Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок открытия «нового» знания
Цели урока:
- деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активное творческое усвоение учебного материала, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
- содержательные: формировать навык написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; умения правильно подбирать проверочные и однокоренные слова, находить в тексте слова с заданной орфограммой; умение обрабатывать информацию, учить аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях «Русский язык» С.И. Львова, В.В.Львов, Москва « Мнемозина», 2013. , карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grezneva_o.v._stsenariy.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 5 класс. Учебник в 3 частях. М., «Мнемозина», 2013 г.
Тема урока: Правописание безударных гласных в корнях слов
Урок открытия «нового» знания
Цели урока:
- деятельностные: создать условия для усвоения учебного материала, развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активное творческое усвоение учебного материала, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
- содержательные: формировать навык написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением; умения правильно подбирать проверочные и однокоренные слова, находить в тексте слова с заданной орфограммой; умение обрабатывать информацию, учить аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в трех частях «Русский язык» С.И. Львова, В.В.Львов, Москва « Мнемозина», 2013. , карточки – заготовки для самостоятельной работы, цветные карточки (красная, желтая, зеленая) для рефлексии.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Действия учащихся | УУД |
I.Мотивация к деятельности Цель: создание положительного настроя на урок русского языка | - Прозвенел заливисто звонок, Пригласил друзей на наш урок. Тема интересная вас, ребята, ждёт Включайтесь в работу, и смело вперёд! Откройте тетради, запишите дату урока. | Слушают, настраиваются на урок Записывают в тетради дату урока. | - формирование положительного отношения к учебной деятельности (Л) - развитие познавательных интересов(Л) -умение планировать свои действия (Р) - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К) |
II.Актуализация и пробное учебное действие Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового способа действий | На доске записан отрывок из стихотворения З.Александровой. (Слайд № 2) Одуванчик з…лотой Пост…рел и стал с…дой. А как только пос…дел, Вместе с ветром ул…тел. Запишите отрывок из стихотворения, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Проверьте себя (Слайд № 3) Какая орфограмма объединяет все эти слова? Какое вы знаете правило о правописании безударной гласной в корне слова? | Заранее подготовленный ученик читает его. Списывают, вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы. Проверяют себя. Безударная гласная в корне слова. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. (Слайд № 4) Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударение, Чтоб развеять все сомнения! | - формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению (Л) - понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме (П) -обобщать (выделять) ряд объектов по заданному признаку(П) - анализировать изучаемые факты языка, сравнивать, классифицировать(П) - формулировать собственное мнение (К) |
III. Выявление места и причины затруднения Цель: обсуждение и выявление затруднения | Правописание каких слов вызвало затруднения? Почему? Ребята, чтобы верно написать безударную гласную, нужно правильно подобрать проверочное слово. Рассмотрим примеры (слайд № 5 ) Постарайтесь подобрать правильно проверочные слова. - Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока. Запись на доске и в тетрадях: «Правописание безударных гласных в корнях слов» | Называют слова. -Правописание безударной гласной в корне слова | - Задание(вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний (Л) - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков(П) |
IV. Построение проекты выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способов и средств реализации целей путем выбора нужной информации | (Слайд № 6) Какую цель вы поставили бы к уроку? (Какую цель можно поставить перед собой?) Да, сегодня мы будем углублять знания об орфограмме безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.
Итак, какой способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам? Предлагаю составить алгоритма действия. (Слайд № 8) Задание для «слабых» учащихся: приведите примеры из упражнения № 133 на данный алгоритм. Задание для «сильных» учащихся: найдите в толковом словарике примеры слов на данный алгоритм. | Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова Читают текст на стр. 63-64 рубрика «Знай и применяй» Чтобы выбрать правильную букву в корне, нужно объяснить лексическое значение слова через однокоренное слово. Составляют алгоритм действия. («Сильный» ученик получал опережающее задание и демонстрирует свой алгоритм) (Приложение № 1) (Слайд № 7) | - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале (Р) – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме (П) – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (П) – формулировать собственное мнение и позицию (К) -понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале (Р) -последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (Р) |
V.Реализация построенного проекта Цель: Усвоение учащимися алгоритма | Применяем наш алгоритм. Правильно оформим запись, выделяем орфограмму и условия выбора гласной в корне слова. (Слайды 9-10) | Каждый ученик записывает по одному примеру у доски, применяет правило, выделяет орфограмму (Остальные работают в тетрадях) | - применение алгоритма проверки безударных гласных в корне слова (П) -осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя (Р) - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами (К) |
VI.Первичное закрепление учебного действия Цель: проговаривание во внешней речи, парная работа | Отгадаем загадки, запишем отгадки, проверочное слово (форма слова) и однокоренное. (Слайды 11 -18) 1.Есть у каждого лица Два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора.
