стиль текста, языко вые средства, спи сать) | |||
11-13 | Орфогра фия | 3 | Повторительно-обобщающий | Комплексный анализ тек ста, преду предитель ный диктант, творческое и осложненное списывание | Закрепление орфографических навыков | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | |||
14 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | Правописание частей речи. Члены предложения | С. 20 вопросы | |||
15-16 | Р/р. Текст. Стили русского литературного языка. Публицистический стиль речи | 2 | Урок развития речи | Работа с тек стом: указать признаки тек ста, сформу лировать и записать тему, основную мысль, опре делить стиль, средства связи предложений в тексте, соста вить план | Умение составлять тексты определённого стиля | Упр. 45 (озаглавить текст, указать средст ва связи, разделить на абзацы, списать) Упр. 58 | |||
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (32 часа) | |||||||||
17 | Повторение изученного о глаголе. | 1 | Повторительно-обобщающий | Выборочный диктант, из ложение-миниатюра | Умение применять полученные ранее знания на практике | Упр. 43 (графически объяснить написание окончаний глаголов) | |||
18-19 | Причастие как часть речи | 2 | Урок изучения нового материала | Подбор суще ствительных к прилагатель ным и при частиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи Подбор суще ствительных к прилагатель ным и при частиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи | Формирование умения находить причастия в тексте. Умение строить предложения с причастиями. | § 9. Упр. 56 Упр. 57 | |||
20 | Склонение причастий. | 1 | Урок изучения нового материала | Осложнённое списывание, склонение причастий, работа по карточкам. Тестирование на компьютере. | Научить определять гласные в окончаниях причастий, уметь склонять причастия | §11. Упр. 67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учеб никах физики, исто рии, географии пред ложения, в которых употреблены причас тия, записать их | |||
21-22 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | 2 | Урок изучения нового материала | Объясни тельный, рас пределитель ный диктанты, конструирование предложений по схемам. | Уметь определять главное и зависимое слово, графически обозначать причастный оборот на письме, уметь находить границы причастного оборота. | §12. Упр. 70 (выписать предложения с прича стными оборотами, расставить знаки пре пинания). Подгото вить связный рассказ о роли причастия в словосочетании Тест №1, с.9 | |||
23-24 | Р/р. Описание внешности человека. | 2 | Урок изучения нового материала | Наблюдение над фрагмен тами художе ственных про изведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радо сти, огорче ния, за инте ресным заня тием и др. | Уметь определять типы текстов. Активизирование словарного запаса учащихся. | Сочинение-описание «Литературный порт рет друга» | |||
25 | Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Распредели тельный дик тант | Научиться отличать виды причастий друг от друга | § 14. Упр. 83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания) | |||
26-27 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 2 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам. Тест. Соста вить словосо четания с при частиями, ко торые можно использовать при описании внешности человека | Научиться правильно писать гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | §16. Упр. 90, 94, озаглавить текст, определить его стиль, списать, рас ставить знаки препи нания, подобрать си нонимы к причастиям | |||
28 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Творческое списывание | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §17. Упр. 99 (заме нить глаголы действи тельными причастия ми, составить пред ложения с причаст ными оборотами). Стр. 26-44, выучить словарные слова; ин дивидуальное зада ние: упр. 100 (прочи тать, составить во просный план текста, найти в тексте при частия, ключевые слова текста) | |||
29 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Объясни тельный диктант, допол нить таблицу «Суффиксы причастия» | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | § 18. Упр. 101 | |||
30 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам. Свободный диктант. Ре дактирование текста | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §18. Упр.104 (заменить сложное предложение простым с причастным оборо том, расставить знаки препинания, опреде лить разряд причас тий, подчеркнуть при частные обороты как члены предложения) | |||
31 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Словарный, распредели тельный диктанты | Научиться отличать виды причастий друг от друга, находить их в тексте | §19. Упр. 108 (обра зуйте причастия, со ставьте предложения с однородными чле нами) Тест № 2, вариант №2,3; с.14-15 | |||
