Корни с чередованием букв (е-и).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Напалкова Нина Николаевна

Урок составлен по УМК Т.А.Ладыженской (ФГОС). Урок направлен на достижение метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умения строить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Урок способствует достижению предметных результатов: написания глас­ных ( е — и)  в корнях с чередованием, владение научной термино­логией, проектирование маршрута пре­одоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и фор­мы сотрудничества, выявляе­мые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова на данное правило

 Данный урок создан для дистанционного обучения, с целью самостоятельного разбора нового материала (в случае непродолжительной болезни обучающихся или из-за непогоды). Взаимодействия обмена информацией, выполненными заданиями обучающимися, контроль между учителем и обучающимися могут проходить дистанционно на сайте учителя или в последующем на уроке в школе. Урок построен в игровой форме с элементами тестирования (заполнение таблиц, создания диаграмм).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_e-i_v_glagolah.docx27.15 КБ
Файл 5klass_2.pptx132.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:« Корни с чередованием букв  е - и ».

Тип урока - урок изучения нового материала.

Вид урока: дистанционного обучения.

Цели урока:

- сформировать понятие о правописании корней с чередующимися гласными е - и;

Надо знать:

-способы действия при выборе орфограммы  е - и;

- о чередовании гласных в корнях слов;

Надо уметь:

-находить в контексте глаголы;

- распознавать вид глагола;  

- знать способы действия при выборе орфограммы  е – и в корнях глаголов.

Материал: 

 «Поурочные планы по программе М. М. Разумовской 5 класс». Русский язык - издательство «Волгоград» 2009 г; Методические рекомендации к учебнику Русский язык 5 класс под редакцией С.И. Львовой – издательство Москва «Мнемозина» 2011г;  «Уроки русского языка в 5 классе» Г. А. Богданова - издательство «Просвещение»  2010г; Русский язык. Тесты. ч. 2 (5 класс) / автор М. П. Книгина - издательство «Лицей»  Саратов 2010г; УМК Т.А.Ладыженской 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014г

Оборудование:

 Интернет средства.

Задачи: 1.познакомить учащихся с правилами написания е - и в корнях глаголов;

               2.сформировать навык написания  е – и  в корнях глаголов;

   3. закрепить ранее изученные орфограммы по написанию корней с чередующими   гласными в корнях слов;

   4. закрепить навык распознавать вид глаголов;

           5. активизировать деятельность учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный  момент.

Слово учителя: 

Добрый день! Ребята,  сегодня   у вас необычный урок - урок дистанционного обучения. И мы должны  с вами узнать всё,  о правописании корней с чередующимися гласными  е – и,  повторить  виды глагола, настроиться  на игровую и  исследовательскую деятельности, что  поможет  нам  сформировать навык написания  е – и  в корнях глаголов.

  1. Повторение.

Орфографический минимум

Опираясь на  ранее полученные знания, вставьте пропущенные буквы: Предлагается прокомментировать написание корней с чередующими гласными;  в глаголах выделить окончания и указать вид глаголов.

Выр…щивать цветы        , п…могать маме, ра (с, з) пол…гат…ся возле станции, ж…лтый крыж…вник,         ра (с, сс) читывать на помощь, почуять запах гари, оказаться в растерянности, роскошные р…стения, пров…нит…ся перед отцом, с…пров…ждать в экскурсии, насл…ждаться игрой на рояле.

Выписать из данного контекста глаголы в таблицу, выделить у них окончания.

Для определения вида глаголов, задайте к словам вопросы: если глагол отвечает на вопрос что делать?- несовершенный вид, а если отвечает на вопрос что сделать? – совершенный вид

                        

Глаголы

Вопросы

Вид глаголов

  1. Разбор нового материала:

Записать слова, графически обозначить орфограммы в корнях слов:

1.Вытереть                                                  6. вытирать

2. Запереть                                                   7. запирать

3. Расстелить                                                8.  расстилать

4. Раздеру                                                9. раздирать

5. Замереть                                                10.замирать

Можно ли написание гласных в корнях данных слов проверить ударением? -  Нет;

Для определения  вида глаголов,  используйте  работу с таблицей.

Комментарий учителя:

Просматривая выполненную работу,  вы приходите к выводу, что в корнях глаголов  несовершенного вида пишется буква и, и если после корня находится  суффикс –а-, то пишется буква и,

 а в  корнях глаголов совершенного видах  пишется буква  - е -. 

  1. Тренировочные работы:

Выберите и вставьте гласную в корнях слов;

найдите «третий лишний» и выделите  жирным шрифтом .

