Корни с чередованием букв (е-и).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок составлен по УМК Т.А.Ладыженской (ФГОС). Урок направлен на достижение метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; развитие адекватного понимания информации устного сообщения; умения строить устное высказывание с учётом коммуникативной задачи; умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Урок способствует достижению предметных результатов: написания гласных ( е — и) в корнях с чередованием, владение научной терминологией, проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, выявляемые в ходе исследования текста, в котором присутствуют слова на данное правило
Данный урок создан для дистанционного обучения, с целью самостоятельного разбора нового материала (в случае непродолжительной болезни обучающихся или из-за непогоды). Взаимодействия обмена информацией, выполненными заданиями обучающимися, контроль между учителем и обучающимися могут проходить дистанционно на сайте учителя или в последующем на уроке в школе. Урок построен в игровой форме с элементами тестирования (заполнение таблиц, создания диаграмм).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_e-i_v_glagolah.docx | 27.15 КБ |
5klass_2.pptx | 132.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:« Корни с чередованием букв е - и ».
Тип урока - урок изучения нового материала.
Вид урока: дистанционного обучения.
Цели урока:
- сформировать понятие о правописании корней с чередующимися гласными е - и;
Надо знать:
-способы действия при выборе орфограммы е - и;
- о чередовании гласных в корнях слов;
Надо уметь:
-находить в контексте глаголы;
- распознавать вид глагола;
- знать способы действия при выборе орфограммы е – и в корнях глаголов.
Материал:
«Поурочные планы по программе М. М. Разумовской 5 класс». Русский язык - издательство «Волгоград» 2009 г; Методические рекомендации к учебнику Русский язык 5 класс под редакцией С.И. Львовой – издательство Москва «Мнемозина» 2011г; «Уроки русского языка в 5 классе» Г. А. Богданова - издательство «Просвещение» 2010г; Русский язык. Тесты. ч. 2 (5 класс) / автор М. П. Книгина - издательство «Лицей» Саратов 2010г; УМК Т.А.Ладыженской 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014г
Оборудование:
Интернет средства.
Задачи: 1.познакомить учащихся с правилами написания е - и в корнях глаголов;
2.сформировать навык написания е – и в корнях глаголов;
3. закрепить ранее изученные орфограммы по написанию корней с чередующими гласными в корнях слов;
4. закрепить навык распознавать вид глаголов;
5. активизировать деятельность учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
Слово учителя:
Добрый день! Ребята, сегодня у вас необычный урок - урок дистанционного обучения. И мы должны с вами узнать всё, о правописании корней с чередующимися гласными е – и, повторить виды глагола, настроиться на игровую и исследовательскую деятельности, что поможет нам сформировать навык написания е – и в корнях глаголов.
- Повторение.
Орфографический минимум
Опираясь на ранее полученные знания, вставьте пропущенные буквы: Предлагается прокомментировать написание корней с чередующими гласными; в глаголах выделить окончания и указать вид глаголов.
Выр…щивать цветы , п…могать маме, ра (с, з) пол…гат…ся возле станции, ж…лтый крыж…вник, ра (с, сс) читывать на помощь, почуять запах гари, оказаться в растерянности, роскошные р…стения, пров…нит…ся перед отцом, с…пров…ждать в экскурсии, насл…ждаться игрой на рояле.
Выписать из данного контекста глаголы в таблицу, выделить у них окончания.
Для определения вида глаголов, задайте к словам вопросы: если глагол отвечает на вопрос что делать?- несовершенный вид, а если отвечает на вопрос что сделать? – совершенный вид
Глаголы | Вопросы | Вид глаголов |
- Разбор нового материала:
Записать слова, графически обозначить орфограммы в корнях слов:
1.Вытереть 6. вытирать
2. Запереть 7. запирать
3. Расстелить 8. расстилать
4. Раздеру 9. раздирать
5. Замереть 10.замирать
Можно ли написание гласных в корнях данных слов проверить ударением? - Нет;
Для определения вида глаголов, используйте работу с таблицей.
Комментарий учителя:
Просматривая выполненную работу, вы приходите к выводу, что в корнях глаголов несовершенного вида пишется буква и, и если после корня находится суффикс –а-, то пишется буква и,
а в корнях глаголов совершенного видах пишется буква - е -.
- Тренировочные работы:
Выберите и вставьте гласную в корнях слов;
найдите «третий лишний» и выделите жирным шрифтом .