32 | Краткие страдательные причастия. | 1 | Тест. Выборочный диктант | Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте, определять их синтаксическую роль | §15. Упр. 89 (подчеркнуть причастия и причаст ные обороты как чле ны предложения) | ||||
33-34 | Р.р. Выборочное изложение | 2 | Уроки развития речи | Выборочное изложение | Уметь адекватно понимать содержание художественного текста | § 9-19, повторить | |||
35 | Морфологический разбор причастия. | 1 | Урок обобщения и систематизации | Комплексный анализ текста | Повторение знаний, полученных на уроках | §23. Упр. 131 (разобрать причастия как часть речи) | |||
36-37 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 2 | Урок изучения нового материала | Составление таблицы «НЕ с причастием» | Формирование навыка написания НЕ с причастиями, повторение и закрепление навыка написания НЕ с именами прилагательными | Упр 136, 137 | |||
38-39 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | Урок изучения нового материала | Объяс нительный диктант, работа по Формирование навыка написания перфокартам | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §21. Упр. 118 | |||
40 | Н и НН в кратких причастиях. | 1 | Урок изучения нового материала | Комментиро ванное пись мо, ответ на вопрос: чем отличаются по форме краткие и полные при частия и при лагательные | Формирование навыка написания Н-НН в страдательных причастиях, закрепление навыка написания Н-НН в прилагательных | §22. Упр. 124 (при спи сывании заменить не определенную форму глагола полными или краткими страдатель ными причастиями, графически объяснить орфограмму). Индиви дуальное задание: на писать продолжение текста в публицис тическом стиле | |||
41-42 | Р/р. Сочинение «Мой знакомый» | 2 | Уроки развития речи | Сочинение | Уметь самостоятельно описывать внешность человека | §21-24, повторить | |||
43 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Рок изучения нового материала | Контрольный словарный диктант. Вы борочный диктант, Тестирование на компьютере | Формирование навыка написания букв Е-Ё в суффиксах страдательных причастий | §25. Упр. 142 (классифи цировать слова по орфограммам). Тест №7, вариант 2,3 на с.35-37 Под готовиться к семинару | |||
45-46 | Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена существительные. | 2 | Урок обобщения и систематизации | Работа с тек стами разных стилей и жан ров. Тестирование на компьютере | Систематизация знаний о причастии | Упр. 158 (привести примеры предложе ний с причастными оборотами из произ ведений А. С. Пуш кина). Проанализиро вать подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требова ния к языку прозы. Составить 45 предложения с причастиями, перешедшими в существительные | |||
47 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Комплексный анализ текста | Анализ правописания отдельных слов и пунктуации | Повторить изученные орфограммы и сло варные слова | |||
48 | Анализ контрольного диктанта | Работа над ошибками | Составить словарный диктант «Мои ошибки». Упр. 157 (прочитать, сформулировать ос новную мысль текста) Тест № 8, вариант 2,3,4 на с. 40-43 | ||||||
Деепричастие (11) | |||||||||
49 | Понятие о деепричастии | 1 | Урок изучения нового материала | Вопрос о деепричастии в системе частей речи | Умение находить деепричастия в тексте | §26.Упр. 161 (исправить ошибки в употребле нии деепричастий) | |||
50 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | Урок изучения нового материала | Конструирование предложений, сравнительный анализ причастных и деепричастных предложений | Формирование навыков постановки запятой при деепричастном обороте | §27.Упр. 166 (заменить глаголы дееприча стиями, причастиями, расставить знаки пре пинания). Найти в по вести Н. В. Гоголя предложения с дее причастными оборо тами, сделать вывод о функциях дееприча стия в речи | |||
51-52 | Р/р. Сочинение-описание. | 2 | Уроки развития речи | Сочинение о труде «Учимся работать». Заметка в газету | Формирование умения писать сочинения в жанре заметки или репортажа | Сочинение, упр. 240 | |||
53 | НЕ с деепричастиями | 1 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере | Уметь распознавать частицу Не и приставку НЕ- в деепричастиях | §28. Упр. 173 (списать, расставляя пропущенные запятые, обозначить условия выбора написания НЕ с разными частями речи). Составить связ ный рассказ о деепри части. Тест №1 вариант 2,3,4 на с.43-46 | |||
54-55 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 2 | Урок изучения нового материала | Диктант «Про верь себя» | Формирование орфографических навыков | §29. Упр. 175, списать, за менить глаголы дее причастиями несо вершенного вида. По упр. 175 составить текст. Тест 32, вариант 2,3 на с.46-48 | |||
56-57 | Р.р. Сочинение по картине С.А. Григорьева «Вратарь» | 2 | Уроки развития речи | Рассказ по картине | Уметь создавать рассказ-описание | § 26-31 | |||