 1 вариант:

а) ум (и, е) рать, расст (и, е) лать, зап (и, е) реть;

б) нат (и, е) реть, зад (и, е) рать, ум (и, е) реть;

в) бл (и, е) снул, перест( и, е) лить, бл (и, е) стать;

г) подж (и, е) гать, выт (и, е) рать, выб (и, е) ру;

д) изл (а. о) гать, предпол (а, о) жить, предпол (а, о) гать.

2 вариант:

а) перет (и, е) рать, уд (и, е) рать, выж (и, е) чь;

б) уб (и, е) рут, ум (и, е) рать, бл (и, е) стеть;

в) пост (и, е) лить,  зап (и, е) рать, выт (и, е) рать;

г) выж (и, е) гать, бл (и, е) стать, зам (и, е) ер;

д) пол (а, о) жить, изл (а, о) ать, ул (а, о) жить.

 Вывод:

Комментарий учителя:

Мы провели с вами маленькую научно-исследовательскую работу и пришли к выводу, что выбор написания чередующихся гласных зависит от вида глагола: в корнях глаголов  несовершенного вида пишется буква и, и если после корня находится  суффикс – а - пишется и, а в  корнях глаголов совершенного видах  пишется буква – е -. 

Давайте посмотрим, что же об этом говорится в учебнике? Откройте книгу на странице 139.

(учащимся  предлагается зачитать определение).

  1. Тренировочно - закрепительные работы с использованием перфокарт:

( правописание  чередующейся гласной е - и в корнях глаголов, в зависимости от выбора гласной в корне слова по порядку последовательности ставить знак плюс).

№№

     - е -

    - и -

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

  1. бл...стать                
  2. зам…реть
  3. зам…рать
  4. расст...лить
  5. пост…лить
  6. прот…рать
  7. раст…рать
  8. расст…лать
  9. бл…стеть
  10. зап…рать
  11. заст…лить
  12. соб…ру
  13. соб…раю
  14. подж…гать
  15. зап…реть
  16. уд…рать
  17. выт…рать
  18. приб…рать
  19. раст…реть
  20. сд…раю.

   

  1. Работа с деформированным текстом

(вставить пропущенные буквы, опираясь на полученные на уроке знания)

а) Ковыль сухой и стар и сед, бл..стит на нём мороза след.

б) Вдали колокольчик звенит, зам…рает.

в) Перед домом расст…лался луг.

г) Зам…рли грома раската.

   7. Вывод:

Слово  учителя: 

*Ребята! Чего нового сегодня вы узнали на уроке?

Что можете сказать о правописании корней с чередующимися гласными  -е- и –и – в корнях глаголов, вы расскажите на следующем уроке, выполнив  домашнее задание: §71, упр 928

  1. Оценивание проводится по результату выполненных работ.

 

ФИ учащегося ___________________             класс____

№№

       -е-

    -и-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ФИ учащегося ___________________             класс____

№№

Несов. вид

Сов.  вид

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздаточный материал

                        

                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Выр… щивать цветы , п… могать маме, ра (с, з) пол… гат … ся возле станции, ж… лтый крыж…вник, ра (с, сс ) читывать на помощь, почуять запах гари, оказаться в растерянности, роскошные р… стения , пров … нит … ся перед отцом, с… пров …ждать в экскурсии, насл …ждаться игрой на рояле.

Слайд 3

№№ совершенный вид Несовершенный вид 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 4

1.Вы т е р еть 6 . вы т и р а ть 2. За п е р еть 7 . за п и р а ть 3. Рас ст е л ить 8 . рас ст и л а ть 4. Раз д е р у 9 . раз д и р а ть 5. За м е р еть 10.за м и р а ть

Слайд 5

1. бл ...стать 2. зам… реть 3. зам…рать 4. расст ...лить 5. пост…лить 6. прот …рать 7. раст …рать 8. расст … лать 9. бл … стеть 10. зап …рать 11. заст …лить 12. соб … ру 13. соб …раю 14. подж …гать 15. зап … реть 16. уд…рать 17. выт…рать 18. приб …рать 19. раст … реть 20. сд …раю. №№ - е - - и - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Слайд 6

§ 71, упр 928.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".

- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...

"Корни с чередованием букв е - и"

Презентация урока в 6 классе...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"

План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...

Корни с чередованием букв е- и

Разработка урока 5 класс. Тема урока "Корни с чередованием букв е-, и....

Корни с чередованием букв е-и

Технологическая карта урока...

Конспект урока по теме:"Корни с чередованием букв е,и".

Урок формирует орфографические умения и навыки правописания букв Е–И в корнях с чередованием....