1 вариант:
а) ум (и, е) рать, расст (и, е) лать, зап (и, е) реть;
б) нат (и, е) реть, зад (и, е) рать, ум (и, е) реть;
в) бл (и, е) снул, перест( и, е) лить, бл (и, е) стать;
г) подж (и, е) гать, выт (и, е) рать, выб (и, е) ру;
д) изл (а. о) гать, предпол (а, о) жить, предпол (а, о) гать.
2 вариант:
а) перет (и, е) рать, уд (и, е) рать, выж (и, е) чь;
б) уб (и, е) рут, ум (и, е) рать, бл (и, е) стеть;
в) пост (и, е) лить, зап (и, е) рать, выт (и, е) рать;
г) выж (и, е) гать, бл (и, е) стать, зам (и, е) ер;
д) пол (а, о) жить, изл (а, о) ать, ул (а, о) жить.
Вывод:
Комментарий учителя:
Мы провели с вами маленькую научно-исследовательскую работу и пришли к выводу, что выбор написания чередующихся гласных зависит от вида глагола: в корнях глаголов несовершенного вида пишется буква и, и если после корня находится суффикс – а - пишется и, а в корнях глаголов совершенного видах пишется буква – е -.
Давайте посмотрим, что же об этом говорится в учебнике? Откройте книгу на странице 139.
(учащимся предлагается зачитать определение).
- Тренировочно - закрепительные работы с использованием перфокарт:
( правописание чередующейся гласной е - и в корнях глаголов, в зависимости от выбора гласной в корне слова по порядку последовательности ставить знак плюс).
№№ | - е - | - и - |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
11 | ||
12 | ||
13 | ||
14 | ||
15 | ||
16 | ||
17 | ||
18 | ||
19 | ||
20 |
- бл...стать
- зам…реть
- зам…рать
- расст...лить
- пост…лить
- прот…рать
- раст…рать
- расст…лать
- бл…стеть
- зап…рать
- заст…лить
- соб…ру
- соб…раю
- подж…гать
- зап…реть
- уд…рать
- выт…рать
- приб…рать
- раст…реть
- сд…раю.
- Работа с деформированным текстом
(вставить пропущенные буквы, опираясь на полученные на уроке знания)
а) Ковыль сухой и стар и сед, бл..стит на нём мороза след.
б) Вдали колокольчик звенит, зам…рает.
в) Перед домом расст…лался луг.
г) Зам…рли грома раската.
7. Вывод:
Слово учителя:
*Ребята! Чего нового сегодня вы узнали на уроке?
Что можете сказать о правописании корней с чередующимися гласными -е- и –и – в корнях глаголов, вы расскажите на следующем уроке, выполнив домашнее задание: §71, упр 928
- Оценивание проводится по результату выполненных работ.
ФИ учащегося ___________________ класс____ | ||
№№ | -е- | -и- |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
ФИ учащегося ___________________ класс____ | ||
№№ | Несов. вид | Сов. вид |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 |
Раздаточный материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выр… щивать цветы , п… могать маме, ра (с, з) пол… гат … ся возле станции, ж… лтый крыж…вник, ра (с, сс ) читывать на помощь, почуять запах гари, оказаться в растерянности, роскошные р… стения , пров … нит … ся перед отцом, с… пров …ждать в экскурсии, насл …ждаться игрой на рояле.
№№ совершенный вид Несовершенный вид 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.Вы т е р еть 6 . вы т и р а ть 2. За п е р еть 7 . за п и р а ть 3. Рас ст е л ить 8 . рас ст и л а ть 4. Раз д е р у 9 . раз д и р а ть 5. За м е р еть 10.за м и р а ть
1. бл ...стать 2. зам… реть 3. зам…рать 4. расст ...лить 5. пост…лить 6. прот …рать 7. раст …рать 8. расст … лать 9. бл … стеть 10. зап …рать 11. заст …лить 12. соб … ру 13. соб …раю 14. подж …гать 15. зап … реть 16. уд…рать 17. выт…рать 18. приб …рать 19. раст … реть 20. сд …раю. №№ - е - - и - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
§ 71, упр 928.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...
"Корни с чередованием букв е - и"
Презентация урока в 6 классе...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"
План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...
Корни с чередованием букв е- и
Разработка урока 5 класс. Тема урока "Корни с чередованием букв е-, и....
План-конспект урока русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
Урок открытия новых знаний....
Корни с чередованием букв е-и
Технологическая карта урока...
Конспект урока по теме:"Корни с чередованием букв е,и".
Урок формирует орфографические умения и навыки правописания букв Е–И в корнях с чередованием....