58 | Употребление деепричастий в речи | 1 | Урок закрепления | Комплексная работа с текстом | Уметь использовать полученные знания в нестандартной ситуации | С. 89, упр. 195 | |||
59 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок обобщения и систематизации | Редактирова ние текста, осложнённое списывание | Навык морфологического разбора деепричастия | Сочинение-миниатюра «Зимние забавы» с использо ванием деепричастий. Тест №3, вариант 3,4 на с.53-54 | |||
60 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Тест | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам | § 26-31, повторить | |||
61 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | Уметь исправлять допущенные ошибки | ||||
Служебные части речи. Культура речи | |||||||||
62 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Работа с тек стом | Закрепление навыков о самостоятельных и служебных частях речи. | § 47, написать миниа тюру «Утро в селе», подчеркнуть служеб ные части речи | |||
Предлог (14 часов) | |||||||||
63-64 | Предлог как служебная часть речи. | 2 | Изучение нового материала | Определить роль предло гов в предло жении. Сгруп пировать сло восочетания по значению предлога | Уметь выделять предлог в тексте | §48. Упр. 288 (прочитать текст, определить стиль, основную мысль текста, соста вить план; списать, выделить предлоги), 289 | |||
65-66 | Р.р. Изложение с элементами сочинения | 2 | Уроки развития речи | Изложение | Уметь сохранять при письме типологическую структуру исходного текста | Повторить словарные слова | |||
67-68 | Употребление предлогов. | 2 | Урок изучения нового материала | Предупреди тельный дик тант. Редак тирование текста | Знания о многозначности предлогов. Формирование орфографических умений и навыков | § 49. Упр. 294 (соста вить и записать сло восочетания, исполь зуя подходящие по смыслу предлоги), 295 | |||
69 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | Урок изучения нового материала | Проверочная работа: заме нить непроиз водные пред логи произ водными | Умение отличать производные и непроизводные предлоги | § 50. Упр. 302 (испра вить ошибки, указать их вид) | |||
70 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа по карточкам. Упр. 306 (оза главить текст, прочитать вслух, выписать словосочета ния с предло гами, сделать морфологи ческий разбор предлогов) Из словаря фразеологиз мов выписать 4-5 устойчи вых выраже ний, куда вхо дили бы про изводные предлоги, за писать с ними предложения, разобрать синтаксически | Умение отличать простые и составные предлоги | §51. Упр. 304 (выписать предложные словосо четания с зависимы ми словами; сделать анализ текста по во просам) § 47-53, повторить. Придумать и записать по 2 предложения с деепричастием (не) смотря и производ ным предлогом (не) смотря на Тест №1, вариант 2,3 на с.91-92 | |||
71-72 | Р.р. Сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 2 | Уроки развития речи | Сочинение по картине | Умение писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания | § 47-52, повторить | |||
73-74 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Изучение нового материала | Осложнённое списывание. Объясни тельный дик тант. Соста вить таблицу «Различайте предлоги и существи тельные» | Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов | § 53. Упр. 308 (выпи сать словосочетания с производи, предло гами, затем осталь ные). Составить таб лицу «Различайте написания дееприча стий и предлогов» Тест №2, вариант 3,4 на с.96-97 | |||
75 | Повторение по теме «Предлог» | 1 | Повторение изученного материала | Уметь различать союзы, частицы, предлоги | §47-53 | ||||
76 | Контрольная работа | 1 | Урок контроля | Диктант | Уметь безошибочно писать производные предлоги | ||||
Союз (16 часов) | |||||||||
77-78 | Союз как част речи. Простые и составные союзы. | 2 | Изучение нового материала | Объясни тельный дик тант Графический диктант. Со ставление предложений по схемам | Умение составлять блок-схемы | § 54. Упр. 315 (опре делить тип речи, стиль текста, разде лить на абзацы, спи сать, определить роль союзов) § 55. Упр. 318 (списать, расставить знаки пре пинания, определить роль союзов). Упр. 319 (составить 10 предло жений с составными союзами) | |||
79 | Сочинительные и подчинительные союзы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Закончить начатое предложение. Синтаксиче ский разбор | Умение отличать сочинительные и подчинительные союзы | §56. Упр. 323 (спи сать, расставить про пущенные запятые, подчеркнуть однород ные члены и основы сложных предложе ний, построить схемы предложений) | |||
80 | Запятая перед союзами в сложном предложении. | 1 | Комбинированный урок | Конструиро вать предло жения по схе ме. Созда вать текст, используя осложненное простое предложение и сложное | Формирование навыка постановки запятой в сложном предложении | § 57. Упр. 326 (соста вить предложения по схемам) | |||