2.Она под осень умирает И вновь весною оживает. Иглой зелёной выйдет к свету, Растёт, цветёт всё лето. 3. В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. 4.Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. | В данном задании работает пара у доски (с обратных сторон). Ребята читают загадку и отгадывают её. Записывают отгадку и подбирают проверочные слова двумя способами: изменением слов и подбором однокоренных, объясняя лексическое значение слова. Глаза - глаз - глазки Трава - травы, травка Вода - воды – водный Сова - совы - совушка | - принимать и сохранять учебную задачу (Р) - сохранять интерес к учебному материалу (Л) -подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова.(П) |
Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания | Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы: К.рмушка(корм), маслёнок(масло), кр.ль-чиха( кролик), см.льчак (смелый), б.глец ( бег), старичок ( старый), ц.почка (цепь), д.чурка ( дочь), с.сновый ( сосны), д.тишки ( дети). (Слайд № 19) | Коллективно выполняют упражнения | |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | - Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, ведь вы уже многому научились. Раздаёт карточки (в 2 вариантах) с заданием для самостоятельной работы. (Приложение № 2) ( в карточку – заготовку запишите только буквы корня слова) (Приложение № 3) - Ещё раз посмотрите, всё ли у вас получилось, нет ли ошибок? - Обменяйтесь карточками, поработайте учителем, сверьте с ответом на слайде. Проверим результаты вашей работы (Слайд № 20) - Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 и более ошибок, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится. (Слайд № 21) | Выполняют самостоятельно на карточках- заготовках. Дети самостоятельно вставляют буквы, а затем обмениваются карточками, сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища. | - принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков (Р) - применять правила правописания безударных гласных в корне слова (П) - оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).(Р) - осуществлять действие взаимоконтроля(К) - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища) (Л) |
VIII.Включение в систему знаний и повторение Цель: формирование орфографичекой зоркости, самооценка результатов деятельности своей группы | Разве можно без улыбки видеть Петины ошибки. Он в тетрадке написал : Зема ухадить не хочет. Прячет последний снижок в лису. Воздух день от дня типлее. Небо свитлее. Потикли ручийки. Вада залила трапинки. Звенит висёлая копель. Быстро Пете помогайте и ошибки исправляйте! (Слайд № 22) Задание на время, вы должны как можно быстрее исправить их. Начинаем проверку с той группы, которая выполнила это задание быстрее, и так в порядке очередности каждая группа исправляет и комментирует ошибки. Почему Петя допустил так много ошибок? Какое же правило не знал ученик? Давайте поможем Пете и еще раз объясним ему правила написания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением! (Предлагает ответить слабым учащимся) Ребята, обратите внимание, что некоторые слова на эту орфограмму Петя все – таки написал правильно. Назовите их. | Учащиеся записывают слова, в которых Петя допустил ошибку, применяют правило, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова, оформляют орфограмму.
| - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале (Р) - последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности (Р) - принимать участие в работе группами (К) -договариваться, приходить к общему решению (К) |
IX. Рефлексия.Итоги. Домашнее задание. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Какая цель была поставлена на уроке? Как вы считаете, она достигнута? Выберите нужную фишку : (слайд № 23) КРАСНУЮ - Я умею проверять безударные гласные. Сегодня на уроке я: (Слайд № 24) И научился….. Т было интересно… О было трудно …. Г мои ощущения…. | - Я научился проверять безударные гласные в корне слова, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов. | представление о причинах успеха в учебе (Л) -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий (Р) -обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом (Р) -формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания (К) |
Выставляет оценки за урок, комментируя их | |||
Задает домашнее задание, объясняет способ выполнения. (Слайд № 25) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание приставок пре- и при-
Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"
Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....
Технологическая карта урока русского языка "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок открытия нового знания....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"
Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....
Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...
Технологическая карта урока русского языка по теме" Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Методическая разработка урока русского языка по теме " Правописание приставок пре- и при-". УМК Т.А. Ладыженской 6 кл....