Корни с чередованием букв е- и
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока 5 класс. Тема урока "Корни с чередованием букв е-, и.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_korni_s_cheredovaniem.docx | 51.74 КБ |
list_ucheta_znaniy.docx | 26.39 КБ |
russkiy5.pptx | 146.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель Лангольф Нина Валентиновна
Предмет русский язык
Класс 5 класс
Дата урока 28 февраля 2014 года
Тема урока Корни с чередованием букв е- и)
Тип урока Урок «Открытия» нового знания, урок-исследование
Форма урока индивидуальная, фронтальная, в группах
Информационно – методическое обеспечение урока
1. Русский язык 5 класс. Учебник. Под реакцией Разумовской М.М. УМК издательство «Дрофа» 2012 год.
2.Электронный материал: Урок русского языка на тему: "Правописание корней с чередованием е//и": http://kirovskschool2.ucoz.ru/school/raboti/uch/rus/konspekt_uroka_pravopisanie_kornej_s_cheredovaniem.doc
3.Презентация в формате PowerPoint: Правописание корней с чередованием е//и
Цель: Формирование орфографических умений и навыка правописания букв Е–И в корнях с чередованием.
Задачи урока:
Образовательные
- Показать основное отличие гласных в корнях с чередованием от безударных гласных.
- Помочь сформулировать правило правописания букв Е–И в корнях с чередованием, связав его с условием выбора гласной корня.
- Выработать алгоритм действий при выборе гласной корня
- Научить применять алгоритм на практике.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету и любовь к родному языку.
Развивающие
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Планируемые результаты обучения
Предметные: научиться определять условия написания гласных е-и
Метапредметные (универсальные)
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений); сотрудничества в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.
Личностные: Формирование навыков самопроверки и взаимопроверки на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи.
Технологическая карта. Урок русского языка. 5 класс
Предварительный просмотр:
Лист учета знаний_____________________
Вид работы. | Баллы | |
Задание 1. « Я утверждаю, что…» да - согласны; нет- не согласны 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «удивление» - это глагол. 3. В слове «не(?)годовать» не пишется раздельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях -раст-(-ращ-) /-рос-. 6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь 10. Глагол «положить» несовершенного вида. 11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя. | Нет ошибок-«5» 1-2 ошиб - «4» 3-4 -«3» | |
Задание 2. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму, определить вид. в-1 ( е/и) Соб…раешь – соб…рёшь Проб…раешься – проб…рёшься Выж…гал – выж…г Расст…лать – расст…лить В-2 Зам…рает – зам…р Зап…рает – зап…р Прот…рал – прот…реть Бл…стать – бл…стеть | 0 ош. – 3 б 1 ош. – 2 б 2, 3 ош. – 1 б > 3 ош. – 0 | |
Задание 4. Творческий диктант. ( работа в паре) Заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. 1.Сверкать на солнце- 2.подниматься на гору - 3.выдергивать сорную траву - 4.закрывать дверь - 5.разгораться ярко - 6.оцепенеть от страха- 7. убегать от погони - Слова для справок: взб…раться, выд…рать ,бл…стеть, уд…рать, заж…гаться, зам…реть, зап…рать. Задание 5. Распределительный диктант ( работа у доски) Задача - правильно распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы: 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением, 2. непроверяемая безударная гласная в корне, 3. корни с чередующимися гласными. Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать. 6. Разноуровневые задания Задания для самостоятельной работы. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке. Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели. Уровень 1 ( низкий) Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Выпишите (подчеркните) из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся. Уровень 2 ( средний) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок. Уровень 3 ( высокий) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите (подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент. - Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И в корне, составьте памятку с советами. Набор глаголов с чередующимися корнями: собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть). Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки: 1) Используйте короткие простые предложения; Например: 1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно 1. 2. 3. 4. 5.
