Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Алиева Татьяна Мансуровна

Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_tehnologicheskaya_karta_alieva.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ УРОКА.

ФИО учителя: Алиева Татьяна Мансуровна

ОУ: ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -.

Цели урока:

  • формирование языковой культуры личности, развитие критического мышления шестиклассников на основе глубокого осмысление способов правописания слов с чередованием гласных букв о - а в корнях - кос - / - кас.
  • формирование языковой культуры личности через развитие образного и логического мышления, через развитие речь учащихся.
  • освоение знаний о русском языке через изучение лексического значения корней - кос - /
  • - кас –
  • развитие потребности к речевому самосовершенствованию через подбор примеров по изученной теме.
  • формирование умения извлекать и преобразовывать необходимую информацию на основ условия выбора о-а в корнях - кос - / - кас -.

Планируемые образовательные результаты. Обучающийся по окончании изучения темы:

  • Планирует необходимые действия и операции.
  • Видит и формулирует  проблему.
  • Воспринимает информацию зрительно.
  • Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития.
  • Осуществляет контроль и оценку учебных действий.
  • Обдумывает ответы на вопросы и понимает, что знаний недостаточно для полного ответа.
  • Высказывает и обосновывает свою точку зрения.
  • Определяет тему и цели своего обучения, развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
  • Выделяет главное, устанавливает причинно - следственные связи в сделанном выборе.
  • Формулирует собственные мысли.
  • Формирует и развивает компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
  • Строит речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
  • Принимает и сохраняет учебную задачу.

Программные требования: 

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Знать правило написания букв а и о в корнях -кас- и -кос-; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с проверяемыми безударными гласными; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова по видам орфограмм.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения условия правописания корня

Интерес к изучению языка, стремление к речевому самосовершенствованию.

Программное содержание: Словообразование. Орфография. Культура речи. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -кос- / -кас-.

Ведущая мировоззренческая идея урока или ценностные ориентиры: Грамотная устная и письменная речь каждого человека позволяет сохранить культуру родного языка.

Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: чередование, орфограмма-буква.

План изучения нового материала:

  1. правописание корней -кос- / -кас-.
  2. проверка чередующейся гласной в корне.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-исследование

Технология обучения: технология развивающего обучения, основанная на создании учебных ситуаций.

Оборудование (или оснащение) урока: интерактивная доска (экран), ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки), система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass, учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский], - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-030283-8

Мизансцена урока: парты расставлены по кругу.

Домашнее задание:        

1. Задание всем обучающимся - параграф 36, учить правило.

2. Задание по выбору:

    * стр. 105, упражнение 184;

    * составить текст со словами в корне

       -кос-, -кас- (6 предложений);

    * составить кластер по изученной теме.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКА.

Планируемые результаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Планирует необходимые действия и операции

Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение школьников в деловой ритм. Учитель приветствует обучающихся.

Демонстрируют готовность к уроку. Приветствуют учителя.

II. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Видит и формулирует  проблему. Воспринимает информацию зрительно.

Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития.

Осуществляет контроль и оценку учебных действий.

Обдумывает ответы на вопросы и понимает, что знаний недостаточно для полного ответа.

Высказывает и обосновывает свою точку зрения

Определяет тему и цели своего обучения, развивает мотивы и интересы своей познавательной деятельности, высказывает и обосновывает свою точку зрения

1. Чтение эпиграфа: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те,  кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться» Элвин Тоффлер - американский философ.

2. Работа с текстом:

«Письменная речь пом..гает зрительно увидеть текст. Устная речь к..сается г..ворения. К..снуться её можно, уже начав диалог»

- На что обратили внимание, читая данный текст?

Задание: вставьте пропущенные буквы в слова пом..гает, к..сается, г..ворения, к..снуться.

Проверка:

- Кто согласен/не согласен? Почему?

Аналитическая беседа:

- Что делали, чтобы верно записать букву?

- Где затруднились? Что удивило?

