Корни с чередованием букв е-и
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № 113 | Дата урока | ||
Тема урока: Корни с чередованием букв е-и.§75 | Тип урока: Урок усвоения новых знаний | ||
Цель урока: Выяснить условия написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора Е –И в корнях с чередованием; развивать образное и логическое мышление , речь учащихся. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Знать перечень корней. Овладеть способом определения написания корней с чередованием. Верно писать слова с чередующимися гласными | метапредметные Осознавать цели учебной деятельности и умение их пояснять; уметь поставить цель и организовать ее достижение; иметь способность к нормотворчеству; развивать рефлексивное мышление, самоанализ и самооценку | личностные Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
-Запишите число, классная работа. - Задание: запишите слова, определите вид глагола, образуйте от них глаголы другого вида и определите способ образования. расти – вырасти (присоединение приставки) строить – построить (присоединение приставки) умножать – умножить (замена суффикса) преодолевать- преодолеть (замена суффикса) срезать – срезать (изменение ударения) рассыпать – рассыпать (изменение ударения) ловить – поймать (изменение всей основы) говорить – сказать (изменение всей основы) - Как определить вид глагола? (по вопросу) | Демонстрируют готовность к уроку. Выполняют задание, строят понятные высказывания для одноклассников. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- Посмотрите на слова на доске: избирать – изберу замирать – замер отдирать – отдеру расстилать – расстелю - Почему эти слова объединены группами? (они однокоренные) - Выделите корни и подчеркните гласные в них. - Какое явление русского языка вы заметили? (чередование гласных) - Определите вид глаголов в парах. Сделайте вывод (в левом столбике слова несовершенного вида, пишется И, в правом столбике глаголы совершенного вида, пишется Е) - Что нам сегодня предстоит узнать? Какой вопрос возникает? (при каких условиях пишется И, а при каких –Е?) - Может кто-то из вас уже заметил отчего зависит выбор гласной? | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями | ||
| |||
- Сверим ваши выводы с учебником (стр.217, читают правило) - Лингвист-психолог Генриетта Граник советует ребятам обратить внимание на одну особенность глаголов в левом столбике: «В некоторые слова забралось сочетание букв, похожее на девичье имя Ира. Сочетание складывается из части корня –ир- и суффикса –а-: Ира». Этот суффикс любит командовать гласным звуком в некоторых корнях. не забывайте, если за корнем есть А, то в корне И. «Ира» хочет быть Ирой, а не Ерой». - Ребята, как вы будете действовать, чтобы не ошибиться в написании слов? Давайте вместе разработаем алгоритм наших действий. выж..гать – выж..г
| Знакомятся с материалом учебника, принимают участие под руководством учителя выполняют задание, составляют алгоритм действия. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
Продолжим работу над орфограммой: Образуйте однокоренные слова несовершенного вида. запишите, графически объясните условия выбора орфограммы: протер, заберу, вымерли, придерется, подстелить, отпер, стереть, блестел, сжег. - А какие гласные чередуются в корнях этих глаголов? От чего зависит чередование? Докажите: поднять – поднимать, сжать – сжимать, начать – начинать. | Выполняют упражнение. у доски работают ученики, пользуясь алгоритмом, коллективно проверяется правильность выполнения задания. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- упр. 611 (самостоятельно, на проверку) | Выполняют упражнение самостоятельно, готовы объяснить изученную орфограмму. | Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | |
| |||
§ 75, правило, упр.612, подготовиться к словарной диктовке с этими корнями | |||
| |||
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Понравилось ли вам на уроке? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
- объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И; - развивать наблюдательность и смекалку, умение быстро ориентироваться при выборе правильного ответа; - воспитывать трудолюбие. ...
"Корни с чередованием букв е - и"
Презентация урока в 6 классе...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Корни с чередованием букв е и и"
План-конспект урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода...
Корни с чередованием букв е- и
Разработка урока 5 класс. Тема урока "Корни с чередованием букв е-, и....
План-конспект урока русского языка "Корни с чередованием букв Е-И".
Урок открытия новых знаний....
Корни с чередованием букв (е-и).
Урок составлен по УМК Т.А.Ладыженской (ФГОС). Урок направлен на достижение метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников; развитие регулятивных, познавател...
Конспект урока по теме:"Корни с чередованием букв е,и".
Урок формирует орфографические умения и навыки правописания букв Е–И в корнях с чередованием....
- Мне нравится (1)