Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия (УУД) |
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветственное слово учителя: (слайд 1) - Здравствуйте! Садитесь. - Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу. Я хочу, чтобы у нас всё получилось. У вас, ребята, уже есть хороший фундамент знаний. Давайте настроимся на работу. | Приветствие обучающихся.
| Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные.
|
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель - включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Работа с текстом - Ребята, перед вами карточки с текстом. Давайте прочитаем текст и ответим на вопросы. У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) Просит ученика прочитать текст вслух. Пересказ текста. - Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор. - Кому можно рассказать этот текст? - Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? - Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме. |
-Как надо прожить жизнь. - Друзьям, брату, сестре. Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания | Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть монологической речью.
|
3.Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «Какие орфограммы встретились в тексте?» -Назовите устно пропущенные буквы. -Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число, вид работы и тему урока. - Сегодня на уроке очень важная тема. Выпускники школы повторяют ее, готовясь к ОГЭ и ЕГЭ. | Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. «Гласные в корнях с чередованием»
| Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. |
4.Постановка учебной проблемы
| - Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке и какие цели поставим на сегодняшний урок? | Составляют план действий, озвучивают примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме 2.Выполнение упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием. 3. Проверить устойчивость навыка. | Познавательные: целеполагание, выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
5. Подготовка к обобщению понятий, правил
| Фронтальный опрос - Когда написание чередующихся гласных вызывает затруднение? - На какие три группы можно разделить все безударные гласные в корне слова?
- Что нужно делать, для того чтобы безошибочно писать безударные буквы в корнях? Распределительный диктант (распределить в две колонки слова с чередующейся гласной и без чередования): дома, деревья, положить, дорога, загорать, заря, небесный, площадка, вырастить, моря, собирать, отрасль. - А каких орфограмм в русском языке больше?
- Написание каких орфограмм вызывает затруднение? - Какие гласные могут чередоваться? - Какие корни с чередованием гласных вам известны? - От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова?
|
- Когда они находятся в безударном положении.
- Безударные гласные, проверяемые ударением, непроверяемые и чередующиеся . Ответы обучающихся.
Один ученик выполняет задание у доски, остальные в тетрадях.
- Безударных гласных, проверяемых ударением
- Чередующихся гласных. - О // А, Е // И Ребята перечисляют группы корней. Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса -а- после корня, от ударения | Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока; объясняют языковые явления, связи, отношения.
|
6. Воспроизведение учащимися знаний и способов действия применений приобретённых знаний, выполнение упражнений.
| Задание 1. «Заполните таблицу» Предлагает детям заполнить таблицу по группам: 1 ряд - от ударения, 2 ряд – от последующей буквы, 3 ряд – от суффикса -а- Условия написания гласной в корнях с чередованием | Корни с чередованием | 1. От ударения; |
|
| 2. От последующей буквы; |
|
| 3. От наличия суффикса А после корня. |
|
| 4. От лексического значения корня |
|
Проверка с доски Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни: один учащийся приводит примеры, подтверждающие правило, второй – исключения из правила, третий должен обобщить всю информацию и выступить перед классом, четвертый ученик – анализирует (исправляет, дополняет) ответ другой группы (1 группа анализирует ответ 2, 2 – 3,3-1) 2. Подготовка к ЕГЭ -Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) сж..гать, орб..тальный, пол..мический 2) вызв..лить, напом..нание, предст..вительный 3) экз..меновать, асф..льтированный, изд..вать 4) разг..реться, укл..ниться, за́р..сли 5) выб..рающий, з..рница, выл..жить | Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу:
От ударения: -зар-, -зор-; -гар-, -гор-; От последующей буквы: -раст-, -рос-, -ращ-; От наличия суффикса А после корня: -кас-, -кос; -лаг-, -лож-; -бер- - -бир-; -дер- - -дир-. От лексического значения: -ровн- - -равн-
Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп
- 4,5
| Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов. Регулятивные: проектируют маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.
|
7. Реализация дидактической цели. Отработка обобщенного алгоритма действий.
| Даются предложения со словами с пропусками. - Озеро чуть не на версту зар.сло камышами.
- Над городом разг. ралась утренняя з. ря.
- Мы увидели город, распол.женный у самого подножия гор.
- Ребята, это текст? - Почему? - Выпишите слова с пропусками и графически обозначьте орфограмму. Работа с текстом. - Ребята, перед вами еще карточка. Давайте прочитаем ее и ответим на вопросы. (1)… . (2) Первые лучи, ярко бл.стая, прик. снулись к золотым куполам церкви. (3) Белый туман еще клубился в зар…слях кустарника, когда подр…стающие тополя поклонились солнцу. (4) Город, оз. ренный утренним светом, представлял собой удивительное сочетание красок. (5) При взгляде на родной город душа оз. ряется добром, теплом, светом. (6) В сердце заг.рается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству. - Можно ли назвать эту запись текстом?
- Чего не хватает в тексте? - Где его взять? - Прочитайте предыдущие предложения и скажите, какое должно стоять на этом месте?
- О чем этот текст? Назовите основную мысль текста. - Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? Выборочный диктант Предлагает ученикам, сидящим за 1 партой на каждом ряду выписать слова с чередующимися гласными, написание которых зависит от суффикса –а-; за 2 партой – от ударения; за 3 – от последующего согласного.
|
- Нет. - Предложения не связаны между собой по смыслу и грамматически.
Ученики выполняют задание.
- Да, предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. - Первого предложения.
- 2 предложение. Во втором предложении текста есть подсказка: первые лучи
- О красоте родного города - Патриотизм.
1) блистая, прикоснулись; 2) озаренный, озаряется, загорается; 3) в зарослях, подрастающие. | Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.
|
8. Итог урока | - Что мы делали сегодня на уроке?
- Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе? -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? | - Мы обобщали и систематизировали материал по теме «Чередующиеся гласные в корнях слов» | Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
9. Задание на дом | Дает дифференцированное домашнее задание. - Карточки.
Карточка 1. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание. 1. Без огня г..рит, без крыл летит, без ног б..жит. 2. На кусте выр..с, по рукам пок..тился, на зубах очутился.
Карточка 2. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание. 1. Х..л..дное имя, х..л..дный и дом. На х..л..де жгучем г..рит огоньком. 2. Зах..чу, так покл..нюсь, а пол..нюсь, так повалюсь.
Карточка 3. Отгадайте загадки. Найдите слова с чередованием гласных А-О в корне и объясните их правописание. 1. Что без огня г..рит? 2. По з..ре з..рянской к..тился шар вертлянский: никому его ни обойти, ни объехать. 2. Написать сочинение-миниатюру «Любимый уголок природы»: 5-7 предложений (использовать слова с чередующимися гласными) 3. Составить тест «Чередующиеся гласные в корне слова» |
| Регулятивные УДД |