Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Матышева Наталия Алексеевна

Урок общеметодологической направленности русского языка в 5 классе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Учитель:Матышева Наталия Алексеевна

Класс: 5

УМК: Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.М.Рыбченкова , О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич) – М.: Просвещение, 2014

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока. Работа над ошибками.  Комплексный анализ текста.

Цели урока: воспитательная- воспитание любви к Родине и к родной речи.

деятельностная: формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.

содержательная:создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстом, .

Этап урока

Цель

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент.

Формирование эмоционального настроя на урок

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, оформление записей в тетради.

Обучающиеся проверяют  правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.

Формирование  эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р)

  1. Постановка учебной задачи-работа над ошибками, допущенными при списывании

Формирование навыка орфографической зоркости, пунктуационной  грамотности.

Ставит учебную задачу :

1.Найти слова с безударной гласной в корне.

2.Правописанин приставок:прохладными, взойдёт.,проснулись,

растает.

3 Оглушение:лёгкий  , певчие.

4.Написание падежных окончаний прилагательных и существительных:

Летняя ночь, утренняя заря,  прохладною росою,теплое солнышко, маленького зайчишки, хитрая лисица.

5.Разбор по составу. Прохладною, обсушит, солнышко. Устно повторить  порядок морфемного разбора.

6 Пунктуация в простом и сложном предложении.Синтаксический разбор предложений .

Вовлекаются в  работу по поиску в тексте слов  с изученными орфограммами.

1.лесными-лес

Полянами-поле

Росою-росы,деревья-дерево,

Запоют-пой

Беляк-белыйг,онялась-гонка,

Лисица-лисы,ловила- ловля

3. лёгкий  , певчие.

4. Летняя ночь, утренняя заря,  прохладною росою,теплое солнышко, маленького зайчишки, хитрая лисица.( склонение на доске).

5.Разбор по составу слов

Прохладною, обсушит, солнышко.( у доски- 3 ученика)

6.1.Скоро взойдёт , обсушит росу        тёплое  солнышко. 62Гонялась  за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь.

Умение отбирать и анализировать информацию(П),отработка навыка определения орфограммы, правописания падежных окончаний прилагательных и существительных,разбора слов по составу, построения схемы предложений., навыки разбора предложений.

  1. Подготовка к основной теме урока.

Актуализация изученного ранее

Учитель организует терминологический диктант  Задание.

1.Связное высказывание на определённую тему.

2.То, о чём говорится в тексте.

3.Главная мысль текста.

4. Тип речи, в котором что-то описывается.

5.Художественное образное определение.

6. Употребление слов в переносном значении на основе сходства с другими предметами.

7.Придание свойств   живого  неодушевлённым  предметам.

8. Обратный порядок слов.

Проверка.

Учащиеся  записывают понятия

  • 1. Текст.
  • 2.Тема.
  • 3.Идея.
  • 4. Описание.
  • 5.Эпитет.
  • 6.Метафора.
  • 7. Олицетворение.
  • 8. Инверсия.

Умение  отбирать и использовать информацию, идентифицировать понятие

  1. Комплексный анализ текста

Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, выработка навыков лингвистического анализа текста

Задание №1. Составьте простой план текста.

Задание учит вести поиск необходимой информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части.

Работа в парах.

Учащиеся составляют план текста.

Примерный план:

  1. На утренней зорьке.
  2. Привечая солнышко.
  3. Счастливое возвращение  с ночного промысла.

Умение составлять простой план текста (ПР)

Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте(К)

Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р)

Задание № 2

С какой целью автор рассказывает нам о  раннем утре в лесу?

Задание направлено на проверку умения понимать задачу речи, выделять основную мысль в тексте:

 Гармония в природе и любовь к ней

Коллективное обсуждение.

Учащиеся анализируют,  выбирают верный  ответ: Гармония в природе и любовь к ней

Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К)

Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К).