|
0 ошиб - 3 1ошиб- 2 2-3 - 1 Больше 3 -0
0 ошиб - 2 1-3ошиб - 1 Больше 3- 0 0 ошиб-3 1 ошиб- 2 2-3 1 0 ошиб- 4 1ошиб- 3 2-3 - 2 Всего баллов 17-19 -«5» 16- 14- « 4» 13-10 – «3» 9 - « 2» | |
Задание5 (работа в парах) | 5-6 предл.. – 3 б. 3-4 предл. – 2 б. 1-2 предл. – 1 б. нет предлож. – 0 б. | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | ||
Оценка. От 15 до 17 баллов--5 5 Превосходно! Умница! От 13 до 16 баллов- 4 4 Здорово! Так держать! От 7 до 12 баллов -3 3 Неплохо! Успех совсем рядом! Меньше 7 баллов - Разноуровневые задания - Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке. Выберите те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели. Уровень 1 ( низкий) Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Выпишите(подчеркните) из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся. Уровень 2 ( средний) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок. Уровень 3 ( высокий) Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите ( подчеркните) слова с чередующимися гласными в корне. Зам...рать от восторга, прим ...рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент. | Баллы |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я утверждаю, что… 1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета. 2. Слово «удивление» - это глагол. 3. В слове «не (?) годовать » не пишется раздельно. 4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица. 5. Слова: Ростов, отрасль, росток, ростовщик, Ростислав являются исключением из правила о корнях - раст -(- ращ -) /-рос-. 6. В неопределённой форме глагола после Ч пишется Ь. 7. Брат учит(?) ся . Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь. 8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В слове «предполагать» пишется корень -лаг-, т.к. после корня стоит суффикс -А-. 10. Глагол «положить» несовершенного вида. 11. Чередующиеся гласные проверять ударением нельзя.
Проверим себя. 1. ДА 2. НЕТ 3. НЕТ 4. ДА 5. ДА 6. ДА 7. НЕТ 8. ДА 9. ДА 10. НЕТ 11. ДА
Самооценка Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3»
Данные слова распределите в 2 столбика ВЫЖИГАТЬ РАСТЕРЕТЬ РАСТИРАТЬ ПОДБИРАТЬ БЛИСТАТЬ ЗАБЛЕСТЕТЬ ПОДБЕРУ ВЫЖЕГ
Проверим ПОДБИРАТЬ - ПОДБЕРУ РАСТИРАТЬ -РАСТЕРЕТЬ БЛИСТАТЬ - ЗАБЛЕСТЕТЬ РАЗЖИГАТЬ - ВЫЖЕГ
Тема урока « Корни с чередованием букв е – и»
корни примеры БИР – БЕР подбир а ть – разбери ПИР – ПЕР напир а ть – запереть ДИР – ДЕР задир а ть - дерёт ТИР – ТЕР растир а ть – стереть МИР – МЕР замир а ть - замереть БЛИСТ – БЛЕСТ блист а ть – заблестеть СТИЛ – СТЕЛ расстил а ть - подстелить ЖИГ – ЖЕГ разжиг а ть - зажечь ЧИТ – ЧЕТ Вычит а ть - вычет ИМ заним а ть ИН начин а ть корни примеры БИР – БЕР подб и р а ть – разб е ри ПИР – ПЕР нап и р а ть – зап е реть ДИР – ДЕР зад и р а ть - д е рёт ТИР – ТЕР раст и р а ть – ст е реть МИР – МЕР зам и р а ть - зам е реть БЛИСТ – БЛЕСТ бл и ст а ть – забл е стеть СТИЛ – СТЕЛ расст и л а ть - подст е лить ЖИГ – ЖЕГ разж и г а ть - заж е чь ЧИТ – ЧЕТ выч и т а ть - выч е т
АЛГОРИТМ 1 . Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную. 2. Вспомнить корни с чередованием. 3. Проверить наличие или отсутствие суффикса –а- после корня. 4. Если суффикс –а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е. Графически выделить условие выбора гласной.