81-82 | Сочинительные союзы. | 2 | Урок изучения нового материала | Предупреди тельный дик тант | Умение находить сочинительные союзы в предложении и определять их роль | §58. Упр. 331 (составить предложения по схе мам, выписать из сти хотворений А. С. Пушкина «Зим няя дорога», «Зимний вечер» четверости шия с повторяющи мися союзами, опре делить, какую роль они выполняют), 332 | |||
83-84 | Подчинительные союзы. | 2 | Урок изучения нового материала | Конструиро вание пред ложений | Умение находить подчинительные союзы в предложении и определять их роль | §59. Упр. 337 (списать, расставить знаки пре пинания, определить значения союзов), 339 | |||
85 | Морфологический разбор союза. | 1 | Изучение нового материала | Комплексный анализ тек ста. Найти ошибки в по строении предложений, исправить их | Формировать навыки морфологического разбора союза | Упр. 340, используя схемы, составить текст «Мои любимые книги», подготовить устный ответ на тему | |||
86-87 | Р.р. Сочинение - рассуждение «Книга – наш друг и советчик» | 2 | Уроки развития речи | Сочинение | Знать особенности публицистического стиля | §54-60, с. 144-158 выучить словарные слова | |||
88-89 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 2 | Изучение нового материала | Составить таблицу «От личайте сою зы от других частей речи». Тест на компьютере | Формирование навыков слитного и раздельного написания союзов | § 61. Упр. 345 (спи сать, расставить зна ки препинания, сгруп пировать слова по видам орфограмм), 352 | |||
90-91 | Обобщение сведений о предлогах союзах. | 2 | Урок обобщения и систематизации | Ответы на теоретиче ские вопросы. Работа с тек стом. Распре делить союзы по группам: нейтральные, употребляе мые в офици ально-дело вом стиле, в разговорном стиле | Систематизация знаний | §54-61. Упр. 355 (прочитать миниатюру вслух, списать, расставить знаки препинания, указать предлоги и союзы) | |||
92 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Диктант с грамматиче ским задани ем | § 54-61, повторить | ||||
Частица (24 часа) | |||||||||
93 | Частица как часть речи. | 1 | Урок изучения нового материала | Определить значение час тиц в тексте | Получить представление о частице как служебной части речи. Умение отличать частицу от других частей речи. | §62. Упр. 359 (переписать, расставить знаки пре пинания, определить значение частиц). Упр. 358 (на основе данного текста соста вить собственный, используя в тексте частицы) | |||
94 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Урок изучения нового материала. Совершенствование знаний | Составить связный текст «Мир и друж ба», употре бить глаголы в повели тельном на клонении с частицами «пусть», «да», «давайте», используя обращения | Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы | § 62. Сочинение-миниатюра «Если бы я был...» | |||
95-96 | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель» | 2 | Уроки развития речи | Рассказ по данному сюжету | Уметь определять тему, главную мысль | С. 160-168 | |||
97-98 | Отрицательные частицы. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Предупреди тельный дик тант. Заме нить личные формы глаго ла синонима ми с частицей НЕ | Формирование навыка написания отрицательных частиц | §67. Упр. 387 (списать, объяснить написание частицы НЕ; составить пред ложения, которые имели бы утверди тельный смысл), 391 | |||
99-100 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Диктант «Про веряю себя», тестирование на компьютере, работа по перфокартам. | Формирование умения различать частицы НЕ и НИ | §67. Упр. 389 (составить и записать предложе ния, используя слова для справок). Соста вить предложения или текст, употребив сле дующие выражения: как н... торопились; как н... старались; н... один человек; н... раз говорил; н... разу н... удалось; н... днём н... ночью; во что бы то н... стало | |||
101-102 | Модальные частицы. | 2 | Урок изучения нового материала | Объясни тельный дик тант | Уметь находить частицы в тексте, определять смысловые частицы и их значение | §64. Упр. 367 (списать, выделить частицы, выразительно прочи тать предложения), 371 | |||
103-104 | Раздельное и слитное написание частиц. | 2 | Урок изучения нового материала | Свободный диктант. Ра бота с тек стом | Формирование навыка дефисного написания частиц | §65. Упр. 378 (списать, оп ределить, где то яв ляется частицей, ме сто-имением, суф фиксом, союзом), 381 | |||
105 | Морфологический разбор частиц. | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Составить тек сты (3-4 пред ложения), ко торые бы за канчивались восклицатель ными части цами («Как чу десно в ле су!») или на чинались во просительны ми частицами («Разве это лето?»). Со ставить и за писать пред ложения, включив в них функциональ ные омонимы ДА (союз-частица), ЛИ (частица-союз) | Формирование навыка морфологического разбора частицы | §66. Упр. 384 (записать частицы группами). Составить обобщаю щую таблицу «НЕ с разными частями ре чи») | |||