- Какие буквы могли здесь написать?

- В какой части слова?

 - Какой вариант написания правильный? С гласной О или А?

- Почему получилось два варианта выполнения задания?

- Чего мы не умеем?

- Хватает ли нам знаний?

Главный вопрос урока – Какой корень КОС или КАС правильно писать в словах?

- Сформулируйте для себя тему урока.

- Как планируете понять материал урока? Что планируете сделать, чтобы  изучить новую тему?

Зачем нам необходимо это новое знание? Где его можно применить?

Слайд 1. Приложение 1

Слайд 2. Приложение 1

Письменно в тетради

Поочередно 4 человека у доски

Фронтально

Слайд 3. Приложение 1

Слайд 4. Приложение 1

Слайд 5. Приложение 1

III. СИТУАЦИЯ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Выделяет главное, устанавливает причинно - следственные связи в сделанном выборе, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

На доске закреплены карточки со словами: прикоснуться, прикасаться, касаешься, коснешься, касаемся, коснемся. (Приложение 2).

Задание: разберите слова по составу.

Задание: запишите слова в два столбика, объясните своё решение.

Проверка:

- Почему в близких по значению словах пишутся разные корни?

- От чего может зависеть их правописание?

- Какую закономерность вы видите?

(дети высказывают гипотезы)

Вывод: корень -кас- пишем, если есть суффикс –а-.

Слайд 6. Приложение 1

2 человека письменно у доски

Письменно в тетради

Фронтально

Слайд 7. Приложение 1

1-2 человека

IV. СИТУАЦИЯ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ

Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития

- Всегда ли работает правило условия выбора А, О?

Задание: приведите примеры слов с корнями КОС и КАС. Объясните правописание.

Чтение правила в учебнике на странице 104.

2-3 человека устно

1 человек

Слайд 8, 9 Приложение 1

V. ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Формирует и развивает компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Осуществляет контроль и оценку учебных действий.

Задание: распределите слова на 2 группы, объясните своё решение.

Задание: запишите под диктовку предложения:

Касаюсь стены рукой.

Коснитесь носа пальцами.

Вопрос касается дружбы.

Касание мяча о сетку.

Прикосновение к руке.

Проверка: с помощью сигнальных карточек (Приложение 3), с помощью система контроля и мониторинга качества знаний PROCLass (Приложение 4).

- Что нужно сделать чтобы правильно записать корни –кос-, -кас-?

Слайд 10. Приложение 1

По очереди распределяют слова на интерактивной доске на две группы с корнем

 –кос- и –кас-.

Слайд 11,12.

Самостоятельно, письменно в тетради

Слайд 13,14. Приложение 1

Фронтально

Слайд 15. Приложение 1

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Строит речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

- Чего мы не знали?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились? Что для этого делали?

- Продолжите предложения:

  Теперь я знаю…

  Теперь я могу…

Слайд 16. Приложение 1

Фронтально

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Принимает и сохраняет учебную задачу.

1. Задание всем обучающимся - параграф 36, учить правило.

2. Задание по выбору:

    * стр. 105, упражнение 184;

    * составить текст со словами в корне

       -кос-, -кас- (6 предложений);

    * составить кластер по изученной теме.

Слайд 17. Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Буквы е,и в корнях с чередованием"

Технологическая карта урока русского языка с приложением....

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы о, а на конце наречий с приставками»

На русского языка на тему:  «Буквы о, а на конце наречий с приставками» были использованы информационно-коммуникационные технологии....

технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме" Буквы а–о в корне ­кас­ – ­кос­ "

Планируемые образовательные результаты после проведения данного урока :  осуществлять поиск информации, преобразовывать из одной формы в другую, делать выводы, составлять алгоритм и действовать п...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е – и»

Урок смоделирован с учетом требований ФГОС: определен каждый этап  урока с целеполаганием, планируемыми образовательными результатами, обучающими и развивающими компонентами, заданиями и упражнен...