Задание № 3

Какой и почему автор использовал в этом тексте тип речи (описание  с элементами повествования)?

Задание направлено на формирование умения соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения.

Коллективное обсуждение.

В процессе обсуждения учащиеся формулируют примерный ответ:  автор использовал в этом тексте тип речи описание, потому что

1 он  использует много прилагательных

2. ему важно было рассказать , как хорошо летом в лесу, воссоздать  приподнятое эмоциональное состояние. Именно   передаёт основную мысль автора: Гармония в природе и любовь к ней.

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

Умение обосновывать свое мнение(К)

Задание № 4

Какие слова в тексте говорят о любви автора к природе?

   Задание направлено на поиск информации в тексте.

Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят в тексте и подчеркивают нужные слова. Ответ: солнышко, зайчишка-2 раза, маленький зайчишка.-2 р

Умение находить в тексте необходимую информацию(П

 Задание № 5

Какие эпитеты использовал автор в тексте?  

Какие метафоры?

Задание направлено на развитие речевых навыков учащихся.

Работа в парах.

Ответ: Лёгкий туман, певчие птицы, хитрая лисица, страшный филин.

Ответ: проснулись птицы, поперхнулась спросонья, взойдёт солнышко, запоют птицы, растает туман, запоют привечая .

Умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся(К)

Навыки самопроверки(Р)

      Задание № 6

Как автор описывает воздух? ( сырой и прохладный)

  Выпишите основные слова (фразы): Лёгкий туман ,прохладная роса

Задание направлено на поиск информации в тексте.

Индивидуальная работа учащихся с текстом с последующим обсуждением результатов.

Умение находить в тексте необходимую информацию.

Задание № 7

Какие слова помогают «услышать»текст? ( закуковала и поперхнулась, запоют громче )

Задание направлено на проверку понимания текста.

Коллективное обсуждение вопроса.

  Умение формулировать собственное мнение с опорой на прочитанный текст (К)

Умение понимать прочитанный текст (П)

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

  1. Метапредметные связи (литература)

Задание № 8

Какие признаки сказки можно отыскать в тексте?

1.Зачин: Вот…

2Тема:борьба добра со злом: Много врагов у маленького зайчишки.

3.Количество испытаний герою сказки:гонялась лисица, пугал филин, ловила рысь.

4.Концовка: счастливая -«от всех врагов ушёл маленький зайчишка».      

Как называются такие сказки? Анималистические

Коллективная форма работы. Чтение предложенного  фрагмента текста, определение  стилистической принадлежности текста в целом

 Формулировка вывода :текст по стилю-художественный.

Умение соотносить содержание произведения  и знания по теории литературы

Задание № 9

Как вы думаете, из какого источника взят текст?

  1. Из  рассказа Соколов –Микитова?
  2.  Из статьи энциклопедии о птицах
  3.  Из сказок о животных
  4. Из мифов о происхождении животных и птиц

Задание направлено на обучение навыкам устанавливать источник

информации.

Коллективное обсуждение.

Учащиеся анализируют каждый из предложенных вариантов ответа, выбирают верный- 1

Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).

Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы(К)

  1. Итог урока. Рефлексия

Обобщить полученную информацию, дать оценку работы на уроке.

Организация рефлексии учащихся.

 - Оцените свою работу. Оцените результаты собственной деятельности на уроке: чему научились, над чем задумывались во время работы, что нового открыли для себя?

Учитель комментирует высказывания ребят,  дает оценку работы класса, объявляет  отметки, полученные в процессе работы.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность по определенным критериям

я научился … 

я разобрался в … 

я наконец-то запомнил, …

Я теперь знаю…, умею …

Я должен повторить

.

Умениеосуществлять самоконтроль;совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.(Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействовать в паре. (К)

Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л)

  1. Домашнее задание

Дать инструктаж по выполнению задания.

Упр.3 , стр. 39.

 Дописать сказку (дифференцированный подход к выполнению

домашнего задания).

Развитие творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...