106-107 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 2 | Урок совершенствования ЗУН | Диктант «Про веряю себя» | Формирование умения различать частицы НЕ и НИ | §68. Упр. 394 | |||
108-109 | Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | 2 | Уроки развития речи | Умение выстраивать схему текста-повествования. | |||||
110-111 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Объяснитель ный диктант. Записать по 3 слова разных частей речи с НЕ-пристав-кой, частью корня и частью приставки, работа на компьютере | Умение различать частицу и приставку НЕ | §68. Упр. 394 (списать, ставя пропущенные запятые; частицу и приставку НЕ графи чески обозначить). Составить связный рассказ о правописа нии частицы НЕ | |||
112 | Обобще ние и система тизация по теме «Частица» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Объяснить, как вы пони маете выска зывание лин гвиста Т. Николаева о том, что час тицы - «это слова, макси мально ответ ственные за передачу об щения» | Систематизация знаний по теме «Частица» | Подготовиться к зачё ту | |||
113-115 | Контрольный диктант. Зачет по теме «Служебные части речи» | 3 | Контрольный урок | Диктант с грамматиче ским заданием, тест | С. 183-184 (повторить) | ||||
116 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа над ошибками | Составить словарный диктант «Мои ошибки» | |||||
117-118 | Междометие. Звукосодержательные слова | 2 | Урок изучения нового материала | Составить таблицу «Ис пользование междометий для выраже ния эмоций, некоторых форм обще ния, команд, приказов». Конструирова ние предложе ний с междо метиями | Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков | §70. Упр. 416 (списать, подчеркнуть междо метия, употреблён ные в значении других частей речи). Подго товить устное выска зывание о группах междометий на осно ве таблицы | |||
119 | Дефис в междометиях | 1 | Изучение нового материала | Объяснительный диктант | Знать условия дефисного написания междометий | ||||
120 | Знаки препинания в междометиях | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Распределить междометия по рубликам | Умение использовать междометий в речи | ||||
121-122 | Контрольное изложение | 2 | Уроки контроля | Изложение текста публицистического стиля | |||||
123 | Текст. Стили речи | 1 | Комбинированный урок | Анализ текста Лингвистический тренажёр. С.120-124 | Закрепить знания, полученные на уроках русского языка | Упр. 423 | |||
124-125 | Контрольное сочинение | 2 | Уроки контроля | Сочинение | Уметь составлять сообщение на основе публикации газет | Упр. 427 | |||
126 | Культура речи | 1 | Повторитель -обобщающий урок | Работа с текстом | Основные виды языковых и речевых норм | Сопоставить омонимы, определить сходства и отличия, определить, какая норма нарушена, какие из ошибок про являются только в уст ной речи, какие - толь ко в письменной. Уста новить правильное ударение в каждом слове | |||
127 | Лексические нормы | 1 | Комбинированный урок | Объяснение причины появления ошибок | Уметь находить нарушение лексических норм | ||||
128-129 | Грамматические нормы | 2 | Комбинированный урок | Творческое списывание | Определение грамматических ошибок | Составить предложения с предлогами с, из, в, на | |||
130 | Интонационные нормы | 1 | Комбинированный урок | Произнесение одной и той же фразы с разным тоном | Уметь соблюдать правильную интонацию | Проанализировать особенности речи окружающих людей | |||
131-132 | Нормы построения текста | 2 | Комбинированный урок | Редакторская правка упр. 459 | Уметь производить текстоведческий анализ | Написать сочинение «Тишина» | |||
133-134 | Нормы речевого поведения | 1 | Комбинированный урок | Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения | Речевой этикет | ||||
135-136 | Контрольная работа и её анализ | Уроки контроля | Комплексный анализ текста | Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку. 9 кл. по УМК Ладыженской.
Рабочая программа по русскому языку. 9 кл. по УМК Ладыженской, Тростенцовой....
Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238 часов....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
рабочая программа по русскому языку по учебнику Т А Ладыженской 6 класс ФГОС
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 6 класс. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного ...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской. 6 класс
Рабочая программа к учебнику Т.А. Ладыженской. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 5 класс
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учкбнику Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова с УУД...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 6 класс
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе и календарно-тематическое планирование...