Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тлупова Эмма Нургалиевна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon bukvy_o-yo_posle_shipyashchih.zip97.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока «Буквы о-ё после шипящих в корне слова»

Цель урока

Познакомить с орфограммой. « Правописание О-Ё после шипящих в корнях слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные:
знать: правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова, слова-исключения;
правописание слов с непроверяемыми гласными после шипящих в безударном положении;
уметь: находить и правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные:
уметь находить, преобразовывать и передавать информацию, использовать современные телекоммуникационные технологии; уметь работать в команде.
Личностные: положительно относиться к учебе; понимать  определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы

htt://www.uroki.net; htt://www.zavuch.info; htt://festival.1september.ru

Оборудование

Интерактивная доска(экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

Основные понятия

Орфограмма-буква

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточ-ный контроль

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная ,психологичес-

кая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Воспроизведе-ние ранее изученного. Эвристическая беседа.

Вступительное слово:
-Ребята, сегодня мы продолжаем с вами свое лингвистическое путешествие по стране Русского Языка. В этой стране много достопримечательностей. А чтоб попасть в эту страну, нам необходимо преодолеть препятствия-отгадать загадки.

1.Какая водица только для грамоты годится? (Чернила)
2.Черные,кривые,от рожденья  все немые.
А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят.(Буквы)

3.Земля белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы).

-Итак, вы успешно преодолели препятствия и теперь время отправиться в страну Русского Языка. Сегодня нам предстоит интересная и непростая работа. Но для начала вспомним материал предыдущего урока.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

понимают познавательную задачу.

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

Листы обратной связи.

Устные ответы.

2.Актуализа-ция знаний.

Воспроизведе-ние ранее изученного.

Зрительный диктант по упр.456

-Объясните, орфограммы. Выделите корни с чередующимися и безударными орфограммами.

Взаимопроверка по ключу на слайде.

Выполняют письменные задания.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия, в материализован-ной и умственной форме;осуществляют для решения учебных задач операции анализа,синтеза,сравнения,классификации,устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Физкульт-минутка

-Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся.
Руки в стороны развел. Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Выполняют элементарные упражнения

фронтальная

3.Целеполо-гание и построение проекта  выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Эвристическая беседа

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

_Ребята, кто из вас любит сказки?А какие сказки вам больше нравятся? Кто из вас слышал сказки о русском языке?

-Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить.
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут гласные и согласные. Еще бы! Ведь без гласных им с работой не справиться. Но вот только плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий согласный.
-А какие шипящие вы знаете? (Ж,Ш,Ч,Щ).
Что ещё мы о них знаем?

С буквами (Я,Ю,Ы) эти шипящие и вовсе знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё.  то всем буквам подавай букву Ё. такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О.Как думаете о чем мы будем сегодня говорить? (О правописании О и Ё после шипящих). Смотрим на экран. Вам предлагаются слова для анализа. На слайде слова:  
пчёлка, шёлковый, шорты,щёчка,шоу,анчоус,чёлка,шёпот,шорох, крыжовник,жокей.

-Значение каких слов вам незнакомо? (пояснение незнакомых слов).

-Что общего между этими словами?
(во всех есть шипящие).

-Какой звук слышится после шипящих?(Звук О).

-Почему же пишутся разные буквы:и О,и Ё?

Дополняет ответы учеников, организует и сопровождает их деятельность.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, строят высказывания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учебной деятельности . Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:

планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану .

Коммуникатив-ные:

строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом учебно-познавательных задач.

Устные ответы

4.Практичес-кая деятельность по реализации построенного маршрута

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Наблюдение и анализ языковых единиц. составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа.

Работа в тетрадях и на доске.
-Давайте запишем предложенные слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О в два столбика- и подберем к каждому слову однокоренное слово.
-Какую особенность вы заметили?
(Если в однокоренных словах пишется Е, значит в корне пишем Ё, если нельзя подобрать слово с Е - пишем О.
-Сформулируйте самостоятельно правило. А теперь сравните  с правилом из учебника. Работа с учебником.
-Ребята, с Буратино произошла неприятная история. Послушайте её и попробуйте найти в ней слова на изученное правило.

В сад пришел наш Буратино,
А в саду крыжовник рос.
Он услышал тихий шорох за кустом цветущих роз.
Сразу стало интересно.
Он накинул капюшон.
Кто ж за розой? Неизвестно?
Но не испугался он.
Он вперед шагнул бесстраш-но.
Треск!...И разорвался шов.
«Мой капюшон! О, так ужасно!»
И Буратино был таков.

-Какие слова вам встретились в этом стихотворении? Обратите внимание на слова крыжовник,шов,шорох,капюшон (на слайде)

Поставьте ударение в них.Какая гласная пишется под ударением?

Вывод: есть такие слова,в которых гласная под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О.Такие слова называются словами-исключениями. Их надо запомнить. Составьте с ними словосочетания.

Отвечают на вопросы, под руководством педагога строят план работы над заданием, распределяют слова, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, работают с учебником.

Фронтальная,индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания, самостоятельно находят информацию в учебниках

Регулятивные:

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатив-ные:

осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Письменная работа

5.Первичное закрепление.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике . Письменная работа

-Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения
(план на слайде):
1.Определить часть слова.
2.Если орфограмма в корне, подобрать однокоренное слово с Е.
3.Можно подобрать такое слово-пишем Ё.
Нельзя подобрать такое слово-пишем О.
Поработаем с планом.
Слова для анализа: чёрный,шоссе,шоколад,жёл-тый.
-Но существует одна особенность в этом правиле:
Если слово с корнем -ЖЁГ-
(-ЖЕГ-) является существительным-пишем О, если глаголом -пишем Ё.

Посмотрите на доску(слайд)
Вставьте пропущенные буквы в тексте:
Преступник ночью дом поджег,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжёг.
Так, ,получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.


самостоятельно выполняют разные по уровню упражнения.

Отвечают на вопросы, выполняют упражнения.

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,сравнения,классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные:

адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления.
Коммуникатив-ные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.

6.Самостоя-тельная работа

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

Творческое задание.

-Составьте небольшой текст(3-4 пр), используя предложенные слова.
На слайде:
крыжовник, шёпот, шорох, пчёлы ,шёлковый.

Самостоятельное выполнение разных по уровню упражнений.

Отвечают на вопросы, работают с учебными пособиями, выполняют упражнения.

Индивидуальная,групповая

Личностные:

оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные:

самостоятельно планируют необходимые действия, операции
по плану.
Коммуникатив

ные:

формулируют собственные мысли,высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(Итог)

Заключительная беседа по вопросам

-Какую орфограмму вы выучили?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
-Понравилось ли вам на уроке?
-Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных карточек. Урок понравился-карточку с веселым  улыбающимся лицом. Если нет, то с грустным лицом.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Регулятивные:
оценивают свою работу.

Коммуникатив

ные:

строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

Технологическая карта урока «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Корни -раст-, -ращ-, -рос-"

Урок русского языка в 5 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС...


 

Комментарии