Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "Правописание корней с чередованием гласных а -о. Корни -лаг- - -лож-, -кас- - -кос-.
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:
Цель: формирование представлений учащихся о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-; развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
Планируемые результаты.
Предметные: знать правило написания букв а-о в корне -лаг-, -лож-; кас – кос; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: беседа, рассказ, поисковый, исследовательский.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, картина «Масленица».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: « Правописание корней с чередованием гласных а-о.
Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- «.
Урок изучения нового материала.
Лукьянова Марина Ивановна
учитель русского языка и литературы
Байловский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»
2018г.
Цель: формирование представлений учащихся о правильном написании чередующихся гласных в корне -лаг-, -лож-; -кас-, -кос-; развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.
Планируемые результаты.
Предметные: знать правило написания букв а-о в корне -лаг-, -лож-; кас – кос; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: беседа, рассказ, поисковый, исследовательский.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, картина «Масленица».
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке, методическое обеспечение | Формируемые умения (УУД) |
1.Организационный момент. 1 мин. | Проверка готовности детей к уроку, создание эмоционального настроя на урок. Друзья мои! Я очень рада Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна. | Подготовка рабочего места. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу | фронтальная | Личностные: - формирование положительной мотивации к изучению нового |
2. Актуализация знаний и самоопределе-ние к деятельности. 5 мин. | 1.Коллективная работа: Распределить слова в 3 столбика. Слова, которые сложно куда-то отнести, записываем в 1 столбик. очаровал, слагал, сугроб, касался, шубка, бежали, коснулся, сложил. 2.Создает проблемную ситуацию. Как озаглавить 1 колонку таблицы? Можем мы сразу ответить на вопрос, какие буквы пишутся в этих корнях с чередованием? Какая цель нашего урока? 3.Сформулируйте тему урока? | Заполняют таблицу. Вспоминают правило правописания безударной гласной и парной согласной в корнях слов. Подбирают проверочные слова. Называют корни в словах: слагал, касался, коснулся, сложил. Формулируют тему урока с помощью учителя. | Фронталь-ная | Познавательные: Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; |
3. Усвоение новых знаний. 10 мин | 1.Читает сказку За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -ЛАГ- и -ЛОЖ-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -ЛАГ- и -ЛОЖ-, того награжу по-царски». Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы, согласные Г и Ж, оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -ЛАГ- и -ЛОЖ-. Согласная Г быстро подскочила к брату -ЛАГ-, а ее сестрица — к брату -ЛОЖ-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -ЛАГ-, а если сестрицу Ж - то братец -ЛОЖ-. - От чего зависит написание букв О и А в корнях с чередованием -ЛАГ- --ЛОЖ-? 2. Послушайте другую сказку. 3.Работа с таблицей. -Прочитайте слова 1 столбика. Какая гласная пишется в корне этих слов? -Попробуйте определить, когда в безударном положении в корне –кас- кос- пишется а? о? -Можно ли эти слова проверять ударением? Почему? 2. Работа с учебником. Прочитайте правило в учебнике на с.70. Сравните с нашими выводами. | 1. Учащиеся слушают текст, выясняют, какое орфографическое правило зашифровано в сказке. Отвечают, от чего зависит написание букв О и А в корнях с чередованием -ЛАГ- --ЛОЖ-? Наблюдают за языковым материалом и на основе таблицы формулируют правило правописания корня. Работают с учебником. Сравнивают собственные выводы с материалом учебника. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая. | Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; |
4. Первичная проверка понимания. 5 мин | 1. Объяснительный диктант. Учебник с.166 упр.566 (один ученик у доски) 2. На доске записаны слова: коса (девичья), скосить (траву), коснуться. Выделите в них корни, выясните, являются ли данные слова однокоренными. (Нет) Как называются такие корни? (Омонимичные). Сделайте вывод, что надо учитывать при выборе гласных в корнях? (При выборе гласных в корнях обязательно следует учитывать лексическое значение слова.)
| 1. Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания. Выполняют задания с проговариванием вслух алгоритм: записывают, выделяют корни, анализируют слова, делают вывод. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: - формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания кас-кос; построение речевого высказывания. Регулятивные: - поиск пути решения проблемы; - осуществление познавательной и личностной рефлексии. Коммуникативные: - формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной форме. - формирование умения слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. - развитие взаимопомощи, взаимоконтроля. |
5.Физкультминутка. | Выполняют физкультминутку. | |||
6. Проектная работа. 7 мин | - А сейчас, ребята, мы составим с вами проект на тему «Масленица». Ребята, а что вам известно об этом празднике? Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с давних времён. Обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Масленица - это прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Работать будете в группах. Из предложенных заготовок вы составляете сюжетную картину на тему «Масленица» и по созданной картине, используя предложенные словосочетания с изучаемой орфограммой, составляете 2-3 предложения. | 1. Работают в группах, выполняют творческое задание. Работу выполняют в группах и защищают проект. | Самостоятельная работа, работа в группах | Познавательные: - формирование системы знаний; владение приёмами отбора и систематизации материала; - анализ, сравнение; - формирование умения группировать материал; - построение речевого высказывания. Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы. - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; - воспитание уважительного отношения к мнению других; |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.1 мин | § 51, правило наизусть; упражнение 571 с.167. | Запись домашнего задания | Разноуровне вое задание (на выбор) | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 1 мин | Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. - Какие цели ставили в начале урока? Что нового узнали? - Каким способом? - Где будете использовать? -Используя «Солнышко» , оцените знания по данной теме, полученные на уроке. | Ребята отвечают на вопросы учителя, оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе | Фронтальная. | Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные:умение строить речевое высказывание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием гласных е/и".
Тип урока: ознакомление с новым учебным материаломЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Обучающий компонент: учащиеся в конце урока должны:-осознанно воспринимать, формулировать правило и чётко запоминать его в ходе пр...
Технологическая карта урока по русскому языку "Буквы е–и в корнях с чередованием" (с приложениями) 5 класс
С приложениями: самоанализ, лингтвистическая сказка, презентация....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы а – о в корне -раст- – -рос-»
Цели: 1) изучить правило написания гласных а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-; 2) научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; 3) развить иссл...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок русского языка в 5 классе...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Чередующиеся гласные в корнях слов»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...