Задание 2. I вариант Определить вид глаголов Соб … раешь – соб … рёшь Проб… раешься – проб … рёшься Выж … гал – выж …г Расст … лать – расст …лить II вариант Определить вид глаголов Зам… рает – зам … р Зап… рает – зап … р Прот …рал – прот … реть Бл …стать – бл … стеть
Задание 2(проверка) I вариант Соб и раешь – соб е рёшь Проб и раешься – проб е рёшься Выж и гал – выж е г Расст и лать – расст е лить II вариант Зам и рает – зам е р Зап и рает – зап е р Прот и рал – прот е реть Бл и стать – бл е стеть
Задание 3.( выборочный диктант) Выпишите из предложений слова, в корне которых может произойти чередование гласных е – и. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой . 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) С кем поведешься, от того и наберешься. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) За селом расстилается гладкое зеркало большого озера. 8) Не задирай нос высоко – споткнешься. 9) Сердце замирает от восторга. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Задание 3 ( проверка) 1.Бл е стят 2.зам и рает 3.не заж и гали 4.наб е рёшься 5.проб и рается 6.уп и рались 7.расст и лается 8.не зад и рай 9. зам и рает 10.подж и гает
Творческий диктант . Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Сверкать на солнце, подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрывать дверь, разгораться ярко, оцепенеть от страха, убегать от погони. Слова для справок: уд…рать, заж...гаться , зам… реть , зап …рать, выд …рать, бл … стеть , взб … раться
Проверка Творческий диктант . Задание 4 : заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. 1.сверкать на солнце (блестеть), 2. подниматься на гору (взбираться ), 3. выдергивать сорную траву (выдирать), 4.закрывать дверь ( запирать ), 5. разгораться ярко (зажигаться), 6.оцепенеть от страха ( замереть) , 7.убегать от погони ( удирать).
Распределительный диктант. Задание 5. . Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы: 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением 2. непроверяемая безударная гласная в корне 3. корни с чередующимися гласными. Расти, замер, удивлять, предлагать, стареть, решать, сверкать, вытер, веселиться, предложить, командовать, росли, вытирать.
Задание 5.( Проверка) Распределить слова по колонкам в зависимости от орфограммы: 1.безударная гласная в корне, проверяемая ударением удивлять, стареть, веселиться, 2 . непроверяемая безударная гласная в корне: решать, сверкать, командовать 3. корни с чередующимися гласными. р асти, замер, предлагать, вытер, предложить, росли, вытирать.
6. Работа с текстом. Прочитайте стихотворение про себя, подготовьте его выразительное чтение. Какое чувство оно вызывает? Почему? Назовите слова с чередующейся гласной в корне, объясните написание. Серый зайка уд… рает , Сердце в пятках зам… рает . Расст …лаясь по тропинке, Мимо ёлки и осинки Он бл … стательно бежит, Выб … рает виражи. Обж … гает ветер ушки! Скок-поскок – беглец в избушке. Зап…рай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь!
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Проверь себя Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и. Подчеркните в данных предложениях слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму. 1 . Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Соб …рать желуди, зам…рать от восторга, бл … стит на солнце, заж … гательный танец, отд… рет наклейку , выт… рает пыль, отп … реть замок.
Уровень 3 Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Зам…рать от восторга, прим… рять платье, пом … рить друзей, зам… реть на месте, отм … рять кусок, вым … рающее растение, пойти на м… ровую , отм … рающий элемент.
Образец выполнения заданий по уровням 1. Все в природе зам е рло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расст и лалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и зап е рла его в стол. 4. Звон колокольчика стал зам и рать . 5. Скоро гости к нам соб е рутся . 2.Соб и рать желуди, зам и рать от восторга, бл е стит на солнце, заж и гательный танец, отд е рет наклейку, выт и рает пыль, отп е реть замок . 3. Зам и рать от восторга, зам е реть на месте, вым и рающее растение, отм и рающий элемент.
Домашнее задание Теория П 71 стр 139 Выбор 1.Практика упр 928 или 2. Составить 5-6 предложений с глаголами, имеющие в корне чередование букв е-и . Составить тест из 6 заданий на тему « Чередующиеся гласные в корне слова» По желанию
Рефлексия Продолжи фразу: сегодня я узнал(а)… было интересно… было трудно… я понял(а), что… теперь я могу… я почувствовал(а), что… я научился ( лась )… у меня получилось … я смог(у)… я попробую…
Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...
"Корни с чередованием букв е - и"
Презентация урока в 6 классе...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"
План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...
План-конспект урока русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
Урок открытия новых знаний....
Корни с чередованием букв е-и
Технологическая карта урока...
Корни с чередованием букв (е-и).
Урок составлен по УМК Т.А.Ладыженской (ФГОС). Урок направлен на достижение метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавател...
Конспект урока по теме:"Корни с чередованием букв е,и".
Урок формирует орфографические умения и навыки правописания букв Е–И в корнях с чередованием....